Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Духовность — это позитивное отношение к жизни



 

Отречение от желаний не означает аскетизма или негативного отношения к жизни.

Отрицание жизни сделало бы человека нечеловеком. Божественное не исключает человеческого. Духовность делает человека более человечным. Духовность — это позитивное раскрытие доброго, благородного и прекрасного в человеке, и она поддерживает все, что есть хорошего и красивого в его окружении. Она не требует отречения от мирских дел или забвения своего долга и обязанностей. Она требует лишь, чтобы участвуя в мирской деятельности или выполняя обязанности, вытекающие из положения индивидуума, он сохранял свой внутренний дух свободным от пут двойственности. Такая свобода существенно необходима для беспрепятственного созидания; но ее нельзя достичь, убегая от жизни из страха попасть в ее паутину.

Это означало бы отречение от жизни. Совершенство не состоит в уклонении от двойственных проявлений природы. Попытки убежать от жизни означают страх перед ней, в то время как духовность состоит в том, чтобы встречать жизненные проявления, не давая противоположностям власти над собой. Свободный дух утверждает свое господство над всякой иллюзией, какой бы привлекательной и сильной она ни была. Не избегая контакта в различными аспектами жизни, совершенный человек сохраняет полную беспристрастность в самом центре кипящей деятельности.

 

XXV

НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ

 

Ненасилие, чистое и простое, означает любовь бесконечную. В нем цель жизни.

Достигая чистой и бесконечной любви, искатель становится един с Богом. Для достижения этой цели нужно сильное стремление к ней; искатель, в ком есть это стремление, должен начать с практики " ненасилия храброго". Это относится к тем, кто хотя и не достиг единства со всем через познание, никого не считает своим врагом и старается любовью победить нападающего. Они отдают свои жизни из любви, а не из страха.

" Ненасилие храброго" может практиковать лишь тот, в ком сильно стремление к достижению высшего состояния. Этого стремления не найти в большинстве людей.

Следовательно, для того, чтобы привести большинство к " ненасилию", необходимо сначала подготовить его к " ненасилию храброго". Практически для этого надо сначала заставить их следовать принципу " ненасильного насилия", то есть насилия, применяемого единственно для защиты слабого, без какого-либо эгоистичного мотива. Во времена войн, когда массы людей не в состоянии выслушивать советы о стремлении к достижению высшей цели жизни, единственный практический способ привести их к цели — привить им принцип " ненасильного насилия", а затем постепенно перейти к " ненасилию храброго". Иначе ненасилие не только не будет достигнуто, но появится серьезная опасность рокового " ненасилия труса", то есть несопротивления насилию из-за страха.

Возможно подвести массы к " ненасилию храброго" с помощью принципа " бескорыстного насилия". Такое бескорыстное насилие — это насилие, используемое для самообороны при вероломном нападении. Никакой другой мотив не должен оправдывать насилие.

Так, например, если на женщину нападают и человек защищает ее, прибегая к насилию, можно сказать, что он последовал принципу " бескорыстного насилия".

Аналогично, когда родную страну атакуют враги, усилие нации защитить ее есть " бескорыстное насилие". Здесь присутствует некоторый элемент эгоизма, это — выражение ограниченной человеческой любви.

" Ненасилие труса" губительно, так же как и " эгоистическое насилие", т. е. насилие, совершаемое с эгоистическими побуждениями человеком или нацией ради достижения власти или других эгоистических целей.

Итак, ненасилие, чистое и простое, есть цель жизни, для достижения которой искатель Бога должен следовать " ненасилию храброго". Большинство, не имеющее глубокого стремления к единству с Богом, нужно вести к этой цели с помощью принципов " ненасильного насилия" или " бескорыстного насилия" в зависимости от обстоятельств. Следует ясно понимать, что " ненасильное насилие" и " бескорыстное насилие" представляют собой лишь средства достижения цели жизни, чистого и простого " Ненасилия" или " Любви Бесконечной". Не следует смешивать эти средства с самой целью.

Мотив и результат определятся отношением к добру и злу. Например, и " ненасилие храброго", и " ненасилие труса" суть ненасилие, но с точки зрения стоящей за ними движущей силы, " ненасилие храброго" рождается из любви, а " ненасилие труса" — из страха, являющегося противоположностью любви. Хотя как виды ненасилия они не противоположны, противоположны их мотивы. Мотивом " ненасилия храброго" является потеря собственной жизни ради достижения бесконечной любви, а мотивом " ненасилия труса" — сохранение собственной жизни. Мы называем " ненасилие труса" " не-любовью" постольку, поскольку " ненасилие храброго" мы называем любовью.

" Ненасильное насилие" следует называть не любовью, а долгом — долгом, выполняемым бескорыстно ради других в соответствии с Кармой Йогой, в конечном итоге стыкующимся с неограниченной любовью — но движимым любовью человеческой.

Стереть различие между этими двумя противоположными силами нельзя; но выражая их через нужные каналы, можно трансформировать одну силу в другую. Пища, принимаемая неправильно, становится ядом; но яд, принимаемый в малых дозах в качестве тонизирующего средства, может служить пищей для нервов. В самом деле, пища есть яд; только путем трансформации ее можно обратить на пользу.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь