Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пюхтицкий монастырь. Встреча с митрополитом Алексием (Ридигером)
В Пюхтицкий монастырь владыку пригласил Управляющий делами Патриархии митрополит Алексий (Ридигер), будущий Патриарх, в то время, когда был в Грузии на похоронах патриарха Давида. Он приехал молиться в храм Александра Невского, являвшийся фактически русским центром — единственный храм, который придерживался русской православной традиции, хотя и подчинялся Грузинскому патриарху. Владыке Зиновию был оказан очень радушный прием. Отец Александр Чесноков вспоминает: «Святейший Алексий, который был тогда митрополитом, специально приехал в Пюхтицу и целые сутки уделил нам. Он садился в «ЗИМ» и сам за рулем возил владыку на источник, на хозяйственный двор, трапеза была вместе с ним. Также встречала владыку игуменья Варвара. Когда владыку привели в храм, там собрались все послушницы и некоторые монахини и рабочие и он перед ними сказал небольшое слово, которое даже мне запомнилось. У них целое хозяйство тогда было. В то время они имели 90 гектаров земли. Это был единственный монастырь, за которым были закреплены земли. Были свои машины, грузовики, трактор свой. Это было так удивительно, потому что в то время гонений, это казалось немыслимым. Шел примерно 1977 год, а потепление началось только с 1988 года после Собора и празднования 1000-летия Крещения Руси. А до этого, начиная с 1961-го года, Церковь была поставлена в очень крутые рамки. У Церкви отбирали практически все. И финансы Государство проверяло, и все, за исключением Грузии. А здесь почти в каждой церкви были посланные от Горисполкома специальные представители, которые занимали места старост и т.п. и давали работу священникам. И в случае чего могли накапать уполномоченному и в 24 часа священника убрать и снять с регистрации. После этого ему надо было уехать из города, а снятие с регистрации не давало ему уже нигде места. Это было время трудное. Тогда стояли в большие праздники у входа в храм комсомольцы и записывали всех молодых. Я это прошел еще, но так Господь дал, что даже пионервожатая, которая меня там видела, сама пришла помолиться. Но потом спросила: "Что ж ты туда ходишь? “ Однако, отнеслась милостиво и никому не сказала в школе. Я сказал, что там дедушка у меня. Возвращаясь к рассказу о посещении Пюхтицы, хотелось бы добавить, что когда мы ходили по монастырю, владыка там рассказал как он сам поступил в монастырь, сколько у него было искушений, что его гнали с послушаний, что никак не мог прижиться. Вот какая злоба дьявольская вначале восстала на него. А потом он все пережил, прошел и еще закрепил все это в очень тяжелой своей жизни, пройдя ссылки, пройдя гонения, пройдя жизнь в горах Абхазии, а потом остановился в Грузии и закончил свою жизнь в Александро-Невском храме, в котором прослужил последние 35 лет своей жизни. И он был любим всеми 5-ю патриархами». В Богоявленском Елоховском соборе города Москвы 10 марта 2013 года архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), после диаконской хиротонии Даниила Семина рассказал за трапезой, что хорошо помнит приезд владыки Зиновия в Пюхтицу. В частности владыка Арсений сказал: «Мне так запомнилась эта встреча, потому что все мы собрались и встречали владыку Зиновия у входа в храм, а владыка попросил шофера и вышел раньше из машины вместе со своим келейником Александром Чесноковым и пошел пешочком в монастырь. А в машине продолжала ехать одна очень полная монахиня. Мы встречаем, открываем двери машины, пока эта монахиня вылезла и думали, что владыка после нее выйдет. А он в это время подходит пешочком к храму. Вот так владыка, чтобы отдать уважение монастырю, решил последние несколько сотен метров пройти пешком. И не на машине заехал, а как паломник пошел пешком».
Последние годы жизни
12 апреля 1972 года владыка Зиновий был возведен митрополитом Давидом в сан митрополита. А через год, 12 сентября 1973 года, Патриарх Давид наградил владыку Зиновия правом ношения двух панагий. Под непосредственным руководством митрополита Зиновия русское православное духовенство г. Тбилиси приняло самое деятельное участие в подготовке и проведении XII Поместного Собора Грузинской Церкви, а также в Интронизации Святейшего и Блаженнейшего Католикоса — Патриарха Илии II, состоявшейся 25 декабря 1977 года. Известно также, что 24 декабря делегация Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Пименом, прибывшая на Интронизацию, молилась за всенощным бдением в тбилисской русской церкви святого благоверного князя Александра Невского, духовно окормляемой митрополитом Тетрицкаройским Зиновием. Владыка Зиновий долгое время окормлял русские православные общины в Грузии. В марте 1978 года он сопровождал новоизбранного Святейшего Католикоса-Патриарха Илию II во время братского визита в Россию. Анна Карагезова рассказывает как владыка справлял свой последний день рождения: «Владыка говорит отцу Павлу: "Мне будет 90 лет и мне нужно справить рождение". Я молчу, потому что знаю, что 89, но мне было не удобно сказать. А отец Павел говорит: "Нет владыка, вам не 90 лет. Вам будет 89". А владыка говорит: "Как ты думаешь, разве я не лучше знаю, сколько мне лет?" Я все потом поняла. Все приехали его поздравлять. И он знал, что это последняя встреча со всеми приезжими и поэтому сказал, что ему 90 лет — юбилей». Владыку Зиновия любили все. Он сидел последнее время возле окошечка. И все люди приходили и, если владыки не было, то окошечко целовали. Незадолго до смерти владыки Зиновия к нему приехали священнослужители из России. Владыка беседовал с ними, а отец Виталий сидел на полу у его ног. Владыка показал рукой на отца Виталия и произнес: «Отец Виталий заменит нас — отца Серафима, отца Андроника и меня». Все поклонились владыке Зиновию до земли. Умирая, он повторил отцу Виталию: «Оставляю тебе чад своих. Будь им помощник в скорбях, утешай всех. А мы, если сподобимся иметь у Бога дерзновение, будем помогать». Этими словами владыка показывает заботу о своих духовных чадах. Он не оставляет их сирыми и убогими, но вверяет опытному духовнику и своему духовному сыну — отцу Виталию. А отцу Виталию и матушке Серафиме сказал: «Ваш старец — святейший Илия, он мой сын, он хороший». И благословил их никуда не уезжать из Святой Иверии. Владыка Зиновий очень любил Грузию и даже своим духовным чадам говорил: «Любите Грузию так, как люблю ее я». Схиархимандрит Симеон (Нестеренко), подвизавшийся в Глинской пустыни во время её открытия в советское время, так вспоминает свою последнюю встречу со старцем: «Уже перед смертью владыка Зиновий плохенький был. Обычно я гонял женщин за преступления, они жаловались владыке, а он меня наказывал из-за них. Когда владыка уже стал очень слабеньким и больным, я пришел к нему в келию. Помню, что я захожу, а он сидит посредине келии на табуретке, и больше никого нет рядом. Только один я. Я такой счастливый шел к владыке Зиновию. Он меня с такой радостью принял. Я не ожидал, потому что обычно он меня наказывал из-за того, что бабы жаловались ему на меня. А тут он с такой любовью принял меня. Мы с ним попрощались тогда. Он сидел перед хатой. Не было никого, ни единой души. Вскоре после этого владыка умер». Врач-хирург Г. А. Гзиришвили вспоминает: «Мне не забыть его последние дни жизни. Он лежал на смертном одре удивительно спокойным, чувствовалось, что он достойно уходит из этой жизни, уходит как сверхчеловек, который всю свою жизнь посвятил служению Богу и своему народу». «Даже в последние дни, когда владыка сильно болел, — пишет Н. Б. Ляпин, — он находил в себе силы принимать жаждущих встречи с ним людей». Протоиерей Александр Чесноков рассказывает: «Отслужив службу 1 августа 1984 года в день празднования преподобного Серафима Саровского, он почувствовал слабость в ногах и уже был прикован к своей келии, так как ему трудно стало ходить. Но 19 декабря того же года в день памяти святого Николая Чудотворца, он вдруг попросил рясу и, надев, пошел в храм и даже вышел на молебен после литургии. Это было последнее его служение в храме. После этого дня и до кончины он уже не покидал свою келию. За день до смерти ему было благодатное видение. Это случилось днем 7 марта. Он приболел, сидел в своей келии на кровати и молился, чувствуя скорое расставание с земной жизнью. А это ему было открыто, так как он заранее предсказал день своей кончины... Зашла его кухарка в келию, и он, обращаясь к ней сказал: "Лида, посмотри, сколько пришло к нам детей, посмотри, полная комната малышей". Она, конечно, ничего не видела, так как это дано было видеть только ему, достигшему высот духовной жизни». Прошло уже более двадцати пяти лет со дня кончины святителя, а у его могилы не прекращают гореть свечи. Множество его духовных чад и сейчас приходят к ней и молятся старцу преподобному Зиновию, зная, что он и по кончине не оставляет их и молится Господу Богу. После кончины владыки под его кроватью нашли чемодан, в котором было его духовное завещание и схимнические одежды. Только тогда узнали, что он принял схиму с именем Серафим. В своем завещании владыка Зиновий просит совершить его отпевание по монашескому чину, одев в схимнические одежды. Скончался преподобный схимитрополит Серафим 8 марта 1985 года в 22 часа 15 минут. С ним находились отец Филарет, отец Вениамин, которых он попросил остаться с ним накануне кончины, и его келейники: Александр и Михаил Чесноковы. Владыку похоронили 14 марта, и многие, присутствовавшие на похоронах, вспоминают, что тело его, находившееся семь дней в церкви, не подверглось тлению и изменению за эти дни. Он лежал так, как будто спал. Храм и весь двор были заполнены людьми, пришедшими проститься с великим старцем. Приехало много духовенства. Некоторые из его духовных чад приехали в Тбилиси к сороковому дню. За время многолетней пастырской деятельности схимитрополит Серафим был награжден орденами святой Нины 1-й61, 2-й и 3-й степеней, орденом святого Великомученика Георгия 1-й и 2-й степеней (Грузинская Православная Церковь), а также орденами святого Владимира 1-й и 2-й степеней (Русская Православная Церковь), апостола Марка 2-й степени (Александрийская Православная Церковь), святых Кирилла и Мефодия 2-й степени (Чехословацкая Православная Церковь). Через полгода после преставления старца митрополита, 8 сентября, в Троице-Сергиевой Лавре, в храме Всех Русских Святых, который находится под Успенским собором, по благословению наместника архимандрита Алексия (Кутепова) была совершена панихида. Возглавил ее архимандрит Тихон (Емельянов), заместитель главного редактора «Журнала Московской Патриархии». 12 ноября 1985 года, в день празднования священномученика Зиновия, в храме святого благоверного князя Александра Невского Патриарх Илия II в своей речи перед панихидой «сравнил Владыку с бриллиантом, который никогда не теряет своей силы, сколько бы времени он ни просуществовал, и ценность его ничуть не умаляется временем. Стоит только стряхнуть с него временный налет пыли, и он снова сверкает своими гранями и источает неповторимые отблески его прежнего бытия, и лучезарность его заставляет восхищаться и восторгаться многие поколения, видящие в нем чистоту и непогрешимость, красоту и драгоценное величие, которое он приобрел, пройдя долгий путь обтесывания и обработки граней, прежде чем был посажен и закреплен в дорогую оправу». Совершая панихиду в первую годовщину со дня преставления святителя, Предстоятель Грузинской Церкви в своем проникновенном слове воскресил в памяти присутствовавших в храме живой образ Высокопреосвященного Зиновия — подвижника, облагодатствованного дарами Святого Духа и, прежде всего, даром молитвы. Он «выразил твердую веру в то, что душа владыки Зиновия ныне предстоит у Престола Божия и он, стяжавший "венец правды" (2 Тим. 4, 8), имеет высокое дерзновение молиться о своих духовных чадах, о всех присутствующих в храме и обо всех, кто молитвенно чтит его память». В слове, произнесенном на отпевании схиархимандрита Виталия, Святейший Илия II сказал: «Я очень благодарен Высокопреосвященному владыке Зиновию за его любовь, за его пример, который он давал. Я с любовью вспоминаю схиархимандрита Андроника. Я с любовью вспоминаю игумена, а потом уже схиархимандрита Серафима, который находился в Сухуми. И вот, среди этих великих старцев пребывал и наш дорогой отец Виталий, молитвы о котором мы сегодня возносим. И мы должны помнить, что все они с нами. И все они молятся о нас, молятся о мире и благополучии России, молятся о мире и благополучии благословенной Иверии, Грузии. И мы верим, что их молитвами Господь умиротворит наши страны и наши Церкви. Их молитвами Господь приведет каждого из нас, каждого верующего человека к Богу. Господь да хранит вас всех их молитвами. Аминь». Пока владыка Зиновий был жив, глинские старцы находились под его святительским омофором, а после его кончины им пришлось перейти в другой храм. Игумен Вениамин (Селиванов) свято чтит память старца и рассказывает: «При владыке мы служили в Александро-Невском храме, а потом получилось так, что нам пришлось уйти из этого храма. Мы с отцом Филаретом перешли служить в храм св. Иоанна Богослова. Тогда там настоятелем был отец Иоанн, а потом отец Амиран». 8 марта 2010 года, в день 25-летия со дня преставления преподобного Зиновия (в схиме Серафима), была совершена Патриархом Илией II лития. Множество людей собралось в этот день в храме и во дворе храма святого благоверного князя Александра Невского. Надо сказать, что Святейший Илия и по сей день свято чтит память своего духовного отца — владыки Зиновия. В своей проповеди он сказал: «Мы сегодня вспоминаем его как великого старца, как духовного отца. И я считаю, что он и сейчас помогает нам в нашем несении очень тяжелого креста, возносит наши молитвы». Честные мощи преподобного Зиновия покоятся в Иверии, в г. Тбилиси, в храме святого благоверного князя Александра Невского, напротив левого придела в честь святителя чудотворца Николая Мирликийского. На гробнице владыки сделаны две надписи: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» и «Высокопреосвященнейший Зиновий митрополит Тетрицкаройский, в схиме Серафим». А в нише стены храма над надгробием под стеклянную дверцу вставлена его келейная икона — копия глинской чудотворной иконы Рождества Божией Матери. «Память о владыке Зиновии будет всегда жить в сердцах многих и многих людей. Он поисти- не подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец правды, который даст Господь, Праведный Судия, в день оный (2 Тим. 4, 78)». Чудесные действия совершаются как на его могиле, так и от вещей, принадлежавших ему при жизни. И многие люди исцеляются и получают просимое по молитвенному обращению к святому старцу преподобному Зиновию перед его иконой.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы