Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Псалом Давиду, прежде помазания, 26
Псалом содержит в себе предсказание о борьбе с врагами. Слова же: прежде помазания означают то, что Давид, хотя и будет помазан в Царя, однако же не избежит и искушения, ибо многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22) (Афанасий). 1 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся; Господь есть Свет, просвещающий всякого человека (Ин. 1, 9) и Спаситель – Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1, 21). Ангели являются зрителями твоей жизни. Если увидят, что ты побеждаешь – радуются твоему успеху; если увидят твою неудачу – отступают опечаленные, зато демоны смеются над тобой. Поэтому вместо меча вооружись страхом Божиим, который есть меч обоюдоострый, поражающий всякую дурную похоть (Златоуст). 2 Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Не убойтеся (злобующих) убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10, 28). Находящиеся (бьющиеся) в борьбе наносят удары и взаимно принимают их; и демоны, состоящие с нами в борьбе, конечно и сами принимают их от нас (Евагрий). 3 Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Кто не обучен еще брани со врагом, тому приходят помыслы боязни, уныния и блуда. Противостать им надо твердым сердцем: ибо борцы, если не подвизаются, не бывают увенчаны; и воины, если не покажут своего искусства в брани, не удостаиваются почестей. Смотри, какой был Давид! Не поешь ли ты его псалмы? (Дорофей). 4 Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его. Вот наше сокровище, наша радость! Нужно посещать святый храм Господень с усердием и думать о том, чтобы устроить достойный Владыке и душевный храм. В Церкви со страхом и трепетом должно предстоять: Сам Бог присутствует в ней (Феодор). 5 Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя: Селения есть Церкви Божии, а Камень – есть Христос (1 Кор. 10, 4) (Афанасий, Феодорит). 6 И ныне, се вознесе главу мою, на враги моя. Обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви. Давид пророчествует здесь о будущем, как о прошедшем. За то, что Бог покроет меня от врагов, я принесу Ему жертву благодарную и хвалебную. Восклицания – это голоса более смелых против робких во время сражения, так и песнопения есть голоса благодушествующих, как сказано: благодушен ли кто, пусть поет псалмы (Иак. 5, 13). Пою (голосом) и воспою (с помощью псалтирного инструмента) Господеви (Феодорит). 7 Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя, и услыши мя. Благоприемная молитва – не от гласа только устного, но наиболее от вопля сердечного; уста с сердцем должны быть согласованы: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10) (Афанасий). 8 Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Кто истинным сердцем молится Богу, тот истинно ищет Бога и обретает Его в этой жизни, а в будущей жизни удостоится видения и лица Его Божественного, по слову апостола: видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу (1 Кор. 13, 12) (Афанасий). 9 Не отврати лица Твоего от мене, и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Лице милости Своей Бог отвращает от человека за грехи его. Уклоняется гневом – когда не наказывает за грехи здесь и не обращает в покаяние. Помощник Бог человеку, когда он творит добро; если же в праздности проводит жизнь, то как Бог помогать ему будет? И не остави мене пребывать во грехах, но «имиже веси судьбами спаси мя, Господи» (Афанасий, Августин). 10 Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Давид употребляет такое выражение для изображения совершенной своей безпомощности – именно то, что он покинут самыми близкими людьми, к которым он относился с такой любовью и доверчивостью, как к своему отцу и матери. Одна остается надежда на Господа, что Он не покинет его в несчастии, но как брошенное родителями или подкинутое дитя восприемлет его (по Зигабену). 11 Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Просит дарования божественной благодати, чтобы исполнить заповеди Божии. Законоположи («просвети») или «покажи мне Путь Твой» (Афанасий). 12 Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Так говорит Дух Святый от лица души человеческой, описывая ее невидимую борьбу с невидимыми врагами спасения. Солга неправда себе означает, что клевета, возводимая на праведника от злых людей, обращается в собственную их погибель. Подобно как Даниил пророк сказал одному из неправедных старцев, обвинявших Сусанну: право солгал еси на свою главу (Дан. 13, 55) (Игнатий). 13 Верую видети благая Господня на земли живых. Как телесные очи видят все ясно, так и душам святых явственны и видимы те лепоты божества, о которых помышляют христиане. Но от очей телесных сокрыта такая слава, ясно же открывается она душе верующей, которая была умерщвлена грехом и которую Господь воскрешает, – уготовляя ей новое небо, новую землю, и Солнце правды, подавая ей все от божества Своего. Ибо есть истинный мир, и земля живых, и хлеб жизни, и вода живая (Макарий В.). 14 Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Это увещание Пророка всем людям. Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги – там награды, где брани – там и почести, где борьба – там и венцы. Взирая на это, укрепляй себя уроками терпения, взывай себя непрестанно; мужайся, да укрепится сердце твое (Ефрем). Псалом Давиду, 27 Псалом, от Духа Святаго Давиду вдохновенный, в котором Пророк приносит свою молитву Богу при нашедшей скорби, когда отступили от него верные друзья во время гонения Саула. Приличествует же этот псалом и всякому впадшему в подобные обстоятельства. Ибо кто хочет, тому возможно, подобно Давиду, и быть терпеливым, и умолять Бога, и сподобиться Его промышления (Феодорит). 1 К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене: да не когда премолчиши от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Бог дает благодать Свою просящим у Него. Взывайте к Нему день и ночь, чтобы Он вам явил Свою благость, чтобы открыл, что благоугодно Его святой воле. Воззванием здесь называет не высокий или громкий голос, ибо так молиться не прилично святым, но усилие и усердие, и непрестанное углубление ума к Богу. Рвом священное Писание обычно именует ад (Антоний В., Афанасий, Кирилл). 2 Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему. Так и Даниил, молясь в Вавилоне, открывал окна, обращенные к Иерусалиму, не в том предположении, что божество описуется там местом, но зная бывшее там божественное явление, устремлял туда ум. Или под храмом можно разуметь и небо, где пребывает Живый на небесех (Пс. 2, 4) (Феодорит). 3 Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих. Не от явных грехов, как-то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия и тому подобных надлежит быть чистой душе – деве, возжелавшей сочетаться с Богом; но гораздо более от грехов тайных: похоти, тщеславия, человекоугодия, ненависти, злонравия, зависти и т. п. Ибо Господь одинаково гнушается как тайными, так и явными грехами (Макарий В.). 4 Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им. Тем, которые одно говорят, а иное думают, Пророк просит воздать воздаяние, соответствующее злоумышлениям их, чтобы они чрез наказание изменились к лучшему. Этим сугубым прошением Давид выражает скорбь и болезнь души своей, воспламеняясь ревностью, которую питал против греха. Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам (это не зложелание, а справедливый приговор): пусть впадут в собственные козни те, которые устрояют их другим – воздаждь воздаяние их им! (Феодорит). 5 Яко не разумеша в дела Господня, и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я. Некоторые люди, причиняя зло другим, не думают, что имеют дело с Богом, но считают, что Бог только к ним милостив, а о других не заботится. Но отвергая всеобщий Промысел Божий, они навлекают сами на себя наказание от Господа, обличающее их заблуждение. Ибо Пророк предсказывает, что Бог разрушит их и не созиждет (разориши я и не созиждеши я) (Феодорит). 6 Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. 7 Господь Помощник мой, и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми: и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему. Благодарит Пророк Господа и показывает причину скорой помощи – упование сердца его на Бога. Ибо когда сердце веселое, тогда и лицо цветет, а пребывающее в печали – помрачается. Ибо скорби сильно изнуряют лицо, а веселие – восстановляет (Кирилл, Лествичник). 8 Господь утверждение людей Своих, и Защититель Спасений христа Своего есть. Хотя и получал Давид помощь от людей, но видел в этом божественное промышление. Христос означает «помазанник», которым является всякий верующий, помазующийся при святом крещении в христианина, который благодатью Божиею защищается от злобы демонов (Златоуст). 9 Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое: и упаси я, и возми я до века. Достойно же удивления в великом Давиде и то, что он, будучи гоним народом (который против него воевал вместе с Саулом), приносил Богу молитву о нем. Ибо он предвидел будущую перемену в народе, и взирал не на обиду, но на будущую покорность его. Господь Бог пасет нас: вместо Себя и как Себя послал Он нам Утешителя – Духа Святаго Своего. Возьми – значит вознеси в безконечные веки (Афанасий, Феодорит). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы