Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы развития восприятия цветовых сочетаний и обучение их видению в жизни



124

 

их к той или иной цветовой гамме, практиче­ски составлять оттенки из нужнкх красок и словесно обозначать их. В начкле занятий учитель демонстрирует таблицы (рис. 65) и объясняет условность обозначения двух цве­товых групп: холодной, напоминающей цвет воды, льда, и теплой, напоминающей цвет солнца. После этого он сообщает детям, что некоторые составные цвета могут иметь от­тенки теплого или холодного цвета. Это за­висит от того, какой краски при и!х составле­нии взято больше: теплой (красно^ или жел­той) или холодной (синей). Учитель на листе бумаги — пробнике — составляет из зеленой краски ее желто- и сине-зеленые оттенки; из фиолетовой — красно- и сине-фиолетовые от­тенки; из коричневой — красно-коричневые и сине-коричневые оттенки.

Далее наряду с этими примерами нужно показать получение оттенков оранжевого и коричневого цветового тона, в которых пре­обладает один из его составляющих теплых тонов (красно-оранжевый и желто-оранжевый; красно-коричневый и желто-коричневый).

Целесообразно особо выделить разнообразие оттенков серого тона, получаемых в сочетании двух ахроматических и хроматиче­ских тонов. Сначала нужно показать детям получение градаций серого (от самого темного, близкого к черному, темно-серого к светло-светло-серому, почти белому). Затем серый разной светло­ты смешивать с синим, красным, желтым, фиолетовым, коричне­вым— до получения соответствующих красивых оттенков серого: голубоватого, желтоватого, фиолетового и других оттенков серого. Причем полученные хроматические оттенки серого будут одновре­менно являться «погашенными» хроматическими цветовыми тона­ми (т. е. хроматическими цветовыми тонами, потерявшими в со-

единении с черным свою насыщенность), о чем учащиеся узнают в следующем классе.

На уроке можно провести игру, которая будет способствовать развитию цветового восприятия и речи учащихся. В игре исполь­зуются три аппликации с изображением листьев, окрашенных в соответствующие цвета и оттенки этих цветов. Наглядный мате­риал вывешивается на доске и используется во фронтальной ра­боте. Вызванные по очереди к доске учащиеся раскладывают к изображениям таблички с соответствующим названием цветов, от­тенков и характера цветовой гаммы (рис. 66, рис. 67, рис. 68).

После такой подготовки учащиеся выполняют практическую работу с использованием наглядной схемы получения нужного от­тенка цвета (рис. 69) и красочно выполненного варианта испол­нения задания. Справа и слева от этой таблицы на пробниках учитель демонстрирует процесс получения нужного оттенка и со­относит полученный цветовой оттенок с цветом изображения на таблице.

На следующем уроке нужно закрепить полученные знания и умения и наряду с этим освоить новый прием работы акварель­ными красками, называемый работа «по-мокрому». С целью повто­рения учебного материала учащимся задается ряд вопросов, на­пример, такого содержания:

— Какие цвета условно называют теплыми? Почему?

— Какие цвета условно называют холодными? Почему?

— Как называются оттенки оранжевого, зеленого, фиолетового, коричневого цвета?

— Как получить желто-оранжевый (красно-оранжевый) цвет; желто-(сине-)зеленый; красно-(сине-)фиолетовый и др.?

— Как получить более теплый (более холодный) цвет? Ответы учащихся могут быть оформлены следующим образом:

— Теплыми называют цвета красный, желтый, оранжевый, по­тому что они похожи (напоминают) теплый свет солнца.

— Зеленый, синий, фиолетовый цвета называют холодными, потому что они похожи (напоминают) холодные снег, лед.

— Чтобы получить желто-зеленый цвет, нужно смешать две краски: желтую и синюю; желтой краски нужно взять больше, чем синей, и т. п.

— Чтобы получить более «теплый» цвет, нужно добавить боль­ше желтсщ или красной краски; чтобы получить более «холодный» цвет, нужно добавить больше синей краски.

После нового пр

повторения учитель переходит к показу особенностей

основанного на ис-

йема работы акварельными красками, пользовании свойства увлажненной бумаги свободно «распускать» краску (работа «по-мокрому»). Он записывает на доске название приема работы и последовательность его осуществления:

«Работа акварельными красками по мокрой бумаге («по-мок­рому»)».

1. Смочи рисунок чистой водой.

2. Подожди, пока бумага немного просохнет.

126

 

 

3. По влажной бумаге начинай раскрашивать рисунок.

4. Одну краску «вливай» в другую краску на мокрой бумаге.

Учащимся предстоит выполнить в этой технике работу с нату­ры. Учитель предлагает им на выбор два несложных варианта натюрморта, исполненных один в холодной, другой в «теплой» гамме (например, простой формы ваза, веточка, просто уложен­ная драпировка, окрашенные в сине-зеленые, сине-фиолетовые, серые, голубоватые и в желто- или красно-коричневые, желто-оранжевые, серо-коричневатые тона и т. п.).

Учащиеся быстро, тонкими линиями делают с натуры зарисов­ку, затем работают поэтапно в новой технике акварели под руко­водством учителя. Передача светотени как задача не ставится.

 

 

 

Перед тем как дети приступят к самостоятельной работе, им нужно показать работы мастеров изобразительного искусства, со­ответствующие разрабатываемой теме например: «Натюрморт с рябиной» В. Стожарова; «Ереванские цветы» М. Сарьяна, «Перси­ки и груши» П. Сезанна, «Цветы в бронзовой вазе» В. Ван-Гога, «Цветы и плоды» И. Хрупкого или др.

Изучение наиболее сложной для учащихся III класса темы — «Сочетание цветов»— начинается только после приобретения от­меченных выше знаний и умений. Работа в этом направлении проходит в три этапа:

1) работа над понятием «сочетание цветов»;

2) знакомство учащихся с вариантами ярких, контрастных со­четаний (светлотный и цветовой контраст) и блеклых, спокойных, неконтрастных сочетаний;

3) самостоятельная практическая работа.

Раскрытие смыслового значения понятия «сочетание цветов» проводится на основе широкого использования наглядности. Учи­тель готовит к уроку для фронтальной работы квадратные карточ­ки из плотной бумаги размером 10X10 и 7x7 см2, окрашенные в ахроматические и хроматические цвета, а также таблички с назва­нием цвета, цветового сочетания, приемом запоминания.

Сначала учащимся предъявляются белые и черные карточки со следующими табличками: «Это белый цвет (самый светлый цвет)» и «Это черный цвет (самый темный цвет»)» (рис. 70).

Зат|ем учитель накладывает одну карточку на другую и ис­пользует жест «вместе». Одновременно выкладываются таблички: «Это сочетание цветов», «Это сочетание черного и белого цвета», «Это сочетание самого светлого и самого темного цвета». Анало­гично учитель составляет сочетание серого и белого цвета и вы­кладывает к нему табличку: «Это сочетание серого и белого цве­та» (рис. 71). Вслед за этим учитель использует игру: предлагает вызванным к доске учащимся разложить к выполненным цвето-сочетаниям их название. При этом дается задание называть со­четание цветов. Учащиеся обычно не затрудняются в обозначении

128

цветовых сочетаний, если во II классе \они усвоили материал, со­держащий развитие их восприятия цвеУовых градаций и умения словесно обозначать посветления и потемнение ахроматического тона (белый — светло-серый — серый — темно-серый — черный и обратно...). Таким образом они называют сочетания цветов: светло-серого и черного, темно-серого и белого, черного и белого, темно-серого и черного цвета.

Следующий этап — знакомство учащихся с возможными соче­таниями цветов, одни из которых называются яркими (контраст­ными), другие — неяркими, блеклыми (неконтрастными) сочета­ниями. Детям можно предложить составить цветовые сочетания, используя набор карточек, окрашенных в темные и светлые ахро­матические и хроматические цвета (темные: черный, фиолетовый, синий, красный, зеленый, коричневый; светлые: белый, голубой, сиреневый, розовый, зеленый, бежевый).

Дается письменное задание: «Составь сочетание из темного и светлого цвета».

Работа проводится у доски несколькими учащимися поочеред­но. Остальные следят за правильностью выполнения задания. Пос­ле самостоятельного составления цветовых сочетаний детьми учи­тель вывешивает табличку: «Запомни: сочетание темного и свет­лого цвета — это яркое сочетание». Учитель предлагает учащимся прочитать и запомнить это правило. Показываются примеры та­кого рода ярких сочетаний в живописи (по выбору учителя).

Вслед за этим учитель показывает таблицу сочетаний цветов, которые также считают яркими, контрастными (синий и желтый; красный и синий; оранжевый и синий; красный и зеленый; жел­тый и фиолетовый), и предлагает запомнить сочетания этих цветов как яркие сочетания. В качестве примера использования такого рода сочетаний могут быть показаны работы «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Танец» А. Матисса или др. по выбору учителя.

На последнем этапе урока составляются блеклые, неяркие, не­контрастные сочетания. Учитель вывешивает таблички с двумя правилами: «Сочетание из светлых цветов — это неконтрастное, неяркое, блеклое сочетание»; «Сочетание из разных и одинаковых цветов, темных и посветлее,— это неконтрастное, неяркое сочета­ние».

Учащиеся по заданию учителя составляют сочетания цветов, следуя этим правилам. Для этого им предлагается два набора цветных карточек: окрашенные в розовый, голубой, светло-сире­невый, светло-зеленый, светло-оранжевый, светло-желтый и в тем­но-синий, темно-красный, темно-зеленый, темно-коричневый, крас­ный, синий, зеленый, коричневый цвета.

Даются примеры сочетаний в живописи.

На этом заканчивается обучающая часть урока. Следующий этап — закрепление. На доске остаются таблички с правилами. Их лучше расположить на две группы, объединив правила о кон­трастных и неконтрастных сочетаниях. Под ними расположить

Заказ № Ю37

129

таблички: «Яркое (контрастное) сочетание» и «Неяркое (некон­трастное) сочетание». Всем учащимся на парты раздаются наборы карточек с аппликацией узоров, в которых сочетания цветов в одних случаях яркие, в других—блеклые, неяркие, неконтраст­ные. Учащимся по очереди предлагается подойти к доске и при­крепить свой узор под соответствующее обозначение сочетания цветов. Желательно, чтобы дети сумели обозначить свой выбор фразой, например: «В этом узоре сочетаются два светлых цвета: розовый и светло-зеленый. Это блеклое, неяркое, неконтрастное сочетание цветов»; «В этом узоре сочетаются два одинаковых цве­та: один темный, другой посветлее (темно-красный и красный). Это неяркое, неконтрастное сочетание» и т. д.

Если учащиеся ошибаются в обозначении контрастности соче­тания, учитель просит их еще раз обратить внимание на яркость (светлоту) цветов, составляющих сочетание в узоре, и правила, висящие на доске. Практическое использование полученных зна­ний целесообразно начать с разъяснения детям важности уметь различать и составлять разнообразные сочетания. Можно расска­зать учащимся, что в живописи правильный подбор цветов, их сочетаний позволяет передать чувства человека (радость, грусть и др.)» состояния в природе (предгрозовое, солнечное, туманное). В графике цветовые сочетания должны привлекать внимание че­ловека; с их помощью, например, на плакате выделяется главная мысль художника. При изображении разного рода сигнальных знаков, например дорожных, подбор цветов имеет цель привлечь внимание водителя.

Примерами использования разного рода сочетаний могут быть такие произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, графики, как картины «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Под­нос и зеленая картонка» П. Кончаловского, «Натюрморт» Н. Маш­кова, «Окно» Т. Салахова; жостовский поднос работы И. Леонтье­ва, плакаты «Нет!» Т. Трепковского, «Ты записался доброволь­цем?» Д. Моора или др. по выбору учителя.

В соответствии с программой по изобразительному искусству в практической работе по теме «Сочетания цветов» можно пред­ложить детям выполнить по памяти и по представлению компо­зицию «Праздничный салют». В качестве фона используется чер­ная или темно-синяя бумага, дети работают гуашью, акварелью в [Сочетании с гуашью (по выбору учителя).

| В этом задании учитель предлагает детям найти контрастные сочетания цветов, чтобы передать ярко|сть фейерверка на ночном небе. Он также обращает внимание детей на то, что в момент вспышки множества огней освещается не только часть темного не­ба, но и фасады домов, крыши, деревья, земля и др. и цвет этих предметов контрастен по отношению к темному фону неосвещен­ного вдали неба.

В этом варианте работа выполняется по сухой цветной бума­ге. Освещенные объекты, вспышки огней на небе прописываются светлыми пастообразными мазками по темному небу. Для получе-

130

ния т^акой краски используется смесь белой гуаши с цветной акварелью или гуашью. ;

Учащимся полезно сообщить порядок работы и приемы состав­ления цветов: «Сегодня будем работать гуашью, акварелью по сухой цветной бумаге. Порядок такой: 1) Выполните рисунок карандашом или тонко наметьте кистью. 2) Подумайте, какими цветами будете раскрашивать дома, деревья, землю. Какими по яркости будут эти цвета? (Они должны быть светлыми, чтобы получилось контрастное сочетание с темным небом.) 3) Подумай­те и вспомните, как составить светлые цйета: светло-голубой, светло-розовый, голубой и т. д. (Нужно смешать белую гуашь с цветной^ краской — акварелью — или гуашью!) 4) Начинайте рас­крашивать рисунок с неба, потом раскрасьте дома, деревья, землю».

Если учащиеся хорошо овладели техникой акварели по мокрой бумаге (работой «по-мокрому»), им лучше дать тему «Гроза в лесу» или «Солнечный день». Словесное описание солнечного дня можно найти в стихотворении И. Сурикова «Полдень» (содержа­ние его доступно как для слабослышащих, так и для глухих третьеклассников):

Ярко солнце светит, Золотом облиты

В воздухе тепло. Темные листы.

И куда ни взглянешь, Дремлет лес: ни звука,

Все кругом светло. Лист не шелестит,

По лугу пестреют Только жаворонок

Яркие цветы, В воздухе звенит.

В своей работе учащиеся будут использовать прием работы «по-мокрому», когда им придется прописывать небо, дальние пла­ны. Нужно напомнить детям, как ослабляется (посветляется) цве­товой тон при изображении дальних планов (краска обильно раз­водится водой или смешивается с белилами; при последнем спо­собе посветления акварель теряет свою прозрачность).

Раскрашивая изображения передних планов, дети должны ис­пользовать способ работы акварелью по сухой бумаге («по-сухо­му»). Основа этого способа работы детям знакома: ведь они еще до школы работали красками, покрывая рисунок иной раз не­сколькими слоями краски, чтобы добиться нужного тона. Однако при этом терялось замечательное свойство акварели — ее прозрач­ность, нежность, потому что они вводили новую порцию краски в непросохший слой. Нужно показать прием наложения одного прозрачного слоя краски на другой. Демонстрацию следует со­провождать показом репродукции акварельной работы какого-либо известного художника (например, пейзажные акварели С. Гераси­мова) и образцов удачных детских работ.

Учащиеся должны запомнить последовательность и особенно­сти работы акварелью «по-сухому». Сформулировано это может быть следующим образом: 1) Разведи нужную краску на палитре или на листочке бумаги (пробнике). 2) Покрой свой рисунок тон-

9*

131

ким слоем краски (например, рисунок дерева зеленой краской). 3) Подожди, пока краска высохнет. 4) Покрой рисунок тонким слоем краски еще раз (например, рисунок дерева тонким слоем желтой краски; получится желто-зеленая окраска листьев дерева). 5) Раскрашивай землю так: сначала покрой изображение земли коричневой краской. Подожди, пока высохнет. Потом покрой еще раз тонким слоем где-то желтой краской, где-то зеленой, где-то оранжевой, синей. Получится желто-коричневая, бурая, красно-коричневая, сероватая окраска земли.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь