Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.



Как и всегда, прокимен возглашал протодиакон о.Евгений Габов (воспевая лишь при первом возглашении прокимна, остальное просто возглашая, не так, как его воспевали покойный протодиакон о.Виктор Курочкин и ныне рукоположенный в сан священника где-то в Сибири о.Павел Базаров).

После этого торжественный чин как бы прерывается и чтец сразу же читает молитву «Сподоби Господи, вечер сей без греха сохранитися нам…»[177]. В соборе таким образом вечерня совершается часто, однако на сей раз, начиная с последующей затем просительной ектении начинается постовой распев, лишенный ноток украшения, а духовенство переодевается в черное великопостное облачение. Все песнопения и стихиры целиком посвящены наступающему посту, а праздники дня как бы опускаются. После пения стихир молитва праведного Симеона «Ныне отпущаеши…» не поется, а читается, а затем Трисвятое по «Отче наш…». После этого ектении, как при обычной вседневной вечерне, не бывает, но чтец читает «Господи помилуй». После «Отче наш….», как уже было в среду и пятницу Сырной седмицы, на службе поются тропари[178] с тремя земными поклонами. Таким образом, конец вечерни сокращается, но перед самым окончанием вышедший священник читает молитву прп. Ефрема Сирина: Господи и

Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми¸ дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, любве даруй мне, рабу Твоему! Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Таким образом вечерня будет совершаться во все дни Великого поста, лишь Великий прокимен будет меняться от Недели к Неделе. Чередоваться будет указанный выше прокимен с прокимном «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи».

По окончании службы открылись Царские врата, и на амвон вышел Владыка Феогност в сопровождении практически всего духовенства благочиния, включая самого благочинного о.Максима Карпова. Из духовенства храма Новомучеников были о.Александр Беспрозванный, о.Сергий Видяев и о.Алексий Ковалев. Из Свято-Троицкого храма здесь был о.Николай Бичев. Кроме того, здесь был настоятель прихода святителя Спиридона Тримифунтского, о.Игорь Гайдаев, настоятель Свято-Пантелеимоновского прихода при первой городской больнице, о.Роман Хотков… И так далее. Владыка говорил на тему поста. Завтра мы вступим в Великий пост. Все эти дни мы готовились к этому времени, уча тому, как надлежит проводить это время. И сегодня на литургии мы слышали слова Христа о том, как надлежит относиться к посту: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Недопустимо демонстрировать свой пост перед всеми, ибо пользы это не принесет. Допустим, человек добьется того, что люди начнут прославлять его, как «благочестивого человека». Но какая от этого польза? Какой смысл то такого поста? К Богу ближе человек не становится. Цель поста – не в том, чтобы добиться прославления от людей, но втом, чтобы очистить душу свою. Равно и цель поста – не диета, но воздержание, не только от пищи, но воздержание во всем, дабы научиться контролировать себя, отсекая греховные влечения. Если же мотивом для человека является только гордость, только прославление от людей, то результатом будет лишь злоба и уныние. В немалой степени, так происходит, потому что подвиг поста человек совершает без благословения Божия, поскольку без помощи Божией человек не сможет обуздать свое «я». Эти слова «ты же помажь голову свою и умой лицо свое» означают то, как на Востоке человек украшал себя, готовясь к празднику. Это не время уныния, но время духовной радости, время спасения. Великий пост - это удивительное время. Это время, когда человек, обуздывая похоти плоти своей, очищает свою душу. Скорбит по поводу начала поста только сластолюбивая душа, которая привыкла услаждаться благами мира сего. Но душа Боголюбивая радуется этому времени, как времени, когда она становится ближе к Творцу своему. Пост – это время покаяния, когда душа, освобожденная от гнета похотей плоти, вспоминает о том, что нполняет ее. В это время меняется чин богослужения, цвет облачений меняется на черный, а песнопения лишаются внешнего украшательства, доминируют медленные и печальные распевы. Доминируют скорбные распевы, будто кто-то умер. И действительно кто-то умер. Умерла душа человека, отравленная грехом, смердящая от греха. Потому в это время теме покаяния посвящается весь чин богослужения. На первой седмице четыре дня подряд будет читаться канон святого Андрея Критского, святителя Божия. Святитель написал великое творение, в котором через многие образы возбуждает в нас дух покаяния. Перед нами проходят многие образы праведных и грешных людей Ветхого Завета. «Душа – внимай…. подражай первым, а вторых отвращайся…» - говорится нам. Во время поста будут совершаться удивительные чтения, в которых излагается история мира: как Бог сотворил небо и землю, удивительные по красоте, гармоничные. Нам показывается то, как прекрасен был мир, пока в него не вошел грех, который все исказил. Все это напоминается нам, дабы возбудить в нас дух покаяния, дабы период поста для нас стал временем приближения к Богу. И ныне, перед началом поста мы просим друг у друга прощения, если кто кого чем обидел, дабы начать подвиг сей, примирившись друг с другом. Как пишет апостол Павел, «солнце да не зайдет во гневе вашем». Недопустымо свою злобу и обиды оставлять, ибо переспав с ними ночью, утром он уже с трудом расстается с ними, они уже укореняются, и просто так от них не избавишься. Многие супруги знают, что если они, поссорившись, в тот же день не помирятся, то потом это сделать будет уже трудно. И ныне в преддверие поста мы получаем шанс примириться с нашими близкими, дабы примиренные друг с другом, мы непостыдно могли и Бога просить прощения о наших грехах, так как если мы не будем прощать грехи наши, то и Бог не простит нам согрешения наши.Примирившись же друг с другом, мы несем подвиг поста, дабы очистить души наши, и чистым сердцем встретить Светлое Христово Воскресение, Пасху Господню….

В конце своего слова он попросил у всех прощения, сделав три земных поклона. После этого все стощие священники, поцеловав Крест из его рук, ушли в алтарь. Некоторое время он стоял на амвоне, давая Крест на целование, и прося прощения у верующих, но потом ушел. Оставшееся время Крест на целование давал упомянутый выше о.Николай Бичев, о.Димитрий Осипов, о.Евгений Кузнецов, да о.Антоний Новицкий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь