Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский



День памяти: 6 / 19 Февраля

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский, жил в IX веке, происходил из семьи ревностных христиан. Его отцом был преподобный Сергий исповедник, чтимый греческими Церквами 13 / 26 мая, мать звали Ирина. Его братом был будущий святитель Тарасий, патриарх Константинопольский (25 февраля / 10 марта). Отец его скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, сперва блестяще отслужил в императорской гвардии, потом занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: "сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними". У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благами придворной жизни - всей душой он стремился к иночеству.

Мефодий Моравский   святитель Фотий патриарх Константинопольский Кирилл, учитель Словенский  

В доме Фотия собирались любознательные люди, с которыми он делился плодами своих занятий; беседы на филологические и философские темы сменялись беседами богословского характера; располагая богатейшей, собранной им самим библиотекой, Фотий прочитывал со своими учениками избранные места из различных сочинений и метко оценивал их со стороны формы и содержания. Зато властная натура Фотия требовала от учеников безусловного повиновения. Даже и впоследствии, когда он занимал патриарший престол, дом его продолжал быть средоточием живой умственной деятельности. Он не знал ни одного языка, кроме своего родного греческого; даже языки латинский и еврейский, без которых не может обойтись ни один современный нам богослов, были ему незнакомы. Это объясняется тем, что Византия в IX веке сохраняла еще положение мировой державы и византийцы, подобно своим предкам — эллинам, довольствовались собственной культурой и склонны были смотреть на другие народы, не исключая "латинян", как на варваров. Фотий был настоящий византиец; это помогло ему стать во главе церковного и национального движения против Рима.

В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия[180] (тот, после совершенного им переворота, не допустил самозванца к причащению Святых Таин). Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением в день Рождества Христова на патриарший престол, совершенным епископами Сиракузским[181] Григорием Асвестой, Гортинским[182] Василием и Апамейским[183] Евлампием. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры патриархом Игнатием (последний, не смирившись с низложением, пошел на соглашение с Римским престолом, обещая признание примата Папы в обмен на возвращение его на патриарший престол). В 861 году был созван Собор для прекращения смут, на котором утверждено было низложение Игнатия и утверждение патриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе, надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на Римском Соборе предал Фотия анафеме. С того времени началось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни противоборство папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь Востока. В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году - святых Кирилла и Мефодия[184] для проповеди Христа на славянском языке. Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных. Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. Был созван Собор, осудивший своеволие Запада.

В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Святитель Фотий обличил убийцу и не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин. За это он был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу. На его место был снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка святителя Фотия, проходил при участии папских легатов, которые потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточные епископы, не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий: молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: "Одумались ли сами судьи?" Противники Фотия после долгих споров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патриарху Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, "только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его...". Этот же Собор, названный в Риме 8 Вселенским, утвердил зависимость Константинополя от Рима и в Церкви начали частично водиться Римские порядки.

В то время латинское духовенство было изгнано из Болгарии за своеволие папы, и Патриарх Игнатий послал туда своих епископов. Настроение народа и большинства духовенства было решительно на стороне Фотия, который с достоинством, не защищаясь, выслушал приговор собора и удалился в Скепский монастырь; точно так же и многочисленные приверженцы Фотия, отказавшиеся подписать унизительную, составленную в Риме формулу и подчиниться решению управляемого легатами собора, произвели на народ огромное впечатление, усилившее авторитет Фотия. Благоприятное для Фотия движение еще усиливалось фанатизмом Игнатия и его низкопоклонством перед Римом. В лице Фотия лучшие пастыри восточной Церкви чувствовали себя униженными пред ненавистным Западом. Даже сам император Василий с течением времени вполне подчинился влиянию свт. Фотия, который был избран в воспитатели наследника престола.  В 879 году, после смерти Патриарха Игнатия (незадолго до кончины примирившимся со своим противником), был созван Собор (многими отцами Церкви называемый 8-м Вселенским), вновь признавший святителя Фотия законным пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавший Фотия, через послов объявил на Соборе об отмене всех прежних папских определений о Фотии. Собор признал неприкосновенность Никейско-Цареградского Символа, отвергнув латинское искажение (filoque[185]), признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной). Собор постановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи и обряды, введенные латинянами, чем пресек их господство там.

При преемнике императора Василия, Льве, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора. Будучи низведен с кафедры в 886 году, святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в Команах Понтийских (восточное Черноморское побережье Малой Азии) в 891 году[186]. Ввиду примирительной политики, которой держалась Византия после 886 г., реабилитация Фотия через внесение его имени в синодик могла произойти не без борьбы и колебаний и сравнительно поздно; но уже один из ближайших преемников Фотия, его почитатель и ученик Николай Мистик, сильно содействовал очищению его памяти, а на соборе 1156 г. наряду с святоотческими приводились места из сочинений Φотия[187].

После полного застоя духовной жизни, продолжавшегося с середины VII в. до исхода иконоборческого периода, внезапное появление столь разностороннего и плодовитого писателя и ученого, каким был Фотий, свидетельствует о наступлении литературного и культурного возрождения в Византии, достигшего своего апогея в XII и XIII вв.

Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.

Труды

Крупнейшее из богословских сочинений свт. Фотия — "Амфилохии", названные так по имени кизического[188] митрополита Амфилохия, к которому обращается автор. Это ряд (более 300) ученых рассуждений, чередующихся без определенной системы, о разных вопросах светской и церковной науки; сочинение это дает возможность оценить высоту византийской образованности около середины IX в. Более 3/4 "Амфилохий" касаются экзегетических (то есть, толкования Священного Писания) вопросов по поводу текстов из книги Бытия, Пятикнижия, Псалмов и Евангелия; затронуты и догматические темы — учение о Св. Троице, искуплении, воплощении, иконопочитании и т. д. Автор совершенно не касается вопросов, по которым православная Церковь расходилась с римской, хотя сочинение написано во время первого изгнания Фотия (867—877). Святитель широко пользуется трудами Иоанна Дамаскина, Феодорита Кирского[189], Кирилла Александрийского и др.

К экзегетическим сочинениям Фотия принадлежат также его библейские комментарии.

В области догматики свт. Фотий еще менее обогатил византийскую литературу, чем в области экзегетики. Только опровержением филиокве он глубоко повлиял на догматическую литературу византийцев: вопрос этот красной нитью проходит через всю позднейшую богословскую литературу и породил неисчислимое количество трактатов.

Главное сочинение Фотия, направленное против латинян, озаглавлено: "Περί της τού άγιον πνεύματος μυσταγωγίας". Здесь святитель соединил все доказательства, которые можно было почерпнуть в пользу греческой формулы из св. Писания и святоотеческих трудов. Большая диалектическая ловкость и страстный тон — отличительные черты этого труда. Фотий не нападает прямо на римскую Церковь; он даже ссылается на прежних пап, как на представителей истинного вероучения против Амвросия, Иеронима и Августина. Позднейшие полемисты охотно пользовались этим трудом Фотия для борьбы с Римом.

Другое полемическое сочинение Фотия, "Διήγησις περί τής Μανιχαίων άναβλαστήσεως" посвящено опровержению главнейших манихейских и павликианских лжеучений.

К догматико-полемическим сочинениям Фотия относятся и многие его письма, напр. известное его окружное послание к епископам (Εγκύκλιος έπιστολή, 867 г.), письмо к патриарху аквилейскому по поводу спора с латинянами, сохранившееся в армянском переводе письмо к Захарии, католикосу Великой Армении. Константинопольский патриархат не терял надежды вернуть к единению армянскую церковь, единственную из восточных церквей, с которой могли поддерживаться непосредственные сношения.

Небольшое сочинение "Συναγωγαί καί άποδείξεις", несмотря на свое церковно-историческое содержание, имело целью оправдание избрания Фотия.

Полемические рассуждения против Юлиана Отступника и еретика Леонтия Антиохийского не дошли до нас.

Святитель Фотий был замечательный проповедник, но из его духовных речей сохранились лишь немногие, да и они не все напечатаны; они были сказаны частью по поводу праздников Господних и Богородичных, частью по поводу исторических событий. Особенно ценны две гомилии по поводу нападения русских (860 г.), принадлежащие к древнейшим свидетельствам о предприятиях русских против Византии. Оратор видит в нашествии грозных варваров тяжкую кару Божию за грехи Христианства.

Много богословских сочинений приписано Фотию неосновательно, но, с другой стороны, не подлежит сомнению, что под чужими именами скрываются подлинные труды патриарха. Ему приписывали "Номоканон", обработанный в 883 г., но теперь это мнение опровергнуто. На каноническое византийское право Фотий тем не менее оказал влияние: постановления соборов 861 и 879—880 гг., включенные им в собрания канонов, постепенно получили почти вселенское значение.

Гораздо выше значение святителя Фотия как светского писателя, тонкого ценителя и популяризатора классического образования. В "Библиотеке" (или "Мириобиблоне"), составленной по просьбе брата его Тарасия, собран без систематического расположения по содержанию или литературным родам ряд отзывов о прочитанных в кружке Фотия книгах, то в виде летучих заметок, то в виде обстоятельных рефератов со значительными выдержками, иногда и с биографическими очерками. Это — огромная компиляция, вроде тех, за которые так охотно принимались византийцы. Поражает не только разнообразие и множество прочитанных в отсутствие Тарасия книг (в "Библиотеке" 280 отзывов и извлечений из сочинений грамматиков, риторов, натуралистов, историков, врачей, из соборных постановлений, житий святых и др.), но еще более — тонкое и самостоятельное суждение Фотия; в этом отношении он — единственный из византийцев, выдерживающий сравнение с Аристотелем. Почти полное отсутствие поэзии (не считая метрических переложений библейского характера) ясно говорит о реалистическом направлении автора "Библиотеки". Особенно ценны извлечения из исторических сочинений, так как у Фотия были под рукой памятники, впоследствии совершенно или отчасти утерянные. Общеизвестные писатели, как Платон, Ксенофонт, Аристотель, Фукидид, Полибий, Плутарх, Павзаний, Гиппократ, совершенно опущены в критико-библиографическом пособии Фотия. Для облегчения чтения древних, особенно классических писателей, а также и Св. Писания, под редакцией Фотия был составлен его учениками "Словарь".

В письмах Фотия (до сих пор известно их более 260), имеющих разнообразнейшее содержание, ярко выступают индивидуальные особенности патриарха как глубокого ученого, остроумного собеседника и тонкого стилиста, соперничающего блеском своих риторических приемов со старинными мастерами.

Ему принадлежит также собрание поговорок, числом 214.

Почти все сочинения Фотия, кроме "Словаря", изданы у Migne, "Patrol. gr.", 101—104 (1860). Сведения о позднейших изданиях некоторых произведений Фотия см. у Крумбахера[190].

На русском языке издано:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь