Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАБОТА УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
ВО ВНЕКЛАССНОЕ ВРЕМЯ Теоретические и практические сведения (I, VII). Посещение художественных выставок и музеев изобразительного искусства. Посещение художественных выставок и музеев с учащимися 133 или членами кружка изобразительного искусства учитель проводит во внеклассное время. Продумывая план экскурсии, учителю нужно отчетливо представлять себе познавательные возможности глухих и слабослышащих детей данной возрастной группы, их знания о средствах выразительности в изобразительном искусстве, жизненный опыт и опыт в изобразительной деятельности. Ему нужно учесть также то обстоятельство, что восприятие картин вызывает у детей наибольшие трудности. Это связано с тем, что в отличие от скульптуры в картине изображение объектов действительности представлено на двухмерной плоскости. Научно установлены различия в восприятии объемного предмета и его изображения на двухмерной плоскости. Так, при восприятии объемной натуры человек, рассматривающий предмет в трехмерном пространстве, осуществляет выделение формы, поиск соотношения частей в целом, положения предмета в пространстве и т. д. При восприятии же изображения предмета (рисунок, картина) вычленение тех же признаков происходит в двухмерном пространстве изобразительной плоскости, что требует определенной подготовленности, опыта человека при восприятии формы, глубины пространства, освещенности, различных состояний объектов изображения и т. д. Кроме того, при анализе картин немаловажное значение имеет сложность объектов изображения. Полноценное восприятие живописи и графики определяется также рядом умений, касающихся понимания содержания изображенного. Так, нужно уметь рассмотреть картину в определенной последовательности, установить все связи и отношения, понять на основе этого содержание произведения в целом. Понимание использованных для этого средств художественной выразительности позволяет зрителю глубже осознать содержание и смысл рассматриваемого произведения. Только при сочетании всех умений можно более глубоко понять картину и оценить ее художественные достоинства. У детей с недостатками слуха, особенно младшего школьного возраста, отмечаются значительные, по сравнению со слышащими сверстниками, трудности в интерпретации сюжетных изображений. Дети, рассматривая картину, часто не могут самостоятельно выделить в ней главных действующих лиц, установить связи (особенно сложно выделяются причинно-следственные, временные связи). Часто упускаются второстепенные, но значимые для пони- они и выделяются, то трактуются изолированно, вне связи с главными действующими лицами. Для того чтобы глухим или слабослышащим учащимся младших классов помочь на экскурсии глубоко, эмоционально воспринимать произведения, учителю нужно принять во внимание следующее: 1. Разъяснение изображенного на картине, подведение к раскрытию замысла и идеи художника проводятся через анализ изо- мания содержания сюжета произведения детали. А если 134 браженного \(композиции, выразительных средств). Учащийся должен увиде\ть то, о чем говорит учитель. \ 2. Восприятие произведения искусства должно' быть живым, эмоциональным. Учитель должен уметь заинтересовать детей предстоящей встречей с прекрасным произведением, вместе с ними увлеченно рассматривать его. Особенно важно первое впечатление от картины: оно должно быть целостным, ярким. Лишь после этого начинается анализ, проникновение в ее сущность. Принимая во внимание то обстоятельство, что дети при вое-приятии информации не только прослушивают ее ^ерез слуховой аппарат, но и I считывают с губ, учитель чередует рассказ с рассматриванием картины, помогает в анализе изображенного, выделяя ту или иную задачу наблюдения, предлагая рассматривать в той или иной последовательности. 3. Рассказ учителя должен быть ярким, красочным, богатым по выразительным средствам языка и одновременно доступным для понимания учащихся. Подбирая слова для рассказа, нужно учитывать, что сам предмет наблюдения богаче, многообразнее, чем имеющиеся для него словесные обозначения. Поэтому, говоря, например, о цвете, нужно привлечь к нему внимание учащихся, охарактеризовать его с помощью разных сравнений, добиваясь разных ассоциаций (красный цвет — сочный, радостный или тяжелый, трагический; голубой, зеленый цвет — воздушный, легкий, цвет нежности, свежести или глубокий и т. д.). 4. Длительное непрерывное рассматривание картины учащимися притупляет их восприятие, новое впечатление делает неотчетливым предыдущее, лучше запоминается материал в начале и в конце восприятия. С учетом этих обстоятельств анализ картин осуществляется в продуманной последовательности и с определенными паузами между непосредственным восприятием и их разбором. Эти интервалы заполняются рассказом учителя о художнике, его работе и т. д. 5. Разным картинам требуется свое время для полноценного восприятия. Одни картины раскрываются зрителю быстрее (например, пейзажи), другие — дольше (например, картины бытового, исторического жанра, портреты). Так, пейзаж «Березовая роща» И. Левитана сразу охватывается взором, зритель как будто входит в эту рощу, погружается в переливающиеся в светотени оттенки зеленого. Картину же «Взятие снежного городка» В. Сурикова нужно рассматривать долго, а картина «Бурлаки» И. Репина требует раздумий, исторических знаний. Хотелось бы подробнее остановиться на анализе. Продумывая последовательность анализа картины, нужно учитывать, что содержание картины не исчерпывается сюжетом. Такое «литературное» представление о картине обедняет ее содержание. Ведь в пейзаже, портрете, натюрморте нет сюжета. Содержание картины многогранно. В нем может быть представлено действие, но оно может быть внешне и не выражено, а 135 только подразумеваться, например, рассматривая натюрморт, можно представить рядом с изображенными предметами недавнее присутствие человека, который прикасался к ним, использовал их в своей деятельности. В процессе анализа нужно постепенно раскрывать эстетические ценности картины. Рассказ о сюжете рекомендуется строить на основе раскрытия композиции (разъяснение сюжета осуществляется одновременно с анализом композиции), выявления приемов, которые реализуются при этом художником. При анализе композиции внимание зрителей обращается на размещение фигур, особо выделяется точность расположения и изображения главных, а также второстепенных объектов, которые помогают понять содержание изображенного (их нельзя сдвинуть вправо-влево, изменить их цвет, яркость, насыщенность и т. д.). При анализе с учащимися живописного строя картины бессмысленно просто перечислять цвета красок, использованных художником, нельзя рассматривать изолированно одно цветовое пятно. Целесообразно сопоставление конкретных цветовых пятен на конкретных изображенных предметах (рассмотрение цветового ряда в данной картине), выделение отдельных цветов, осмысление выразительности в строе образов. А в рассказе о художнике — перечисление излюбленных красок, которыми он -работал (палитра художника). Например, художник И. Репин предпочитал теплые, золотисто-желтые цветовые тона, В. Суриков — холодные, голубовато-синие, В. Серов, К. Коровин, М. Врубель — серые, а колорит произведений Ф. Малявина — огненно-красный. На ближайшем уроке изобразительного искусства или занятии кружка нужно обязательно вернуться к экскурсии, назвать запомнившиеся картины, фамилии художников и поинтересоваться, какие картины произвели самое большое впечатление, предложить детям описать их. Построенная таким образом работа постепенно формирует у учащихся с недостатками слуха способность к полноценному восприятию произведений искусства, стремление к обостренному наблюдению окружающей действительности и желание постигнуть тайны изобразительного мастерства и самих себя.
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора .................. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы