Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения. Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения. Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания. В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, I например, в играх «Поездка за город» (музыка В. Герчик.В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют. В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования к сходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли формируется отношение к образу. Конечно, эмоциональная выразительность движений детей и их творческая активность неодинаковы в силу различных свойств нервной системы, но в разной степени проявляются у всех детей. Перечислим основные виды игр. 1. Начальная форма игры - игра под пение и движения под фортепианное заключение. Например, «Лошадка», музыка А. Филиппенко. Текст - содержание, а фортепианное заключение - развитие образа. 2. Следующей по степени трудности является игра под инструментальную музыку, например «Летчики, следите за погодой», музыка М. Раухвергера. 3. Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники, вечера досуга. Желательно, чтобы участники игры выступали в костюмах. Например, игра-инсценировка «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака. Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения. Примера-ми могут служить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой. Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности. В детском саду проводятся различные пляски. 1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся: ♦ пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений; ♦ современный детский танец; ♦ народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца; ♦ хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом; ♦ характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж; ♦ детский бальный танец. 2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся: ♦ пляска типа «зеркало»; ♦ пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог; ♦ пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей. Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения. Назначение упражнений различно: ♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки); ♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.); ♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); ♦ упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами. В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи - развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.
Требования к отбору музыкального материала для иллюстрации музыкально – ритмической деятельности. Подбирая музыкальный репертуар для ритмики, педагогу следует ориентироваться на высокохудожественные музыкальные произведения, разнообразные по тематике, жанрам и стилям. Целевое назначение репертуара для ритмики во многом обуславливается не только необходимостью обогащения музыкально-двигательного опыта ребёнка, но и важностью воспитания его музыкально-эстетического вкуса и обогащения его разнообразными музыкальными впечатлениями. Подбирая музыкальное произведение для танцев, педагог осуществляет его анализ с точки зрения характера музыки, выразительных средств (темпа, динамики, метроритма, формы и т.д.) и методической целесообразности в развитии музыкально-двигательных навыков ребёнка. Репертуар по ритмике должен соответствовать возрастным особенностям детей. В связи с этим музыкальные произведения, подбираемые для ритмики, должны отвечать следующим требованиям: · Быть не большими по объёму (протяжённостью от 1,5 минут для детей младшего и до 3-4 минут для детей старшего дошкольного возраста); · Быть удобными по темпу (умеренно быстрыми или умеренно медленными для младших дошкольников и разнообразными, т.е. быстрыми, медленными, с ускорениями и замедлениями, - для старших); · Обладать ясной, чёткой структурой; · Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Важно учитывать уровень общего, музыкального и физического развития ребёнка. Ведущим принципом отбора репертуара по ритмике является принцип соответствия музыкально- ритмических движений характеру и образам музыки, их тесная взаимосвязь. Поэтому, подбирая музыкальный репертуар для обогащения музыкально-двигательного опыта детей. Необходимо соотнести его с характером музыкально-ритмических движений ребёнка, обратив внимание на следующие их особенности: ü Адекватность движения содержанию эмоционально-образного строя музыки; ü Доступность музыкального произведения двигательным возможностям детей с точки зрения координации, точности, ловкости и пластичности; ü Логическая последовательность и переключаемость движений; ü Целесообразность движений; ü Координационная сложность движений.
№ 23. Требования к подбору основных движений в соответствии с возрастными особенностями дошкольников |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы