Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭДДА»  И  САГА  КАК  ОТРАЖЕНИЯ ДВУХ  ТИПОВ  СОЗНАНИЯ



«Эдда» и сага. Их основное разительное отличие в породившем их типе сознания. «Эдда» продукт архаического мышления, сага же возникает в ту эпоху (разумеется, как запечатлённый на пергаменте литературный памятник), когда начинает формироваться индивидуальное сознание.

В эддических песнях всё происходит всегда. Это связано с традиционным представлением о цикличности времени, обусловленным особым типом сознания. Здесь воплощаемое представляет не историческую, а типическую правду. Поэтому герои, исторически существовавшие в разное время, циклически оказываются живущими в одно и то же время. Отсюда «календарность» традиционного мира богов и героев. Тут принцип избранного героического коррелирует с принципом циклически обустроенной модели системы. Мир «Эдды» — это мир, развивающийся парадигматически, а не синтагматически. В этом мире всё движется по кругу, история закольцована. Поэтому здесь время от времени появляются какие-либо противоречия, постоянно устраняемые посредством всё того же метафорического принципа мышления. Исторические события постоянно вновь и вновь включаются в эту парадигму, и вся эта модель системы живёт так же, как живёт, скажем, язык, воплощаясь в актуальной речи. Основной поэтический приём — кеннинг — есть характерная особенность такой поэтики в силу того, что ничто не может измениться окончательно и бесповоротно. Кеннинг есть фиксированная метафора, метафорический штамп, повторяя который, отсылают к традиции. Это самый антииндивидуальный поэтический приём. Скальд никогда не скажет корабль, но баран потока. Или рыба равнины вместо змея.

Сага же, напротив, исторична. И хотя по большей части в сагах авторское «я» не проявлено так ярко, как, скажем, в литературе нового времени, тем не менее индивидуальное мышление в них уже присутствует. Авторы саг постоянно пытаются убедить читателей в своей правдивости, в достоверности излагаемого. Такой исторический «реализм» есть явный признак зарождения иного сознания. Авторы саг потому и уверяют читателей в своей правдивости, что ощущают некое изменение отношения к актуальному положению вещей в мире. Сага как функциональная модель системы стремится к объективности, выражаемой через исторический подход. В саге, жанре позднего Средневековья, отразился страх перед развеществлением мира, развеществлением, о котором мы уже писали в нашей ранней работе «Диалектика личностного континуума. Эпос, лирика, теургия». Когда человек вырывается из спасительного «рая архетипов» и начинает воспринимать реальность исторически, у него возникает неосознанный страх перед изменчивостью мира, перед неповторимостью мимолётных мгновений. («Остановись, мгновенье, ты прекрасно! ») Закрепление событий в письменном виде со всей пунктуальностью, исчерпывающей «правдивостью» успокаивают его в мире, где всё каждую секунду умирает бесповоротно.

«Эдда» — это круг. Сага — это прямая линия, прерываемая (мы имеем в виду композицию и сюжет) лишь по технической необходимости и в силу сопротивления материала. Поэтому саги тяготеют к контекстуальности. Почти в каждой саге (за исключением сравнительно небольших по размерам произведений) имеются отсылки к другим сагам. Предполагается, что читатель уже с ними знаком. Создаётся контекст и — виртуально — выстраивается объёмный, нелинейный сюжет.

«Младшая Эдда» как бы объединяет в себе первое и второе (кстати, подобное можно сказать отчасти и про «Сагу об Инглингах»). С одной стороны — древний миф, с другой же — новое сознание, «историцизм» и эвгемеристическая трактовка старых богов. То, что становится для этого сознания непонятным (поскольку утерян ключ к архаическому миропониманию), обретает новое, «человеческое» объяснение. «Младшую Эдду» графически можно было бы изобразить как мандалу: крест вписанный в круг.

Если уже тогда был утерян ключ к пониманию древнего мифа, то как мы со своим предельно индивидуализированным сознанием пытаемся узнать хоть что-то о архаическом мышлении древних исландцев? Нет, вчитывания и герменевтики здесь никак не избежать. Мы субъективны, даже когда не желаем того, мы субъективны, когда должны были бы быть объективными, вместо того чтобы лезть со своими невежественными представлениями, со своими профаническими лженауками в божественный, полный блаженства рай архетипов. Ключ утерян.

1996


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь