Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава I. Старчество. Старец-митрополит
Будущий владыка начинает свой путь к пастырскому служению с поступления в Глинскую пустынь, известную своим старческим деланием. О необходимости обращения к старцам говорит Сам Бог, указывающий нам посредством Священного Писания и через отцов путь ко спасению: спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32, 7); и еще: при недостатке попечения народ падает, а при многих советниках благоденствует (Притч. 11, 14); а также: с советом вся твори (Сир. 32, 21). Святой преподобный Филарет Глинский в своем труде «До и после пострига» советует истинно хотящим спастись не надеяться на себя, а со страхом и трепетом совершать свой путь по совету духовных отцов, «объявляя им свои немощи и прося их молитв». Господь наш Иисус Христос установил пастырство в Церкви, и пастыри должны исполнять и возвещать Волю Божию, состоящую в том, чтобы Евангелие было проповедано всей твари, чтобы плоды Его Голгофской жертвы были усвоены всеми людьми и чтобы во всем мире верующие в Него постепенно достигали совершенства. «Старцами» называют «старых и старших монахов, в особенности отличающихся строгостью иноческой жизни и по преимуществу умеющих руководить другими в жизни духовной». Старцы являются носителями благодатных даров Святого Духа. Преподобный Серафим (Романцов), видя духовное единство Глинской и Оптиной пустыни, говорил: «Из древних монастырей России старчество отчетливо было выражено в Глинской пустыни и Оптиной пустыни». Владыка Зиновий уже в юности был вверен старцу Герасиму и возрастал духовно под его руководством. По прошествии долгого времени он и сам стал духовным отцом и наставником для многих. Ибо сам искушен быв, может помочь и искушаемым (Евр. 2, 18). Задача старца-наставника — привести свою паству в Царствие Небесное. Старец несет перед Богом ответственность за вверенные ему души людей. Апостол Павел в послании к евреям пишет: повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших как обязанные дать отчет (Евр. 13, 17). Вести других по пути духового делания может только тот, кто сам успешно прошел этот путь. «Иной подвижник, получивший без особых усилий благодатные дары за чистоту душевную, сохраненную им с детства, может и не обладать способностью руководить другими, т. к. опытно не знает зла, не прошел путем борьбы со страстями, а потому не видит зла и в других. Бывали случаи, когда такие старцы, будучи сами святы, вредили своим ученикам и даже "вгоняли их в прелесть"». Для того чтобы управлять, необходим дар рассудительности. «Искусство — половина святости», — говорил преподобный Леонид Оптинский. «Неуклонно шествующие путем послушания старцам довольно скоро преуспевают в духовной жизни, достигают высоких ступеней духовного совершенства, приобретают дар рассуждения, легко отражают все козни диавола и, кроме этого, чувствуют великий покой в душе, так что не боятся даже смерти. Этот покой и безбоязненность проистекают из уверенности, что грехи их понесет старец, которому они вверили себя в совершенное послушание». Пастырское служение является продолжением служения Самого Христа Спасителя. Можно сказать, что обязанность старческого окормления была возложена на владыку Зиновия с того самого момента, когда к нему потянулись люди, и он начал их наставлять и укреплять в православной вере. Его всеобъемлющая любовь и великая сила духа влекли к нему множество людей. К владыке приезжали со всех концов страны и из-за границы: одни — для того, чтобы узнать волю Божию в трудных жизненных обстоятельствах, другие — за наставлением и добрым советом. Кто-то приезжал за утешением в скорби. Рядом с владыкой каждый чувствовал дыхание вечной жизни. Видя его, люди понимали, что у этого человека слово не расходится с делом. Он учил тому, что прошел на своем опыте. Один его вид вызывал благоговение и побуждал заботиться о спасении своей души. У владыки не было деления людей на плохих и хороших, на добрых и злых. Для него все были равны. Он никого не обделял своим вниманием.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы