Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В конец, псалом Давиду, 19



 Некогда Сеннахирим, царь Ассирийский, с многочисленным своим войском окружил Иерусалим и злобно «изрыгал» нечестивые и богохульные слова на царя Езекию и на Самого Бога. Тогда блаженнейший Езекия, взяв в защитники себе пророка Исаию, приходит в храм, раздирает одежды, проливает потоки слез, призывает Бога во свидетели и умоляет Его быть отмстителем. И такую молитву скоро услышал Господь (см. 4 Цар. 19). Предвозвещая это событие, Давид, по вдохновению Святаго Духа, составляет этот псалом, представляя, как народ молится вместе с царем и умоляет, чтобы прошение царя было принято Богом. А так как Давид был прообразом Христа, то святые отцы и учители Церкви усматривают в нем молитву Христа Спасителя с ликом апостолов пред крестными страданиями к Небесному Отцу (Григорий Богослов, Феодорит, Афанасий).

2 Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля.

Скорбящему должно молиться и не терять надежду, ибо только в таком случае его услышит Господь (Афанасий).

3 Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя.

4 Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди.

5 Даст ти Господь по сердцу Твоему, и весь совет твой исполнит.

 Молясь Господу Богу, всегда помни, что Господь дает по сердцу твоему. Каково сердце – таков и дар. Если молишься искренно, то сообразно вере твоей, степени горячности твоего сердца подается тебе дар от Господа. И наоборот, чем холоднее твое сердце, маловернее, тем безполезнее молитва: она даже прогневляет Господа (Иоанн Кронштадтский).

6 Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся: исполнит Господь вся прошения твоя.

7 Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего: услышит его с Небесе Святаго Своего: в силах спасение десницы Его.

Просвещенный Духом Святым Пророк явно предсказывает о воскресении Спасителя нашего Иисуса Христа из мертвых (Афанасий).

8 Сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем.

Помазанником Божьим (христом) и царем называется и каждый христианин, как помазанный божественным миром. Под нападающими на колесницах и на конех разумей как чувственных, так и мысленных врагов – демонов, которые своими нападениями пробуждают в нас греховные страсти. Но призывание всемогущего имени Иисуса Христа попаляет все козни диавола (Афанасий).

9 Тии спяти быша и падоша: мы же востахом и исправихомся.

10 Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя.

Так поступил Езекия, царь великого Иерусалима, который, может быть, и сам собою отразил бы враждебные полчища, однако же не решился сделать этого, прежде чем со своим народом не излил сокрушенную мольбу к Богу. Мы же, для которых осталось одно оружие, одна стена, одна защита – надежда на Бога, от кого иначе можем ожидать, что услышит наши просьбы и отразит угрозы, – как не от Бога? (Григорий Богослов).

Псалом Давиду, 20

После победы над ассирийцами блаженный Езекия впал в болезнь и, узнав чрез пророка Исаию, что умрет, горячими слезами умилостивил Бога, и не только получил полное исцеление от болезни, но еще обещано было ему 15 лет жизни. Боговдохновенный Давид, как бы от лица народа, написал и этот псалом, песнословя Бога за выздоровление царя. Святые отцы усматривают в этом псалме победную песнь Церкви по одержанию Христом победы над грехом, смертью и адом (Афанасий, Григорий Богослов, Феодорит).

2 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело.

Пророчество о Христе Иисусе, Который есть Царь Славы. Возвеселишася Христос воскресши из мертвых силою Божества ради спасения человека. И всякий царствующий над страстями есть царь, веселящийся о силе Божией. Ибо я не стыжусь, – говорит Павел, – благовествования: оно – сила Божия во спасение (Рим. 1, 16) (Астерий, Димитрий).

3 Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его.

4 Яко предварил еси его благословением благостынным: положил еси на главе его венец от камене честна.

Чем кто занимается, тем и венчается: кто праведно соблюдает справедливость, тот получит венец правды; кто прославляет правильно Троицу, тот понесет неувядаемый венец славы. Если апостол называет учеников своих «радостию и венцем» своим, – то тем более ученики Христовы, будучи драгоценными камнями по добродетели, сплетая из себя венец, будут возложены на главу Христову (Феодорит).

5 Живота просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний во век века.

Долготою дней во век века указывает на будущую вечную жизнь в Царстве Небесном (Феодорит).

6 Велия слава его спасением Твоим: славу и велелепие возложиши на него.

Велией славы удостоился Езекия как от чудесного избиения ангелом врагов, так и от возвращения солнца назад. Ибо все догадывались, что ради Езекии совершены Богом эти знамения. Неизреченною славою прославился и Христос Своим вознесением на небо и «одесную седением» у Бога Отца (Феодорит, Димитрий).

7 Яко даси ему благословение во век века, возвеселиши его радостию с лицем Твоим.

8 Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится.

По Симмаху: возвеселиши его радостию пред лицем Твоим. Господь удостоил царя особенного Своего благоволения за его непоколебимое упование на единого Бога. Да и никто из уповающих на Господа не постыдился, как говорит премудрый Сирах: кто вверился Господу и постыдился? (Сир. 15, 4) (Афанасий).

9 Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе.

10 Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь.

11 Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих.

Эта часть учения употребляется очень часто в священном Писании, указывая, что Бог полагает казни не только на первых виновников злодеяния, но переносит наказание и на детей их даже до третьего и четвертого рода. И в этом нет божественного неправосудия: ибо семя нечестивых, как лишенное благодати за упорство свое и противление воле Божией, достойно проклятия. А потомкам верных продолжает милость Свою даже до тысячи родов. Слово это обращено как бы к Самому Господу по причине того, что сделано против Него народом иудейским. Говорит, что взыщет грешников во время гнева за то, что поругались над Ним (по Зигабену, Афанасий).

12 Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити.

13 Яко положиши я хребет, во избытцех Твоих уготовиши лице их.

Помыслиша советы – невозможные. Положиша я хребет «поставиши их смотрящими назад», т.е. обратишь их в бегство, а избытцы – «остатки» поразишь гневом.

14 Вознесися, Господи, силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя.

Это подобно: да приидет Царствие Твое (Мф. 6, 10), т.е. просит Второго Страшного пришествия Владыки Христа, и тогда всякая праведная душа будет совершать духовное служение в горних обителях (Афанасий).

1 В конец, о заступлении
утреннем, псалом Давиду, 21

Повествование псалма совершенно относится к пришествию Христа во плоти, к явлению Божества. Как видно из всего течения мыслей, все подобострастное нам в псалме говорится от лица Бога, пришедшего во плоти. По слову Григория Богослова: «Христос в лице Своем изображал нас; поэтому Он усвояет Себе и наше неразумие и нашу греховность». Итак, все, о чем пророчествовал Давид, то исполнил впоследствии Господь на кресте (Афанасий, Григорий Богослов, Епифаний, Августин).

2 Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси; далече от спасения моего словеса грехопадений моих.

Пригвожденный ко древу Владыка произнес: Или, или! Лима савахфани (Мф. 27, 46). Эти слова Он за нас произнес, восприняв на Себя человеческие грехи и наложенную на нас клятву добровольно. Он не оставлен ни Отцом, ни Своим Божеством. Ибо кто мог принудить Его или родиться вначале на земле, или взойти на Крест? Но Он в лице Своем изображал нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне вновь приняты и спасены страданиями Безстрастного (Григорий Богослов, Феодорит).

3 Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне.

Пророк, предвозвещая страдания Богочеловека, справедливо передает эти слова: ибо претерпевая страдания по Своему человечеству, Христос неоднократно молился Богу Отцу, чтобы, если угодно будет воле Отчей, миновала бы Его чаша страданий, поэтому с печалью произнес: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38). Христос как бы так говорит: «День и ночь взывал Я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем, знаю тайну сего домостроительства. Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но устроял через страдание нечто великое и спасительное». Этими словами еще показывается, что плод молитвы не безполезен: и не в безумие мне (Феодорит, Афанасий).

4 Ты же во Святем живеши, хвало Израилева.

Пророк открывает тайну, что Сын живет во Святем, т.е. Отце Своем, как и Сам Христос сказал ученикам: веруйте Мне: яко Аз во Отце, и Отец во Мне (Ин. 14, 11) (Августин).

5 На Тя уповаша отцы наши: уповаша и избавил еси я.

6 К Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася.

Отцы – Авраам, Исаак, Иаков и прочие патриархи и пророки уповаша на пришествие Христа Спасителя мира, Который освободил их от ада (Афанасий).

7 Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков, и уничижение людей.

Сколь великое благо собирается в том, кто достиг познания своей немощи и приобрел смирение! Мы должны иметь смиренномудрие и сокрушенное сердце, не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего она не знает и не имеет, хотя и знает и имеет. И такая мысль делается как бы прирожденною и укорененною в уме человеческом. Так, все праведники, идя тесным и узким путем, до конца благоугождали Господу. Так, Давид, будучи царем, имел пред собою Бога и сравнивал себя с червем. Да и Сам Господь, смотри, в каком пришел уничижении ради тебя! Червем называет Себя Христос, ради величайшего смирения Своего, когда Его избивали нечестивые иудеи, и попирали ногами и топтали, как какого-то червя, ни во что Его вменяя и ни во что стараясь обратить (Макарий В., Афанасий).

8 Вси видящии мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою:

9 Упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его.

Евангелист ясно говорит, что все это исполнилось на Христе во время Его распятия, когда мимоходящие кивали на Него головами и хулили Его, говоря: аще Сын Божий, спасися Сам (Мф. 27, 40).

10 Яко Ты еси исторгий мя из чрева: упование мое от сосцу матере моея.

 11 К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея, Бог мой еси Ты.

 Сила Божия исторгла Богомладенца на свет неизреченным способом, не отверзши и не повредивши ключей девства Богородицы (Афанасий).

12 Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми.

13 Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя:

14 Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй.

Псалом предызображает восстание архиереев, книжников и фарисеев, которые, подражая буйству тельцов и неистовству львов, окружали Владыку Христа (Феодорит).

15 Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего.

16 Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси.

Давид изображает тяготу невыносимых внутренних страданий, чтобы возвести нашу мысль ко Христу: ибо неописуем был подвиг предсмертных страданий Богочеловека, при которых источил Он кровь вместо пота.., самое, наконец, истязание Его никакими человеческими словами изобразить невозможно (Феодорит).

17 Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои.

Верным признаком бешенства собаки является то, что она огрызается на своего господина. И безумие иудеев обличается тем, что они лают на Спасителя, не признавая Его Владыкой, но отвергая, как чужого. Обыдоша мя пси мнози. Кто эти пси? – Сонм лукавых одержаша мя. Христос в то время еще не воплотился, а Давид говорит о будущем событии, как уже сбывшемся; у древних пророков это было в обычае. Посмотри и на то, не предсказывает ли здесь Пророк силу гвоздей? (Златоуст).

18 Исчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя.

Этими словами предвозвещается кротость Христа Спасителя во время крестных страданий Его (Августин).

19 Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий.

Смотри, как ясно повторяет это св. Евангелие (Лк. 23, 34).

20 Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми.

21 Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою.

22 Спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое.

Речь переменяет на молитву, показывая, как должно призывать Бога в искушениях, а не впадать в уныние и ослабевать от скорбей. Под именем оружия, песией руки, уст львовых и рогов единорожних разумеет злобу врагов видимых и невидимых (Афанасий).

23 Повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя.

Эти слова приводит апостол Павел, как сказанные от лица Христа. Ибо и Освящающий и освящаемый, все – от Единого. Поэтому Христос не стыдится называть нас братиями, говоря: возвещу имя Твое братии Моей, посреде Церкви воспою Тя (Евр. 2, 12). По Божеству Он Владыка и Господь, а по человечеству называется братом (Златоуст, Феодорит).

24 Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево.

 Так как Церковь составилась из язычников и иудеев, то тех и других возбуждает к песнопению, именуя одних по прародителю Иаковом и Израилем, а других – богобоязненными по добродетели (Феодорит).

25 Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя.

Не презрел Бог Отец молитвы Христа Господа обнищавшего нас ради даже до наготы на кресте, но воскресил Его из мертвых дабы мы обогатились его нищетою (2 Кор. 8, 9) (Псалтирь с толкованием).

26 От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе: молитвы моя воздам пред боящимися Его.

Великою Церковью называет святую Христову Церковь, которая призовет всех убогих – людей, не имеющих богатства боговедения и благочестия (Феодорит).

27 Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его: жива будут сердца их в век века.

Это пророчество о таинственной трапезе животворящего Тела и Крови Христовой, причастники которой исполняются благодати Святаго Духа, оживотворяющей сердца их для будущей вечной жизни. Святая Церковь установила читать слова этого псалма перед вечерним принятием пищи, чтобы одновременно с подкреплением тела пищею подкреплять душу молитвою и благочестивым размышлением (Феодорит).

28 Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык.

29 Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки.

30 Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю, и душа моя тому живет.

Тучными называет вкусивших духовной пищи, питательной благодати. Нисходящими называет духовно-умерших и не познавших Господа Бога, но после всеобщего воскресения и они по страху припадут ко Христу. И душа моя тому живет, это подобно сказанному апостолом: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20) (Афанасий, Феодорит).

31 И семя мое поработает Ему, возвестит Господеви род грядущий.

32 И возвестят правду Его людем рождшымся, яже сотвори Господь.

Завершая псалом этими словами, божественный Давид обещает, что не только сам будет прославлять Бога во всю жизнь, но и потомство его, рожденное от него по духу (Златоуст).


Псалом Давиду, 22

Церковь Христова с древнейших времен изъясняла этот псалом в смысле пророчества о Христе Спасителе как «Добром Пастыре», питающем и напояющем Своим телом и кровию, и благодатью крещения возрождающем верующих овец во святой Своей Церкви. Поэтому с древнейших времен псалом этот состоит в числе молитв готовящимся ко святому Причащению (Кирилл).

1 Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит.

2 На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя.

Сам Господь, как Пастырь, пасет нас в оградах Своей Церкви и монастырях и обильно питает божественным учением. Под водой покойной нужно подразумевать воду святого Крещения, омывающую от прародительского греха (Амвросий Оптинский).

3 Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего.

С пути неправды обращает нас Господь Своими заповедями на стези правды. Делает все это Он не ради человеческих заслуг и дел, но по единому Своему благоволению имени ради своего, чтобы мы прославляли всесвятое имя Его (Амвросий Оптинский).

4 Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста.

Жезл означает Крест Христов, а палица – молитву. Кто с верою и упованием ограждает себя молитвою Иисусовою и крестным знамением, тот безбоязненно проходит не только сень смертную – опасные и бедственные случаи в этой жизни, но по смерти и самые мытарства (Феодорит, Амвросий Оптинский).

5 Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна.

Слова эти прямо указывают на таинство св. Причащения, Если мы неосужденно, т.е. с искренним сердечным раскаянием грехов и без памятозлобия, примиряясь в сердце со всеми опечалившими нас, причащаемся Тела и Крови Христовых, то все козни душевных врагов – стужающих нам остаются бездейственными. Пророческое око за несколько десятков веков провидело чудную Трапезу Божию для людей верных и видело Ее как бы настоящую. О чудная, пресвятая, всеправедная и всех оправдывающая, премирная, благопременительная, преосвящающая, всех обожающая Трапеза! – О чудная близость Господа к своим преступным тварям словесным! Под елеом должно разуметь таинство Миропомазания и таинство Елеосвящения, а под главою – ум наш, который вначале получает духовное утверждение через помазание миром. Без Духа Святаго невозможно уразуметь Божию волю. И кто не сподобился облечься в благодать Святаго Духа, тот не будет участником небесного брака и духовной вечери. Приложим старание, чтобы вкусить этого божественного и духовного Вина, и упиться этим трезвенным упокоением, чтобы уразуметь божественные тайны (Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадтский, Макарий В.).

6 И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего: и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

О неизреченное Божие человеколюбие! Часто и не дожидаясь нашего прошения, как некоторых беглецов, преследует и постигает нас милость Божия, дарующая нам спасение и в доме Господнем место для упокоения в долготу дний (Феодорит).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь