Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пение и его функции в музыкальном развитии ребенка.
Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, т.к. каждый человек с рождения обладает готовым "музыкальным инструментом, а именно - певческим голосом. Психологи, педагоги отмечают проявление попыток пения у малышей на первом году жизни. Дальнейшее совершенствование певческих навыков ребенка способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, таких как отзывчивость и способность сопереживать чувствам, переданных в песнях Пение способствует развитию речи ребенка. Благодаря единству художественного слова и музыки обогащается словарный запас ребенка, осознание им содержания текста песен. Работа над развитием певческих навыков совершенствует дикцию ребенка, артикуляционный аппарат. Пение оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние ребенка, освобождая его от внутренней напряженности. Пение влияет на изменение кровообращение, дыхание. Пение развивает коммуникативные способности ребенка. В процессе совместного пения создается эмоциональная атмосфера, способствующая сплоченности, сотрудничества, взаимопонимания. Скрытость в общей массе способствует преодолению чувства скованности, застенчивости, а совместное переживание настроений, переданных в песне, объединяет детей, развивает чувство коллективизма.
4 Формирование вокально-певческих навыков: звукообразование, дыхание, дикция. Пение само по себе не приводит к формированию певческих навыков, для этого необходима специальная целенаправленная работа по постановке голосового аппарата ребенка. Навык звукообразования связан с овладением способами извлечения звука. Важнейшим условием правильного звукообразования выступает умение детей петь без напряжения, выразительно, естественным голосом. Одна из главных задач педагога при этом заключается в том, чтобы учить детей петь протяжно, напевно, связно. Умение тянуть звук в процессе пения - важнейшие условие звуковедения. Подвижному, легкому звукообразованию способствует упражнения на пение отдельных связных нот, без возобновления вдоха между ними, а только с задержкой выдоха перед новым звуком. Навык певческого дыхания. Качество звукообразования во многом зависит от правильного дыхания в процессе пения. По характеру вдоха различают следующие типы дыхания: верхнереберное (ключичное); грудное; нижнереберное; диафрагмальное (брюшное); смешанное. Наилучшим для пения является дыхание нижнереберное - диафрагмальное, когда при вдохе верхний отдел остается спокойным, нижние ребра хорошо раздвигаются, диафрагма опускается и живот немного выдается вперед. Развитие певческого дыхания позволяет преодолеть такие распространенные ошибки при пении, как взятие дыхания в середине слова или музыкальной фразы, пение "говорком", шумные вдохи перед каждой фразой, поднятие плеч при вдохе. Важно разъяснить и показать детям, где и как надо брать дыхание, как его экономно расходовать. При формировании и развитии певческих навыков ребенка важно обратить внимание на грамотный подбор репертуара пения: чем младше ребенок, тем короче должны быть фразы выбранных песен. В репертуаре детей младшего возраста, как правило, должны преобладать четвертные и восьмые длительности нот. Сидеть во время пения нужно прямо, не напрягаясь, расправив плечи. Дети среднего старшего дошк.возраста при пении сидя не должны прислоняться к спинкам стульев. Спина ровная. Ноги при пении сидя опираются на пол под прямым углом, руки спокойно лежат на коленях ближе к корпусу. голова прямо, не вытягивая шею. Разучивают песню обычно сидя, выученные песни желательно исполнять стоя, т.к дыхательные мышцы в этом положении работают лучше. Спина прямая, а руки опущены вдоль туловища. Работа над дикцией в процессе развития певческих навыков связана со всей работой по развитию детской речи. Важное значение имеет работа над правильным произношение гласных и согласных звуков. Согласные в процессе пения должны произноситься активно, четко и ясно. С этой целью согласные, находящиеся в конце слога, произносятся в начале следующего. На певческую дикцию распространяются правила, применяемые в речевом произношении (гла-с-ки а не гла-з-ки). Ударные гласные сохраняют логическое ударение. Для выработки навыка правильной дикции рекомендуется использовать следующие приемы: выразительное чтение педагогом текста песен; коллективное выразительное и ясное произнесение текста нараспев, негромко, в умеренном темпе, произнесение текста шепотом, с четкой артикуляцией в ритме песни, особенно при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе; выразительное чтение текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Отчетливость дикции во много зависит от качества работы артикуляционного аппарата, подвижность которого развивается с помощью различных упражнений. В пении, как и в речи, артикуляция осуществляется мышцами языка, мягкого неба, глотки, нижней челюсти и губ. Мягкое небо считается одним из важнейших голосообразующих участков. (упражн - Лошадка, Ворона, Колечко). При развитии дикции необходимо уделять внимание работе рта, губ и нижней челюсти. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину. Нижняя челюсть при этом движется свободно вниз, а губы должны быть не вялыми, а подвижными и упругими.
Вопрос №5 Частота вокального интонирования характеризуется точным воспроизведением мелодии в процессе пения. Этот навык зависит от многих факторов, главным является музыкальный слух. От степени развития музыкального слуха зависит способность ребенка различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию, запоминать ее и правильно воспроизводить. Причинами не чистого интонирования могут быть: отсутствие координации между силой и механизмом работы голосового аппарата, картавость, шепелявость, отсутствие ясной, четкой дикции; низкий диапазон звучания голоса: застенчивость, отсутствие внимания, отсутствие певческого опыта. Работа над развитием частоты певческой интонации включает: настройка на точном воспроизведении высоты начального звука песни или попевки; моделирование направления движения мелодии, различия высоких и низких звуков (демонстрация на фланеграфе звуков мелодии показ рукой направления движения звуков, дидактические игры и т.д.) разучивание коротких песен с узким диапазоном, соответствующим возрастным возможностям детей; пение в удобном для детей диапазоне(при необходимости рекомендуется транспонировать мелодию в удобную для ребенка тональность); пение при средней (естественной) силе голоса, исключающее форсированное звучание; разучивание мелодии в медленном темпе, по частям, по фразам; пение соло и небольшими группами; восприятие мелодии песни в исполнении педагога и часто поющих детей, исполнении на музыкальном инструменте без пения; постепенное расширение диапазона звучания голоса, начиная с примерных (удобных) для ребенка звуков. Чистому и выразительному пению помогают способы расстановки детей при пении. Фальшиво интонирующих детей лучше размещать во время музыкальных занятий в первых рядах, ближе к музыкальному инструменту со стороны верхнего регистра, для того чтобы дети подстраивались к звучанию инструмента и пению педагога и слышали чисто поющих детей, сидящих (или стоящих) сзади. Группу чисто интонирующих детей нужно постоянно контролировать, т.к. дети, поющие вместе чисто, в одиночку нередко поют фальшиво. Поэтому надо давать им возможность петь по одному: в средней группе- по желанию, в старшей- систематически занимаясь с ними индивидуально. Возможно и такая форма работы: дети поют, встав в круг, а педагог, проходя мимо них, останавливается на короткое время возле каждого ребенка, чтобы выявить детей, нуждающихся в помощи, когда дети ходят по кругу во время пения, педагог идет в противоположном направлении, выявляя тех, кто поет низко или фальшиво, отмечая для себя, с кем нужно позаниматься индивидуально. При малейшем прогрессе в работе ребенка нужно ободрить и поощрить. До поступления в школу при правильной организации работы над развитием певческих навыков каждого ребенка, даже с замедленным музыкальным развитием, может научиться петь самостоятельно и интонационно чисто. НАВЫК АНСАБЛЕВОГО ПЕНИЯ. Чувство ансамбля характеризуется умением согласовывать свое пение с пением других, не выделяясь по силе звука, не отставая и не опережая партнеров по пению. Чувство ансамбля является важнейшим условием стройного частого согласованного хорового пения. Навык ансамблевого пения формируется постепенно, по мере накопления музыкального опыта ребенка. В младшей группе дети учатся петь вместе в одном темпе, включаясь в пение вместе с педагогом или небольшим опозданием. В средней группе навык ансамблевого пения является умение детей одновременно начинать песню и месте ее заканчивать. В подготовительной группе навык ансамблевого пения проявляется в умении согласованно петь в разном темпе, ускоряя и замедляя его, усиливая и ослабляя звучание. Развитию навыков ансамблевого пения помогают: внимание детей перед началом пения (с этой целью играют первый интервал песни или ее первый звук); начало и окончание пения по дирижерскому жесту или другому знаку (кивок головой и т.д.); пропевание начала песни, прохлопывание и пропевание на предложенный слог тактов с трудным ритмическим рисунком; совместное проговаривание слов в ритме песни для создания перед исполнением песни соответствующего ее характеру настроения. Образное мышление и творческая фантазия детей, умело направляемые педагогом в нужное русло, оказывают положительное влияние на выразительность вокально-ансамблевого исполнения. Вопрос №6 Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может привести к нарушению голоса. Как надо охранять детский голос: - необходимо бороться с криком и громкой речью (начинают сипеть, кашлять, на время теряют голос); постоянного напряжения во время пения (потерять естественное звучание голоса, иногда возможность петь); резкое, напряженное, крикливое пение портит голоса учащихся; занятия проводить в проветренных, не душных помещениях; репетиций в раннее время, когда голос, как говорят, «еще спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна; перед пением не рекомендуется употреблять острое, соленое, горячее, холодное, шоколадные конфеты и сладости. Следить, чтобы непрерывное пение в младших группах продолжалось не более 20 мин, в старших – не более 30 мин." Закалять организм: активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе.
7 вопрос |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы