Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Терапент осознает, что испитивает злость и потребность е



Экстериоризировать (функция i<i терапевта , .  В представлениях


                                  ПоняТие *8еi в ГеШТальТе                                i35

 

 


себе у тералевта,  в частности, содержится,  с одной сТоРонЫ


че-


ловек с развитым чувством  собственного  достоинства,  я не терплю хамсгва?, а с  другой           практикующвй психотералент иЯстрем- люсь помогать клиенту. К счасТью, сейчас в доминавте второе. Как же осуществить терапевтический выбор  (функция Вго)?  Всли ос- новывать его на функции Ы, то  говорить о своей Элости. Всли ис-

ходить из собственной функции Рег5опан-ну (ее профессионального аспекта), то о ней говорить не стоит. Понятно, что клиент сейчас ма- нипулирует в невротической манере,  чтобы  к нему  испытывали Элость. ВыраЭив ее, тералент попадет  в успешно расставленвую ло-

вушку:  клиент  окажется  в знакомой  для себя ситуации.  Этим ему

будет оказана не помощь, а сковее медвежья услуга. Сеанс развива- ется следующим образом.

Тералевт (Т).  Когда ты мне об Этом говоришь, ты осознаешь, чего

ты хочешь?


Клиент (К).


хочу вас достать!


Т. Что ты имеешь в виду?

К. Хм... разозЯлить, понятное  дело. Т. для чего тебе сейчас Это нужно?

К. (после пауэЫ, явно более тихим голосом).  Ну... не знаю.

Т. Всли тебе удастся  меня  разозлить, ты  попадешь  в знакомую

или новую для тебя ситуацию общения?

К. Скорее в старую. да,  точно, в старую, еще как знакомую!

Т. Понимаешь ли ты, какие  преимущества для тебя в том, чтобы

заставить меня Элиться, чтобы меня ?достаты?

К. (улЫбаясь). Это тогда моя территория, я буду в своей стихии, здесь я все знаю.

далее Слава  делает  выбор соприкосвугься с новизной  в ситуа- ции общения, когда ему трудно  прямо  попросить  о помощи.  Сеанс продолжается.

Итак,  терапевт  использовал свою функцию нсн, но сделал выбор с

помощью функции Во,  исходя из своей функции Рег5опа?-у и в ее пользу. (?Я здесь  психотерапевт, помогающий  клиенту.  Сеанс  для меня  не место сводить  счеты с хамящим мне, если Это ему  не во благо?) В данном случае терапевтическая работа была направлена  не на облегчение клиенту  контакта, а на то, чтобы сделать контакт с

другим более трудным, дабы клиент был разочарован прошлыми, ус-


 

 

таревшими или анахронячНыми способами своего поведения и был способен к творческому приспособлению.

В заключение  скажем, что для гештальт-тералевта,  с неизбежно-

стью делающего собственние вибори в процессе терапии,  очень важ- но не подменять своей функцией  Е8о функцию Е8о клиента. Предо- ставляя ему возможность вибирать то, в чем нуждается  он, чего хо-

чет он сам, ми не только можем восстановить его утраченную функцию Е8о, но и реализуем гештальтистские принципи                                                                                                          расши- рение поля осознания клиента и развитие ответственности клиента за то, что с ним происходит.

 









Л ИТЕРАТУРА

 

Гичгер С. Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический  под- ход к человеческим  отношениям. Н.: пЕР Св, 2002. С. 320, 40.

Гингер  С., Гичгер А. Гештальт-терагшя контакта. Спб.: Специальная

литература, ?999. С. 40, 85, 287.

Нельсон-джоучс Р. Теория  и практика психологического консульти- рования. СП6.: iзд-во .питер.., 2000. 464 с.

РОбпн Ж.-М. ГешталЫ--тералия.  М.: Эйдос, ?996.6З с.

I.аЁпеТ]. Тие  (е5нанЕ Т--егару Воон.  Б4е  Уог-с Вал?ал- Воо?,  i972.

РеТI8 Р.,  НеЕегiiпе К, бооiлiал  Р.  Сеа?Е ТЪегару. Бе  уогi: )пНал

Ргев, i95i.

Рет I Р. 5. 6еа? ТЪегару уегЪаiiвi. Беч уогiс  Г{еа- Реорiе Ргев, i9б9.

РетI . Р. ТЪе беваi АрргоасЪ зла Еуе --пе. i4еч уогiс Вапiал i  Воо?,

I973.


 


Глава 2. цИКл КонТКТ

 

Цикл  контакта,  или цикл  опыта, или цикл удовлетворения по- требности  схема, придумакная для описания  процесса  контакта человека  с внешней  средой.  данный процесс  включает  ряд  собы- тий: восприятие новизны; оценку  ее привлекательности или неже-

лательности в данный момент; действия, направленные на творчес- кое приспособление к ней: на ее ассимиляцию, если она желатель- на, или ликвидацию, если  она  нежеланна, вредна  или  является излишней.

Впервые цикл удовлетворения потребностей  был оыисан Полом Гудманом во второй части знаменитой монографии еГештальт-тер- апкя- (В Рег-з, Р.. Не-Вег--пе,  Р. (Зооая-ап, ?95?).

Вго схема, многократно модифицмруемая в дальнейшем многи- ми гештальтистами  (мы позднее вернемся  к описанию их идей), по- зволяет  описать  изменения фигур и фона  в циклическом процессе создания и разрушения Гештальта с точки зрения Зен! (субгекта, орга- низма), который является основным действующим лицом в данной

4пьесе,.  Чтобы подчеркнуть увикальность происходящих событий,  обгяснить  бесчисленное количество  вариантов,  по  которым можез разворачиваться сценарий,  в данном контексте 5е?В (главного  героя) иногда называют словом личность  свгевшиеся? особенности мыш- ления  икдивмдуума, сохравяюгциеся  приблизительно неизменны-

ми всю жизнь;  способ  организации опыта  индивида (3- Менп-сн,

8. БХеу-в, ?992, р. 64).

Гудмак исходил из того, что организм не может поддерживать свое существование без ассималяции чего-либо из среды, без роста и бе2 выделения в среду излишков  без умирания.  Незавершенные фи-

зиологические ситуации периодически  возбуждают границу контак-

та в связи с неким дефицитом или избытком (Ф.  Перлз, П.  Гудман,

200?, с. 274).

В дальнейшем он Экстралолировал свою теорию и на социальные, психологические события, что, собственно,  и придает ей принципи- альное значение  для психотерапии. Гудман подчеркивает  повторяе- мость, периодичнос-гь данного процесса  и условно разделяет  его на фазы, соответствующие смене фигуры и фона.  Вго идею удобно рас-

сматривать  с помощью графика (см. рис. 2).


 

 

5
4   i   2   3   Т

 

А

 

РИс. 2. ЦИКл КонТаКТа

 

На оси абсцисс откладывается  время (любой процесс требует времени); на оси ординат  интенсивность проявлений Зен(  Речь идет об Энергии, необходимой для построения гештальта, кото- рая черпается как из организма (?Энергия потребности?), так и поступает из внешней среды  от обгекта, способного удовлет- ворить потребность. При наблюдении за протеканием цикла кон- такта другого человека мы судим об интенсивности проявлений ЗенВ по интегральной сумме таких феноменолоотчески наблюдае-

мых  признаков, как изменения дыхания,  вегетативные  реакции

изменения мьгктечного тонуса, тембра, громкости и содержания речи, а также движений (включая мимические и пантомимичес- кие). Все Эти сигналы можно рассматривать как Экспрессивные знаки, направленные на проявления человека вовне.

При Этом  <?5  приращение 5еН метафорическое обозначени?

роста, обозначающее, что при творческой ассимиляции новизны че-

ловек изменился, присвоил нечто из внешней среды.

данная  кривая не имеет математического смысла, и взменени? человека  45— происходяг в режиме Рег5оааЫу; нам чаще прихо- дится слышать об изменении от самого человека или наблюдать егс результат впоследствии, нежели непосредственно видеть его как ре- зультат завершеклого контакта. Наблюдение за гладко, свободно про-


 

 

текающим циклом контакта вызывает у наблюдателя своего рода Эс- тетическую  реакцию:  он переживается как красивый,  грациозный,

?правильный?‘  (дж.  Зинкер,  2000).

Гудмав условно  разделяет  цикл на четыре части:

?. Преконтакт

Фигурой являются все более явные сигналы восприятия,  сооб- щающие о пробуждении потребности: Это могут бьггь ощущения, иду- щие изнутри  организма  и переживаемые  как своего  рода ?голод», или восприятие  чего-то во внешней  среде, что  пробуждает  потреб- ность. Остальные телесные пережявания и сигналы внешнего мира

являются фоном  (вспомните,  голодный человек  обратит внимание

на продукты в авоське, а не на фигуру женщины, и не на свои позна- ния в области  Этикета). Это восприятие ситуации  нкак она есть?, с заложенными в ней возможностями. В ходе преконтакти возникает известное  возбуждение, необходимое  для  построения  ясного  геш- тальта  фигуры  потребности.

2. Контактинг

С момента осознания  потребности  место фигуры начинают заво- евывать возможности ее удовлетворить: те одушевленвые или нео-

душевленные обгекты, которые привлекают внимание.  На Этом Эта-

пе личности  придется  проделать  работу:

.  Сориентироваться во внешнем  мире, чтобы  определить  над-

лежащий,  ?перспективный?‘  в плане удовлетворения  гтотре- бностей обгект,  а для  Этого надо ясно  рассмотреть  споле

внешний  мир и свои собственные ресурсы.

.

Выбрать из возможностей наилучшую и отказаться от других.

Совершить  ряд действий,  чтобы приблизиться (не только  в фи- зическом смысле) к избранному обгекту, иногда ттреодолевая мно-

же-тво  препятствий; если потребность  в ?удалении  новизны, на- пример опасной, то действия  приобретают  характер дистанцирова- ния или бегства. Нередко действия должны включать добрую толику агрессии, поскольку  обгект  может вовсе не стремиться удовлетво- р-ггь данную потребность  личности.

Именно в Этом месте первую скрипку начинают исполнять эмоции, позвозвпопще осуществить выбор. По ходу выбора  вариантов тело и по- требность уходят в фон: внимание захвачено событиями внешнего мира-


                                          ТеоРия ЗЕiЕ                                          

 

 

З. Финальный контакт

)еланный обгект достигнут; фигурой внимания становится соб- ственно взаимодействие субгекта‘ и обгекта. Все, кроме сЯ и Ты?, уходит  в фон. Граница  между  ними  растворяется, и в  сповтанном единении ощущений, чувств,  мыслей и движения происходит,  соб-

ственно, реализация потребности.  В данный момент, когда субгекту

приходится отпустить всякую  произвольность и контроль,  побы граница  между  ним  и обгектом могла раствориться,  часто  бывает затруднительно дифференцировать фигуру и фон.

4. Постконтакт

В качестве  фигуры начинает  снова вьк-лмвать  с Я?  те ощуще- ния, переживатл-я, которые свидетельствуют. что потребность удов-

летворена, и мысли по Этому поводу  Гештальт завершается. Чело- век ассимилирует  присваивает и переваривает  новизну а также опыт,  связанный с ее достижением. Фигуры  окружающего мира и сама потребность становятся фоном.

Человек отпускает завершквшееся и готов делать чтото другое.

дава-‘гге проиллюстрируем Эту схему хрестоматвйным примером

сяблочко?‘.

Преконтакт

лежу  на диване  и лениво  гляжу в окно  на облака.  Чувствую, что в животе  подсасывает, слышу урчакие, через некоторое время сооЯбражаю, что неплохо  бы поесть, и...

Контактинг

...продолжаю валяться, рассматривая образы, которые мне дарит


воображение.


размышляю, чего же желает мое сердце. Может быть,


чебуреков; но за ними надо идти в кафе на угол, а мне день. Наконец я встаю, подхоЯжу к холодильнику и начинаю шарить глазами по лод- кам. Селедочки? Не сейчас. Щей?  Неохота  греть. Голод становится все более ощутимым. Наконец  мой взгляд останавливается на паке- те с яблоками. Слюнки  начинают  течь в предвкушении того,  какие

они холодненькие. Пакет не развязывается. Проделав  в нем ощути- мую дырку,  я выбираю, какое яблочко  на меня смотрит. Беру в руки,


пристально рассматриваю. Может, помыть?


надлежаще ли оно пах-


нет?


подношу  его к физиономиии и...     А


ФинаяьнЫй контакт

Я


                                            Цикл  КонТаКТа                                           141

 

 

...надкусьтваю. Слышится смачный хруст, по подбородку  течет сок, вкус прелести невообразимой.  В некий волшебньтй момент труд- но сказать, чтоу меня во рту  кусок яблока; сладкая кашица, обиль-


но смоченная  соками  наслаждения; хрустящая радость?


глотаю,


оно переходит  в меня с каждым жадным движением  челюстей и...

Тiостчконтакт                                                                  Я

...и в моей руке огрызок, а в душе покой. Я, поглаживая  себя по животу сыто отдува-ось. Хорошее было яблоко, мирно думаю я, бла-

гословен садовник, его взрастивший. Стоит, стоит ездить за ними на


рынок.


возвращаюсь в исходное положение лежа  и думаю: время.


Пора заняться делом.

Ах, еЯсли бы всякий  цикл контакта был таким приятным и закон- ченным!

Чаще всею  в терапии  мы рассматриваем циклы контакта имен- но в контексте  их срывов, тех бесчисленных факторов, которые ме- шают удовлетворить потребность,  не дают состояться  конта-сгу сопротивлений. Но о них мы поговорим  позже, а пока отдадим дань функциям ЗеН и их приключениям в контексте  цикла контакта.

В принципе  все функции $ен( имеются  в наличии  все время, но актуализируются в большей или меньшей степени в зацисимости  от фазы цикла.  Принято  считать,  что на преконтакте первая  скрипка принадлежит Ы: ощущениям, влечениям,  потребностям.  В контак- тинге 8еК функционирует преимущественно в режиме ео, ведь ори- ентация  и выбор  его прерогативы.  На  финальном  контакте  все

функции ЗеН максимально актуализировавы,  но в весьма специфи-

ческом проявлении. для  описания  функционирования $енГ на фи- нальном контакте Гудманом введен термин ш-аа-е тлойе, средняя  мо- дальность, обеспечивающая диалоговьхй режим  и не активный, и

не пассивный Регн5, Я. Н еВВег--пе, Р. Соо‘:нтоал,  ?95?, с. 4?б).

Среднюю модальность описывает и Серж Гингер (С. Гингер, 2002, с. 80). Наконец,  на постковтакте,  Рег$оаа---у полностью  вступает  в свои права, обогащал опыт  присвоенной новизной:  г.Я  человек, сьевший  Это яблочко  и решивший,  что такие стоит покупать  еще.

Как  правило,  наши слушатели  легко  понимают  ?приключения яб-

лочка-,  но испытывают  некоторые сложности  в приложении  дан- ной схемы  (цикла контакта) к реалиям  пснхотерапевткческого се- анса. Прежде чем приводить  пример, напомним, что мы сейчас рас-


 142                                          ТеорИЯ ЗЕ[.Е                                               

 

 

сматриваем цикл контакта ТольКо одного из участников встречи клиента! Когда во взаимодействии  участвуют двое, то у  каждого из них свои потребности, своя граница-контакт и, стало бить, свой цикл контакта. iтак, приводим сокращенную рекоНструкцяю сеанса. Те- рапент эдесь Елена iванова.



















Т-i. привет.

К-i.  Привет. Вот наконец добралась до тебя. ужасно дергалась за эту неделю  столько всего, разных мыслей ( вЫг.гiядит а напряжен- ной, говорит вэахлеб, шумно поверхностано дЫаллт).  Не очень пони-


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь