Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ант. 23. Епископ хотя умрети, да не поставит иного епископа в себе место. Тому бо умершу, собор имеющих власть, достойного да поставят.



Ап. 40. Церковное имение, и особное епископье да предлежит яве, да епископ завещавает о своем, якоже хощет, и церковное да пребывает без пакости.

Ант. 24. Всем причетникам соборныя церкви подобает ведати все церковное имение. Да егда умрет епископ, церковное особное да хранится. Аще еже есть епископле, по завету его да управится.

Ап. 41. Повелевает же епископом, обладати церковным имением. Аще бо честныя человеческия души поручены суть им, больми паче имение поручити им подобает, яко да посих власти все употребляют, и убогим требование подают, рукама честных презвитеров, и диакон, со страхом Божиим и благоговением. Подобает же и тому самому, аще требует взимати себе на нужную потребу еже хощет, и приходящую странную братию и гостити кормити, и ничтоже потребнаго не лишити их. Ибо закон Божии повелевает служащим олтареви, от олтаря кормитися, понеже ни воинник неможет о своем имении оружия нанести на противнаго.


Ант. 25. Епископ господин есть церковному имению. Аще же не довлеет ему, еже вземлет на свою потребу: но имение церковное, и селныя плоды, и богатство еже сходится в епископию, вземлет, и свое творит без ведения и без воли причетник своих, да воздаст ответ о вине пред всем собором. Аще же и яже суть подобна нищим раздавати, себе восхищает, и отом да воздаст ответ пред всем собором.

(Вставка текста правил по тексту Кормчей патриарха Иосифа – С.А.)

Такое очевидное сходство в порядке, в котором те и другие правила одинакового содержания следуют одно за другим, приводит нас к заключению, что отцы Собора Антиохийского имели уже пред собою готовую книгу Апостольских Правил, и только сравнивая правила, в ней изложенные, с состоянием Церкви своего времени, находили случай к изданию своих определений. Но в том, что правила этого Собора суть действительно только объяснение правил апостольских и применение их к современному состоянию Церкви, каждый удостоверится, если сравнит их между собою.

Например, девятое соборное одного содержания с тридцать четвертым апостольским; то и другое определяет пределы власти старшего епископа над прочими епископами. Но апостольское правило кратко, соборное – пространее; апостольское старшего епископа называет просто первым, соборное – епископом митрополии (отсюда самое имя митрополитов, которых не знают правила апостольские); апостольское имеет вид закона коренного, соборное есть уже производное, потому что отцы Собора ссылаются на древнее правило, т.е. на тридцать четвертое апостольское («Рассуждено, чтобы он (епископ митрополии) честью преимуществовал, и чтобы прочие епископы ничего особенно важного не делали без него по древле принятому от отец наших правилу» ).

Вообще, нужно заметить, что апостольские правила не основывают своих определений на каких-либо других древнейших правилах и не ссылаются на какие-либо высшие источники, кроме Евангелия и Ветхозаветного Писания; между тем как Антиохийские правила, будучи согласны в порядке, смысле и в самых даже словах с апостольскими, упоминают о правилах прежде их изданных, особенно тогда, когда определяют то, что было постановлено в правилах апостольских.

Например, шестнадцатое правило апостольское повелевает наказывать епископа, если он примет к себе изверженного причетника, приводя в причину то, что «таковый епископ есть учитель беспорядка» (ω ς δ ι δ α ς κ α λ ο ς τ η ς α τ α ξ ι α ς ); соборное же третье повелевает наказывать его как «нарушителя церковных законов» (ω ς π α ρ α λ υ ο ν τ α τ ο υ ς θ ε σ μ ο υ ς τ ο υ ς ε κ κ λ η σ ι α ς ι κ ο υ ς ).

То же самое – в двадцать первом и двадцать третьем правилах Собора, из которых в первом Собор, повелевая епископу оставаться при той церкви, к какой он производился, ссылается на определение или закон, уже прежде изданный об этом (κ α τ α τ ο ν η δ η π ρ ο τ ε ρ ο ν π ε ρ ι τ ο υ τ ο ν ε ξ ε ν ε χ θ ε ν τ α ο ρ ο ν ), т.е. по силе четырнадцатого правила святых Апостолов; во втором, т.е. двадцать третьем, воспрещая епископу определять кого-либо в преемники себе, присовокупляет: «Но хранить закон церковный» (φ υ λ α τ τ ε ς θ α ι δ ε τ ο ν θ ε σ μ ο ν τ ο ν ε κ κ λ η σ ι α ς ι κ ο ν ), т.е. по шестнадцатому правилу апостольскому.

Итак, нет никакого сомнения в том, что апостольские правила составлены прежде антиохийских, потому что те древнейшие правила, на которых так часто ссылаются антиохийские, совершенно согласны с апостольскими».

Странно как-то получается. Для Церкви Христа и для Его апостолов разделение с июдеями во времени празднования Пасхи было важно, а для современной церкви, или, по крайней мере, её представителей, заседающих на различных советах – вопрос перестал иметь значение.Соборы первых веков, давшие нам пример и образец христианского законотворчества, считали Апостольские Правила непререкаемыми, а сегодня их ни во что не ставят, по крайней мере, обычай ставится выше их… дабы «не вносить соблазн и смущение» (! ).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь