Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Музыкально-исполнительская деятельность детей — это деятельность, связанная с овладением специальными исполнительскими умениями.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Музыкально-исполнительская деятельность детей — это деятельность, связанная с овладением специальными исполнительскими умениями. Пение —Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Текст песен помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Само исполнение песни является своеобразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения. Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диаметр его дыхательного горла равен диаметру карандаша. Голосовые связки очень тонкие, легко перенапрягаются. Сила звука (при громком пении) достигается не дыханием, как у взрослого, а напряжением голосовых связок, что может привести к кровоизлиянию, образованию на связках узлов. В отличие от дыхания взрослых — нижнереберного, произвольного и глубокого — дыхание дошкольника верхнереберное, поверхностное, автоматическое, жизненное. У ребенка дошкольного возраста более развит головной резонатор, поэтому звук при пении не может быть ярким, сочным, а характеризуется легкостью, полетностью. Легкое, выразительное пение дошкольника обеспечивается развитием группы специальных певческих умений. Музыкально-ритмические движения.Двигаться под музыку так же естественно для дошкольника, как и петь. Движение становится для ребенка средством восприятия музыки, понимания ее характера. Благодаря движению ребенок может воспринимать особенности музыкального искусства: · жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т.д.); · характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.); · средства музыкальной выразительности — в первую очередь ритм и метр. · музыкальную форму (2- и 3-частная). Игра на детских музыкальных инструментах. Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Стремление извлечь звук — проявление естественной познавательной природы, активности ребенка. Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие. Детский оркестр является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, его наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке.
Вопрос №5 Частота вокального интонирования характеризуется точным воспроизведением мелодии в процессе пения. Этот навык зависит от многих факторов, главным является музыкальный слух. От степени развития музыкального слуха зависит способность ребенка различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию, запоминать ее и правильно воспроизводить. Причинами не чистого интонирования могут быть: отсутствие координации между силой и механизмом работы голосового аппарата, картавость, шепелявость, отсутствие ясной, четкой дикции; низкий диапазон звучания голоса: застенчивость, отсутствие внимания, отсутствие певческого опыта. Работа над развитием частоты певческой интонации включает: настройка на точном воспроизведении высоты начального звука песни или попевки; моделирование направления движения мелодии, различия высоких и низких звуков (демонстрация на фланеграфе звуков мелодии показ рукой направления движения звуков, дидактические игры и т.д.) разучивание коротких песен с узким диапазоном, соответствующим возрастным возможностям детей; пение в удобном для детей диапазоне(при необходимости рекомендуется транспонировать мелодию в удобную для ребенка тональность); пение при средней (естественной) силе голоса, исключающее форсированное звучание; разучивание мелодии в медленном темпе, по частям, по фразам; пение соло и небольшими группами; восприятие мелодии песни в исполнении педагога и часто поющих детей, исполнении на музыкальном инструменте без пения; постепенное расширение диапазона звучания голоса, начиная с примерных (удобных) для ребенка звуков. Чистому и выразительному пению помогают способы расстановки детей при пении. Фальшиво интонирующих детей лучше размещать во время музыкальных занятий в первых рядах, ближе к музыкальному инструменту со стороны верхнего регистра, для того чтобы дети подстраивались к звучанию инструмента и пению педагога и слышали чисто поющих детей, сидящих (или стоящих) сзади. Группу чисто интонирующих детей нужно постоянно контролировать, т.к. дети, поющие вместе чисто, в одиночку нередко поют фальшиво. Поэтому надо давать им возможность петь по одному: в средней группе- по желанию, в старшей- систематически занимаясь с ними индивидуально. Возможно и такая форма работы: дети поют, встав в круг, а педагог, проходя мимо них, останавливается на короткое время возле каждого ребенка, чтобы выявить детей, нуждающихся в помощи, когда дети ходят по кругу во время пения, педагог идет в противоположном направлении, выявляя тех, кто поет низко или фальшиво, отмечая для себя, с кем нужно позаниматься индивидуально. При малейшем прогрессе в работе ребенка нужно ободрить и поощрить. До поступления в школу при правильной организации работы над развитием певческих навыков каждого ребенка, даже с замедленным музыкальным развитием, может научиться петь самостоятельно и интонационно чисто. НАВЫК АНСАБЛЕВОГО ПЕНИЯ. Чувство ансамбля характеризуется умением согласовывать свое пение с пением других, не выделяясь по силе звука, не отставая и не опережая партнеров по пению. Чувство ансамбля является важнейшим условием стройного частого согласованного хорового пения. Навык ансамблевого пения формируется постепенно, по мере накопления музыкального опыта ребенка. В младшей группе дети учатся петь вместе в одном темпе, включаясь в пение вместе с педагогом или небольшим опозданием. В средней группе навык ансамблевого пения является умение детей одновременно начинать песню и месте ее заканчивать. В подготовительной группе навык ансамблевого пения проявляется в умении согласованно петь в разном темпе, ускоряя и замедляя его, усиливая и ослабляя звучание. Развитию навыков ансамблевого пения помогают: внимание детей перед началом пения (с этой целью играют первый интервал песни или ее первый звук); начало и окончание пения по дирижерскому жесту или другому знаку (кивок головой и т.д.); пропевание начала песни, прохлопывание и пропевание на предложенный слог тактов с трудным ритмическим рисунком; совместное проговаривание слов в ритме песни для создания перед исполнением песни соответствующего ее характеру настроения. Образное мышление и творческая фантазия детей, умело направляемые педагогом в нужное русло, оказывают положительное влияние на выразительность вокально-ансамблевого исполнения. Вопрос №6 Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может привести к нарушению голоса. Как надо охранять детский голос: - необходимо бороться с криком и громкой речью (начинают сипеть, кашлять, на время теряют голос); постоянного напряжения во время пения (потерять естественное звучание голоса, иногда возможность петь); резкое, напряженное, крикливое пение портит голоса учащихся; занятия проводить в проветренных, не душных помещениях; репетиций в раннее время, когда голос, как говорят, «еще спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна; перед пением не рекомендуется употреблять острое, соленое, горячее, холодное, шоколадные конфеты и сладости. Следить, чтобы непрерывное пение в младших группах продолжалось не более 20 мин, в старших – не более 30 мин." Закалять организм: активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе.
7 вопрос Артикуляционная гимнастика Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Упражнения на артикуляцию: 1.Слегка покусать зубами кончик языка. 2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад. 3. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла. 4. Втянув щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть. 5. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц. 6. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать). Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц. 7. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз. 8. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно «не загорится». 9. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот. 10. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперёд и убирать на место.
Для развития дикции и артикуляции помогают скороговорки.
1. Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других). 2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука. 3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.
1. «Машинка заезжает в гараж» Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража. 2. Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».
Вопрос 11. Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку. Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам: - правильному звукообразованию; - правильному дыханию; - хорошей дикции; - чистоте интонации; - ансамблю - стройному, согласованному пению. Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно. Звукообразование. Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре. Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Очень хорошо петь русские народные песни и попевки, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах. Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков. Дыхание. В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежедневной утренней гимнастике. На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководителю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим. Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой). От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения. Дикция. Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряжение, крикливость. Музыкальному руководителю следует научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы. Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношением согласных. Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым. Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Правильному произношению слов способствуют: ♦ выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах; ♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно. Чистота вокальной интонации. Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты. В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних - не в порядке голосовой аппарат, другие - плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи - застенчивы, четвертые - не обладают устойчивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Для достижения чистоты интонации необходимо: ♦ выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание; ♦ давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей; ♦ систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения; ♦ петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга; ♦ вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения; ♦ фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими деть ми полезно отмечать, поощрять каждое достижение); ♦ транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня. Ансамбль. Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, не отставая, и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни. Для того чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак - взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню. Bсe певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка. Выразительное пение это еще и положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке и к певческой деятельности, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости, осознанности, искренности и непосредственности исполнения.
Инструменты Карла Орф. Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно “Орфофский набор”. Основу этого инструментария составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики (От нем. Gloke - колокольчик). Основу инструментария составляет базовый набор: сопрановые и альтовые глокеншпили, сопрановые, альтовые и басовые металлофоны, сопрановые, альтовые и басовые ксилофоны. Съемные пластины инструментов делаются из высококачественного дерева и особых сплавов. Они крепятся на специальный штифт и располагаются над резонаторным ящиком, который обеспечивает качество высокое звучания. Существуют диатонические и хроматические разновидности инструментов. К инструментам прилагается комплект палочек с головками из различных материалов, которые позволяют извлекать разнообразные по тембру, очень красочные звуки.
Прообразом Орфофских ксилофонов был африканский ксилофон “маримба”, в котором резонатором для деревянных пластин были высушенные тыквы, а также его индонезийский каменный вариант. Советчиком и консультантом Орфа в этом деле стал Курт Сакс, известный знаток неевропейской музыки разных стран и народов, в тесном контакте с которым и был придуман базовый набор инструментов. Основной комплект был впоследствии дополнен некоторыми инструментами европейского Возрождения. Особенно подошла к нему по звучанию блок-флейта. Она и стала важнейшим мелодическим инструментом в Орфофском наборе инструментов. Неплохо сочетаются с общим ансамблем гитара, виолончель, партии которых могут взять на себя взрослые. Они используются как аккомпанирующие инструменты, а не солирующие (выдержанные низкие звуки, остинато). Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф-уроках, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками. Орфофские инструменты обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и как нельзя более подходит в качестве аккомпанемента к пению детей. Звук ксилофона - негромкий, мягкий, тянущийся он не угасает так быстро, как у оркестрового. Басовый ксилофон берет на себя функцию выдержанных низких звуков, создающих фундамент и тональную определенность исполняемой музыки. Металлофоны также обладают мягким тянущимся звуком, используются как мелодический и аккомпанирующий инструмент. У глокеншпилей высокий, чистый, быстро гаснущий звук, прекрасно сочетающийся со звучанием ксилофонов, блок-флейты. Ни один из инструментов в Орфофском ансамбле не рассматривается как солирующий, хотя каждый может им на время становиться. Завораживающая, чарующая красота звучания Орфофских инструментов очень притягательна для детей. Это дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Высокое качество звучания и разнообразие инструментов Орфофского комплекта позволяет блестяще справиться с этой немаловажной задачей. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха. Интерес детей к Орфофским инструментам просто неиссякаем. Они хотят на них играть всегда. Растормаживащий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее - к простейшей импровизации. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки. Создание этого инструментария, было особой задачей Орфа. Он является ключом для подхода к элементарному музыкальному воспитанию в концепции Орфа, т.к. с помощью этих инструментов, может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект орфофских инструментов в соединении со звучащими жестами позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований, т.к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем. Это его главное педагогическое достоинство. *** Одним из главных принципов исследуемой нами методологии творческого музыкального обучения является непосредственная личная причастность ребенка на каждом уроке к процессу творения, исполнения, слушания и переживания музыки в своем опыте. Это оказывается возможным при создании соответствующей среды и разработке способов действования в ней. В нашем понимании среда представлена не только материальной своей стороной — специально оборудованным классом, но также и музыкой, которая в этом классе звучит. Исследование в данном разделе работы затрагивает оба аспекта проблемы. Мы подошли к изучению влияния и возможностей среды на процесс музыкально-творческого обучения, отвечая на вопрос: какими свойствами она должна обладать, чтобы действия в ней могли быть импровизационными? Из существующей научной педагогической литературы известно, что для создания обучающего пространства, в котором возможен свободный поиск, необходимо обеспечить его открытость взаимодействию, случаю, непредсказуемости. Сошлемся на теоретическое исследование Э. Гусинского: «Среда должна обладать достаточно большой насыщенностью — в бедной и жестко структурированной среде нельзя говорить о сколько-нибудь значительной вероятности выстраивания индивидуального пути, о самой возможности выбора» (Гусинский 1994, с. 162). Если представить себе класс, который можно определить как «насыщенную среду» для творческого музицирования, то в нем окажутся не нужны парты, а будут необходимы музыкальные инструменты. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают орфовские штабшпили — металлофоны и ксилофоны со съемными пластинами, созданные специально для детей. Эти инструменты откликаются на малейшее прикосновение чудесными звуками: по ним можно играть палочками, подушечками и косточками пальцев, просто щелчками и даже кулачками. Условиям простоты, доступности и вариативности отвечают также и шумовые инструменты. Как известно, разнообразие шумовых инструментов, существующих у народов мира, велико. Это удивительно красочный ансамбль. Сам шумовой инструмент в естественной среде обитания выглядит очень нарядно. Очевидно, его внешняя привлекательность является составляющей частью синкретизма восприятия, характерного для творческих видов музицирования. Внешняя привлекательность и необычность инструмента — главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются главными факторами педагогического успеха в работе с ними. Разнообразие шумовых и ударных инструментов, собираемых обычно в классе для музицирования, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, дошедшие к нам из глубины веков. Дополняет этот комплект инструментов блокфлейта. Она очень удобна для обучения в группе: каждый ребенок может иметь собственную и носить ее в портфеле. Начальный этап освоения этого инструмента несложен, уже на первом уроке возможно играть с детьми в ансамбле и импровизировать на ней. Элементарное владение этим инструментом всех детей в классе открывает совершенно новые горизонты для музицирования. Блокфлейта обычно играет ведущую мелодическую роль, ее звучание прекрасно сочетается в ансамбле с орфовскими инструментами и негромкими шумовыми. Что же происходит в этом удивительном музыкальном классе, когда туда попадают дети? Они под руководством педагога учатся творить, используя для этого звуки: ведь все сказочное звучащее богатство в классе принадлежит им. Растормаживающий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее — к простейшей импровизации. Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют принимать участие в музицировании всем детям, независимо от уровня способностей. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Они дают возможность организовывать совместную творческую деятельность на основе принципа распределения ролей разного уровня сложности. Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых они самостоятельно могут извлечь звуки. В роли музыкального инструмента для них с одинаковым успехом может выступать и концертный рояль, и простая расческа. Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры — импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит Солнце — и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично будет соответствовать торжественности природного явления. Стоит появиться Кикиморе, как дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят ее причитания. Поэтому в классе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок. Инструменты, сделанными самими детьми из всего, что они найдут и приспособят, могут составить первоначальное оборудование класса по принципу «высоко насыщенной музыкальной среды». Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идет не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их с ними проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик и стручки различных растений (Sachs 1930). В нашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все:
Существует немало пособий по изготовлению с детьми самодельных инструментов, к сожалению, только на иностранных языках (Patho, Schlumberg 1994). Использование их в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Самодельные инструменты развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Сделанными детьми инструментами можно оборудовать часть класса или специальную комнату. Особого рассмотрения здесь требует вопрос о целесообразности использования орфовских инструментов в отечественной музыкально-педагогической практике. Среди различных его сторон наиболее дискуссионными являются следующие: насколько органично применение инструментов вообще и орфовских в частности с точки зрения национальных традиций? В какой степени их использование целесообразно с педагогической точки зрения? Если отталкиваться от общеизвестного положения о песенности русской музыкальной культуры, в которой инструментальное музицирование не играет главенствующей роли, да и сама песня исполняется чаще без сопровождения, может сложиться впечатление, что использование любого инструментария — это скорее внешняя форма, чем внутренняя необходимость. Однако этот вопрос не однозначен для разных жанров. И тем более не однозначен для детской и взрослой музыкальной культуры. В русской народной культуре есть особые области, где использование инструментов было принято испокон веков — это скоморошья, смеховая культура и детский фольклор. В ходу у скоморохов были гусли, гудки, свирели, рожки, сопели, погремушки, трещотки, колокольчики, дровы (шуточная разновидность ксилофона из полуполеньев). Инструментальная музыка звучала в их исполнении как самостоятельно, так и была сопровождением пляскам и хороводам, театральным представлениям. Рядом со скоморохами всегда были дети, которых не могли не привлекать красочность и веселая абсурдность, перевернутость жизни в действах скоморохов. Здесь многое было близко некоторым детским жанрам фольклора — потешкам, дразнилкам, чепуховым считалкам, игровым припевам, в которых фантазия и реальность меняются местами, веселье и смех существуют как выражение радости бытия. В детском фольклоре существуют специальные инструментальные жанры: наигрыша и сигнала. Детские музыкальные инструменты преимущественно духовые, сделанные в сезон из природного материала: всевозможные разновидности свистулек, дудочек. Играли дети также на деревянке — полом стволе дерева или сухом полене. Исполнялись как затейливые ритмические наигрыши, так и простейшие сигнальные фигуры. «Функция инструментальной детской музыки лежит в игровой развлекательной практике и выражается в импровизационном и звукоподражательном музицировании» (Науменко 1996, с. 133). Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что инструментальная игра в ее простейшем, элементарно-импровизационном виде есть органическая часть детской музыкальной культуры. Инструменты образуют самую привлекательную для детей область музыки. Сама музыка ассоциируется с инструментом, а не с пением, поскольку пение достаточно долго не вычленяется осознанно детьми из речи. Не последнюю роль здесь играет сложность певческого овладения голосом, которое формируется длительно и не просто. Кроме того, инструменты несут с собой яркость и красочность, так необходимые детям по сути их мироощущения. Следующий вопрос об использования инструментов заключается в том, насколько простейшие русские народные инструменты соответствуют задачам современного музыкального воспитания. Ограниченный выбор звуковысотных инструментов (свистульки, окарины) и их небольшие звукоряды (5-6 звуков), сложность ансамблевого использования из-за несовершенства строя позволяют применять их лишь эпизодически. С участием этих инструментов нельзя строить педагогический процесс в системе — от простого к сложному, от родного фольклора — к мировой музыке. Возможности музыкального развития детей будут ограничены рамками не только определенных жанров, но и национальными рамками, что представляется нам в современных условиях однобоким. Инструментарий Орфа, созданный специально для нужд музыкального воспитания, снимает вышеперечисленные проблемы. Интересный опыт инструментального музицирования на русских народных инструментах представлен в работе педагога общеобразовательной школы из Санкт-Петербурга Д. Рытова (Рытов 1998). При необыкновенном разнообразии шумовых инструментов и свистулек педагог в качестве мелодических инструментов использует также домры и балалайки, требующие, как известно, индивидуальной работы. Однако такую возможность для всех детей могут представить лишь отдельные школы. Возникающие нередко вопросы о «национальной чуждости» орфовских инструментов порождены недопониманием их педагогической целесообразности ввиду малого использования в нашей стране. Весьма показателен факт, что подобных вопросов обычно не задают педагоги, ощутившие на практике все преимущества орфовских инструментов для работы с детьми. Критерием истины здесь может быть опыт также многих стран мира, очень разных по своим национальным особенностям, который раскрывает «наднациональную» сущность этого инструментария как педагогического средства, обладающего высокой эффективностью в обучении детей музыке. Орфовские инструменты являются более аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Ансамбль ксилофонов и металлофонов специально предназначен для строительства музыкальной фактуры и формы на основе принципа остинато. Ксилофоны и металлофоны, являясь «звуковысотными ударными», позволяют развивать у детей также звуковысотный, ладовый и гармонический компоненты слуха. Возможность построить на них три мажорные пентатоники (до, фа, соль) и без всякого «строительства» играть и импровизировать в эолийском. дорийском, фригийском минорах открывает пути к осознанию самого понятия лад и обогащает слух разнообразным звучанием. Таким образом, начальное обучение детей с использованием орфовских инструментов создает широкие возможности для их разностороннего музыкального развития. В понятие музыкально-насыщенная среда входит не только оборудование класса разнообразными инструментами, но и та музыка, которая здесь звучит. Музыкальная среда для творчества также должна отвечать требованиям свободы, простоты, открытости и многообразия. Поэтому основу творческого музицирования составляет фольклор — национальный и фольклор народов мира. Источник для творчества следует искать прежде всего в песенных образцах с ярко выраженным игровым началом: спонтанным разыгрыванием сюжета, танцами, пляской, шуткой. Эти фольклорные жанры общеизвестны: потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, игровые песенные припевы, хороводы, а также богатейший раздел древних календарных песен, дошедших до нас со времен язычества. Все перечисленные жанры составляют своеобразную детскую «модель мира», где есть рай и ад, дом и чужбина, Земля и Солнце, привидение и Кикимора, вера в единство с природой и сжигание соломенных кукол, ряжение и катание с ледяных горок. Исследователь детского музыкального фольклора Г. Науменко обращает внимание на интонационную и содержательную схожесть многих жанров детского фольклора. Всеми фольклористами, отмечается также интонационная формульность календарно-обрядовых песен, позволяющая детям быстро запоминать и долго хранить их в памяти. Мелодика календарных песен — одна из древнейших, архаичных, раннефольклорных форм звуковыражения, напевы по звуковому объему не велики, обычно построены на многократных повторах секундовых, терцовых или квартовых попевок. Особенности жанров российского детского фольклора: ритмо-мелодическая и структурная остинатность, их преимущественное одноголосие или спонтанная гетерофония (часто с использованием верхнего или нижнего бурдона), неразрывная связь с речью, движением и игрой, — образуют тот же органичный, естественный фундамент, на котором построен Шульверк К. Орф и другие его национальные версии (чешский, американский, японский, финский). Близость детского фольклора в разных частях мира отмечалась едва ли не всеми исследователями, поскольку данный факт слишком очевиден. Однако и по отношению к другим фольклорным жанрам наблюдения ученых похожи: «В музыке любой из экзотических музыкальных культур вначале шокированное ухо вскоре начинает улавливать и смысл, и организованность, и благозвучие, то есть сходства между явлениями различных эпох и культур явно перевешивают различия» (Леви 1966, с. 43). Обращение к мировой музыке обогащает саму способность музыкального восприятия и дарит наслаждение, за которым не надо идти на Памир. Одновременно с мировым фольклором высоко насыщенная музыкальная среда, на наш взгляд, должна включать все разнообразие мировой музыки вообще. О европейской классике как части мировой музыкальной культуры дети узнают, сопоставляя свои ощущения от ее звучание со звучанием джаза, профессиональной музыки XX века (от Бартока до Лигети), хорошей французской эстрады и т.д. Нам кажется, что если они услышат стилистические трансформации, «переодевания» известной музыки в другие одежды, эта идея будет близка самой сути творческого музицирования. Например, можно «активно слушать» классические произведения, обработанные в стиле «рок», одновременно импровизируя ритмический аккомпанемент к ним. Музыку мировой музыкальной культуры во всем ее многообразии педагогу необходимо целенаправленно собирать — ее обязательно должны слышать дети: под нее двигаться, то, что возможно, петь, играть в ансамблях, использовать в детских театральных постановках. Дорога в искусство только начинается от родного порога, затем человек должен выйти в свободное пространство мировой культуры и научиться жить в нем. Особое, очень важное внимание в концепции Орфа уделяется музицированию с аккомпанементом “звучащих жестов”(термин Г.Кеетман). Звучащие жесты - это игра на поверхностях своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была “заимствована” Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии любых других инструментов других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Очень грамотно развитая и изобретательно используемая Орфом система темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов позволяет создавать не только аккомпанементы, а целые оригинальные композиции, Звучащие жесты являются не просто носителями определенных тембров, их использование вносит элемент движения в освоение детьми ритма. Этот подход является важным методическим моментом, т.к. ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использование звучащих жестов, обладает очень высокой эффективностью. Звучащие жесты, как форма темброво-ритмической работы, не имеет аналогов в нашей педагогической практике по доступности и своим творческим возможностям, особенно в сочетании с речью и движением. Подводя итог, следует сказать, что сама возможность музыкально-творческих действий детей зависит от среды, в которой происходит обучение. Для успешного творческого процесса необходимо обеспечить открытость пространства взаимодействию, случаю и свободному поиску. Насыщенная, гибкая материальная среда содержит в себе множественные возможности для действий в ней, чем и создает условия творчеству. Музыкальные инструменты должны быть простыми в освоении, обеспечивая легкость и свободу игровых манипуляций с ними. Этим условиям отвечают орфовские инструменты в сочетании с многообразием шумовых.
Вопрос 14. В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов - народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные. Народные духовые музыкальные инструменты: свистулька, свирель, флейта, жалейка, волынка, кларнет, гобой, русский рог, пастуший рожок. Ударные музыкальные инструменты имеют различное устройство. Их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. К народным ударным инструментам относятся барабан, бубен, деревянные ложки, трещотка, колотушка, бубенцы, маракасы, кастаньеты. В группу ударных инструментов симфонического оркестра входят барабан, литавры, колокольчик, тамтам, треугольник, тарелки, ксилофон и т.д. Среди ударных инструментов можно выделить те, которые имеют мелодический звукоряд (ксилофон) и не имеют его (барабан, тарелки). Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук. Мелодичное звучание натянутой струны человек воспринял как музыкальный звук. Лютня, гусли, цитра, домра, балалайка, гитара, мандолина - это струнные щипковые музыкальные инструменты. Другой способ звукоизвлечения - смычком - положил начало возникновению струнных смычковых инструментов. Эти инструменты составляют основную группу инструментов современного симфонического оркестра: это скрипка, альт, виолончель, контрабас. Особая группа инструментов - клавишные: клавесин, клавикорды, челеста, пианино, рояль. Они часто используются как солирующие инструменты, но также звучат и в ансамблях, и в оркестрах. Существуют инструменты клавишно-язычковые: аккордеон, гармонь, баян. Поистине королем всех инструментов является орган. Он был изобретен еще в Древнем Риме. Орган имеет несколько тысяч труб различной длины, в которые вдувается воздух. Этот инструмент, обладая огромными возможностями тембровых красок, заменяет целый оркестр. Среди детских музыкальных инструментов и игрушек, применяемых в работе с детьми, есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые. Ударные инструменты и игрушки разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. На этих инструментах можно подбирать любую мелодию. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, - с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук; резиновой - более приглушенный, мягкий. Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием. Струнные музыкальные инструменты и игрушки - это цитра, гусли, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный. Клавишные детские инструменты-игрушки - это пианино и рояль. Клавишно-язычковые - аккордеон, гармонь, баян. Беззвучные игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например, пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т.д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка. Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными; инструменты, требующие настройки, ремонта, приведены в порядок до начала занятий. Игра на детских музыкальных инструментах развивает ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Требования к отбору музыкального материала для иллюстрации музыкально – ритмической деятельности. Подбирая музыкальный репертуар для ритмики, педагогу следует ориентироваться на высокохудожественные музыкальные произведения, разнообразные по тематике, жанрам и стилям. Целевое назначение репертуара для ритмики во многом обуславливается не только необходимостью обогащения музыкально-двигательного опыта ребёнка, но и важностью воспитания его музыкально-эстетического вкуса и обогащения его разнообразными музыкальными впечатлениями. Подбирая музыкальное произведение для танцев, педагог осуществляет его анализ с точки зрения характера музыки, выразительных средств (темпа, динамики, метроритма, формы и т.д.) и методической целесообразности в развитии музыкально-двигательных навыков ребёнка. Репертуар по ритмике должен соответствовать возрастным особенностям детей. В связи с этим музыкальные произведения, подбираемые для ритмики, должны отвечать следующим требованиям: · Быть не большими по объёму (протяжённостью от 1,5 минут для детей младшего и до 3-4 минут для детей старшего дошкольного возраста); · Быть удобными по темпу (умеренно быстрыми или умеренно медленными для младших дошкольников и разнообразными, т.е. быстрыми, медленными, с ускорениями и замедлениями, - для старших); · Обладать ясной, чёткой структурой; · Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Важно учитывать уровень общего, музыкального и физического развития ребёнка. Ведущим принципом отбора репертуара по ритмике является принцип соответствия музыкально- ритмических движений характеру и образам музыки, их тесная взаимосвязь. Поэтому, подбирая музыкальный репертуар для обогащения музыкально-двигательного опыта детей. Необходимо соотнести его с характером музыкально-ритмических движений ребёнка, обратив внимание на следующие их особенности: ü Адекватность движения содержанию эмоционально-образного строя музыки; ü Доступность музыкального произведения двигательным возможностям детей с точки зрения координации, точности, ловкости и пластичности; ü Логическая последовательность и переключаемость движений; ü Целесообразность движений; ü Координационная сложность движений.
№ 23. Требования к подбору основных движений в соответствии с возрастными особенностями дошкольников ИГРА «БАРБОС И ПТИЧКИ» Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы. Развитие реакции и воображения. Оборудование: Диск с музыкой, игрушка-собачка или шапочка-маска собачки. Ход игры: Ребенок, играющий роль Барбоса, ходит возле остальных детей («птичек»). Дети-«птички» сидят на стульчиках. Затем «пес засыпает», а дети выбегают, изображая птичек. После слов «А наш Барбос проснулся» ребенок - «пес Барбос» догоняет детей-«птичек». Дети убегают на стульчики. ИГРА «АНИМАШКА – ЦВЕТАШКА» Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы и доверия, развитие импровизационных способностей. Закрепление цветовых представлений. Оборудование: диск с музыкой. Ход игры: Звучит музыка. По приглашению ведущего выходят танцевать дети, в одежде которых есть определенный требуемый цвет. (Например, выходят танцевать дети, в одежде которых есть белый цвет) ИГРА «НАЙДИ ПАРУ» Цель: Развитие коммуникативных навыков, реакции, внимания. Создание раскрепощенной атмосферы. Оборудование: Диск с музыкой. Ход игры: Мальчики – «роботы», девочки – «звездочки». Музыка А («роботы») - мальчики импровизированно движутся по залу. С окончанием музыки «роботы» должны замереть в какой-нибудь позе. Музыка Б («звездочки») – девочки импровизированно движутся по залу. С окончанием музыки приседают, замирают. С каждым разом музыкальные отрезки становятся все короче и требуют большого внимания. ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗОНТИК» Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы и доверия. Оборудование: Диск с музыкой, маленький зонтик. Ход игры: Дети стоят в кругу. Под музыку начинают передавать друг другу зонтик. Тот ребенок, на ком закончится музыка, должен выполнить задание. 1. Прыгать с зонтиком; 2. Кружиться с зонтиком; 3. Приседать с зонтиком. ИГРА «ЖУКИ И БАБОЧКИ» Цель: Установление контакта между детьми. Развитие импровизационных способностей. Оборудование: Диск с музыкой, шапочки-маски или элементы костюмов. Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Музыка А («жуки») – Мальчики ходят свободно по залу, изображая жуков. С окончанием музыки приседают, «спят». Музыка Б («бабочки») – Девочки выбегают, изображая бабочек, «летают» между «жуков». С окончанием музыки приседают, «спят». Далее чередование музыки повторяется. ИГРА «ЕЛОЧКИ-ПЕНЕЧКИ» Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы. Развитие реакции и воображения. Оборудование: Диск с музыкой. Ход игры: Дети стоят в кругу. Звучит песня «Елочки-пенечки». На слова «елочки» дети поднимают руки вверх, на слова «пенечки» - вниз. Сложность заключается в том, что песня с каждым разом звучит все быстрее. ИГРА «У ЖИРАФА» Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы. Развитие реакции и воображения. Оборудование: Диск с музыкой. Музыкально-исполнительская деятельность детей — это деятельность, связанная с овладением специальными исполнительскими умениями. Пение —Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Текст песен помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Само исполнение песни является своеобразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения. Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диаметр его дыхательного горла равен диаметру карандаша. Голосовые связки очень тонкие, легко перенапрягаются. Сила звука (при громком пении) достигается не дыханием, как у взрослого, а напряжением голосовых связок, что может привести к кровоизлиянию, образованию на связках узлов. В отличие от дыхания взрослых — нижнереберного, произвольного и глубокого — дыхание дошкольника верхнереберное, поверхностное, автоматическое, жизненное. У ребенка дошкольного возраста более развит головной резонатор, поэтому звук при пении не может быть ярким, сочным, а характеризуется легкостью, полетностью. Легкое, выразительное пение дошкольника обеспечивается развитием группы специальных певческих умений. Музыкально-ритмические движения.Двигаться под музыку так же естественно для дошкольника, как и петь. Движение становится для ребенка средством восприятия музыки, понимания ее характера. Благодаря движению ребенок может воспринимать особенности музыкального искусства: · жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т.д.); · характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.); · средства музыкальной выразительности — в первую очередь ритм и метр. · музыкальную форму (2- и 3-частная). Игра на детских музыкальных инструментах. Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Стремление извлечь звук — проявление естественной познавательной природы, активности ребенка. Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие. Детский оркестр является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, его наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы