![]() |
Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава V. Пустынножитель Кавказских гор
Кавказские горы, подобно египетской пустыне, издавна служили местом аскетических подвигов христиан, полностью посвятивших себя Богу. Этот край был освящен апостольской проповедью и мученической кончиной ученика Христова святого апостола Симона Кананита. Шли годы, сменялись столетия, но эти горы всегда были желанным прибежищем для тех, чья душа жаждала уединенной молитвы. Укрывшись в пещерах или тесных срубах, они могли ощущать себя живущими в святой огромной келии, которая вмещала и лес, и быстрые реки, и вершины гор, и где всякое создание Божие непрестанно славило своего Творца. Отец Зиновий приехал в Сухуми, но его не прописали, несмотря на то, что у него там был свой дом. В то тяжелое время, наверное, только путь уединенного пустынножительства позволял сохранить монашеский строй жизни. В горах он основал небольшую монашескую общину. Среди монахов-пустынников он пользовался высоким авторитетом. Многие обращались к нему за духовными наставлениями. В этот период своей жизни отец Зиновий ощутил счастье особой близости к Богу. Глинские старцы после закрытия родной обители подвизались в горах Абхазии. Они духовно окормляли монахов-пустынников, которые во времена гонений на Церковь Христову бежали в Абхазию и поселялись близ озера Амткел. Из глинских старцев, помимо отца Зиновия, здесь подвизались отец Серафим (Романцов), отец Андроник (Лукаш), архимандрит Пимен, архимандрит Филарет, иеромонах Николай и другие. Пустынножители высушивали сухари и размельчали в крошку, чтобы легче было их сохранять. Перед употреблением крошки заливали горячей водой или чаем. Тогда там подвизались не только глинские старцы, но и старцы из Киево-Печерской, Почаевской и других обителей. Владыка Зиновий на всю жизнь сохранил в памяти дни, проведенные в горах Кавказа. Даже когда владыка уже был в Тбилиси, он помогал подвижникам, которые совершали там свой молитвенный подвиг. После того как большевики обнаружили и разогнали эту монашескую общину, отец Зиновий некоторое время жил в греческих селениях близ Сухуми. Будучи хорошо обученным портняжному мастерству в Глинской пустыни, он бесплатно шил одежду для местных жителей, за что греки его любили. Стоит отметить, что за время, проведенное отцом Зиновием в греческих селах, он выучил греческий язык и мог спокойно на нем говорить. Когда владыка жил в греческом селе Георгиевке, с ним произошел случай, который он потом неоднократно рассказывал своим близким. Однажды, скрываясь в лесу от преследования, он нашел себе уютное место для ночлега и, не подозревая о том, что это медвежья берлога, заснул. Проснулся отец Зиновий от треска ветвей и шороха листьев. Это был медведь. С испугу иеромонах стал собирать вокруг себя сухие ветки. Спички отсырели, и он никак не мог разжечь костер, но последняя спичка сделала свое дело. Отец Зиновий разжег костер и стал подбрасывать сучья и ветки в огонь, одновременно призывая в молитвах Бога на помощь. Только теперь он понял, что это уютное место было медвежьей берлогой. Очнулся он от того, что мальчик, сын хозяина, будил его. Он принес отцу Зиновию еду и сказал, что хозяин зовет его домой. Во время завтрака иеромонах Зиновий рассказал о происшедшем, но отец семейства, охотник, посмеялся над ним и сказал, что это ему почудилось. Священнослужитель же настаивал на своем. Чтобы разубедить отца Зиновия, охотник предложил прогуляться к тому месту. Когда они туда пришли, охотник, увидев сломанные и примятые кусты, медвежий помет и убедившись в правдивости его рассказа, сказал: «Да, отец Зиновий, это тебя спас святитель Николай, только через его предстательство и защиту ты остался жив. За всю мою охотничью практику это единственный случай, когда медведь ушел от своей берлоги, не наказав обидчиков». Это произошло в ночь на 22 мая, в канун праздника святителя и чудотворца Николая и преподобного Шио Мгвимского — святых, известных своими чудотворениями. То, что многие люди рассказывают об этом чудесном случае, несомненно, свидетельствует о его достоверности. По всей видимости, иеромонах Зиновий подвизался в горах Кавказа с 1936 по 1942 год. В его автобиографии написано, что в эти годы он болел и не работал. Мы прекрасно понимаем, в какое тяжелое время он жил, поэтому в своей автобиографии он вообще не написал, что находился там в те годы. О пребывании в горах монахов было хорошо известно грузинскому Католикосу-Патриарху Каллистрату (Цинцадзе), а затем — сменившему его Патриарху Мелхиседеку. Общеизвестно, что они высоко ценили подвиг пустынножителей и постоянно молились за них.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы