Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВХОЖДЕНИЕ В РЕАЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ



 

Хотя в конечном итоге осознать Бога суждено каждому, ум человека мирского затуманен накопленными санскарами, ослабить цепи которых необходимо еще до вступления на Путь. Обычно этого пытаются достичь, следуя религиозным ритуалам и церемониям. Этот этап внешнего подчинения религиозным предписаниям или традициям проявляется в следовании Шариату или Карма Канда и включает в себя такие действия, как ежедневные молитвы, посещение святых мест, исполнение обязанностей, изложенных в писаниях, и следование принятым этическим нормам.

Хотя этот этап внешнего подчинения и полезен с точки зрения духовной дисциплины, он ни в коем случае не свободен от дурных аспектов, поскольку не только делает человека сухим, чопорным и механичным, но и часто питает некоторую тонкую форму эгоизма. Многие люди привязаны к жизни, построенной на соответствии внешним нормам, потому что для них это простейший способ успокоить свою совесть.

Душа может провести несколько жизней, усваивая уроки внешнего подчинения, но приходит время, когда в ней пробуждается тоска по реальности внутренней жизни. Когда это происходит с мирским человеком, можно сказать, что он стал искателем.

Подобно насекомому, которое, претерпевая метаморфозу, переходит на новую стадию существования, душа преодолевает стадию внешнего подчинения (Шариат или Карма Канда) и вступает на путь духовного освобождения (Тарикат или Мокша Марга). На этой более высокой стадии душа уже не удовлетворяется внешним подчинением, но стремится попасть в другой разряд, относящийся к внутренней жизни.

 

Ограниченность общепринятого

 

С точки зрения реалий внутренней жизни, отходя от подчинения внешним нормам, жизнь может часто становиться духовно богаче. Стремясь к соответствию установленным канонам, человек почти всегда приходит к жизни, построенной на ложных или иллюзорных ценностях. Общепринятое не обязательно правильно с духовной точки зрения; напротив, часто принятые нормы выражают иллюзорные ценности, поскольку своему появлению они обязаны работе умов, в духовном отношении невежественных. Иллюзорные ценности становятся общепринятыми, потому что они принадлежат к тому типу менталитета, который наиболее распространен. Однако это не означает, что принятые каноны всегда заключают в себе иллюзорные ценности.

Некоторые люди выбирают необщепринятое только потому, что это необычно и позволяет им чувствовать свою обособленность и отличие от других и получать от этого удовольствие. Другие приходят к необщепринятому вследствие критической работы ума. Тот, кто хочет превзойти внешнее подчинение и войти в жизнь внутренней реальности, должен развить способность различать ценности ложные и истинные.

 

Различение

 

Подъем от Шариата или Карма Канда к Тарикату или Мокша Марга, однако, не следует понимать как просто отказ от внешнего подчинения. Это не просто переход от приверженности к общепринятому к идиосинкразии, от обычного к необычному, но переход от жизни, держащейся на бездумном принятии традиций, к бытию, основанному на мысли. Это переход от полного невежества к критической вдумчивости. На стадии подчинения внешним правилам духовное невежество обычно настолько совершенно, что люди часто не осознают его; но пробудившись, они осознают потребность в Свете. Усилие к достижению этого Света принимает форму различения между вечным и преходящим, между истинным и ложным, реальным и вымышленным, важным и второстепенным.

Для духового искателя, однако, не достаточно иметь интеллектуальную способность к различению. Хотя и являясь основой всей дальнейшей подготовки, она приносит плоды только когда вновь усвоенные понятия соотносятся с реальной жизнью. Для духовности важна не теория, а практика. Идеи, убеждения, мнения, взгляды или доктрины, которых человек может придерживаться, образуют лишь самый внешний слой его личности.

Иногда ложный взгляд, исповедуемый пылко, может косвенно привести к переживанию, открывающему врата духовному восприятию. Даже на стадии Шариата или Карма Канда приверженность религии нередко становится источником вдохновения на самоотверженные и благородные поступки; и, хотя и принимаемые слепо, догмы и верования могут исповедоваться с живой страстью и энтузиазмом. Догмы и верования, когда их воспринимают не только умом, но и сердцем, имеют несомненное преимущество перед теоретическими воззрениями, поскольку в большей степени воздействуют на личность человека. Но догмы и верования являются такими же источниками зла, как и добра, потому что в них направляющий взгляд затуманивается из-за отсутствия критического мышления.

Если догмы и верования приносят иногда пользу человеку, который их исповедует, или сообществу, к которому он принадлежит, то еще чаще они наносят вред. Хотя в приверженность им вовлечены и ум, и сердце, работе и того, и другого препятствует приостановка мысли; поэтому нельзя сказать, что догмы и верования несут одно лишь добро.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь