Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МАГИЯ МЕТАЛЛОВ В «БЕОВУЛЬФЕ»
Теперь разберёмся в более частных причинах гибели Беовульфа. Для этого мы обратимся к труду крупнейшего традиционалиста и мыслителя XX в. Рене Генона «Царство количества и знамения времени». А именно: к главам «Вырождение денег», «Каин и Авель» и «Значение металлургии». Мы позволим себе цитировать Генона достаточно обширно, поскольку в противном случае нас могли бы обвинить в тенденциозности, или — того хуже — в плагиате. Хотя плагиат, с точки зрения Традиции, понятие весьма относительное. Никто не может претендовать на абсолютное ведение, но лишь на часть знания. В поэме много внимания уделяется «металлическим» дарам конунгов своим дружинникам. Эту традиционную особенность раннесредневекового общественного устройства можно рассматривать трояко. Самое простое объяснение этого, не побоимся сказать, феномена таково: конунг дробил кольца и ломал гривны для того, чтобы заплатить своим дружинникам за несение воинской повинности. Это была их зарплата, если можно так выразиться, основа материального благополучия. И тогда получается, что дружинники были весьма заботливыми о своём существовании людьми, готовыми за осколок гривны отца родного продать. Можно говорить также о том, что золото было вещественным доказательством чести отличившегося воина, материальным её мерилом. Это языческая, европейская (во многом) мифологема чести: подвиг — награда (а не зарплата, как в первом случае)[54]. С приходом христианства эта мифологема приобретает обратный знак: честь — не в стяжании, а в расточении. Это мнение разделяет большинство исследователей. Разумным будет и нам придерживаться его. Однако ж забывается самое главное. Золото представляло собой не только этическое, но и метафизическое мерило (ср. аспект золота у алхимиков). Вот что пишет по этому поводу Генон: «...древние монеты были буквально все покрыты традиционными символами, выбиравшимися из тех, которые представляли особенно глубокий смысл; именно это можно отметить у кельтов, у которых символы, изображённые на монетах, могут быть объяснены лишь при соотнесении их с теоретическими познаниями, свойственными друидам, что, впрочем, предполагает прямое воздействие последних на эту область... Это в точности согласуется с отсутствием профанной точки зрения в строго традиционных цивилизациях: деньги, там, где они существовали, не могли быть профанной вещью, какой они стали позже...»[55] Таким образом, функция даров — метафизическое причастие. Дары носили исключительно сакральный характер, и получение их приравнивалось к приобщению к мировому порядку, то есть к должному. То, что мы только что разобрали, касалось исключительно «положительного металла» — золота. А что железо? Генон приводит следующие примеры. Ветхозаветная традиция запрещала использование железа при постройке того, что «было специально предназначено для ритуального использования». Жёсток был закон и по отношению к возведению обычных построек при помощи железных орудий. При обрезании надлежало использовать только лишь каменные ножи. В Библии (Втор., 27: 5) говорится: «устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа...» При постройке храма в Иерусалиме «употребляемы были обтёсанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар., 6: 7). Намечается некая дуальность: «Случай с деньгами, как они существуют сегодня, может здесь служить характерным примером: лишённые всего того, что могло в традиционных цивилизациях превращать их как бы в посредников “духовных влияний”, они не только сведены к тому, чтобы быть простыми “материальными” и количественными знаками, но уже не могут играть иную, кроме как пагубную и “сатанинскую” роль, которую слишком легко констатировать в наше время»[56]14. В жизни Беовульфа железо играет именно пагубную роль. Он принципиально борец «голыми руками». Грендель побеждён именно потому, что Беовульф не прибегнул к помощи «холодного железа». Как сообщает Тацит, германские племена в I в. н.э. ещё не умели обрабатывать металлы. Широко эксплуатировал мифы о появлении в жизни северных германских народов «холодного железа» Р.Киплинг («Пак с холма Пука», «Феи и награды»). Мифологизированный образ железного оружия мы можем также найти и в сюжете о Маугли (железный зуб). Существует также множество аллюзий на этот традиционный миф в книгах Дж.Р.Толкиена и Р.Желязны (фамилия последнего с кабалистической, а не профанической, историко-лингвистической точки зрения также наводит на определённые раздумья). Генон в комментариях к главе «Значение металлургии» приводит по этому поводу следующие примеры: «...те, кто полностью исполнили эти ритуалы < исламское паломничество — О.Ф.>, включая то, что составляет их самую “внутреннюю” сторону, должны с этого времени воздерживаться от всякой работы, в которой участвует огонь, что как раз исключает работу кузнецов и других металлургов»[57]. И ещё: «В западных инициациях в ритуальном приготовлении посвящаемого это выражается в том, что обозначается как “отказ от металлов”. Можно сказать, что в подобном случае металлы, помимо того, что действительно могут вредить передаче “духовных влияний”, признаются представителями того, что еврейская Каббала называет “скорлупами” или “оболочками” (qlippoth), то есть самого низшего в тонкой сфере, составляющего, если так можно выразиться, инфра-телесное “дно” нашего мира»[58]. О Гренделе в поэме говорится: «...он от железных мечей, от копий // заговорён был...» Из этого можно сделать несколько вольный вывод: Грендель был сопричастен железу, пытаться убить его мечом — всё равно что пытаться затушить огонь маслом. К тому же Грендель и его мать — потомки Каина и, следовательно, также Тувалкаина. Подтверждение нашим предположениям мы можем обнаружить у Генона: «Использование минералов включает в себя именно строительство и металлургию; к последней мы ещё вернёмся, её библейский символизм возводит к Тувалкаину, то есть к прямому потомку Каина, имя которого даже оказывается одним из элементов его имени, что указывает на существующее между ними особо тесное отношение»[59]. Генон сдерживает своё обещание и уже в следующей главе возвращается к теме металлургии: «Что касается... отношения к “подземному огню”, то явное сходство имён Вулкан и Тувалкаин из Библии представляется особенно значимым; оба к тому же представлены как кузнецы; по поводу кузнецов мы добавим, что эта ассоциация с “инфернальным миром” достаточно хорошо объясняет то, что мы говорили выше о “зловещей” стороне их профессии < магия и колдовство — О.Ф.> »[60]. В борьбе с матерью Гренделя меч Хрунтинг оказывается бесполезным. Воспользовавшись же мечом гигантов, Беовульф выходит из затруднительного положения, и выходит победителем, но уже «осквернённый» заклятым оружием потомков Каина. Чудо могло свершиться лишь дважды. Tertium non datur, просим прощения за каламбур. Дагхревна Беовульф убивает «по старинке», голыми руками, но уже ничто герою помочь не в cилах. Заклятый меч гигантов, его зловещие руны решили судьбу Беовульфа. И в бой на дракона, стерегущего драгоценный металл, Беовульф идёт уже с железным щитом и железным мечом Нэглингом (кстати, то, что у мечей были имена указывает именно на то, что древние германцы относились к ним как к живым существам). Меч Нэглинг ломается и если бы не подоспевший вовремя на выручку Виглаф, дракон остался бы жив и здоров, и лишь немного напуган. Золото погребают вместе с Беовульфом. На этом золоте проклятие. Этому проклятию позволить свершиться нельзя. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы