Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


За пределами противоположностей



 

Как челнок в ткацком станке, человеческий ум двигается между двумя крайностями, создавая уток и основу ткани опыта. Развитие психической жизни лучше всего иллюстрируется не прямой линией, а зигзагом. Противоположности опыта — как два берега реки: не будь у реки берегов, вода растеклась бы и не смогла бы достичь своего назначения. Точно так же жизненная сила рассеялась бы, если бы не была заключена между двух противоположностей. Но эти берега реки жизни — не две параллельные линии; эти линии сходятся, соединяясь в точке освобождения. Сила колебаний становится все меньше по мере приближения индивидуума к цели, а по ее достижении утихает совсем. Это как движение куклы, центр тяжести у которой внизу: если ее качнуть, она качается из стороны в сторону, каждый раз со все меньшим размахом, пока наконец на замрет в неподвижности. В космической эволюции прекращение колебаний между противоположностями означает Махапралайю, а в духовной эволюции индивидуума — освобождение.

 

Планы сознания

 

Переход от двойственности к не-двойственности — не вопрос изменения в состоянии сознания. Поскольку они отличаются качественно, различие между ними бесконечно.

Первое есть состояние не-Бога, последнее — состояние Бога. Это бесконечное различие создает пропасть между шестым планом сознания и седьмым. Нижние шесть планов сознания отделены друг от друга подобием долины, некоторым расстоянием.

Хотя различие между ними велико, оно не бесконечно, потому что все они подвластны биполярности ограниченного опыта, состоящей в колебаниях между противоположностями. Различие между первым планом и вторым, вторым и третьим, и так далее до шестого плана велико, но не бесконечно. Отсюда следует, что ни один из шести планов двойственности не ближе к седьмому, чем остальные. Различие между любым из шести планов и седьмым бесконечно. Продвижение по шести планам есть продвижение в воображении. Но познание седьмого плана означает прекращение воображения и пробуждение индивидуума в познании Истины.

Обойтись без иллюзорного продвижения по шести планам, однако, нельзя. Перед тем, как станет возможным познание Истины, воображение должно быть полностью исчерпано. Когда ученик имеет Мастера, он должен пересечь все шесть планов.

Мастер может провести своего ученика через планы либо с открытыми глазами, либо под покровом. В последнем случае, когда ученик не осознает планы, которые пересекает, желания сохраняются до седьмого плана; но если его ведут с открытыми глазами, желания исчезают после пятого плана. Мастер часто проводит учеников под покровом, потому что так они могут оказаться полезнее для его работы, чем когда их ведут с открытыми глазами.

По мере пересечения планов идет процесс распутывания санскар. Его следует отличать от израсходования санскар. В процессе израсходования санскары становятся динамичными и высвобождаются сами в результате действия или переживания. Это не ведет к освобождению от санскар, поскольку непрекращающееся накопление новых санскар с избытком возмещает израсходованные санскары, да и само расходывание вызывает к жизни новые санскары. В процессе распутывания санскары ослабляются и уничтожаются в пламени стремления к Бесконечному.

Стремление к Бесконечному может стать причиной сильного духовного страдания.

Острота обычного страдания несравнима с мучительностью страдания духовного, через которое необходимо пройти, пересекая планы. Первое есть действие санскар, последнее — результат их распутывания. Когда физическое страдание достигает высшей точки, человек теряет сознание и таким образом получает облегчение, но для духовного страдания такого автоматического облегчения не существует.

Духовное страдание, тем не менее, не становится невыносимым, потому с ним смешивается радость познания.

Стремление к Бесконечному все усиливается, пока наконец не достигает своей кульминации, после которой обычно начинает остывать. Но при этом сознание не отказывается от стремления к Бесконечному, но продолжает следовать своей цели познания Бесконечного. Это состояние охладевшего стремления предшествует познанию Бесконечного. Стремление к Бесконечному, бывшее инструментом уничтожения всех других желаний, теперь готово и само погаснуть в неподвижности Бесконечного.

 

Покой познания

 

Перед тем, как стремление к Бесконечному разрешится через познание Бесконечного, сознание должно подняться с шестого плана на седьмой. Ого должно подняться от двойственности к не-двойственности. После странствий в воображении оно достигает его конца. Мастер понимает Реальность как Единое, и " Ничто" как его тень; для него время поглощено вечностью. Он познал безвременной аспект Бога и находится за пределами времени, начало и конец которого — в его бытии. Он равнодушен к временным процессам действия и противодействия. Обычный человек не знает ни начала ни конца творения и находится во власти череды событий, не поддающихся, как кажется, его контролю или пониманию. Они кажутся громадными из-за отсутствия перспективы — ведь он — пленник времени. Он смотрит на все с точки зрения возможного развития или неразвития его санскар, и его глубоко тревожат события этого мира. Объективная вселенная представляется ему как нежелательное ограничение, с которым надо бороться или смириться.

Мастер свободен от двойственности и санскар, свойственных двойственности, а значит, свободен ото всех ограничений. Напряжение вселенной не влияет на его бытие. Все движение мира, со всеми его созидательными и разрушительными процессами, не имеют для него значения, ибо он вступил в святилище Истины, обитель того вечного смысла, который лишь частично и смутно отражен в ценностях фантасмагории творения. В своем бытии он постигает все существование и смотрит на пьесу жизни как на игру.

 

XXIV

ЭГОИЗМ

 

Эгоизм возникает из-за желания человека найти выражение в действии и опыте. Он рождается из фундаментального невежества относительно своей собственной природы.

Человеческое сознание затуманено впечатлениями, накопленными за долгий период эволюции сознания. Эти впечатления, или санскары, выражаются в желаниях; они сужают диапазон сознания, возводя вокруг него ограду. Внутри круга санскар расположена область, в которой фокусируется индивидуальное сознание. Некоторые желания латентны, другие переходят в действие. Способность желания выразиться в поступке зависит от силы и количества санскар. Используя метафору из геометрии, можно сказать, что переходя в действие, желание преодолевает расстояние, равное радиусу окружности, являющейся границей связанных с этим желанием санскар.

Величина эгоизма равна величине желаний. Бесчисленные желания не дают душе свободно и полно выразить свое истинное бытие; жизнь становится узкой и сосредоточенной на самой себе. Вся жизнь эго постоянно находится под бременем хотения, т. е. эго пытается добиться осуществления своих желаний через вещи, подвластные изменчивости. Но никакое осуществление через преходящие вещи невозможно. Удовлетворение, которое они несут, само преходяще, и желания человека остаются неосуществленными. Это вызывает общее чувство неудовлетворенности, сопровождаемое всевозможными видами беспокойства.

Основные формы, через которые выражает себя разочарованное эго, это вожделение, жадность и гнев. Вожделение во многом схоже с жадностью, но отличается способом удовлетворения, который напрямую связан с грубой сферой. Вожделение выражает себя через грубое тело и посвящено плоти. Оно есть форма втянутости в грубую сферу. Жадность — это беспокойство сердца, состоящее главным образом в стремлении к обладанию чем-либо ради осуществления желаний. Попытки осуществления желаний удовлетворяют человека лишь частично, и это частичное удовлетворение только раздувает пламя желания вместо того, чтобы гасить его; так что жадность всегда находит бесконечный простор для себя, оставляя человека вечно неудовлетворенным. Главные проявления жадности относятся к эмоциям. Они представляют собой форму отождествления с тонкой, или психической, сферой. Гнев — это состояние раздраженного ума, возникающее, когда перечат его желаниям. Он поддерживает стремление ограниченного эго к доминированию и агрессии. Его цель — удалить препятствия к осуществлению желаний. Безумие гнева питает эгоизм и является главным источником ограниченного эго. Гнев обитает в уме, и его выражение происходит главным образом через деятельность ума. Гнев есть форма ментального отождествления. Средствами выражения вожделения, жадности и гнева являются соответственно тело, сердце и ум.

Через вожделение, жадность и гнев человек испытывает разочарование; эго пытается найти в них удовлетворение. Сознание таким образом попадает в круг бесконечного разочарования, возникающий, когда вожделение, жадность или гнев не встречают противодействия своему выражению. В этом состоит следствие грубого, тонкого и ментального отождествления. Возникает подавленность из-за неосуществления вожделения, жадности и гнева, которые, все вместе, неразлучны с эгоизмом.

Эгоизм, общий фундамент этих трех пороков, является, таким образом, подлинной причиной разочарования и беспокойства. Он сам наносит себе поражение. Он ищет удовлетворения в желаниях, но достигает лишь усиления неудовлетворенных желаний.

 

Дорога к счастью

 

Эгоизм неизбежно ведет к неудовлетворенности и разочарованию, потому что желания бесконечны. Проблема счастья, таким образом, это проблема отказа от желаний.

Однако невозможно победить желания, подавляя их. Уничтожение желаний возможно только через знание. Если вы вступите в царство мысли и серьезно поразмышляете несколько минут, вы осознаете пустоту желаний. Подумайте о том, чем вы наслаждались в течение многих лет и от чего вы страдали? Не ничтожно ли это? Все было иллюзией. У вас есть право быть счастливым, но вы делаете себя несчастными, желая различных вещей. Желание — это источник вечного беспокойства. Когда вы не получали того, чего вы хотели, вы были разочарованы. Когда вы получали это, вы хотели еще и еще и оставались несчастными. Скажите " Я ничего не хочу" и будьте счастливы. Постоянное осознание бесплодности желаний рано или поздно приведет вас к знанию, которое освободит вас от желаний и приведет к вечному счастью.

 

Отказ от желаний

 

Желания следует отличать от потребностей. Гордости и гнев, жадность и вожделение не являются потребностями. Вы можете думать: " Я нуждаюсь в том, чего я хочу", но это будет ошибкой. Если вы умираете от жажды в пустыне, то, что вам нужно, это вода, а не чай. До тех пор, пока у человека есть тело, остаются потребности, и удовлетворять их необходимо. Но желания — продукт воображения. Чтобы достичь счастья, их необходимо скрупулезно извести. Но поскольку само бытие эгоизма состоит из желаний, отречение от желаний становится процессом смерти. Умирание в обычном смысле означает расставание с физическим телом, а умирание в духовном смысле означает отречение от чувственных желаний. Священники готовят людей к ложной смерти, рисуя картины ада и рая; но смерть — иллюзия, ведь жизнь продолжается непрерывно. Истинная смерть состоит в прекращении желаний и наступает постепенно.

Любовь делает смерть эгоизма более легкой. Бытие — это умирание в любви. Если вы не можете любить друг друга, как можете вы любить тех, кто мучает вас?

Ограничения эгоизма созданы невежеством. Осознавая, что может получить более достойное удовлетворение за счет расширения сферы своих интересов, поля своей деятельности, человек обращается к жизни в служении. На этом этапе он питает многие добрые желания. Он хочет сделать других счастливыми, облегчая их страдания и помогая им. И несмотря на то, что даже в добрых желаниях часто присутствует прямая или косвенная мысль о себе, эгоизм не властен над добрыми желаниями. Даже добрые желания можно назвать формой просвещенного, более широкого эгоизма, поскольку, как и дурные желания, они движутся в сфере двойственности; но питая хорошие желания, эгоизм приближается к собственной гибели. Вместо потакания своему тщеславию, честолюбию и чувству собственничества человек учится быть полезным для других.

Желания, составляющие личное эго, являются либо добрыми, либо дурными. Дурными желаниями обычно называют формы эгоизма, а добрыми — формы бескорыстия. Но между эгоизмом и бескорыстием не существует четкой границы. Оба они относятся к сфере двойственности; и с точки зрения, выходящей за пределы противоположностей добра и зла, эгоизм и бескорыстие суть две фазы жизни личного эго, и эти две фазы продолжают друг друга. Эгоизм возникает, когда желания сосредотачиваются вокруг индивидуальности. Бескорыстие возникает, когда структура желаний подвергается распаду, и имеет место общее распыление желаний. Эгоизм представляет собой сужение интересов до какой-то ограниченной области, бескорыстие представляет собой расширение интересов до более широкого поля. Говоря парадоксально, эгоизм есть суженная форма бескорыстия, а бескорыстие есть выход эгоизма в более широкую сферу деятельности.

 

Трансформация эгоизма

 

Для того, чтобы выйти за пределы сферы двойственности, необходимо трансформировать эгоизм в бескорыстие. Упорное и непрерывное совершение хороших поступков истощает эгоизм. Эгоизм, расширившийся и выраженный в форме добрых дел, становится орудием собственного разрушения. Добро — это мостик от процветания эгоизма к его умиранию. Эгоизм, бывший в начале отцом злых тенденций, становится благодаря добрым делам героем собственного разгрома. Когда злые тенденции уступают место добрым тенденциям, эгоизм трансформируется в бескорыстие, т. е. индивидуальный эгоизм теряет себя в универсальном интересе. И хотя эта бескорыстная и добрая жизнь также подвластна противоположностям, доброта является необходимым шагом к свободе от них. Доброта — то оружие, которым душа уничтожает свое собственное невежество.

От добра душа переходит к Богу. Бескорыстный человек погружен в Универсальное Я, за пределами добра и зла, добродетели и порока, всех других двойственных аспектов Майи. На вершине бескорыстия начинается чувство единства со всем. В состоянии освобождения нет ни эгоизма, ни бескорыстия, поскольку оба они погрузились в единение со всем. Осознание единства жизни сопровождается покоем и неизмеримым блаженством. Оно не ведет ник духовному застою, ни к забвению относительных ценностей. Единство со всем дает ненарушимую гармонию без потери способности различать и покой без равнодушия к окружающему. Это единство со всем не является продуктом просто субъективного синтеза. Оно — результат объединения с Последней Реальностью, которая включает в себя все.

Раскройте свое сердце, очистив его от желаний и дав приют лишь одному стремлению — стремлению к единству с Последней Реальностью. Ищите Последнюю Реальность не в изменчивом внешнем окружении, но в своем собственном бытии. Каждый раз, когда душа пытается войти в ваше человеческое сердце, она находит дверь запертой, а сердце полным желаний. Не держите двери вашего сердца закрытыми. Во всем есть источник вечного блаженства, но все-таки вы несчастны из-за желаний, порожденных невежеством. Счастье достигается только тогда, когда угасает ограниченное эго вместе со всеми его желаниями.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь