Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ознакомление учащихся с выразительными средствами композиции: симметрией, контрастом, движением



Прежде чем выделять симметрию как выразительное сред­ство композиции, учащихся нужно познакомить с явлениями сим­метрии в природе: показать образцы растительного и животного

107

I

мира, в строении которых можно выделить этот признак (бабочек, жуков, стрекоз, птиц и т. п.), обратить внимание детей на конст­рукцию человеческого тела. Для выделения признака симметрии следует объект условно разделить вертикальной линией пополам и сравнить правую и левую части (рис. 52).

Можно предложить учащимся выделить признаки симметрии в предметах быта (у кастрюли, кувшина, лампы и др.), в транс­порте (у легковой машины и др.), в постройках (у дома, ограды, моста и др.).

В своих ответах учащиеся должны использовать следующий речевой материал: Предмет симметричен (симметричный); справа и слева части предмета одинаковые, линия посередине; осевая линия.

Лишь после обсуждения наблюдений, которы^ имели место в жизненном рпыте детей, следует переходить к ознакомлению с примерами использования явления симметрии как выразительного средства композиции в изобразительном искусстве. Доступнее всего для демонстрации картина «Богатыри» В. Васнецова. В ней четко выделен композиционный центр, ясно выражено большое сходство левой и правой частей картины, их уравновешенность. На все это следует обратить внимание учащихся, используя до­ступную словесную форму.

Вариант объяснения может быть таким:

— Эта картина называется «Богатыри». Ее нацисал художник В. Васнецов. \3н изобразил трех сильных и смелых'улюдей (их на-

108

о

зывали богатырями). Художник поместил самого сильного бога­тыря— Илью Муромца в центре картины, чтобы показать, что он самый сильный. Слева и справа от него он изобразил двух других одинаковых по силе богатырей: Добрыню Никитича и Алешу Поповича.

Художник рассказал в картине про сильных богатырей, кото­рые всегда могут защитить свою Родину.

На картинах «Спящие дети» В. Перова, «Жнецы» А. Венециа­нова или др. нужно помочь детям определить линию симметрии и показать ясно выраженный композиционный центр, достигнутое равновесие композиции, подчеркивающее покой, отсутствие дви­жения. |

Движение — другое средство выразительности композиции. Учителю нужно объяснить детям, что изображение объектов дви­жущимися делает композицию жизненной, динамичной, вырази­тельной. Для этого используется прием сопоставления. Учитель подбирает рисунки учащихся, среди которых выделяет наиболее и менее удачные. Учитель положительно оценивает те работы, в ко­торых изображение объектов в движении помогло выделить ком­позиционный центр, достичь целостности изображения. Затем об­ращает внимание на те рисунки, где дети не сумели передать дви­жение, выделить центр композиции,— в этих рисунках отсутствует динамика, в них все изображения смотрятся отдельно.

После сравнения детских работ нужно показать репродукции или слайды с картин известных художников. Так, могут быть ис­пользованы картины «Оборона Петрограда» А. Дейнеки, «Тачан­ка» М. Грекова, «Дети, бегущие от грозы» В. Маковского, «Та­нец» А. Матисса. Учитель сначала кратко останавливается на со­держании картины, затем обращает внимание детей на вырази­тельные средства композиции.

Вариант работы 1. В практическом задании «Дождь. Я с мамой и братом иду под зонтиком», которое учитель предлагает детям выполнить вслед за объяснением, решается проблема до­стижения целостности композиции благодаря использованию сим­метричного построения рисунка и изображения действующих лиц в движении. Учитель на доске рисует варианты и показывает спо­собы изображения людей в спокойных позах и в движении (рис. 53). Эти изображения-схемы учитель оставляет на доске как зрительные опоры для разработки сюжета учащимися. Дети выполняют композицию карандашом. Эта работа может быть ис­пользована при прохождении темы «Сочетание цветов».

Среди выразительных средств композиции контраст вели­чины, цвета, состояния в меньшей мере выделяется деть­ми. Поэтому использование новых сведений — противопоставления в построении рисунка, особенно в величинах и цвете, — вызывает у них большой интерес. Используя метод сравнения, учитель вы­деляет приемы построения композиций в контрастах. Он подби­рает такие работы учащихся, в которых контраст необходим по их содержанию, но отсутствует или недостаточно выражен.

109

Рис. 53.

Для изучения учебного материала по композиции используются практические занятия по разным видам работ: лепке, декоратив­ной композиции, рисунку на тему.

Вариант работы 2. Лепка на тему «Маша и Медведь» (глина или пластилин). В самом начале урока, после объяснения его темы, нужно помочь учащимся вспомнить приемы преобразова­ния комка глины (пластилина), которые они усвоили в I и II клас­сах (скатывание, раскатывание, сплющивание, надавливание, при­щипывание, оттягивание, сглаживание и др.). Дети должны про­демонстрировать каждый прием, словесно обозначив выполняемое действие. , >

После повторения приемов лепки можно перейти к теме урока. Для раскрытия заданного сюжета в лепной (композиции детям нужно предварительно вспомнить содержание сказки, описать под­робно выбранный для изображения эпизод. Это осуществляется при использовании различного наглядного материала, который поможет детям представить главных персонажей сказки (напри­мер, при использовании иллюстраций Ю. Васнецова, Е. Рачева и др. к детским книгам, где изображены медведи сказочные, и реалистические); репродукций кистевой росписи в народном

кусстве Полх-Майдана, фотографий скульптуры «Медведь» В. Ва-Цгина, игрушки медведя мягкой и из пластмассы, куклы).

■ Детям нужно задать такие вопросы, которые бы вызвали у них конкретные зрительные представления о внешнем виде мед­ведя, девочки, их характере, о контрасте размеров их фигур, о пространственном их расположении.

Примерное содержание вопросов к беседе: «Расскажи, какого ты будешь рисовать медведя. Ты нарисуешь медведя большого или маленького? Какие у него голова, туловище, лапы, уши, мор­да? Чем покрыто тело медведя? Какого, ты нарисуешь медведя —

Какие у нее голова, туловище, ноги, руки? Какая Маша — веселая или грустная?»

Перед выполнением работы учитель показывает способы лепки. В процессе демонстрации он учит детей не только правильно со­относить части, учитывать пропорции, но и стремится выделить сказочные признаки, выразить добродушие медведя, согласившего­ся отнести Машу домой, и т. д. Поскольку в теле медведя легко выделить части, учитель предлагает использовать «конструктив­ный» способ лепки, т. е. изображать детали фигуры, а затем их составлять. Для этого большой кусок фигуры делится на части, величина которых соответствует членениям модели, затем лепится каждая часть фигуры отдельно, начиная с самой большой (туло­вища), и с ней соразмеряются все другие.

Заключить урок следует выставкой всех работ и их анализом. Подчеркивается наибольшая выразительность тех работ, в компо­зиции которых использован прием контраста, где достигнута цель­ность изображения.

Вариант работы 3. Декоративная композиция «Узор в круге для блюда» (акварель, гуашь) или «Узор в квадрате для платка — подарок маме к 8 Марта» (аппликация).

Прежде чем объяснить задание, последовательность его вы­полнения, нужно познакомить детей с образцами народного де­коративно-прикладного искусства, в которых красота узора дости­гается не только ритмичным чередованием элементов, но и яр­кими, контрастными или нежными сочетаниями цветов (гжельской и ферганской керамикой, деревянными изделиями Хохломы, Го-родца). В образцах Гжели легко выделить имеющееся контраст­ное и спокойное сочетания (белый фон и синий цвет; синий цвет и блеклый голубой). Вслед за этим детям предлагается составить узор для блюда из элементов, которые нарисованы на таблице или на доске (например, элементы растительных узоров в гжель­ской росписи). Целесообразно раздать учащимся заранее приго­товленные круги из белой бумаги, чтобы они не тратили времени на их изображение (рис. 54).

На доске учитель должен показать принцип построения узора в круге на примере использования несложных элементов (рис. 55). Усвоив последовательность изображения, учащиеся приступают к самостоятельной работе.

злого? А какая

или маленькая?

111

Рис. 55.

Урок завершается обсуждением выполненных работ, их анали­зом и оценкой.

Вариант работы 4. Декоративное оформление посуды в традициях гжельской росписи. При выполнении этого задания можно использовать штамп. Изготовить его несложно. В качестве материала рекомендуется использовать старые толстые куски ре­зины, поролона; можно также взять для этого пенопласт или картон.

Для того чтобы изготовленный штамп при работе было удобно держать в руке, из выбранного материала (например, резины) вы­резаются два куска в форме куба или параллелепипеда. Одна из сторон каждого куска (предположим, куба) избирается за рабо­чую площадку, на которой будет вырезаться штамп. На нее нужно нанести изображение, являющееся элементом узора (рис. 56,6). ^ Ножом или скальпелем делается| прорезь в глубину по линии

112

ж

Рис. 56.

изображения и затем срезается горизонтальный слой квадратной площадки около 5 мм толщиной, для того чтобы изображение эле­мента узора «поднялось вверх».

Поскольку элемент растительного узора гжельской росписи, который используется в данном задании, состоит из двух окрашен­ных частей, делается два штампа (рис. 56,г). В процессе выпол­нения узора на бумаге нужно совмещать отпечатки этих штампов.

При изготовлении штампа из куска картона поступают сле­дующим образом. Вырезаются несколько квадратов или прямо­угольников (их количество зависит от толщины картона), которые затем наклеиваются один на другой до образования формы куба или параллелепипеда (рис. 56, д ). На два отдельных квадрата (прямоугольника) наносятся изображения частей элемента узо­ра, как это было описано выше (рис. 56, е). Обе вырезанные части элемента узора (рис. 56, ж) наклеиваются затем на подготовлен­ные площадки, в результате чего получается аналогичный изготов­ленному из резины штамп с «высокой» печатью. Эти штампы дети используют при декоративном оформлении посуды с учетом раз­ной формы и изделия (рис. 55).

Вариант работы 5. Сюжетное рисование. Эпизод из сказ­ки «Маша и Медведь».

К работе над сюжетной композицией учащихся нужно предва­рительно подготовить. Они должны прочитать или вспомнить, про­говорить под руководством учителя сюжет, выделить для себя эпизод, который будет изображать.

Вылепленные на предыдущем уроке фигурки девочки и мед­ведя нужно использовать при разработке замысла: дать детям возможность подвигать их, поиграть и представить ситуацию из сказки, которую они потом нарисуют. Прежде чем учащиеся при­ступят к графическому исполнению, нужно предложить им поду­мать, что и где будет нарисовано, затем составить план рисунка (т. е. подготовить эскиз).

Поскольку учащиеся III класса еще не знакомы с графическим способом изображения медведя, им нужно показать медведя-иг-

8 Заакз № 1037

113

рушку, иллюстрации в книгах к рассказам, сказкам (например, «Три медведя» или др.); проанализировать форму фигуры, ее частей, затем продемонстрировать поэтапное изображение мед­ведя в движении (медведь сказочный идет на задних лапах, идет на четырех лапах). Следует также обратить внимание детей на сказочные изображения деревьев в иллюстрациях Ю. Васнецова, В. Васнецова, И. Билибина и др. и напомнить способы изображе­ния реальных деревьев (сосны, ели, березы).

В конце урока нужно обсудить выполненные композиции. От­метить самые удачные работы, выделить приемы, которые помог­ли учащимся сделать рисунок выразительным.

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ВОСПРИНИМАТЬ И ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ, ПРОПОРЦИИ

И КОНСТРУКЦИЮ

Теоретические сведения о значении условий освещенности в передаче объема и цвета предметов (I, II, VI)

Все предметы, окружающие нас в жизни, мы различаем по характерным признакам, которые определяют'их строение, форму, окраску, конструкцию. Конструкцию предметов составляют от­дельные части, детали предмета, которые определенным образом соединены друг с другом и составляют единое целое (или, как говорят, находятся в определенных соотношениях между собой — в пропорциях).

Конструкция предмета определяет его форму. Формы предме­тов разнообразны и имеют в своей основе строение геометриче­ских тел. Так форма одних предметов близка к шару (шарооб­разная), форма других похожа на куб (кубическая), третьих — на цилиндр (цилиндрическая), форма четвертых — комбиниро­ванная.

Умение увидеть в предмете сходство с той иг.и иной геометри­ческой формой помогает рисующему понять его конструкцию и построить общую форму предмета, чтобы потом, выделив детали, как можно точнее передать сходство с натурой.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь