Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Человек безразличен к существованию Бога



 

Бог либо существует, либо не существует; если он существует, искание его оправдано, но даже если он не существует, ища его, ничего не потеряешь. Но обычно человек не обращается к поискам Бога как к добровольному и радостному занятию, к таким поискам его приводит утрата иллюзий относительно земных вещей, к которым привязан его ум. Обычно человек поглощен делами материального мира, живет его радостями и печалями и не подозревает о существовании более глубокой Реальности. Он стремится к чувственным наслаждениям и избегает страданий. " Ешь, пей и веселись", — вот его философия. Но полностью избежать страдания не удается; и даже наслаждения пресыщают. День за днем человек проходит обычный круг переживаний, и иногда наступает момент, когда человек спрашивает себя: " Когда это кончится? " Это может случиться, когда происходит нечто, к чему человек не подготовлен, разочарование в чем-то, в чем он был уверен, или важная перемена, требующая приспособления к новым условиям и отказа от любимых привычек. Обычно такие ситуации возникают при невозможности удовлетворения какого-то страстного желания, в этом случае душа получает шок, из-за которого она больше не принимает ту жизнь, которую до этого человек вел без каких-либо сомнений.

Такие обстоятельства могут повергнуть человека в отчаяние, и если огромная энергия, порожденная душевным волнением, остается без контроля, она может вызвать серьезное умственное расстройство. Подобные катастрофы могут погубить тех, в ком отчаянию сопутствует беспечность, поскольку они дают удару полную власть над собой. Отчаяние всегда приводит к разрушению. Но отчаяние вдумчивого человека в аналогичных обстоятельствах представляет собой нечто иное, поскольку он разумно обуздывает высвобождающуюся энергию и направляет ее на достижение како-то цели. В момент такого божественного отчаяния человек может принять важное решение, раскрывающее перед ним смысл жизни. Тогда в его жизнь входит поиск вечных ценностей. С этого момента в нем не умолкает вопрос: " Куда ведет моя жизнь? "

 

Божественное отчаяние — начало духовного пробуждения

 

Когда психическая энергия человека концентрируется на поиске цели жизни, он начинает созидательно использовать силу отчаяния. Его больше не удовлетворяют преходящие блага этой жизни и он не верит в те ценности, которые до сих пор принимал. Его желание теперь — найти Истину любой ценой, и он не остановится на полпути. Божественное отчаяние есть начало духовного пробуждения, потому что оно дает жизнь стремлению к познанию Бога. В момент божественного отчаяния, когда кажется, что все вокруг рушится, человек способен решиться на любой риск, чтобы узнать, в чем смысл его жизни.

Все обычные утешения изменили ему, но в то же время его внутреннее существо отказывается примириться с мыслью, что жизнь лишена смысла. Если он не признает некую скрытую реальность, до сих пор неизвестную ему, то нет ничего, ради чего стоило бы жить. Есть только две альтернативы: либо существует скрытая духовная реальность, которую пророки называют Богом, либо все бессмысленно. Второе для нормального человека неприемлемо, значит, остается первое. И человек обращается к Богу.

 

Переоценка опыта

 

Поскольку к этой скрытой реальности нет явного пути, человек ищет какое-либо средство объяснения в своих переживаниях. Он обращается к своему опыту с целью пролить на него новый свет. Он смотрит на все под новым углом зрения и заново интерпретирует свои впечатления. Искатель не только обладает каким-то опытом, но старается постичь его духовное значение; его интересует не сам по себе опыт, но то, как он соотносится с его скрытой целью. И в результате этой новой оценки своего опыта человек приобретает способность проникновения в суть вещей, которая не могла прийти к нему ранее.

Переоценка опыта равнозначна обретению мудрости, и каждый новый шаг на этом пути меняет общее отношение к жизни. Таким образом в практической жизни человека есть место чисто интеллектуальному исканию Бога (или скрытой духовной реальности); его жизнь становится экспериментом по постижению духовных ценностей.

Чем дальше он ведет этот разумный целенаправленный эксперимент над собственной жизнью, тем глубже постигает он его значение, пока наконец не открывает, что подвергая трансформации свое психическое бытие, он приближается к пониманию смысла жизни.

 

Приближение к своему " я"

 

Обретя ясный и спокойный взгляд на подлинную природу и ценность жизни, он осознает, что Бог, которого он ищет, не незнакомец. Он — сама Реальность, а не гипотеза; он — Реальность, видимая незамутненному взгляду — Реальность, в которой человек живет и с которой отождествился. Так, начиная с поиска чего-то нового, человек приходит к пониманию одной древней вещи. Духовное путешествие состоит не в приобретении чего-то, чего у человека не было, а в рассеянии невежества о себе самом и о жизни, и росте того понимания, которое начинается с духовного пробуждения. Найти Бога — значит прийти к своему " я".

 

III

ОСОЗНАНИЕ БОГА

 

Достичь самопознания — значит достичь познания Бога. Осознание Бога отличается от всех других состояний сознания, потому что их человек переживает через посредство индивидуального ума, от которого осознание Бога не зависит. Посредник необходим для того, чтобы узнать что-либо, кроме своего " я"; для того, чтобы узнать свое " я", посредник не нужен. По сути, связь между умом и сознанием является препятствием на пути к пониманию. Средоточие эго, индивидуальный ум осознает свое состояние изолированности. Из него возникает ограниченная индивидуальность, которая одновременно и питает, и сама питается иллюзией двойственности, времени и изменения. Чтобы познать " я" как оно есть, необходимо освободить сознание от ограничений индивидуального ума. Другими словами, индивидуальный ум должен исчезнуть, а сознание — остаться.

На протяжении жизненной истории души ее сознание растет вместе с индивидуальным умом, и работа сознания происходит на его фоне. В конце концов сознание прочно утверждается в индивидуальном уме. Поэтому когда замолкает ум, исчезает и сознание. Взаимозависимость индивидуального ума и сознания иллюстрируется тенденцией к переходу в бессознательное состояние при совершении усилий в направлении остановки умственной деятельности во время медитации.

 

Объяснение сна

 

Явление сна не имеет принципиального отличия от временных перерывов сознания во время медитации, хотя источник его иной. Поскольку индивидуальному уму постоянно противостоит мир двойственности, он оказывается вовлеченным в непрекращающийся конфликт; и, утомленный бесконечной борьбой, он хочет потерять себя, разотождествиться со своим отдельным бытием. Ум тогда отступает из созданного им самим мира и переживает остановку сознания.

Бездействие ума приводит к погружению в сон сознания, но эта остановка функционирования сознания лишь временна, потому что накопленные умом впечатления заставляют сознание возобновить его деятельность. Через некоторое время эти психические стимулы возвращают сознание к жизни. Так за сном следует бодрствование, а за бодрствованием — сон, в соответствии с законом смены деятельности и отдыха; но до тех пор, пока в уме хранятся скрытые впечатления, уничтожить индивидуальный ум и освободить сознание не удастся. Во сне ум временно забывает себя, но не прекращает своего индивидуального существования.

Просыпаясь, человек попадает под все те же ограничения своего существования.

Сознание не воскрешается, оно по-прежнему одержимо умом.

 

Препятствие эго

 

Ограниченный ум — это та почва, в которой коренится эго; и эго увековечивает невежество с помощью множества иллюзий. Эго не дает проявиться бесконечному знанию, уже присутствующему в скрытой форме в душе, и является самым трудным препятствием на пути к Богу. В персидской поэме говорится: " Чрезвычайно трудно пробиться сквозь завесу невежества, ведь камень лежит на огне". Как пламя не может подняться высоко вверх, если на него положен камень, так и желание познать свою истинную природу не приведет к истине, пока сознание обременено грузом эго.

Отыскание самого себя невозможно из-за эго, сохраняющегося на всем протяжении путешествия души. Продвигаясь по Пути, душа все более и более отделяется от него, но эго остается с ней до последнего седьмого плана.

Эго — это центр деятельности человека, и попытки эго погасить самого себя можно сравнить с попытками человека встать себе на плечи. Как глаз не видит самого себя, так эго не может прекратить собственное существование. Все его попытки самоустранения только усиливают его, потому что оно обращает себе на пользу сами усилия, направленные против него. Поэтому деятельность эго не может привести к его исчезновению, хотя оно и пытается трансформировать свою природу. Условием исчезновения эго является избавление от ограниченного ума, в котором оно пребывает.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь