Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В конец, псалом Давиду, 14



 Давид, по внушению Духа Святаго, изображает в этом псалме условия достойного посещения святых Божиих Церквей и достижение общения с Господом посредством приобретения богоугодных добродетелей (Феодорит).

1 Господи, кто обитает в жилищи Твоем; или кто вселится во святую гору Твою;

Богоотец пророк Давид спрашивает Самого Бога: кто может достойно посещать храм Господень, и кто наследует Царство Небесное?

2 Ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем:

3 Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя.

Тот, кто далек от порока и свободен от всякой укоризны. У кого не только язык, но и сам ум должен быть свободным от лжи, далек от двоедушия и лести, чтобы от него не было никакого вреда искреннему своему. Чтобы ни от кого не слушал он поношения – клеветы и сам никого не оклеветывал, но видел только свои согрешения (Феодорит).

4 Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит: кленыйся искреннему своему, и не отметаяся.

5 Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.

Лукавого, т.е. беззаконно живущего да почитает самым жалким, хотя бы тот и наслаждался всяким благоденствием. Боящихся же Господа да удостаивает всякого уважения и чести. Клятвы его да подтверждает самая действительность и богатства да не оскверняет лихва – лихоимство, ибо безчеловечно от просящего взаймы получать доход и обогащение. Кто судит – тот да будет немздоимен, ибо принятие даров искажает справедливость. Творяй сия не подвижится во век – вот награда за добродетель (Василий В., Феодорит).

Столпописание Давиду, 15

Столпописанием эта песнь названа потому, что Давид написал ее как бы на столпе потомкам своим. Пророк предвозвещает здесь страдание и воскресение Владыки и спасение уверовавших в Него (Афанасий, Феодорит).

1 Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах.

Пророк просит Господа не о помощи в опасности, но умоляет быть ему хранителем на всю жизнь, обещая взаим свою верность (по Зигабену).

2 Рех Господеви: Господь мой eси Ты, яко благих моих не требуеши.

Праведный Иов более угодил Господу кротким своим терпением, нежели обильными своими милостями. И нам, в большинстве своем, полезнее переносить обиды и оскорбления, нежели заниматься благотворительностью: ибо Бог более требует нашей покорности Его святой воле (Иоанн Тобольск.).

3 Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.

Святым Господь удиви – открыл вся хотения своя – волю Свою Святую (Афанасий).

4 Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима.

И святых постигали многие скорби и страдания в жизни. Но такие испытания по сих ускориша, то есть скоро миновали, как только они обращались в молитве к Богу за помощью. И это сходно со словами Апостола: егда бо немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). Восстающих против святых Господь обещает предать казням и память их предать забвению (Феодорит).

5 Господь часть достояния моего, и чаши моея, Ты eси устрояяй достояние мое мне.

Пророк говорит: все мое богатство, все мое стяжание и все мое наслаждение в Боге состоит. И мы, если хотим удостоиться такого достояния, должны со всяким усердием и смиренномудрием приступать к христианскому подвигу, потому что наследие и часть христиан есть Сам Бог (Макарий В.).

6 Ужя нападоша ми в державных моих: ибо достояние мое державно есть мне.

Ужя – грехи человеческие. Ради спасения достояния Своего – человека, Богочеловек претерпел страдание; ибо достояние Его державно – угодно Христу Богу (Афанасий, Феодорит).

7 Благословлю Господа, вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.

Пророк воссылает благодарение Богу, вразумившему его избрать счастливейший жребий в жизни – искать утешения в едином Спасителе. Даже ночью все утробы – внутренние сокровенные помыслы побуждают к благодарному прославлению Своего Благодетеля (Афанасий).

8 Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.

Это и Петр истолковал в Деяниях о Христе (см. Деян. 2, 25). Ибо говорит Он это по человечеству, во всем сообразуясь с нашими мерами, и не стыдится того, что приличествует истощанию. И смотри, как естество наше соделалось достославным во Христе. Мы Христом приведены пред лицо Самого Бога. А поэтому имей ум всегда в Боге – и во время сна, и во время бодрствования, при вкушении пищи и беседе, за рукоделием и всяким другим делом, по слову Пророка. Ибо Давид, при всем том, что был царь и имел попечение о всем царстве своем, всегда мысленно видел Господа пред собою в молитве своей. Надобно всякое дело совершать так, как бы оно делалось пред очами Господа, и всякую мысль слагать так, как бы Господь назирал ее. Как пред людьми стараемся соблюдать видимое для людей, так, и еще гораздо более надо быть уверенным, что имеем зрителем Бога, сказавшего: еда небо и землю не Аз наполняю? (Иер. 23, 24) (Афанасий, Палама, Студит, Василий В.).

9 Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании.

 10 Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления.

 11 Сказал ми eси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец.

Пророк выражает духовную радость, что души наши по смерти не останутся во аде, и плоть не увидит вечного нетления, но по милосердию Божьему воскреснет в жизнь вечную. Ибо Христос Своим воскресением даровал безсмертие всем нам, как откровение (см. Деян. 2, 25-31; 12, 35-37). Ибо умерши плотию, не был Он мертв духом: душа Его не была оставлена во аде – по причине Его божества, и плоть не видела истления. Красота и веселие – есть нетление, которое мы приимем от Христа после своего воскресения (Феодорит, Кассиан, Афанасий).

Молитва Давиду, 16

Псалом содержит молитву праведного Давида о помощи Божией от гонителей. Впрочем, приличествует и всякому вообще праведнику, неправедно от кого-либо угнетаемому (Феодорит).

1 Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.

Под правдою подразумевается здесь справедливое прошение, поскольку Пророк терпит великую несправедливость. И молитва его не прерывается помыслами и телесными заботами, ибо такой не слышит даже самого себя, не помня, какие произносит слова. Но если молящийся таков, то будет ли божественный слух внимать тому, чему по рассеянности не внемлет сам он. Ибо Бог внемлет молитве не от льстивых уст но от языка чистого и привыкшего поучаться во словесех Божиих (Афанасий, Нил Синайский).

2 От лица Твоего судьба моя изыдет: очи мои да видита правоты.

3 Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию: искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда.

Так всецело предаваясь Богу, Пророк просит праведного суда Единородного, удостоверяя свою невинность. Под нощию подразумевает бедствия (Феодорит, Феофан).

4 Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.

Не любопытствуй о жизни мирской, но желай лучше узнать жизнь праведных; ибо в этом найдешь для себя пользу. Путями жестокими Пророк называет заповеди Божии, данные нам для благоустроения душ. Причина же всякой непокорности в противлении (неисполнении) заповедей, находя их жестокими. И почти всякое здешнее злострадание приобретает нам вечные блага (Василий В.).

5 Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя.

Эти слова учат не полагаться на самих себя, но утверждаться в Боге. Стезями Пророк называет заповеди. Мы не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, если Сам Господь не будет при том содействовать нам. Поэтому в каждое мгновение мы должны взывать к Богу – дабы этот Невидимый Правитель духа направлял сердца наши к полезному (Афанасий, Кассиан).

6 Аз воззвах, яко услышал мя eси, Боже: приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя.

Воззвание – есть устремленная к Богу мысль. Бог – весь есть ухо, потому что все слышит (Афанасий).

7 Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей.

8 Сохрани мя, Господи, яко зеницу oка: в крове крилу Твоeю покрыеши мя,

9 От лица нечестивых острастших мя. Врази мои душу мою одержаша,

10 Тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню.

11 Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю.

12 Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитаяй в тайных.

Удиви милости, т.е. яви дивную милость Твою. Давид, желая показать помощь Божию и происходящую от нее безопасность, снисходя к слабости слушателей, возвышает их ум такими представлениями, какие доступны для них. Под туком подразумевает злобу врагов, которые возложиша, постановили для себя в сторону уклонять свои очи, на землю. Они подражают зверям, которые, желая пищи, высматривают себе добычу и внезапно набрасываются на нее (Златоуст, Феодорит).

13 Воскресни, Господи, предвари я, и запни им: избави душу мою от нечестиваго, oружие Твое от враг руки Твоея,

Молится пророк Богу, чтобы нечестивии были отлучены и как бы отделены от малых (избранных); и чтобы тайными наказаниями Своими вразумил их самих, ибо они беззаконие свое передают даже внукам своим (Афанасий).

14 Господи, от малых от земли, раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим.

 15 Аз же правдою явлюся лицу Твоему: насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей.

Бог через святых Своих возвещает, какая в будущем ожидает нас слава. Апостол Павел взывает: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18), и другой возвещает, что оттуда отбеже болезнь, печаль и воздыхание (Ис. 35, 10). Насыщением Пророк обозначает совершеннейшее тайное и неизреченное ненасытное наслаждение божественной красоты и любви Божией, которого удостоятся очистившие свои сердца от всякия скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1). Ибо душа, не возрожденная свыше Духом, вся на земле своими помыслами; но если сподобится благодати Духа – то все ее помыслы сделаются чистыми, небесными и святыми (Студит, Макарий В., Максим Грек).

 

КАФИСМА ТРЕТЬЯ

1 В конец, отроку Господню Давиду,
яже глагола Господеви словеса песни сея,
в день, воньже избави его Господь от
руки всех враг его, и из руки Саули, и рече: 17

Написание псалма ясно и не требует толкования. И в дееписании царей излагается смысл этого псалма (см. 2 Цар.). Достойно же удивления любомудрие Пророка, ибо сколько козней претерпел он от Саула и, однако же, не причислил его к врагам, но, отделив от враждующих, упомянул не как о неприязненном. В победе Давида над врагами многие св. отцы усматривают победу Спасителя и Церкви Его над иудеями и язычниками. Из всех псалмов этот псалом отличается возвышенными и истинно поэтическими изображениями гнева и помощи Божией (Афанасий, Феодорит, Иероним).

2 Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя:

3 Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него: Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой.

За благодеяния Давид воздает любовью, – как самым величайшим из даров. Ибо эту единственную жертву может принести Богу – благодетелю своему человек облагодетельствованный. Ее и Сам Бог в начале закона положил: возлюбиши Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею и всем помышлением твоим (Лк. 10, 27) (Афанасий, Феодорит, Златоуст).

4 Хваля призову Господа и от враг моих спасуся.

Апостол Павел увещает верных: во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу (Фил. 4, 6). Нам следует всегда благодарить Господа Бога за полученные блага и с великим упованием имя Его пресвятое непрестанно призывать и так всегда над врагами видимыми и невидимыми торжествовать (Афанасий, Феодорит).

5 Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя.

6 Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя.

Давид на опыте познал крепость и могущество руки Божией в отражении всякого рода зла, в том числе и коварства нечистых злых духов, внутренне окружающих душу всякого человека и всевающих беззаконные помыслы. И если эти помыслы остаются в нас надолго, – то они называются болезнями, если же умерщвляют нас действующим в нас грехом, – то именуются сетями (Афанасий).

7 И внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах: услыша от храма Святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его.

Не унывай и не расслабляйся душой, претерпевая тесноту, обиды, поношения и... смерть, за любовь ко Христу. Молись за ненавидящих, подобно тому, как и Господь молился за распинателей Своих, говоря: Отче, отпусти им (Лк. 23, 34). Взирай, как на начало и образец терпения на Иисуса, Который понес за нас крестную смерть, претерпев поношения. Так и ты, если постраждешь с Ним, с Ним и прославишься (см. Рим. 8, 17). Смотри, сколько перенес Он за грешников, которые были врагами душ своих! Великая милость и любовь Христова побуждают нас не жить для своих пожеланий, а для Того, Кто за нас умер (см. 2 Кор. 5, 14-15). Злые помыслы подавляй воздержанием от разговоров с людьми, постоянно прилежа молитвам и чтению Писаний; тогда посетит тебя благодать мира, просветит твое сердце и дух твой возрадуется о Боге (Антоний В.).

8 И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог.

9 Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него.

Отсюда начинается описание чудного избавления Давида от врагов, описание самое возвышенное и поэтическое: ибо под видимыми образами изображает невидимое и непостижимое. Изображается величие и ужас гнева Божия на нечестивых. Все земные стихии делаются орудиями сего гнева, все приходит в смущение и ужас, когда Господь приходит на землю казнить нечестивых людей. Некоторые из святых отцов разумеют здесь Второе Страшное пришествие Христово, когда будут знамения, трусы и пагубы, каких никогда не было во все время существования мира (Феодорит).

10 И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его.

Мраком – Писание означает невидимость Божию (Златоуст, Афанасий).

11 И взыде на Херувимы, и лете: лете на крилу ветренню.

Показывает скорость пришествия (Феодорит).

12 И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных.

Подразумевает под тмою невидимость Его естества. Таково древнее определение Божие, чтобы тма, разлитая перед нашими глазами, была закровом Его. Поэтому многое в мироправлении мы видим в темных гаданиях и представлениях. Бог смиряет нашу кичливость, чтобы мы сознавали себя ничтожными пред мудростью Божией и стремились к Нему Единому и просвещались Его озарениями. Сказанное, что Бог соделал тму Своим сокрытием, надо понимать как касающееся нас, а не Бога, живущего в неприступном свете, в славе Своего Божества; но, щадя нас, чтобы мы не погибли, Он положил тму, покрывающую не Его, но нас. Бог – есть свет, и свет безпредельный и непостижимый. Чтобы познать Бога, или Его славу и Его светящиеся энергии, и свет из Него исходящий – нужно личным опытом увидеть этот свет славы Божией, быть самому просвещенным им, вселить его в себя через очищение. Ангелы постоянно созерцают первый божественный свет, сами же являются вторыми светами. Только в свете можно увидеть Бога, который есть Свет, также как и благодать – тоже есть свет. Его нужно видеть еще в этой жизни, чтобы увидеть в будущем веке: ибо тот, кто не видел его здесь, не увидит Христа в вечности (Василий В., Григорий Богослов, Симеон Н. Богослов).

13 От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное.

Темна вода – непостижимые тайны о Христе. Во облацех – в писаниях апостолов и пророков. Но свет пришествия Христова ясным соделал пророчества – облацы проидоша. А так как в пророчествах находятся и угрозы, то это представлено здесь под видом града и углия (Афанасий).

14 И возгреме с Небесе Господь, и Вышний даде глас Свой.

15 Низпосла стрелы, и разгна я: и молнии умножи, и смяте я.

16 И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего.

Господь чрез это показывает Свою карающую силу и научает, как Он в одно мгновение может предать конечной погибели нечестивых (Феодорит).

17 Низпосла с высоты, и прият мя: восприят мя от вод многих.

Здесь водами Пророк называет житейский мятеж, потому что все житейское подвержено колебанию, волнению, неожиданным переменам (Василий В.).

18 Избавит мя от врагов моих сильных, и от ненавидящих мя: яко утвердишася паче мене.

19 Предвариша мя в день озлобления моего: и бысть Господь утверждение мое.

Предвариша мя – подкрепил меня Бог, – говорит Пророк, – в день озлобления или «бедствия».

20 И изведе мя на широту: избавит мя, яко восхоте мя.

21 И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми.

22 Яко сохраних пути Господни, и не нечествовах от Бога моего.

23 Яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от мене.

24 И буду непорочен с Ним, и сохранюся от беззакония моего.

25 И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею пред очима Его.

Этими словами Давид желал не собственные исчислить пред всеми заслуги, но объяснить, каким образом можно сподобиться божественного промышления. Знай, что правда и состоит в веровании словам Божиим. А вера в том состоит, когда мы очами ума созерцаем невидимое. И это мы должны считать более достоверным, нежели то, что видим телесными глазами. Так благоугождал Богу патриарх Авраам и это вменися ему в правду (Рим. 4, 3). Не смущайся и не предавайся страху при искушениях, но с твердостью духа все переноси мужественно, зная, что невозможно божественному намерению остаться без исполнения. Пути, судьбы и оправдания – все это есть божественные заповеди (Златоуст, Феодорит).

26 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши,

27 И со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися.

28 Яко Ты люди смиренныя спасеши, и очи гордых смириши.

Многие думают, что это изречение говорится Богом к людям, но Пророк говорит это Богу. А чтобы тебе убедиться в этом, он прибавляет: яко ты людей смиренных спасеши и очи гордых смириши, так как гордость видится в глазах наиболее. С сердечным расположением людей сообразует Господь и воздаяния Свои. С человеком, милующим ближнего, и Господь милостиво поступает. Ибо невозможно спастись иначе, как только через ближнего, как Он и заповедал: отпущайте и отпустят вам (Лк. 6, 37). Это духовный закон, и исполняющие его становятся причастными благодати, и любят не только благодетелей, но даже хулителей и гонителей, благодетельствуя им и молясь за них Богу – и таким образом через обидевших принимают они блаженство и наслаждаются плодами Духа. Ибо великое дело – молиться перед Богом за тех, кто обижает и оскорбляет нас: за это Господь дает благодать и мир в душе. А если будешь роптать или ругать своего начальника, то и сам станешь раздражительный, как и он. Господь сказал: аще кто ударит тя в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5, 39). Вот как должно (духовно) развращаться со строптивыми (Златоуст, Феодорит, Макарий В., Варсонофий В., Силуан).

29 Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тму мою.

 Светильник – разум и смысл человеческий, просвещающийся светом благодати Божией. Тьма – есть неведение (Афанасий).

30 Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим преиду стену.

31 Бог мой, непорочен путь Его: словеса Господня разжжена, Защититель есть всех уповающих на Него.

 32 Яко кто бог, разве Господа; или кто бог, разве Бога нашего;

Стена грехов от преслушания. Прейти ее человек сможет только тогда, когда оставит свою волю, которая есть как бы камень, противостоящий и противодействующий воле Божией. Когда кто повинуется своей воле, то не видит, что непорочны пути Божии, но если услышит что-либо, относящееся к наставлению, он тотчас порицает это, уничижает и действует напротив; ибо как ему перенести что-либо, или послушаться чьего-либо совета, если он держится своей воли? Итак, тогда сможешь ты сказать: Богом моим прейду стену; Бог мой, непорочен путь Его – когда оставишь волю свою (Лествичник, Дорофей).

33 Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой.

34 Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя.

Божественное Писание уподобляет святых еленям: ибо подобно оленю, истребляющему ядовитых пресмыкающихся, они истребляют умственных змей. При том это животное восходит на горы и быстро в бегании: так и святые созерцают вышнее, а не земное, по любви к Царству Небесному (Евсевий).

35 Научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя.

Воздевая руце на молитве, преодолеваем неприязненных. Ибо действительно: лук медян на врагов – есть руки, простертые на молитве (Афанасий, Ефрем).

36 И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит.

Надлежит не предаваться безпечности, но всегда ожидать искушения и быть готовым принять его: чтобы когда придет оно, не почитать его страшным и не смущаться им, но благодарно претерпевать тяготу скорби, припоминая, что поет Давид. Смотри, не сказал: наказание твое низвратит мя, но исправит мя в конец (Илия Екдик).

37 Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои.

Когда человек идет от порока к добродетели – вначале бывает затруднительно, но с преспеянием путь расширяется. И так, как человек с преспеянием в добродетели принимает успокоение – укрепляются плесне, то есть ступни его на камне веры (Афанасий).

38 Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются.

39 Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима.

40 И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя.

41 И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси.

Дал еси хребет врагов, то есть Ты обратил их в бегство, потому что бегущему свойственно обращать тыл (Феодорит).

42 Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их.

Мы должны постоянно помнить, на какую брань призвал нас Бог, с каким родом врагов сражаться нам и какими бронями Он вооружает нас. Помни и то, что гордость есть потеря всякого богатства и трудов. Взывающий ко Господу с гордостью никогда не будет услышан (Лествичник).

43 И истню я, яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я.

Истню – рассею их как прах, и как уличную грязь (брение путей) буду попирать врагов.

44 Избавиши мя от пререкания людей: поставиши мя во главу языков. Людие, ихже не ведех, работаша ми.

45 В слух уха послушаша мя: Сынове чуждии солгаша ми,

46 Сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих.

Нигде не сказано, чтобы Давид царствовал над язычниками, поэтому пророчество это исполняется над Родившимся от него по плоти, Который Сам именуется Давидом, по слову Иезекииля (см. Иез. 37, 25). Но не познал Создателя мир, от Него происшедший, по неверию иудеев от надменности, гордости и человеконенавистничества. Израиль назван сыном чуждим за неверие, ибо своими и чуждими Богу делаются (люди) не вследствие творения, а своими делами. Нечестивые же иудеи обетшаша – обезчещены и охромоша – посрамлены, исполнены бесчестия и для всех представляются мерзкими. Да и всех приступающих ко Христу с нечистым сердцем Дух Святый называет сынами чуждими. А в слух уха слушает Господа тот, кто исполняет послушание без замедления, как полученное свыше (Афанасий, Златоуст, Феодорит, Венедикт).

47 Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего.

48 Бог даяй отмщение мне, и покоривый люди под мя.

49 Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя.

Если жив Господь Бог, отмститель всякой неправды, – то безумно мстить за себя. Ибо кто сам за себя отомстит клеветникам, – тот уже не будет иметь себе помощником Бога. Если за дело злословят, – то зачем оскорбляешься? Если же поносят безвинно, – то благодари Бога, что удостоился понести таковую клевету; ибо эта скорбь – есть блаженство, которого жаждут другие. Заушен, бичеван, распят Богочеловек Иисус Христос – кого ради? Отпущайте и отпустят вам (Лк. 6, 37). Если вспомнишь о ком, сделавшем тебе зло, встань и помолись Богу от всего сердца своего, чтобы Он простил ему, – и помысел отмщения отойдет от тебя (Нил Мироточивый, Исаия).

50 Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою:

51 Величаяй спасения царева, и творяй милость христу Своему Давиду, и семени его до века.

По закону Моисееву, Давид сам имел право мстить врагам за причиненные ему обиды и преследования, и только по незлобию своей души не пользовался своим правом; но Сам Господь совершал за него воздаяния врагам его, поражая их праведным судом Своим. По замечанию отцов и учителей Церкви, буквально исполняется желание Давида исповедания Господа во языцех, ибо во всем христианском мире «посредством книги Псалмов Пророк прославляет и благодарит Бога пред всеми народами, которые читают ее» (Феодорит).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь