Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Псалом Давиду, разума, 31
Псалом этот научает читателя разуму, когда говорит: не будите яко конь и меск, имже несть разума (ст. 9) и указывает согрешившим на необходимость скорейшего исповедания грехов и раскаяния пред Богом. Иудеи называют этот псалом «сердцем Давида» – за выраженные здесь чувства скорби и раскаяния о соделанном грехе. Церковные учители весьма прилично определили его в число седьми покаянных псалмов: ибо весь он состоит в оплакивании грехов и в увещании людей к покаянию. Второй покаянный (по Зигабену, Палладию и Толковой Псалтири). 1 Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Под беззаконием Пророк разумеет грех первородный, которому все люди подвержены. От причастности к нему человек освобождается благодатью крещения. Повседневные же грехопадения омываются при милосердии Божием водою слез покаяния. Покрываются же грехи любовью к Богу и ближнему, зане любовь покрывает множество грехов (1 Петр. 4, 8). Под покровением подразумевается такое истребление грехов, которое уже не вменится человеку на Страшном суде (Афанасий). 2 Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. Не вменяет Господь греха тому, кто перестает более грешить, очистившись от грехов глубоким сердечным покаянием. Несть лести во устех того, кто не лицемерно исповедует грехи свои, но истинно, и с сокрушенным сердцем кается, принося достойные покаяния плоды (Псалтирь с толкованием). 3 Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. Неисповеданные грехи производят ужасные нравственные мучения, поскольку собственную совесть невозможно ни обмануть, ни успокоить. Упреки совести и чувство естественного стыда терзают душу и не дают покоя. Одновременно чувствуется оскорбление такого милостивого Господа – и это увеличивает внутренние терзания. Умолчах от истощения духовных и телесных сил (Афанасий). 4 Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Угрызения совести день и ночь изнуряют меня. Тернием Пророк называет грех, как пронзающий совесть грешника и причиняющий боль. Возвратихся на страсть – «вооружился против греховной страсти» постом, молитвою, слезами, бдением и частыми коленопреклонениями, удручая себя и изнуряя плоть свою (Августин, Максим Грек). 5 Беззаконие мое познах, и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего. Что может сравниться с такою благостынею? Чему уподобим такое человеколюбие? – Бог, будучи человеколюбив, и великие прегрешения изглаждает. Для грешника нет большей пользы, как всегда иметь в уме и пред глазами свои грехи и как можно чаще сокрушаться. Ничто скорее этого не умилостивляет гнев Божий: ни посты, ни лежание на земле, ни бдение, ни иное прочее в этом роде. Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из предметов внешних не могло бы возбудить в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава; когда бы даже мы сидели на царском седалище, и тогда плакали бы горько. Смотри, Давид был царь и однако же говорил: измыю на всяку нощь ложе мое (Пс. 6, 7), ибо сознавал, что он есть человек, а потому имел сердце сокрушенное и... плакал. Если будешь исповедывать грехи как должно, то душа смирится, потому что совесть, терзая ее, делает смиренною. Врачевство покаяния состоит в сознании своих грехов и исповедании их чрез внешнее посрамление, чтобы избавиться от вечного суда и получить отраду измученной душе. Прежде всего молись о получении слез, чтобы плачем умягчить сущую в душе жестокость (дикость), и исповедав «на себя» беззаконие Господеви, получить от Него оставление грехов (Златоуст, Лествичник, Нил). 6 За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. За то – за оставление грехов своих должен человек просить помолиться святых к Богу: много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5, 16) во благое, как сказали и все пресвитеры Иудифи: молися за нас, ибо жена благочестива еси (Иф. 9, 31). Время благопотребно всякое, в течение дня и ночи, по заповеди: непрестанно молитеся (2 Сол. 5, 17). Потоп вод многих – есть множество искушений и напастей, которые не одолеют кающегося в сокрушении сердца за молитвы святых (Иероним, Афанасий). 7 Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя. Когда и нас со всех сторон окружают гнусные и враждебные помыслы, то и мы станем взывать ко Христу и скажем: радосте моя, избави мя от обышедших мя. Исповедав свое беззаконие, Давид умоляет освободить его от последствий греха и удостаивается ответа от Господа (Максим). 8 Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи мои. Искренне кающегося Господь сподобляет услышать в своем сердце кроткий отеческий голос: «Тебя, совратившегося и познавшего заблуждения, снова изведу на правый путь, и вложу в тебя познание и ведение истины; возвращу и прежнее к тебе благоволение» (Феодорит). 9 Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе. Пророк просит Господа обратить к покаянию нераскаянных грешников как бы некоторою уздою. Меск (полуосел или мул) всегда в священном Писании принимается как предосудительное животное: ибо его не было в начале при творении мира, оно появилось впоследствии через вымысел и любопытство людей; поэтому и принимается для изображения зла (Афанасий, Григорий Нисский). 10 Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет. Господь правосудно воздает каждому по делам его. От Бога посылается людям наказание за грехи. Раны грешнику некающемуся – страдания временные и вечные. Уповающего же на Господа везде и отовсюду охраняет божественная благодать (Кассиан, Евагрий). 11 Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем. Никто да не радуется пусть собственным своим преспеянием, но да высокомудрствует о Боге, как Помощнике и Покровителе, и в этом обретает для себя услаждение. Ибо любые добродетели не могут быть тверды без Божьего охранения их. Хваляйся же, о Господе да хвалится (2 Кор. 10, 17) (Феодорит).
КАФИСМА ПЯТАЯ Псалом Давиду, Псалом этот относится ко Христу, поэтому и не надписан у еврей. Ибо они (евреи), как только усматривали, что надписи содержат некоторые доказательства Боговочеловечения Иисуса Христа, – таковых не признавали. Псалом говорится от лица Давида, но относится к чести и славе Христа, который и назван Давидом по причине плотского рождения от крови Иессея, потомка Давидова (Кирилл, Григорий Нисский). 1 Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала. Радуйтеся праведнии (добродетельные) пришедшему с неба на землю Господу, правой своей жизнью воздавайте похвалу Ему: избирайте угодное и приятное Ему, бегайте мирских похотей и житейского шума... В праведнике постоянно пребывает божественное веселие и радование, потому что в нем обитает Дух Святый (Кирилл, Василий В., Григорий Нисский). 2 Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Под гуслями разумеется сокрушенное и смиренное сердце исповедующегося Богу в молитве. Десятострунным. псалтирем называется тело, потому что имеет пять чувств и пять душевных деятельностей; ибо в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность души (Василий В., Августин). 3 Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием. Песнь нову поет тот, кто уклоняется от зла и понуждает себя творить добрые дела. А кто с воплем слезным вопиет к Богу – тот поет Богу со восклицанием (Василий В., Амвросий). 4 Яко право слово Господне, и вся дела Его в вере. Все дела Божии – в вере, а не в доказательстве. Если видишь небо и порядок в нем – это для тебя руководитель к вере. То же – если рассмотришь муравья, пчелу – везде видна мудрость Творца. Ничто да не приводит тебя к неверию. В том, что существует, нет ничего безпорядочного и неопределенного или случайного. Не говори – злая случайность или недобрый час. Это слова людей невежественных. Сколько волос на голове? Ни один из них не забыт. Видишь око Божие, как ничто и самое малое не избегает Его надзора (Василий В.). 5 Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля. Если бы действовал один суд Божий сам по себе – то никто бы из людей не спасся. Но Бог сопредседательствующий на царском престоле соделал милостыню, которую являет с судом, по достоинству каждого возмеривая мерою, числом и весом. Но прежде суда любит милостыню к кающимся. Тленный человек, пребывающий во грехах, есть земля и достоин тысячей скорбей, но существует благодаря снисходительности, долготерпению и неизреченной доброте Божией (Василий В.). 6 Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их. Дух Божий назван духом по отношению к твари. Господь дунул ипостасным Духом Своим – и явилось по мановению Его животворящего Духа безчисленное множество духов (духом уст Его вся сила их). Дунул Духом Своим в состав человеческий и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7). Поэтому (от этого) третье лицо в Боге называется Духом, в то время когда Бог и без того есть Дух (Иоанн Кронштадтский). 7 Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны. Ученые отмечают и опыт ясно показывает, что вода находится выше земли. Каким же образом она не потопляет землю?.. Господь, ради благосостояния человеческого рода, Своею всемогущею силою удерживает страшные морские бездны как бы в каких сокровищницах, оградив их берегами и указав им предел, далее которого не простираются бушующие волны. Некоторые безднами называют множество вод, заключенных Творцом в тайных местах под землею. Собираяй яко мех – в облака и посылает дождь (из земных вод) (Златоуст, Феодорит, Исихий). 8 Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней. От негоже да подвижутся – «пред Ним да благоговеют» вси живущии по вселенней. Никто не бойся чего-либо другого, кроме Бога. Звери ли свирепствуют? – Бога бойся. Человек ли ненавидит тебя? – Бога бойся. Диавол ли воюет? – Бога бойся. Вся тварь под властью Того, Кого повелевает Давид бояться. Почему и Соломон сказал, что «кроме Его не бойся никого» (Августин). 9 Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Не по нужде – потому что ни в чем не нуждается, но по единой Своей благости, доброте Бог сотворил мир духовный, ангельский (невидимый), потом – нами видимый мир и, наконец, человека, который по душе принадлежит к миру духовному, а по телу – к миру вещественному, почему и называется «малым миром» (Иоанн Кронштадтский). 10 Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Когда слышишь, что кто-нибудь многим угрожает и обещает нанести тебе огорчения, раны и смерть, тогда возведи взоры ко Господу, Который разоряет советы языков и отметает мысли людей (Василий В.). 11 Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род. То, что Бог определил в Своем совете, то непременно должно совершиться. Ибо кто может противиться воле Божией? Чтобы совет Господень постоянно пребывал в душах наших, необходимо прежде разориться в нас помыслам человеческим. И сердцу, для разумного восприятия слов Божиих, необходимо очиститься от противных помыслов (Василий В., Тихон). 12 Блажен язык, емуже есть Господь Бог его: люди, яже избра в наследие Себе. Блажен возложивший упование свое на Бога и пользующий Его помощью (Феодорит). 13 С Небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия: Смотрите и видите, христиане. Бог смотрит на всех нас и видит, что мы делаем и мыслим, и слышит, что говорим и беседуем друг ко другу. И всякое дело, слово и помышление наше записывает в книге Своей, доброе и злое, и в день последний воздаст всем по делам нашим (Тихон). 14 От готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли. Имей пред глазами своими божественного Тайнозрителя, призирающего за всеми делами твоими. Чем бы ты ни занимался, днем и ночью: ты имеешь наблюдающим «око» Божие (Василий В.). 15 Создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их. Имей в сердце эти слова и помни их всегда. С каким расположением и с каким усердием делаем мы что-либо в угождение людям или исполнение заповедей Его – Он все это без свидетелей разумеет. Поэтому во всяком праздном слове воздадим отчет Ему. Бог, зная, что большая часть греха совершается в уме, повелел, прежде всего, иметь чистоту во владычественном души – уме. Ибо чем всего чаще и удобнее согрешаем, то и удостоил наибольшего попечения и охранения. Поэтому берегись: внемли себе; да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (Втор. 15, 9) – да не войдет в сердце твое беззаконная мысль. Знать, что есть в сердце человека, свойственно тому, кто создал его. Он не имеет нужды в свидетелях, чтобы узнавать мысли Своих собственных творений. Каждый человек открыт перед Ним и Он знает все о человеке прежде рождения человека. От Него все существующее не сокрыто и скрыть не может, и по Своему Он смотрит на наши дела, нежели как смотрят на них люди. Яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце (1 Цар. 16, 7), которое Он создал на едине – отдельно от всех других живых существ. Безмерная любовь и забота о человеке! (Василий В., Григорий Богослов, Златоуст). 16 Не спасется царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. 17 Ложь конь во спасение: во множестве же силы своея не спасется. Если сердце Царево в руце Божией (Притч. 21, 1), то спасается Царь не силою оружия, но Божиею благодатью (силою). Ложь конь – т.е. сила коня для спасения. Лживым конем назвал Пророк силу телесную, о которой мы напрасно стараемся; вообще ограждаемся силою родственников, друзей и богатства; ибо никто не может спасти без содействия свыше. Возьми в пример Голиафа и Фараона: первый, несмотря на то, что был великан и исполин силой, побежден простым отроком Давидом, а второй – хотя со множеством колесниц преследовал Израиля, нашел для себя гроб в море (Василий, Исихий, Максим Грек). 18 Се очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его. 19 Избавити от смерти душы их, и препитати я в глад. Когда мы взираем на Господа как рабы в руку Господий своих (Пс. 122, 2), тогда как бы привлекаем очи Господни к воззрению на нас (Василий В.). 20 Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть. Это слово поощряет нас к терпению, чтобы мы, когда нападает на нас какой-либо оскорбитель, не разлучались от любве Божией (Рим. 8, 39), но от всей души несли труды, ожидая помощи от Бога (Василий В.). 21 Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Псалмопевец показывает, что кто с великой радостью принимает оскорбления за имя Господне, тот за свое терпение удостоится божественного веселия сердца (Василий В.). 22 Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Очень великого дерзновения и смелости исполнены эти пророческие слова. Ибо кто имеет такое упование, чтобы безтрепетно сказать: соразмерь милость с моим упованием? Этому и Христос научает: в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). Поэтому приобретем как совершенное и искреннее упование, так и жизнь, сообразную с упованием, чтобы плодом этого иметь великую милость (Феодорит). 1 Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, Богоотец пророк Давид, исполненный величайшей благодарности за избавление от грозившей опасности, высказывает намерение всю жизнь прославлять Господа, приглашая и всех верующих ко хвалению Бога: ибо видел этот муж благочестивый, что вся его хитрость, которую он употребил для спасения жизни своей, притворяясь безумным, нимало не помогла бы ему без помощи и благоволения Божия (Василий В.). 2 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. ЖЖ Возможно ли это? – Возможно, ибо у внутреннего человека есть некие духовные уста, которыми он может всегда благодарить Господа. Мысль о Боге, утвержденная в уме, может быть названа похвалою Божиею. Выну – т.е. непрестанно хвала Господня в устах верного, особенно после причастия животворящих Тайн Христовых (Василий В.). 3 О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся. Хвалиться о Господе – значит все относить ко Господу, как сказано: да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим. Но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа Бога своего (Иер. 9, 23-24). Кротцыи – это незлобивые или бедные, которые, если находятся в злоключениях – то пускай возвеселятся, увидев мое чудесное спасение от врагов силою Божиею за мое незлобие (Василий В., Феофан). 4 Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Как можем мы, смиренные, возвеличивать Господа, великого более всякой твари и постижения? – Ни чем иным, как если будем делать, говорить и помышлять достойно величия, славы, великолепия и святости Бога. Ибо как оскверняется имя Божие скверными поступками и нечистыми помыслами безчестных людей, так и освящается нашими действиями и помышлениями. Почему и Спаситель говорит в молитве: да святится имя Твое, чтобы оно святилось в нас нашими святыми мыслями и делами (Анфим, Дидим). 5 Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Взыскание Господа – есть болезненное к Нему вопияние. Искати же Господа наиболее необходимо постом и молитвою, милостью и всякими добродетельми, которые от всех временных и вечных скорбей человека избавляют. Святой Давид – муж по сердцу Божию (1 Цар. 13, 14); однако же и ему дано было испытать крайние скорби, ибо совершенное отстранение от них было бы неполезно. Ибо если скорбь терпение соделовает, терпение же искусство (Рим. 5, 3), то избегающий скорби лишает себя опытности (Василий В., Феофан). 6 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Господь везде есть: но как к Нему приступить? – Болезненным докучанием в усердной молитве, подобно евангельской вдовице, докучавшей неправедному судье (см. Лк. 18). Кто с таким искренним постоянством приступает к Богу, тот будет услышан. Блажен, у кого совесть не осквернена порочными делами. А те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление содеянных грехов. Ужасное слово о стыде грешников: быть может страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, в котором вечно пребывают грешники, имея пред своими глазами следы плотских грехов, непрерывно продолжающихся в душевной памяти их, как бы от некоторой неизмывающейся краски (Василий В., Феофан). 7 Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Святой Давид поучает здесь, как можно быть услышанным у Господа. Если ты взывал и не был услышан, то потому, что богатым являлся пред Богом. Взывай как нищий и услышит тебя Господь. Не присвояй себе никаких достоинств, а сознавай себя жалким и бедным, и это до тех пор, пока не стяжешь Того, Кто богатит всякого призывающего Его. Всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета имеет отличительным признаком свободное произволение (Августин, Василий В.). 8 Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил успокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому, человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых (ангелов). Сказано: ангельские ополчения окрест боящихся Его. Каждому христианину со времени крещения приставляется от Бога святой ангел-хранитель для хранения от врагов видимых и невидимых, разве только скверными греховными делами не прогонит его человек от себя. Ибо как пчел отгоняет дым, так и ангела-хранителя отгоняет греховный смрад человека. Как духовные, ангелы видят душу, и внимают молитвам нашим с готовностью оказать всякую благовременную помощь. Поэтому как разумно и обязательно наше обращение к ним в молитвах (Макарий В., Феофан). 9 Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Особенный источник вкушения благости Божией святые отцы усматривают в причащении божественных Тайн. Этот стих и поется в Церкви, во время причастна на литургии Преждеосвященных Даров. Упование свойственно не тем, которые живут в нерадении и безпечности, а тем, которые день и ночь неусыпно трудятся в подвигах и доброделании. Не обольщайся: надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. И в христианстве можно человеку вкушать благодать Божию. Вкушение же это – есть в несомненности действенная сила Духа, совершающая свое служение в сердце. И таковые подвижники ничему не научаются у людей – сама благодать пишет на сердцах их законы Духа (Феофан, Исаак, Макарий В.). 10 Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Святый же есть тот, кто освятил и совершенно очистил внутреннего человека. Воздержание от видимых худых дел не есть еще совершенство, но очищение ума – вот совершенство! Ибо если страх Божий не управляет нашей жизнью, то невозможно произойти освящению в теле. Богобоязненный ни в чем не согрешает, потому что ничего не презирает. Поработай Господу усердно – и законно будешь искать от Него всякой помощи (Макарий В., Василий В., Феофан). 11 Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Не толкуй этого места буквально, но разумей блага духовные, невидимые для очей, но вкушаемые сердцем. Бывшие прежде богатыми духовными дарованиями иудеи лишились всего этого за свое нечестие против Христа. Взыскающии же Господа те, которые добровольно пренебрегают благами мира. Они имеют дерзновение пред Богом за свою богобоязненную жизнь и чистую совесть. Под богатыми в настоящем веке можно разуметь и тех, которые во всем полагаются на свой разум и силу, деньги, связи или положение (Василий В., Августин, Феофан, Максим Грек). 12 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Это голос искреннего Учителя, с отеческим милосердием призывающего к учению. У Пророка не свое училище, а училище Духа Святаго, как он сам и исповедал: Дух Господень глаголет во мне, и слово Его на языке моем (2 Цар. 23, 2). Это знание выше всех знаний и требует неусыпного изучения. Страху Господню может научить только тот, кто имеет сам истинный страх Божий (Василий В., Златоуст). 13 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи; Все ли истинно понимают, в чем счастье и как его достигнуть? – Не ищи здесь дней благих. Ибо на земле все жили в труде и тесноте. Читай Писания, которые написаны в наше утешение и наставление, и убедишься в том. Вот, во дни пророка Илии – страшный голод, такой, что матери жарили детей своих (см. 4 Цар. 6, 2630). Апостол Павел благие ли дни имел, когда известно, что проводил он их почасту в алчбе и жажде, в холоде и в голоде (см. 2 Кор. 11, 27). Да и Сам Владыка не имел благих дней в земной жизни, но терпел поношения и заушение, крест и всякое зло. А обетования Пророка относятся к будущей жизни: там будут и дни благи (Августин). 14 Удержи язык твой от зла, и устне твои еже не глаголати льсти. Жизнь наша наполнена грехопадениями языка и все почти действуют языком сплеча, как попало. Многи падоша острием меча, но не якоже языком (Сир. 28, 16). Ибо только обуздаваяй язык тихо, смиренно поживет, и блажен, иже не поползнется усты своими (Сир. 19, 6). Удерживать язык свой от зла значит: не уязвлять чем-либо совести ближнего, не злословить, не раздражать. А устнама своими еже не глаголати льсти значит не обольщать ближнего, ибо лесть – есть скрытое злодейство против ближнего, совершаемое под личиною добра (Василий В., Дорофей). 15 Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и. Не твори убо зла и не постигнет тя зло: отступи от неправды, и уклонится от тебя (Сир. 7, 12). Держись миролюбия со всеми усилиями и, аще возможно, еже от вас, со всеми мир имейте (Рим. 12, 18). Мир – то же, что любовь всеобъемлющая. О каком мире говорит Пророк? О внутреннем или внешнем, о мире сердца или о мире с ближними? О том и другом. Ибо мир с ближними невозможен, если нет его в сердце. Очисти сперва сердце от страстей и умиротворись в себе, и тогда мир, водворившийся в твоем сердце, разольется вокруг тебя и во вне. Ищущий мира – ищет Христа, Той бо есть мир наш (Еф. 2, 14). А искание Христа невозможно без молитвы. Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, например: если кто был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то должен не только не гордиться, но и смиряться, – а это и значит: уклонися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель (Василий В., Феофан, Дорофей). 16 Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Праведным называет здесь добродетельного. Как всякое дело такого мужа достойно зрения Божия, так и всякое слово его, ибо праведный говорит без празднословия, сильно и действенно. Прежде воззвания, – Я отвечу: он еще будет говорить, и Я уже услышу (Исх. 65, 24) – говорит Господь Бог (Василий В., Григорий Нисский). 17 Лице же Господне, на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Давид изображает здесь определение Самого Бога: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и до четвертого рода ненавидящим Мене (Исх. 20, 5). Нечествовавших при праведном Ное – потоп потопил всех; содомлян и гоморрян – огонь истребил всех. Кто остался из потомства возмутителей Дафана и Авирона, которых с жилищами их поглотила земля? Вымер, по прописанному Закону Правды Божией весь род Саулов, Ахаавов, Иезавелин, Иродов и множество подобных примеров представляет священная история (Феофан). 18 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Взывание праведных – мысленное, и оно произносится в потаенности сердца и достигает до самого слуха Божия. И как взыскуют они великого и небесного, то Господь внимает их голосу, не столько освобождая их от огорчений, сколько укрепляя их выше всего приключающегося (Василий В.). 19 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Преимущественно же печется Бог о тех, которые водятся о себе скромными мыслями, ибо таковых и назвал сокрушенными сердцем. Таковым же является и плачущий о грехах своих, ибо умиление и слезы весьма сокрушают сердце и мысль. Также и тот, кто чужд всякого надмения и ничем человеческим не гордится – сердцем сокрушен и духом смирен (Василий В., Феодорит). 20 Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Божии человеки должны приуготовлять себя к борению и подвигу: должны переносить скорби, внешние и внутренние брани, чтобы, принимая на себя удары, побеждать их терпением. Таков путь христианства. Где Дух Святый – там, как тень, следует гонение и брань. Видишь, как пророки, хотя в них и действовал Дух, всегда гонимы были единоплеменниками. Видишь, как Господь, который есть Путь и Истина, гоним был не иным народом, но своим. Поэтому не должны мы изумляться: истине необходимо быть гонимою (Макарий В.). 21 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Не лучше ли понять это о внутреннем человеке? Ибо костями назвал Пророк помыслы. Как на костях, которые тверды, держится тело, так и душа через достойные помыслы приобретает спасение. И как бы ни были сильны скорби – внутренний строй праведников остается несокрушимым. Не поддаются они ни малодушию, ни ропоту, ни колебанию в вере. Уместно понимать слова этого стиха и в буквальном смысле: именно о нетлении святых мощей угодников Божиих и о будущем воскресении и прославлении всех праведных в день будущей кончины мира (Василий В., Феодорит, Анфим). 22 Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Как любители добродетели наслаждаются столькими благами, так живущие порочно приимут сообразную жизни смерть. Они ненавидят праведника, потому что сами живут во грехах, а нравы праведников, как прямизна правила, обличают их. Не терпя обличения, ненавистно обращаются к праведнику... Много предлогов у грешных к ненавидению праведных, но главный тот, что праведный самим видом своим и присутствием обличает грешных (Василий В., Феодорит). 23 Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него. Избавит, т.е. укрепит Бог в терпении души рабов Своих от злоумышлений порочных людей и демонов. И не прегрешат, т.е. не подвергнутся тяжелому душевному бедствию уповающие на Него, потому что сохраняются благодатью Божиею через покаяние. Ибо надежда на Бога (упование) удерживает от увлечения страстями (Кассиан, Афанасий). Псалом Давиду, 34 Псалом этот представляет собой усердную молитву к Богу о заступлении и избавлении от врагов. На слова этого псалма указывал Иисус Христос как на пророчество о безпричинной ненависти к Нему иудеев (см. Ин. 25, 25). А так как Давид в своих страданиях был прообразом Мессии Христа, неблагодарно отвергнутого своим народом, то Христианская Церковь с древних времен усматривала в этом псалме пророческое предызображение ненавидимого и преследуемого иудеями Христа Спасителя, а также и верующих в Него. Псалом этот полезно читать при натиске нечистых помыслов. Здесь и молитва всякого верного на обидящих видимых и невидимых врагов (Афанасий, Студит). 1 Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя. Пророк, в незлобии своем терпя обиду, притекает к Праведному Судии Богу, прося, да правосудием Своим запретит врагам, обижающим его. Знай, что скрывающиеся в нас страсти не свои нам, но чужды. Под обидящими и борющими разумей лукавых духов, сопротивных Христовым добродетелям (Макарий, Афанасий). 2 Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Перечисляет роды оружия, чтобы устрашить живущих порочно. Бог же не приводит в действие столько орудий, наказывая обидчиков; Ему достаточно слова, чтобы предать их конечной казни (Феодорит). 3 Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Так как Пророк упомянул об оружиях, то не без причины показывает, что Бог не имеет нужды в таких пособиях, но единым словом одних наказывает, а другим – благодетельствует. Рцы души моей, что Ты будешь ее Спасителем (Феодорит). 4 Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою: да возвратятся вспять, и постыдятся мыслящии ми злая. 5 Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. 6 Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их. Ангел Господень посылается от Бога для наказания злых: таков был тот, который погубил первородных египетских, и тот, который убил 185 тысяч ассирийцев (Феодорит). 7 Яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Туне – без вины моей. 8 Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и: и в сеть да впадет в ню. Это все говорится о бедствиях, постигших иудеев за распятие Владыки нашего Иисуса Христа, и об Иуде, и диаволе. Иуда пал в сеть виселицы (повесился); богоборные иудеи сами запутались в собственных сетях, преследуются гонениями и «рассыпаются» по вселенной. Равным образом и диавол, придумавший сеть Креста, через Крест потерял свое царство (Исихий). 9 Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. 10 Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе; избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. Костями называет как внутренние члены тела, так и охраняющие помыслы души. Душа радуется всегда о Господе. Он утешает скорбную и измученную душу не падать духом в тяжелых обстоятельствах, как свидетельствует святой апостол, говоря: во всем скорбяще: внеуду брани, внутрьуду боязни; но утешаяй смиренныя, утеши нас Бог... (2 Кор. 7, 5) (Студит). 11 Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя. 12 Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей. С этого стиха вводится лице Христа, ложными свидетелями оговариваемого на суде архиерейском. Особенно трогательно объясняет этот стих Православная Церковь в своих песнопениях на Великий Пяток, обращаясь от лица Христова: «Людие мои, что сотворих вам? или чим вам стужих? слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа, суща на одре, исправих. Людие мои, что сотворих вам? или что Мне воздаете? – за манну желчь, за воду оцет, за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздите...» (стихира шестого часа) (Афанасий, Кирилл). 13 Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Из этого научаемся, как должно переносить несчастье. Не обманывайся, ты не сможешь освободиться от мысленного фараона, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков: т.е. понуждения и терпения поста и смиренного мудрствования. Молитва в недра – т.е. в пользу душевную молящегося возвращается (Феодорит, Лествичник). 14 Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плача и сетуя, тако смиряхся. Эти стихи открывают красоту души возлюбленного Богом Пророка и сообщают, как он в глубокой скорби о ненавидящем его болящем царе постился и молился, чтобы умилостивить к нему Господа; разъясняют нам тайну врачебной силы его музыки, показывая, что действенность ее к отгнанию мучащего Саула злого духа обусловливалась предварительными подвигами поста и молитвы. В лице скорбящего о Сауле Давида указан нам прообраз Христа Спасителя, Который для спасения болящего грехом человечества облекся во вретище человеческой плоти и «как брату или другу, старался им оказывать благодеяния» и «столько печалился о погибели их, что и скорбел, и тужил, и плакал, и молился о грехе их» (Афанасий). 15 И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася. 16 Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. В таком именно виде строились отношения к Давиду придворных Сауловых (см. 1 Цар.). Скрежетанием зубов называет злоречие. В смысле прообразовательном здесь предызобоажение неблагодарности к Иисусу Христу иудеев, осыпавших Его клеветами и насмешками и добившихся пред Пилатом осуждения Его на распятие (Афанасий, Кирилл, Исихий). 17 Господи, когда узриши; устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Поскольку скрежет свойствен львам, то справедливо назвал вождей иудейских львами, изобличая их кровожадность и зверства сердец. Можешь подразумевать под львами и сопротивные силы. Единородной назвал душу, лишенную всякой человеческой помощи (Афанасий, Феодорит). 18 Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя. Людие тяжцы – прежде грехами отягченные, потом же святым Крещением и покаянием очистившиеся, стали крепкими в вере – в них и прославляется Бог (Феодорит). 19 Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне, и помизающии очима. Туне означает попусту, а помизающих очима называет льстецов. Везде в божественном Писании мигание глаз порицается. Так, в Притчах замечено о злом, что он (безумный и беззаконный) мигает глазом, дает знак ногою, научает киванием перстов (см. Притч. 6, 12-13). И другой премудрый говорит: помизаяй оком кует зло (Сир. 27, 24). Эти укоризны падают на тех, которые гордою мыслью презирают и безчестят низших, показывая гордость посредством внешнего вида и движения бровей. Заметь, что все это упоминает Господь в Евангелии Иоанна, говоря: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: яко возненавидеша мя туне» (Ин. 15, 25), где имя закона принимается обширнее и говорится и в отношении к псалмам (Василий В.). 20 Яко мне убо мирная глаголаху, и на гнев лести помышляху. 21 Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Давид подразумевает хульные насмешки врагов у креста Христова (Афанасий). 22 Видел еси, Господи, да не премолчиши: Господи, не отступи от мене. 23 Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. 24 Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. 25 Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. 26 Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим: да облекутся в студ и срам велеречующии на мя. Тем и прилично быть в стыде, которые сами издеваются над близкими. Поэтому Давид и испрашивает, чтобы в стыде были величавые и велеречивы (Феодорит). 27 Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея: и да рекут выну, да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его. 28 И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей. Этим и оканчивается псалом. А я умоляю читающих не обращать для себя в какой-либо вред молитвы праведника, и не извлекать отсюда повода к проклятию врагов, но знать, что Давид не проклиная говорил это, но пророчески предвозвещая то, что несомненно будет. Ибо Давид не мстил обижающим, как он и сам говорит: аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь (Пс. 7, 56)... и дела его яснее слов. Ибо два раза имея врага в руках, не только сам не умертвил его, но и воспрепятствовал сделать это намеревавшимся. А когда пал враг на брани, горько его оплакивал; и известившего о смерти его, поскольку сообщал с услаждением и хвалился будто бы сам убил, предал смерти. Распространяться же об этом счел я нужным ради тех, которые сами кленут и представляют в пример божественного Давида, чтобы они с пользою для себя брали в образец себе высокое Давидово любомудрие (Феодорит). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы