Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хвала песни Давиду, не надписан у еврей, 94



Хвалою песни называется псалом, в котором с пророчеством соединено славословие. Пророк призывает всех людей радостно обратиться ко Христу Спасителю и искренне чтить Его своею жизнью. Приводит в пример и древних иудеев, погибших в пустыне за свою неблагодарность и жестокосердие (Златоуст, Афанасий).

1 Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему:

2 Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.

Господь повелевает, Пророк призывает, а мы должны повиноваться и приносить Ему свое покаяние. Мы, грешники, иначе и явиться не можем пред лице Судии, как только предварительно исповедав грехи свои. Приступим к Нему и будем просить не житейских благ, но отпущения грехов. Испорченность души есть причина болезней телесных: тому свидетельствует 38-летний расслабленный, а прежде всего – Каин. Итак, будем просить у Христа уврачевания расслабленной души, оставив все житейское. О том-то особенно и стенай, что не чувствуешь сокрушения о своих беззакониях от безчувствия души (Златоуст).

3 Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли.

4 Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть.

5 Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте.

Пророк говорит о величии Божием не так, каково оно есть, но насколько мы его постигаем из видимых созданий. Назвав стихии, Пророк указал и на Того, Кто содержит их. Поэтому путешествуем ли по морю, возделываем ли землю – зная, Кем они созданы и Кому принадлежат – будем благодарить Бога за то, что Он произвел на нашу пользу такие блага (Златоуст).

6 Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас.

Приидите, христиане, поклонимся Богу как рабы и припадем пред Ним, как нуждающиеся в Его помощи. Восплачемся не пред человеком или людьми, но пред Господем, – а этим научает нас делать это втайне, по слову Его: Отец твой, видяй в тайне, Той воздаст тебе яве (Мф. 6, 4) (Златоуст, Евсевий).

7 Яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его, и овцы руки Его. Днесь аще глас Его услышите,

8 Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни:

9 Воньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя.

Божественное Писание всеми способами отвлекает нас от греха. Если услышим в настоящей жизни глас Его, не ожесточим сердец своих, как иудеи, которые вместо благодарности роптали на Бога за выведение их из Египта, за что Бог и наслал на них смертоносных змей (Златоуст).

10 Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих.

40 лет искушался Бог иудеями в пустыне. Они же остались неблагодарными и неверующими после стольких знамений, потому что заблуждались не устами, но сердцем – отсюда болезнь неисцельной является. Все это произошло от неведения путей Божиих, т.е. заповедей, которые знают не столько изучающие их, сколько исполняющие. Истинное знание – знание на деле (Златоуст).

11 Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой.

Данным выражением Пророк указывает на истинный покой в будущей жизни. Божественный апостол приписывает слова эти Святому Духу, указывающему, что древние иудеи не вошли в землю обетованную, потому что не послушались голоса Божия, так и те христиане, которые не послушаются и не сохранят заповедей Христовых, не войдут в Царствие Небесное (см. Евр. 3, 78) (Златоуст).

Хвала песни Давиду, внегда дом
созидашеся по пленении,
не надписан у еврей, 95

Пророк под созиданием (построением) дома разумеет божественное воплощение, потому что и Сам Господь говорил о Своей плоти: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. 2, 19). Построение этого храма было совершено после нашего пленения диаволом, почему, желая освободить нас от него, Христос и воплотился. Все это предвидя, божественный Давид побуждает христиан воспеть Богу стройную песнь благодарения (Златоуст).

1 Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля,

2 Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его.

3 Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его.

Приглашая трижды к песнопению, Давид называет три раза имя Господа, желая этим показать, что во Христе прославляется Святая Троица, почему и одно поклонение и одно песнопение должно быть воздаваемо Святой Троице (Златоуст).

4 Яко Велий Господь и хвален зело: страшен есть над всеми боги.

5 Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори.

Велий и хвален Господь тем, что будучи так чрезмерно велик, снисходит к смиренным, и будучи праведным – терпеливо ожидает спасения грешников. Вси бози языческие оказались злыми демонами, а наш Бог небеса сотвори. Ибо во время вольного страдания Его не только омрачилось солнце и распались камни и катапетасма (завеса) храма разорвалась, но и силы небесные поколебались и, кратко сказать, все угрожало разрушением, видя Носящего вся висевшим на кресте (Златоуст, Феодорит).

6 Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его.

Вместо демонов небо приняло исповедников и святых. С исповеданием Бог соединил и красоту, потому что исповедающий свой грех пред Богом превращается из покрытого смрадом в облеченного в благолепие. Со святынею Бог соединил и великолепие, потому что нет ничего великолепнее святого, потому что в нем почивает Сам Бог, как Святой (Златоуст).

7 Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь.

8 Принесите Господеви славу имени Его: возмите жертвы, и входите во дворы Его.

Отечествиями язык именует вождей церковных (священников и предстоятелей), которые должны прославлять Бога добрыми делами и воздавать Ему честь от праведных трудов своих. А далее обращается ко святым: слава имени Христова заключается в кресте. Крест мы приносим Господеви – если распинаем себя в своей жизни. А с какими жертвами повелевает входить во дворы (Церкви) Его, об этом упоминает апостол: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови – словесное служение ваше (Рим. 12, 1). Пророк желает, чтобы прославлялся Бог в Троице, поэтому три раза называет Его Господом и три раза повелевает воссылать Ему славу (Златоуст, Кирилл).

9 Поклонитеся Господеви во дворе святем Его: да подвижится от лица Его вся земля.

Под святыми дворами Пророк разумеет Церкви христианские. Все Церкви составляют одну Церковь, которая и называется святою, как тело святого во святых. Лице Бога Отца –Богочеловек Иисус Христос. Вся земля – всякий человек должен с трепетом и благоговением ко Святым и страшным Тайнам Христовым приступать (Златоуст, Псалтирь с толкованием).

10 Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию.

Господь воцарися и разрушенную злобою вселенную исправи – в этом заключается признак Царства Господня: Христос низложил (колебавших землю) демонов и основал Церковь Свою на Камне, и врата адова не одолеют ея (Мф. 16, 18). Бог Судия судит людей правостию, т.е. по справедливости (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

11 Да возвеселятся небеса, и радуется земля, да подвижится море и исполнение его.

 12 Возрадуются, поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня.

Небесные силы и все святые радуются исправлению вселенной. Если ты перенесешь сперва страдания, то войдешь и в пристанище покоя Его, и будешь потом безмолвствовать без всяких забот, имея душу утвержденную в Господе и всегда прилепляющуюся к Нему, упованием радующуюся, любовию веселящуюся, хранимую Единосущною Святою Троицею. И тогда исполнится на тебе сказанное веселие. Ибо такова безпопечительная жизнь человека Божия (Макарий В., Афанасий).

13 Яко грядет, яко грядет судити земли, судити вселенней в правду, и людем истиною Своею.

Дважды употребив слово грядет, Пророк указывает на оба пришествия Христова. Выше он ясно возвестил первое пришествие Его, не упомянув в нем о суде, потому что Христос пришел не судить, а спасти мир (см. Ин. 12, 47); теперь же указывает и на второе пришествие, когда Он будет судить мир (Златоуст).

Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся,
не надписан у еврей, 96

 Псалмопевец предвозвещает первое и второе пришествие Бога и Спасителя, возвратившего земле Свое царствование и даровавшего миру Богопознание и спасение. Псалом этот пророческий, мессианский (см. Евр. 1, 6) (Афанасий, Феодорит).

1 Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози.

Бог, как Творец и Господь вселенной, всегда царствовал. Будучи Царем всегда, Он, воплотившись, начал царствовать и по плоти, покорив и освободив род человеческий от незаконного царствования злых бесов: Давид утешает скорбящую вселенную, попираемую бесами, подразумевая под землею все человечество, а под островами – Церкви (Златоуст, Григорий Нисский).

2 Облак и мрак окрест его: правда и судьба исправление Престола Его.

Словами облак и мрак Пророк указал на невидимость божественного естества; а словами правда и суд указал на причину Его пришествия – чтобы оправдать уверовавших в Него Своей неизреченной милостью (Феодорит).

3 Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его.

4 Осветиша молния Его вселенную, виде, и подвижеся земля.

Это сказано о втором Его пришествии на Страшный суд. Действие огня будет двояко: он будет не только попалять грешников, но и освещать лик святых. Молнии Он и Сам уподобил Свое пришествие: якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27) (Феодорит).

5 Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли.

Горы – иносказательно есть все сопротивные силы, видимые и невидимые, по причине их гордого мудрования и безплодной и гибельной воли. Подобное и в другом псалме сказано: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия (Пс. 67, 3) (Афанасий).

6 Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его.

Это и было и будет. Небеса, т.е. ангели возвестили правду Божию при рождении Спасителя, и возвестят ее при втором Его пришествии (Феодорит).

7 Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся Ему вси Ангели Его.

Кому это Ему, как не Господу Богу Спасителю нашему? Мы должны усердно поклоняться истинному Богу, Которому поклоняются ангели и знать, что поклоняясь Богу – мы вступаем в чин ангелов (Златоуст).

8 Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи.

9 Яко Ты Господь Вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги.

Сион – есть Церковь и Матерь всем Церквам, а дщери иудейские – есть все святые и благочестивые души, которые радуются праведным судам Божиим (Афанасий).

10 Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я.

Это воля Отца Небесного: ибо невозможно в одно время одинаково любить и Господа и злая; потому что любовь ко Господу должна углубляться через ненависть и отвращение ко всякому злу. Итак, при молитве ко Иисусу Христу возненавидим всякие злые помыслы (Исихий).

11 Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.

Светом и Светильником для праведника является закон Божий, он же является и веселием для них. Но ты разумей под воссиявшим светом и Единородного (см. Ин. 1, 3, 4; Мал. 4, 2) (Златоуст).

12 Веселитеся, праведнии, о Господе и исповедайте память Святыни Его.

Праведники не услаждаются никакими житейскими благами, а одним только Богом, в Котором всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть (Иак. 1, 17). Под исповеданием разумей или благодарение или исповедание грехов, поскольку и оно подобает праведнику, ибо нет человека без греха (Златоуст).




Псалом Давиду, 97

И этот псалом излагает учение о двух пришествиях Христовых и имеет сходство с предыдущим. Не без причины псалом надписывается Давиду, так как Давидом Пророк называет Христа. И это согласно с пророчеством Иезекииля, который проповедовал через много поколений после Давида: и возставлю им пастыря, раба Моего Давида (Иезек. 34, 23) (Златоуст, Феодорит).

1 Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе Его десница Его, и мышца святая Его.

Песнь нова – есть благодарение Бога от чистого сердца, сокрушенного и смиренного, за Его дивное обновление человека Пречистою Кровию Своею. По безмерному Своему человеколюбию десница и мышца святая Отца – Христос спас Своими страданиями преступного и погибшего раба (Кирилл).

2 Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою.

Словом спасение означает пришествие Господнее во плоти, по сказанному Симеоном: яко видесте очи мои спасение Твое (Лк. 2, 30). Оправдав нас верою, Христос изгнал князя века сего и открыл правду Свою народам (Афанасий).

3 Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего.

Пророк упомянул об Иакове и о доме Израиля, чтобы показать, что исполнивший настоящее пророчество был Тот Самый, Кто назвал Иакова Израилем. Потому-то Он боролся с Иаковом, что хотел прообразовать таинство воплощения – ведь бороться и обниматься свойственно плоти (Златоуст).

4 Воскликните Богови вся земля: воспойте, и радуйтеся, и пойте.

5 Пойте Господеви в гуслех, в гуслех, и гласе псаломсте.

Гуслями называет согласие души и тела, которое приятнее Богу гуслей неодушевленных, как об этом Сам свидетельствует: отстави от Мене глас песней твоих, и песни органов твоих не послушаю (Ам. 5, 23) (Афанасий, Феодорит).

6 В трубах кованых, и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем.

Раньше эти инструменты применялись для славословия Бога, но мы будем разуметь под ними одушевленные трубы: пророков, апостолов, учителей Церкви – возвестивших нам спасительное учение Христово (Златоуст, Феодорит).

7 Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живушии на ней.

8 Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются.

9 От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию.

Здесь изображается действие благодати Святаго Духа в людях, радующихся пришествию Бога Спасителя. Они ожидают воздаяния за труды, зная правдивость Судии. Первое пришествие Христово сопровождалось великою милостью; а второе будет сопровождаться правдою. Ибо все предстанем на суд Христов, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10) (Феодорит).

Псалом Давиду, 98

И этот псалом содержит пророчество о духовном Давиде – Христе и изображает Царство Христово и высокомерие иудеев (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

1 Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля.

Воцарение Христа привело в гнев и ярость иудеев. Ибо когда Христос родился, то смутися Ирод и весь Иерусалим с ним (Мф. 2, 3). Кто восседает на херувимех – Тот Самый в последние времена воцарится над живущими на земле. Седяй на херувимех сказано ради человеческой немощи, ибо Бог не имеет нужды в седалищи, потому что безплотен. Седение Господа на херувимех обычно выражает царское величие Божие, ибо Он восседает над кругом земли – и живущие на ней как саранча (пред Ним) (Ис. 40, 22) (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

2 Господь в Сионе Велик, и Высок есть над всеми людьми.

Сион – есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос (Афанасий).

3 Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть.

Велико это имя Иисус, потому что толкуется оно – спасение людей. Оно страшно для всех народов, гневающихся и противящихся владычеству Его; свято же для верующих в Него, ибо о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп. 2, 10) (Афанасий).

4 И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси.

Честь (власть) царева суд (правду) любит: Сыну Божьему принадлежит суд, ибо Отец суд весь даде Сынови (Ин. 5, 22). Мы должны бояться Христа как правосудного Царя: ибо любовь к правде делает царя достопочтенным (Феодорит, Кирилл).

5 Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

Возносите Господа Бога чрез хранение заповедей Его, ибо чрез преступление заповедей Божиих хулится имя Божие, как говорит Сам Бог через пророка Иезекииля (см. Иез. 20). Под подножием разумеет Пророк Голгофу и Крест Христов, имевший и подножие, на котором поставленные ноги Господа сильно прибиты были гвоздями. Но в отношении к Божеству: небо, – говорит Он, – престол Мой; земля же подножие ног Моих (Ис. 66, 1), т.е. все находящиеся на земли и на море церкви являются подножием Христа Бога нашего. Божественные тайны открыты нам в меру нашего разумения. Но если бы и многое мы постигли в понятиях о Боге, то и тогда разумение о Нем уподобилось бы только подножию ног Его. Этим сравнением Пророк показывает безсилие и низость нашего разумения (Феодорит, Исихий, Ириней, Иустин, Григорий Нисский).

6 Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их.

7 В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им.

По какой причине послушаше их? – яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им. И нам в Новом Завете (Евангелии) дал Он спасительные заповеди, за сохранение которых мы можем удостоиться равных с ними воздаяний. В столпе облачне глаголаше к ним Бог, потому что не в состоянии были видеть Его существо. Моисей здесь поставлен в число иереев, хотя и не был им, но по повелению Божию, не раз приносил жертвы (см. Исх. 24, 6; 29, 25; Лев. 8, 6), помазывал Аарона и сыновей его, освящал скинию (см. Лев. 8, 10) и др. (Евсевий, Максим Грек, Златоуст).

8 Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их.

И мщая на вся начинания их: и был мстителен за оскорбления их. Ибо возмутившихся против великого Моисея Бог предал огню, а избежавших пламени, – повелел провалиться земле, и место их своевольства сделалось для них самоприготовленным гробом; восставших против Самуила предал жестокому правлению Саула и окружил различными бедствиями (Феодорит).

9 Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся в горе святей Его: яко Свят Господь Бог наш.

Христиане должны возносить (возвышать) Христа высокими мыслями, словами и делами. Как славу царя составляют военные трофеи, так и славу Христа – терпение страданий, которое совершилось на Святой Горе, на которой был распят Христос на кресте. Горой Святой, по мнению иудеев, был земной Иерусалим, а у нас христиан – небесный Иерусалим, о котором апостол пишет: (вы) приступисте к Сионской Горе, и ко граду Бога Живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12, 22) (Евсевий, Златоуст, Исихий).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь