Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В конец, псалом Давиду, 10Стр 1 из 45Следующая ⇒
Давид, гонимый Саулом, написал этот псалом по внушению Святаго Духа тем, которые советовали ему искать спасения в бегстве. Но приличествует он и всякому, претерпевающему обиды от врагов видимых и невидимых, и возлагающему упование свое на Христа Бога. Надписание в конец указывает на последний праведный день Страшного суда Божьего (Феодорит, Афанасий). 1 На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица; Зачем, говорит Пророк, советуете мне спасаться бегством, когда я на Господа уповах! И подлинно, велика сила надежды на Бога, нет ничего сильнее ея (Златоуст, Феодорит). 2 Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. 3 Зане яже Ты совершил eси, они разрушиша: праведник же что сотвори; Господь во храме святем Своем. Ничто не может быть безсильнее человека, строящего козни и преступающего заповеди Божии. Враги имеют оружие, но не имеют помощи свыше; ибо ведут войну против праведника, которого Бог помазал в царя. То, что Бог совершил – определил на царство Давида, враги разрушиша. Под стрелами мысленных врагов подразумевай еще лукавые помыслы, которыми поражают враги нас во мраце – тайно (Златоуст, Феодорит, Афанасий). 4 Господь, на Небеси Престол Его: очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския. Как вооружился праведник? – Прибег к Богу, живущему н небе и существующему везде, и вооружился надеждою на Него. Пред Богом ничто не сокрыто – очи Его видят всю вселенную; вежди Его – Промысл божественный судит и испытует всякое дело. Слыша о нищем, разумей не обнищавшего имением: потому что многие цари благоугодили Богу, а многие бедные погибли. Но нищим называет нищего духом. Ибо Бог очень любит смиренного и всегда милостиво призирает на него (Златоуст, Афанасий, Ефрем). 5 Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу. 6 Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их. 7 Яко праведен Господь, и правды возлюби: правоты виде лице Его. В точности Господь знает поступки праведного и нечестивого, и по делам взвешивает воздаяния. Любяй же неправду (нарочно) – погубляет свою душу, ибо навлекает на себя такого рода гнев Божий, который в древности сжег Содом и Гоморру. Жупел – сера, чаша – наказание. Везде надо свято соблюдать справедливость и не обращать внимания на лица: нищ ли кто или богат, но по правоте искренности исследовать их дела (Златоуст, Феодорит, Лествичник). 1 В конец, о осмей, Псалом этот есть молитва праведника. Пророк жалуется на поступающих двоедушно: они то обещают дружбу, то затем предают. Из этого Давид научает уповать более на Бога, нежели на человека; ибо слова человеческие часто бывают ложными, словеса же Господня всегда истинны и непреложны. В конец, о осмей указывает на предстоящее мздовоздаяние Суда Божия в будущем веке сынам противления (Феодорит, Златоуст). 2 Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. 3 Суeтная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая. Нет почти людей благочестивых, мало стало искренних и честных, пустое и безполезное каждый говорит своему ближнему: в устах притворно – ласковые речи, а в сердце слагаются злые замыслы. Все болезнуют неверностью друг ко другу, с хитростью ведут беседы, и один передает в сердце другого ложь, а подобно и другой воздает ему подобным (Феодорит). 4 Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, 5 Рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть; Слыша это, никто не будь лукав и двоесердечен: одно имея в сердце, а другое говоря; чтобы не быть пораженным грозным приговором, изреченным Духом Святым через Пророка (Студит). 6 Страсти ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем. Самое сильное оружие человека – воздыхание, слезы и терпение обид. Эти страдания преклоняют Бога на милость и побуждают к наказанию и отмщению. Ибо Бог уважает скромность обижаемых, когда они в злостраданиях не произносят никакого худого слова, а только стенают и оплакивают свои беды. Господь ныне же обещает воскреснуть, чтобы послужити и дати душу Свою избавление за многих (Мф. 20, 28). Не обинюся – т.е. не отступлю от Своего обетования, явно покажу спасение угнетаемых. Человеколюбивый Господь наш прежде воскресения Своего претерпел оплевание и заушение, и всякий вид поругания и уничижения, распятие и смерть на кресте ради нашего спасения... Что же скажешь ты о себе, желающий быть одесную престола Божия? – Не обинуешься ли ты о своем спасении, не перенося, иногда, не только заплевания или заушения, но и малого укорительного слова или малого досаждения? (Златоуст, Амвросий Оптинский). 7Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею. Как расплавленное серебро не имеет ничего нечистого и чуждого, так и слова Бога, какие бы Он не сказал, должны непременно исполниться. Седмерицею употреблено вместо многократно. Сребро искушено земли, т.е. переплавленное в земле и земляных плавильнях (Златоуст, Феодорит). 8 Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век. 9 Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил eси сыны человечeския. Повсюду находятся нечестивии люди и лукавые духи. Но Христос сохраняет верных от падения в грех, как прежде молил Отца Своего за оставляемых учеников: Отче, молю Тя, да соблюдеши их от неприязни (Ин. 17, 15). Сообразно с высотою Своею (по высоте своей) Господь уподобил человека Себе, сколько то было возможно человеку. Ибо сказал: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Теперь что Он на небе, то мы на земле (Златоуст, Димитрий). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы