Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Состояние сознательной Божественности



 

Достигая седьмого плана, искатель переживает последнее погружение, называемое Фана-Филлах, или окончательно уничтожение эго в Боге. В этом погружении искатель теряет свое обособленное существование и становится навсегда соединенным с Богом. Теперь он един с Богом, будучи никем иным, как самим Богом. Фана-Филлах седьмого уровня является конечным пунктом духовного Пути, целью всех поисков и стремлений. Это Садхай Самадхи или Нирвикалпа Самадхи, состояние сознательной Божественности. Это — настоящее пробуждение. Теперь искатель достиг другого берега необозримого океана невежества; он осознает, что эта истина есть единственная Истина и что все другие стадии Пути иллюзорны. Он достиг цели.

 

XXI

БОЛЕЕ ГЛУБОКИЕ АСПЕКТЫ САДХАНЫ

 

Садхана (путь постижения) не состоит в применении неподвижных законов. В жизни нет единообразия. Многообразие царства духовного еще богаче. Садхана конкретного искателя зависит от его санскар и темперамента и может быть свойственна только ему. Однако поскольку цель едина для всех, различия в Садхане несущественны, и более глубокие ее аспекты едины для всех.

Садхана духовного царства существенно отличается от Садханы царства материального, поскольку духовная цель отличается от цели материальной. Цель, преследуемая в царстве материального, принадлежит времени. В царстве духовного цель превосходит время. Поэтому в материальном мире Садхана направлена на то, что еще будет; в духовном мире Садхана направлена на то, что всегда было, всегда будет, и ЕСТЬ сейчас.

 

Цель духовной Садханы

 

Духовная цель жизни в самой жизни, а не вне ее. В царстве духовного каждая часть Садханы направлена на реализацию духовной цели благочестия во всех фазах жизни; поэтому различные аспекты духовной Садханы отражают различные степени приближения к состоянию духовного совершенства. Соотношение между Садханой и преследуемой целью можно противопоставить соотношению между ними в материальном мире. Там цель находится вне Садханы, через которую она достигается, и между ними существует явное несоответствие. В мире духовном, однако, Садхана и преследуемая цель не могут быть внешними по отношению друг к другу, и несоответствия между ними не существует. Отсюда возникает парадокс, состоящий в том, что практика Садханы равносильна соучастию в цели.

 

Садхана через Знание, Действие и Любовь

 

В своих более глубоких аспектах духовная Садхана состоит в следовании (1) по Пути Знания (Дньяна Марга), (2) по Пути Действия (Карма Марга) и (3) по Пути Любви или Преданности (Бхакти Марга). Садхана знания находит выражение в (а) практике отстраненности, рождающейся из понимания, (б) различных формах медитации и (в) постоянном использовании проницательности и интуиции. Каждая из этих форм достижения или выражения духовного знания требует пояснений.

Индивидуальная душа запуталась в мире форм и не знает, что она — часть бытия Бога. В этом невежестве состоит рабство души, на избавление от которого направлена духовная Садхана. Поэтому отречение от вещей этого мира часто считают одной из Садхан, ведущих к освобождению; но хотя такое отречение может иметь свою ценность, оно не необходимо. Что необходимо, так это внутреннее отречение от вожделения к вещам этого мира. Отреклась ли душа от вещей этого мира внешне или нет, не существенно, лишь бы она внутренне вырвалась из иллюзорного мира форм и подготовила себя к состоянию Мукти. Отстраненность есть важная часть Садханы Знания.

Другим путем отыскания духовного знания является медитация. О медитации говорилось в предшествующих главах.

 

Знание

 

Садхана Знания остается незавершенной, если искатель не развивает проницательность и не раскрывает в себе высшую интуицию. Познание Бога приходит к искателю, который использует при оценке как проницательность, так и интуицию.

Бесконечное знание латентно присутствует в каждом, но его необходимо раскрыть. Для этого необходима практика духовной мудрости, присутствующей в человеке.

Учения, данные человечеству через Мастеров, и врожденное в искателя чувство ценности проливают достаточно света на следующий необходимый шаг. Трудность в том, чтобы поступать в соответствии со своим знанием.

 

Действие

 

Для того, чтобы Садхана Знания принесла плоды, на каждом шаге она должна становиться действием. Умение разбираться, проницательность должна направлять повседневную жизнь, интуиция должна вдохновлять ее. Карма Йога, или Путь Действия, состоит в совершении действий в соответствии с интуицией сердца. В Садхане имеет значение практика, а не теория. Практика, основанная на правильном знании, наиболее плодотворна, но даже из ошибок в практических действиях можно извлечь ценные уроки. Чистые спекуляции, однако, остаются духовно бесплодными при всей их безупречности. Таким образом, человек, не очень ученый, но искренне принимающий имя Бога и беззаветно исполняющий свой долг, может быть намного ближе к Богу, чем тот, кто знает метафизику, но не дает своему знанию изменить его жизнь. В духовной жизни нет необходимости в подробной карте Пути. Наоборот, настойчивое желание знать все может мешать, а не помогать. Тайны духовной жизни открываются тем, кто рискует, а не тем, кто ищет гарантий на каждом шагу.

Завершение Садханы Карма Йоги требует, чтобы действие исходило из восприятия Истины. Просветленное действие не сковывает, потому что, неукорененное в эго, оно бескорыстно. Корысть представляет собой невежество, в то время как бескорыстие есть отражение Истины; оправдание жизни, полной бескорыстного служения, находится в ней самой, а не в преимуществах, которые она дает.

Парадокс бескорыстного действия состоит в том, что оно дает искателю намного больше, чем он мог бы получить от действия чисто корыстного. Корысть приводит к сужению жизни и поддерживает ложную идею ограниченного и обособленного существования, а бескорыстное действие способствует исчезновению иллюзии обособленности и оказывается дверью в неограниченную жизнь. То, что человек потерял, и что он желает получить, может никогда не прийти; но то, с чем человек расстается, принося в жертву Богу, уже вернулось. Такова Садхана Карма Йоги.

 

Любовь

 

Еще более важной, чем Садхана Знания или Действия, является Бхакти, или Любовь.

Любовь сама заключает в себе причину собственного существования. Любовь законченна. Величайшие святые удовлетворялись своей любовью к Богу, не желая ничего другого. Любовь перестает быть любовью, если основывается на каких-либо ожиданиях. Погружаясь в глубины Божественной Любви, любящий становится един с Возлюбленным. Нет Садханы более великой, чем любовь; нет закона, более высокого, чем любовь; и нет цели за пределами любви. Бог и любовь идентичны, имеющий Божественную Любовь обрел Бога.

Любовь можно считать одновременно частью Садханы и частью цели; но внутренняя ценность любви столь очевидна, что взгляд на нее как на Садхану для какой-то еще вещи считают ошибочным. Ни в какой Садхане погружение в Бога не происходит так легко и не обладает такой полнотой, как в любви. Когда есть любовь, путь к Истине полон радости. Как правило, Садхана требует усилия — возможно, отчаянного усилия; но в любви все спонтанно. Спонтанность есть часть духовности. Высшее состояние сознания, в котором ум полностью погружен в Истину, называется Сахаджавастха, или состояние неограниченной спонтанности, в котором присутствует непрерываемое Самопознание. Один из парадоксов, связанных с духовной Садханой, состоит в том, что усилия искателя направлены на достижение состояния безусильности.

Когда цель Садханы достигнута, эго-жизнь искателя прекращается; но в этот мгновение приходит понимание того, что целью всех поисков и стремлений был он сам, что все испытанные им страдания и радости, весь риск и все приключения, все жертвы и вся борьба были ради самопознания, в котором он теряет свою ограниченную индивидуальность, чтобы обнаружить, что един с Богом.

 

XXII

СОВЕРШЕНСТВО

 

Совершенство следует рассматривать в двух аспектах. Есть духовное совершенство, состоящее во внутреннем осознании божественного состояния сознания за пределами двойственности, и совершенство, находящее выражение в сфере двойственности. Все, является частью мира многообразия, имеет различные степени. И думая о совершенстве с точки зрения этого мира, мы обнаруживаем, что как и все другие вещи, подвластные двойственности, оно имеет свои степени. Добро и зло, слабость и сила, порок и добродетель суть противоположности двойственности. Но все эти аспекты представляют собой проявления одной реальности в разных степенях.

Так, зло — это добро в его наинизшей степени; слабость — это сила в ее наинизшей степени; порок — это добродетель в ее наинизшей степени. Зло — это минимум добра, слабость — минимум силы, порок — минимум добродетели. Все аспекты двойственности имеют свой минимум и максимум и все промежуточные степени; совершенство здесь не исключение. Весь спектр человечества заключен между двумя крайностям, совершенством и несовершенством; и совершенство, и несовершенство являются по существу вопросами сравнения, контраста и относительности. Итак, совершенство в сфере двойственности — лишь относительное совершенство.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь