Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Весьма примечательно толкование Феофилакта Болгарского на это место Евангелия от Иоанна.
Толковое Евангелие XIV-XV век: Феофилакт: Не мнеша сквернящееся, что же есть да ядятъ пасху, не Господь ли тоже сотвори въ первый опреснокъ. Пасху убо разумеи мы всю семь днии праздника. Обратим внимание на то, что толкователь говорит именно о семидневном празднике июдейской пасхи, а не об однодневном. Заповедь же апостолов дана не относительно совместного с июдеями закалания и поедания пасхального агнца, т.к. у христиан такого обычая нет, а о празднике июдейском, который и по свидетельству св. Феофилакта длится семь дней. В Деяниях святых Апостолов написано: Подтверждает семидневность июдейской Пасхи и синоксарь, чтомый в неделю пятьдесятную. В нём Пасха июдейская явно определена как праздник, оканчивающийся воспоминанием исхода из плена египетского (воспоминаемого в седьмой день июдейского песаха). Триодь Цветная: Пища же, которая прилична времени Пасхи, это хлеб с солью и водою. Если же кто подвержен болезни, или живет в деревне, где не знает христиан, так что время Пасхи, не зная ее срока, проведет в радости, или же если будет вынужден к тому тяжкою болезнью, все такие пусть постятся после Пятидесятницы и благочестиво соблюдут Пасху, чтобы видно было, что у нас не было в глубине души намерения, отринув страх и пренебрегая постом, установить себе свою Пасху, полагая другое основание, а не то, которое положено… Ночь воскресения Господа нашего Исуса Христа должно соблюдать с величайшим усердием; ибо Он Сам — величайший. Никто посему в эту ночь пусть не спит до зари; тогда мойте тело водою, прежде чем приступить к Пасхе, и весь народ пусть будет в свете. Ибо в эту ночь Спаситель снискал свободу для всей твари; и тогда праздник совершают небесное и земное и все, что на небе и земле, так как Он воскрес из мертвых и вознесся на небо и сидит одесную Отца, откуда придет во славе Отца и Ангелов Своих воздать каждому по делам его; делавшим добро в воскресение жизни, а делавшим зло в воскресение суда, как написано». О том, что христиане наблюдают не один, а семь дней июдейского песаха, свидетельствует и сама последовательность богослужения на Святую Пасху. В канонах Великой Суботы мы поем ирмос первой песни канонов: В этом ирмосе воспоминается, как Господь потопил войско фараона в Чермном море во время исхода евреев из Египта, избавив Израиль от гибели. Дети же спасенных Господа «под землею скрыша», т.е. распяли и скрыли во гробе.Ветхозаветный закон повелевает праздновать исход через Чермное море в седьмой день песаха. Господь так заповедал Моисею о седьмом дне: Шесть дний да ясте опресноки, в седьмыи же день праздник Господу. Опресноки да ясте седмь дний, да ся не явит тебе квасно. И да не будет квас во всех пределех твоих. И повеси сыну твоему в день онъ глаголя: «Сего ради сотворил Господь Бог мне егда исхождах от Египта». Вот отрывки из книги Исход в Острожской Библии, в которых описывается исход воспеваемый ирмосом: Особое место в ряду свидетельств занимают «Апостольские Постановления», переданные «через св. Климента, епископа и гражданина римского». За богослужением, на каноне святому, Церковь прославляет его такими словами: В описании чудес, явленных Господом в прославление священномученика и апостола Климента, святой именуется не только епископом Римским, но и архиепископом Херсонесским. Мощи святого апостола Климента были обретены святыми равноапостольными Кирилом и Мефодием. Часть мощей была перенесена равноапостольным князем Владимиром в Киев и положена в Десятинной церкви. Часть же мощей святой равноапостольный Кирил перенёс в Рим и передал папе Адриану II. В знак глубокого почитания трудов и проповеди святого Климента, поставленного на римскую кафедру самим апостолом Петром, папа Адриан II признал богослужение на славянском языке и приказал положить переведённые книги в римских церквах.В «Слове на обновление Десятинной церкви» (XI век) св. Климент прославляется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого были на Руси величайшей святыней, наряду с Крестом, вырезанным из куска Животворящего древа Господня, которым благословил и напутствовал св. равноапостольную княгиню Ольгу Константинопольский патриарх. Почитание апостола Климента глубоко вошло в живую народную и богослужебную традицию. Именно в память о нём установлено приготовление поминальной кутии. Вот как свидетельствуют об этом Минеи Четьи: Существуют списки, в которых Апостольские Постановления и Правила святых Апостолов составляют единую Апостольскую Конституцию (так дословно на латыни). Более того, в Кормчей патриарха Иосифа, в единый свод правил включены «Правила святых Апостолов» и «Святаго апостола Павла, правил церковных седмьнадесять», «Обою святую и верховную апостолу Петра и Павла, правил седмьнадесять», «Всех святых апостолов купно два правила». Все они являются неотъемлемой составной частью Апостольских Постановлений.Святой Ипполит Римский использовал «Апостольские Постановления» для составления книги «Апостольское Предание», а также «Канонов св. Иполита».Считается также, что отцы I и II Вселенских Соборов руководствовались текстом «Постановлений» при утверждении Символа Веры, дословно заимствуя некоторые формулировки из Апостольского Символа, изложенного в 6-й книге, и из других мест «Постановлений» (VI: 11, 30; VII: 41; VIII: 1).Литоргия, описанная в VIII книге, стала основой для последований литоргий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого (в частности, об этом упоминает еп. Михаил Семёнов в книге «Учение о Богослужении Христовой Церкви»). В V веке св. Прокл, патриарх Константинопольский, в «Слове о предании божественной литоргии» свидетельствовал, что многие из преемников св. Апостолов, оставили письменное изложение литоргии, принеся его Церкви. И из них, прежде всего, «блаженный Климент, ученик и преемник верховного из апостолов, как предали ему святые апостолы и божественный Ияков, получивший по жребию Церковь Иеросалимскую». В начале VI века извлечения из 6-й книги «Постановлений» делает презвитер Тимофей; во второй половине VII века прп. Анастасий Синаит в книге «Вопросы и ответы» дает большие выдержки из «Постановлений», а в середине VIII века прп. Максим Исповедник приводит выдержки из 7-й книги. Таким образом, в едином апостольском своде, широко известном всей древней Церкви и переведённом в самые ранние времена христианства на сирийский, эфиопский, греческий, арабский, латынский и другие языки, содержится как запрещение празднования Пасхи в праздник июдеев, так и описание последовательности вычисления даты Пасхи. В пятой книге Апостольских Постановлений читаем: Вы же с точностью наблюдайте возвращение равноденствия весеннего времени, бывающее в двадцать вторый день двенадцатого месяца, дистра, замечая до двадцать первой луны, чтобы четырнадцатый день луны не пал на другую какую седмицу и, чтобы, ошибившись, по неведению, не совершить нам Пасхи дважды в год, или чтобы не отпраздновать нам дня Воскресения Господа нашего Исуса в иной день, кроме дня Господня. 18. Во дни пасхальные поститесь, начиная со второго, до Пятницы и Суботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье — воду; от вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни, ибо это дни сетования, а не празднества. В Пятницу же и в Суботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая до ночного пения петухов, а если кто не может пропоститься два дня сряду, тот пусть соблюдает по крайней мере Суботу. Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: «Когда отнимется у них Жених, тогда будут поститься в те дни», а Он в эти-то дни и был отнят у нас лжеименными июдеями и пригвожден ко Кресту и сочтен наряду с беззаконниками. 19. Поэтому убеждаем вас поститься во дни те до вечера, как и мы постились, когда Он взят был от нас. В прочие же дни до Пятницы каждый пусть ест в девятом часу, или вечером, или как кто сможет. В Суботу же поститесь до пения петухов, а на рассвете первого дня после Суботы, который есть день Господень, оставляйте пост; с вечера до пения петухов бодрствуя и собравшись вместе в церкви, пребывайте во время ночевания вашего в бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов Закон, пророков, псалмы и крестя оглашенных своих, и, прочитав Евангелие со страхом и трепетом и предложив народу беседу об относящемся ко спасению, прекращайте сетование свое и молитесь Богу, чтобы Израиль обратился и получил место покаяния и прощение нечестия. Ибо иноплеменный судья, умыв руки, сказал: «Невиновен я в крови Праведника сего, смотрите вы», а Израиль закричал: «Кровь Его на нас и на детях наших»; и когда Пилат сказал: «Царя ли вашего распну? », они закричали: «Нет у нас царя, кроме кесаря», и опять закричали: «Распни, распни Его; ибо всякий, делающий себя царем, противник кесарю, и если отпустишь Его, ты не друг кесарю». Тогда Пилат игемон и Ирод царь повелели распять Его. И исполнилось слово Божие, говорящее: «Зачем мятутся народы, и племена поучаются тщетному? Предстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Мессию Его», и отвергли Возлюбленного, как «мертвеца мерзкого». Поскольку же Он распят был в Пятницу и воскрес на рассвете Дня Господня, то исполнилось Писание, говорящее: «Воскресни, Боже, суди землю: ибо Ты наследуешь во всех народах»; и опять: «Воскресну, глаголет Господь; положусь во спасение»; и: «Ты же, Господи, помилуй меня, и возставь мя, и воздам им». Поэтому и вы, поскольку воскрес Господь, приносите жертву свою, о которой Он постановил вам чрез нас, говоря: сие творите в Мое воспоминание, а напоследок оставьте пост, веселясь и празднуя, что залог воскресения нашего, Исус Христос, востал из мертвых. Что и да будет для вас, как закон на веки, до скончания века, доколе придет Господь, ибо для июдеев Господь еще мертв, а для христиан Он воскрес, – для тех по неверию, а для этих – по несомненной уверенности, что надежда на Него есть безсмертная и вечная жизнь. А спустя восемь дней да будет опять у нас честным праздником этот восьмой день, в который Господь уверил меня, Фому, не верившего воскресению Его, показав мне язвы гвоздиные и рану от копия в боку». Апостол даёт нам подробные и полные указания о праздновании священного дня Пасхи Христовой. В канонических книгах, перечисленных в восемьдесят пятом апостольском правиле, более полных указаний просто нет. В семнадцатом разделе прямо сказано о том, что для празднования Пасхи нужно непременно дождаться равноденствия весеннего месяца и удостовериться в перемене года, дабы не отпраздновать две Пасхи в одном и том же году. Потом нужно дождаться двадцать первого дня лунного месяца, т.е. того дня, когда заканчивается празднование июдеями песаха. После же двадцать первого дня луны нужно праздновать Пасху непременно в воскресный день. Чтобы точно выполнить требования Апостольских Постановлений, надо начать пост с понедельника после 21-го числа лунного месяца. В этом случае празднование Светлого Христова Воскресения гарантированно не попадает на седмицу июдейского песаха. Это место Апостольских Постановлений по общему смыслу совпадает с текстом Сирской Дидаскалии, отывок из которой приводится в Толковом Типиконе М. Скабаллановича: Как сказал Господь наш и Учитель, когда спрашивали его: «Почему ученики Иоанна постятся, Твои же не постятся? » И ответил им, говоря: «Не могут печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених; но придут дни, когда отнимется от них жених; и тогда будут поститься». Теперь же Он с нами делами Своими, а видом Своим далеко, потому что восшел на высоту небесную и сидит одесную Отца Своего. От второго дня недели (понедельника) поститесь 6 дней до ночи после Суботы, и это будет считаться у вас седмицей. В десятый же день (т.е. 1-го лунного месяца), так как начало Моего имени есть йод, — день, в который было возобновление постов не по обыкновению прежнего народа (евреев), но по Новому Завету, который Я для вас учредил; поститесь также в четвертый день недели (среду) за них, так как в четвертый день недели начали они губить свои души и схватили Меня… Опять же и в пятницу за них (июдеев) поститесь, потому что они пригвоздили Меня среди праздника опресноков своих, как у Давыда предсказано: «Среди праздник своих положиша знамения своя и не познаша». Вы же непрестанно в эти дни поститесь во всякое время, и особенно которые из дома язычников (христиане из язычников). Ибо народ (еврейский) не послушался (Меня), и их Я освободил от слепоты и заблуждения идолов и принял их, чтобы за пост ваш и тех, которые из дома язычников, и за служение ваше в те дни, когда вы молитесь и упрашиваете за заблуждение и гибель народа, молитвы и прошения ваши были приняты пред Отцом Моим, Который на небесах, как бы исходящие из одних уст всех на земле верных, и чтобы отпущено было им все, что они сделали на Меня. Посему и в Евангелии Я сказал: «Молитесь за врагов ваших», и блаженны, которые скорбят о погибели неверных. Посему знайте, братия, что пост наш, которым мы постимся на Пасху, вы будете поститься за упорство наших братий… Посему нужно вам жалеть и поститься и молиться за них… Посему молитесь за них и просите, и особенно в дни Пасхи. Нужно вам, братие, дни Пасхи тщательно определять и пост ваш совершать со всем усердием. Начинайте же, когда братия ваша, которые из народа, совершают Пасху, поелику Господь и Учитель наш, съевши Пасху с ними, был предан Июдою после этого часа, и мы тотчас начали скорбеть, так как Он у нас был отнят. По счету луны, сообразно счислению нашему, счислению верных июдеев, в десятый день луны во второй день недели собрались и пришли священники и старейшины народные во двор Каиафы первосвященника и составили совет взять Исуса и убить… Исус же в тот день был в доме Симона прокаженного. Посему от десятого дня, который есть второй день недели, во дни Пасхи будете поститься и употреблять только хлеб и соль и воду в час девятый до четвертого дня недели; в Пятницу же и Суботу поститесь совершенно, ничего не вкушая». Последний отрывок хорошо объясняет, почему мы должны начинать поститься с понедельника. Сирская Дидаскалия вроде бы расходится с Апостольскими Постановлениями Св. Климента в том, что предписывает начинать пост во время празднования июдеями песаха, а не дожидаться 21-го числа лунного месяца. Это может быть объяснено тем, что в разных местах христиане по-разному определяли время празднования Пасхи. Не исключено и то, что Дидаскалия имеет в виду под «совершением пасхи» всю июдейскую пасхальную седмицу (т.е. говорит о завершении седмицы), и тогда расхождение с Постановлениями исчезает. Но совершенно очевидно, что в основном и Постановления и Дидаскалия совпадают: праздник Христианской Пасхи не может попасть на июдейскую пасхальную седмицу. Толковый словарь Даля : «СОВЕРШАТЬ, совершить что, свершать, свершить, вершить, кончать, о(за, по)канчивать, сделать, до(за)вершить, привести к концу, сделать вещь или дело сполна». Судьба апостольских постановлений, стоящих, наряду с книгами Нового и Ветхого Завета, в числе канонических книг, перечисленных в восемьдесят пятом апостольском правиле, не проста. Шестой Вселенский Собор, состоявшийся в правление императора Константина, как известно, правил после себя не оставил. Через несколько лет после его окончания, при императоре Юстиниане, в Константинополе был созван другой собор, который принял 102 правила, известных ныне как «правила Трульского Собора». Их и стали считать правилами Пято-Шестого Собора. Об этом можно прочесть в Кормчей, в предисловии к правилам Шестого Вселенского Собора, а также в Деяниях Вселенских Соборов. Состав епископов, присутствовавших на Пято–Шестом Соборе, был отличен от состава Шестого Собора. Из 170 отцов Шестого Собора в числе 227 епископов Пято-Шестого присутствовали только 70. При этом отсутствовали легаты Римской кафедры. В отличии от постановлений Шестого Вселенского Собора, которые подписаны папой римским (что естественно и непременно для Вселенского Собора неразделённой Церкви), 102 правила Пято-Шестого Собора им подписаны не были. Место вслед за подписью императора Юстиниана, предназначенное для подписи римского епископа, так и осталось пустым. Вслед за ним идёт подпись патриарха Константинопольского Павла. Собор постановил вторым своим правилом: «Яже от иноверных, татебно вверженыя, во апостольские заповеди, преданныя Климентом, да отвергнутся». Прямой перевод этого правила крайне прост: «То, что воровски внесено в апостольские заповеди, переданные Климентом, да отвержется», или «Вставленное иномыслящими тайным образом в Апостольские Постановления, собранные Климентом, должно быть отвергнуто». Обширные части Апостольских Постановлений, такие как: «Святаго апостола Павла, правил церковных седмьнадесять», «Обою святую и верховную апостолу Петра и Павла правил 17» и «Всех святых апостол купно два правила», включены в дораскольную Кормчую, что несомненно подтверждает отвержение лишь «татебно вверженного» в них, а не всего текста заповеданных нам апостолами Постановлений. Впрочем, это не смущает представителей господствующей церкви и их единомышленников, которые, признавая отсутствие каких-либо ересей в известном нам тексте Апостольских Постановлений, всё равно отвергают их, открыто противопоставляя собственный кодекс – «Книгу Правил» – дораскольной Кормчей. В трудах религиозных исследователей господствующего вероисповедания мы можем прочесть: Эти псевдоапостольские правила не содержат еретических взглядов, но по строгому смыслу 2-го правила Трульского Собора они не имеют юридической силы в Церкви. Правила, заимствованные в «Кормчую книгу» из Апостольских Постановлений, не приняты в «Книгу Правил», которая представляет собой канонический кодекс РПЦ». Для полноты картины не лишне будет напомнить, восемьдесят пятое апостольское правило: Славянская кормчая. «85-е апостольское правило: Да будет же вам всем, причетником же, и мирским людем, книги честны и святы; Ветхого убо Завета Моисеовы книги пятеры: Бытие: Исход: Левитик: Числа: Вторый Закон. Исуса Навина едина. Судей едина. Руфина едина. Четверы Царства. Паралипомены двои. Ездры двои. Есфирина едина. Маккавейския трои. Иовля едина. Псалтырьска едина. Соломони четверы. Притчи. Екклесиаст. Песни песней. Премудрости. Пророческих, двенадцать. К тому же Исаина едина. Иеремина едина. Иезекилева едина. Данилова едина. Кроме же сих вам приписано будет нами, поучати вам юныя дети, книги премудрости многоученого Сираха. Наши же книги, сиречь Нового Завета: Евангелисты четыре: Матфеово, Марково, Лукино, Иоанново. Павлова послания четыренадесять. Петрова послания два. Иоаннова послания три. Иаковле послание едино. Июдино едино. Климентова послания два и заповеди вам епископом мною Климентом, во осьмерых книгах преданы; их же не подобает пред всеми почитати, сущих ради в них тайн, и деяния нас Апостол». Печально, но из Кормчей переизданной в типографии Рябушинских «слово в слово, буква в букву», почему-то исчезла вот эта часть правила: «Климентова послания два и заповеди вам епископом мною Климентом, во осьмерых книгах преданы; их же не подобает пред всеми почитати, сущих ради в них тайн, и деяния нас Апостол». Таким образом, из старообрядческой типографии вышла Кормчая, в которой изменён текст апостольского правила, а из списка канонических книг исключены не только Апостольские Постановления, но и Деяния Апостолов. Продолжение следует? Трульский собор не указывает, что же худого содержится в Апостольских постановлениях, и чего именно нам следует остерегаться в них, как подложного. Однако это очень важно для нас, так как нужно иметь твёрдую уверенность в том, что сказанное не относится к пасхальным вычислениям. К счастью, Константинопольский патриарх Фотий (857–867, 877–886 н.с.) в своем сочинении «Bibliotheca», сформулировал для нас описание всех вин, которые, на его взгляд, содержатся в Апостольских Постановлениях. Обвинения эти никакого отношения к пасхалии не имеют, да и сами по себе весьма сомнительны. Судите сами: «Постановления Апостольские подлежат порицанию по трем причинам: во-первых – за худой вымысел, который, впрочем, не трудно отличить; во-вторых – за оскорбительные отзывы о Второзаконии, которые еще легче устранить; и, в-третьих – за арианство, которое может отбросить в них каждый» (Розанов В.В. Около церковных стен. М. 1995, стр. 270). Для рассмотрения обвинений патриарха Фотия, позволю себе привести цитату из современного исследования Апостольских Постановлений опубликованного в Интернете на сайте Агиос Канон и на сайте храма Московской Патриархии, освящённого во имя св. Апостола и священномученика Климента в г. Москве: «Итак, «Апостольским Постановлениям» вменяется «худой вымысел». Возможно, здесь имеется в виду участие в Иеросалимском Соборе Ап. Иякова Зеведеева (VI: 14), который, по повествованию книги Деяний апостольских, был усечен мечем, по повелению Ирода, прежде нежели составился этот Собор (Деян. 12: 1.2). Но на одном только этом основании нельзя считать подложным весь сборник. Имя Ап. Иякова могло быть внесено по ошибке последующими переписчиками «Постановлений», или же, имя Ап. Иякова Зеведеева упоминается единственно по принадлежности ко всему апостольскому лику, от лица коего ведется повествование. К тому же в другом месте «Постановлений» говорится об Ап. Иякове, как уже принявшем мученическую кончину (V: 8).Следует также отличать Ап. Иякова Зеведеева от Ап. Иякова, брата Господня и епископа Иеросалимского. Последний тоже представляется участником Иеросалимского Собора (VI: 14), в 7-й же книге постановлений о нем говорится, как об умершем (VII: 46). Но и здесь противоречия не обретается, если учесть позднюю интерполяцию памятника, редактировавшегося не одним составителем. Неверно представление некоторых ученых о том, что упоминаемый среди «седми диаконов» (II: 55) архидиакон-мученик Стефан, объявляется современником обращения Савла, тогда как на самом деле Стефан окончил жизнь свою мученически прежде, нежели Ап. Павел призван был к апостольскому служению. Но из указываемого места такого вывода сделать никак нельзя, ибо, хотя там речь идет как бы от лица 12-ти апостолов и Ап. Павла, 72-х учеников и семи диаконов («с полным убеждением говорим»), однако обо всех о них говорится лишь как о «свидетелях пришествия» Христова, коим несомненно являлся и Стефан, и как бы от лица всех этих свидетелей объявляется «совершенная воля Божия». К тому же в иных местах сборника везде говорится об архидиаконе Стефане как о мученике (II: 49, V: 8, VI: 30, VIII: 33). Вторым доводом против подлинности сборника апостольских постановлений и учений патриарх Фотий объявляет якобы «оскорбительные отзывы о Второзаконии». Но остается совершенно непонятно, в чем именно патриарх Фотий видит «оскорбительность» в суждениях «Постановлений» о Второзаконии, о котором идет речь в 1-й книге сборника. Во всяком случае, никак нельзя признать неправославным учение «Постановлений» о том, что Второзаконие было предано народу израильскому по причине его идолопоклонства и как дополнительные и тяжкие «узы». Подобное же мнение о Второзаконии мы находим и у учителей церковных (блаженный Лактанций). В «Апостольских Постановлениях», действительно, не раскрывается положительное учение о Св. Троице, как оно было сформулировано к концу III – началу IV века, однако таковое учение со всей положительностью не раскрывается и в канонических новозаветных книгах. Тем не менее, никто не дерзнул бы их за это отвергать или считать еретическими. С другой стороны, Апостольский Символ находит созвучие с Правилом веры, приведенным в конце II века Тертуллианом (Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М. 1994. О прескрипции еретиков, § 13).Известный русский исследователь Н.П. Аксаков в связи с этим пишет: «Мы оцениваем в настоящее время Апостольские постановления как канонический и литургический памятник, настоящая редакция которого, вероятно, принадлежит концу III века и не может быть отнесена позднее, чем к концу IV века. Все виды иномыслия этого периода нам совершенно знакомы. Тем не менее, можно смело сказать, что в нашем памятнике нет ни малейших следов ересей, касавшихся второго Лица Св. Троицы, включая и савелианство и ересь Павла Самосатского» (Аксаков Н.П. Предание Церкви и предание школы. М. 2000, стр. 29). По мнению Аксакова, в памятнике невозможно обнаружить также ни следов монтанизма, ни гностических заблуждений. Недоразумение по поводу постановления Трульского Собора может быть легко устранено, если принять точку зрения проф. Н.Н. Глубоковского, который высказал предположение, что Трульский Собор, отвергая «Апостольские Постановления», имел дело с другой их редакцией, а не с той, которая дошла до нас (Глубоковский Н.Н. Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению. София. 1935, стр. 111–115)» Свидетельством того, что Церковь принимала Апостольские Постановления и после Трульского собора, служит множество рукописей этих «Постановлений», относящихся к последующим временам. Следовательно, можно сделать вывод о том, что эти «Постановления» широко применялись в церковной жизни. Если же во времена Трульского Собора в известном соборянам списке и содержалось что-либо сомнительное – оно, безусловно, было уничтожено и исправлено. Учитывая широкое распространение текста Апостольских Постановлений в различных поместных Церквах, подобная справа представляется довольно несложным делом. Есть люди, которые пытаются представить вопрос о правильности пасхалии, как абсолютно новый, неведомый доселе. Это не так. Даже в поздних источниках XVII века, отражающих состояние уже нынешнего порядка расчёта пасхалии, таких, например, как Кирилова книга, мы можем увидеть отголоски споров более ранних веков, ведшихся по этому вопросу. Так, например, на листе 335 читаем: – нарочитое уточнение о лунном месяце свидетельствует о том, что вопрос о установлении пасхальных границ по отношению к солнечному месяцу, а не к лунному – по крайней мере возникал. А на обороте листа 340–341 читаем: Этот отрывок и вовсе интересен. Мало того, что он свидетельствует об имевшихся спорах относительно необходимости правки таблицы на величину набегающей погрешности, но и о том, что в современной составителю традиции о необходимости этой правки уже забыли (хотя о ней прямо указуется в некоторых христианских источниках). Более того, он свидетельствует, что современные автору июдеи свой песах праздновали раньше христиан более чем на неделю. Составитель Кириловой книги прямо называет «суемудренними дерзопреступницами» тех, кто утверждает что за 1270 лет набегает примерно 10 дней смещения, что в переводе на современный язык означает смещение равноденствия на одни сутки за 128 лет. Равноденствие действительно смещается на одни сутки за 128 лет. Это ни для кого не секрет. Более того, многие построения церковной хронологии основаны именно на этом факте. Кирилова книга – не единственный памятник XV-XVII веков, который содержит ряд заблуждений о вычислении пасхалии. Наиболее часто цитируемый из них – это алфавитная синтагма Матфея Властаря, где при описании правил о вычислении даты Пасхи, говорится, например, о том, что дата весеннего равноденствия смещается на одни сутки за 300 лет. Выяснить по этим источникам то, как установили праздновать пасхалию отцы Первого Вселенского Собора, уже невозможно. Они лишь отражают и пытаются объяснить современную практику. Причём, как нетрудно заметить, зачастую противореча друг другу. Например: Кирилова книга: «Да и от сего обличатся суемудреннии дерзопреступницы, аще бо поведают, якобы над солнечным обходом, о нем же уже многажды рехом, рекше над триста шестьдесят дней и шесть часов и к тому еще малых часцов или дробниц, в коемждо году пребываючи […] Матфей Властарь: «Потому что, так как полнота годичного времени принимает к 365-ти дням еще почти четвертую часть дня: то, если в настоящем году равноденствие было около половины дня, – в следующем году оно будет около захождения солнца, и в последующем около полуночи, и так далее. Но так как опять излишек сверх 365-ти дней содержит не полную четверть дня, а без трехсотой доли, как это покажем впоследствии точнее, а между тем, считая дни и месяцы по обычаю римлян, мы прибавляем в каждый четвертый год к 365-ти дням по целому дню, то и необходимо, через 300 лет, равноденствие должно быть одним днем ранее. Пользуясь этими восстановленными таблицами, мы, даже не задумываясь о том, празднуют июдеи песах 1 день или 7, НИКОГДА не попадаем в их неделю опресноков и не имеем с ними ничего общего, как и заповедано Правилами Апостольскими, Никейским и Антиохийским Соборами. Любому, кто осмысленно и со страхом Божиим (т.е. боясь отпасть от Бога) относиться к своей вере, это очевидно. В первом послании Коринфянам сказано: «Подобает бо и ересем в вас бытии, да искуснии явлении бывают в вас» (зач. 148) Нарушение апостольского правила – очевидно. Если христианам интересно: когда конкретно, умышленно, или не умышленно, кем и где в механизм вычисления пасхалии была внесена ошибка — потребуются немалые труды. Нужна серьёзная работа небезразличных людей. С привлечением языковедов, переводчиков, архивных работников, математиков, экспертов, способных установить подлинность документов и имеющих доступ к российским и зарубежным хранилищам древних текстов. Если же такого желания нет, то проще всего объявить христиан, единомысленных с А.Ю. Рябцевым, еретиками, «новопасхалистами» (хоть мы и не возражаем против такого именования, т.к. все православные христиане являются не только «новопасхалистами», но и «новозаветниками», в противоположность «июдеопасхалистам» и «ветхозаветникам» — июдеям), лицемерно посокрушаться о них и предать забвению вопрос о пасхалии. Так собственно и было сделано на мартовском Совете Митрополии 2011 года, который решил не выносить вопрос о праздновании Пасхи на Освященный Собор, дабы не вносить соблазн в Церковь (! ). Один из влиятельных членов этого Совета даже заявил, что не сомневается в большом научном значении труда А.Ю. Рябцева, который, тем не менее… не имеет значения для Церкви. Августовский СМ 2011 года вновь вернулся к вопросу о пасхалии и постановил: 7.1. За изменение даты празднования Пасхи, нарушающее Священное Предание Церкви, и раздорнические действия, выразившиеся в праздновании Пасхи в иное от Церкви время, признать А. Ю. Рябцева достойным отлучения от Церкви, согласно 1 правилу Антиохийского Собора и 5, 6 правилам Гангрского Собора; 7.2. Вопрос о вынесении прещения А. Ю. Рябцеву рассмотреть на Освященном Соборе». Безграмотность применения правил может вызвать только печальную улыбку. Делая акцент на раздельном по времени праздновании Пасхи, члены СМ сознательно игнорируют первую часть антиохийского правила, которая ясно говорит о том, что совместное празднование должно быть явно не с теми, кто празднует одновременно с июдеями. Тем самым люди просто подводят самих себя под соборное прещение. Правила же Гангрского собора и вовсе к данному случаю не подходят, т.к. к данному случаю они неприменимы. Правила поместного собора не могут быть не согласны с правилами Апостольскими, которые говорят: Обою святую и верховную, апостолу Петра и Павла, правил, 17: Правило10. Аще же нечистивии держат место, да бегаеши от него, понеже осквернено бысть от них: якоже бо преподобнии святители освящают, тако и нечестивии оскверняют. Правило 11. Аще же ни в дому купно, ни в церкви собратися несть мощно, кождо себе да поет, и да почитает и да молится, или купно два, или трие. Идеже бо аще рече Господь, два или трие собрании о имени моем. Ту есмь посреди них «Апостольские Постановления» и «Завещание Господа нашего Исуса Христа (Testamentum — «Арабская дидаскалия» памятник II-V в.) дают нам указания о совершенно ином, чем всё чаще приходится наблюдать сегодня, достоинстве и служении предстоятелей Церкви: Testamentum — «Арабская дидаскалия» памятник II-V в. (Завещание) Исследованию этой темы посвящена книга И.А. Стратилатова «Древность и важность Апостольских правил»:
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы