Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История развития детского музицирования. Состав инструментов детских оркестров.



Игра в детском оркестре, является одним из видов коллективного музицирования, обогащает музыкально – слуховое представление ребёнка, развивает его музыкально – эстетический вкус. Формирует навыки ансамблевого исполнения. Уже в конце 19 века в методической литературе об организации детского музыкального образования в России содержаться сведения о музицировании на простейших музыкальных инструментах в детском оркестре под руководством педагога Петровской женской гимназии в Санкт-Петербурга А.И. Евгениева. В организационном им оркестре принимали участие дети дошкольного возраста и учащиеся младших классов гимназии. В составе оркестра использовались колокольчики, бубны, тарелки, трещотки, трубы, рожки, металлофоны, ксилофоны, балалайки, губная гармошка, детская скрипка, детская скрипка и гитара.

В дальнейшем в 20-40е годы 20 века проблемы музицирования на детских музыкальных инструментах в детском оркестре разрабатывали Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двотскин, А.М. Румер, а позже – Н.А. Ветлугина и её ученики.

Детский оркестр может быть создан при условии достаточной музыкальной подготовки каждого ребёнка – участника оркестра. Для игры в оркестре ребёнка должен обладать развитым метроритмическим чувством, владеть навыками игры на различных музыкальных инструментах, знать их названия, узнавать тембр; обладать ансамблевыми навыками (уметь соблюдать общий темп, общую динамику, современно вступать в игру и заканчивать её, знать основные дирижёрские жесты и т.д.)

В зависимости от состава инструментов детские оркестры делятся на ударные, шумовые и смешанные.

Ударные детские оркестры включают в себя разные типы ударных инструментов (барабан, бубен, бубенчики, колокольчики, погремушки, треугольники. Кастаньеты и т.д.), звучащих в сопровождении мелодического инструмента (баяна, фортепиано, аккордиона, домбры, гитары и т.д.) или пения. В этом отличие ударного оркестра от шумового. В состав шумового оркестра входят разные типы ударных, не имеющих звукоряда (одна из его разновидностей – ансамбль ложкарей). В практике дошкольных образовательных учреждений большое распространение получила игра в ударном и шумовом оркестрах, как наиболее простых и доступных для детей дошкольного возраста. Эти оркестры организовать уже с детьми младшего дошкольного возраста, если они владеют навыками ритмичного воспроизведения сильных долей тактов и могут отмечать метр музыки.

В исполнении ударного оркестра могут звучать песни, марши, танцевальные мелодии. Лучше звучат произведения с ярко выраженным ритмом, акцентами, изобразительными моментами (барабанная дробь, движение транспорта, цоканье копыт и т.д.) Состав ударного оркестра зависит от характера исполняемого музыкального произведения.

 В качестве репертуара для ударного оркестра можно использовать специально написанные для него музыкальные произведения (например: «поезда» - муз. Е. Туманян, слова М. Ивенсен) обработка каких-либо музыкальных произведений для оркестра (например: русских народных песен «Светит месяц», «Теремок» и т.д.), а так же переложения для детского оркестра музыки композиторов классиков – как русских, так и зарубежных).

Качество звучания ударного оркестра во многом зависит от инструментовки исполняемых музыкальных произведений (определение очерёдности вступления ударных инструментов, выявление выразительных возможностей их сочетаний). Звучание оркестра станет более разнообразными и интересными. Если инструменты будут играть не только все вместе, но и поочерёдно, сочетая друг с другом в зависимости от настроения и характера музыки.

Целесообразно привлекать к инструментовке муз. произведений и самих детей. Это развивает их тембровый слух. Муз. мышление и творческую фантазию. Предварительно необходимо познакомить детей с характером звучания каждого муз. инструмента и особенностями звукоизвлечения на нём. Важно обратить внимание детей на высоту звуков, издаваемых ударными инструментами. Так треугольник, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки; канстаньеты, большие бубенчики, бубен, погремушки - средние по высоте звуки; барабан – низкий звук. Следует так же зафиксировать внимание детей на протяжение звучания инструментов: треугольники и тарелки издают протяжённые звуки; кастаньеты, погремушки, барабаны – отрывистые и т.д.

В среднем дошкольном возрасте дети исполняют репертуар, основанный на использовании двух-трёх видов контрастного звучания музыкальных инструментов. Полный состав ударного оркестра вводиться в старших группах.

Смешанные оркестры включают в себя разные группы музыкальных инструментов (как имеющие, так и не имеющие звукоряд): Ударные, духовые, струнные. Большой оркестр может состоять из 20-30 человек. Количество инструментов в каждой инструментальной группе определяется по яркости их тембров. Струнных, отличающихся тихим и нежным звучанием, как правило, бывает в два раза больше, чем звонких (металлофон). На большой состав оркестра достаточно 3-4 ударных инструмента. Аккордеонов и триол, отличающихся сильным звучанием, достаточно 2-4.

 Рассаживаются в оркестре следующим образом: в первом ряду сидят играющие на струнных инструментах (цитре, арфе и т.д.); во втором ряду – играющие на металлофоне, ксилофоне; в третьем ряду располагаются аккордеоны, духовые гармоники, электронные и электромузыкальные инструменты; четвёртый ряд занимают ударные.

Важно так же расположение играющих в шахматном порядке по группам инструментов: в первом и втором ряду слева – металлофоны; в первом и втором ряду с права – цитры; по середине – ксилофоны; в третьем ряду с лева – аккордионы и гармоники; с права – группа ударных инструментов.

Работа с детьми по обучению их игре в оркестре имеет определённую последовательность:

1) Совместной игре в оркестре предшествуют индивидуальные занятия, в ходе которых каждый ребёнок осваивает свою партию. При этом по возможности следует учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента;

2) Разучивание партий небольшими группами (по 2-3 человека);

3) Свободные репетиции оркестра, в процессе которых ведётся работа над совместными исполнением как всего музыкального произведения, так и его частей.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь