Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Псалом Давиду, во исповедание, 99
И здесь Пророк призывает всех людей к песнопению, всех убеждает служить Спасителю Богу во исповедании, т.е. в благодарении (Феодорит, Златоуст). 1 Воскликните Богови вся земля: Землею здесь назван человек. Это название дано Адаму Самим Богом: земля еси (Быт. 3, 19). Хотя я и одушевлен, но земля: одушевлен я душою мертвою. Чтобы ожить мне земле и воскликнуть Господеви: это может сделать только вся земля, все составные части человека, соединенные во едино с Господом (Игнатий). 2 Работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости. Порабощение людям производит пагубный страх, а служение Господу – чистый и непорочный страх, от которого в душе рождается веселие. Не почитайте служение Ему печальным и болезненным, напротив, оно исполнено радости и веселия, ибо владычество Его человеколюбивое и кроткое. А кто ленив и не служит Ему с веселием – тот входит в Церковь с «неумытыми ногами» (Афанасий, Кирилл, Евсевий, Феодорит). 3 Уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его, и овцы пажити Его. Бог есть творец человека; а родители – как содействующие только рождению причины: ибо и Иов, и Давид, несмотря на то, что рождены от отца и матери, оба говорят: руце Твои сотвористе мя и создасте мя (Пс. 118, 73; Иов. 12, 9). И к Иеремии Бог говорит: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя (Иер. 1, 5). Ибо никакое разумное существо не имеет естественной власти, но все рабски служат Творцу Богу, создателю своему. Мы – людие Его, как Царя, и овцы – как пастыря (Феодорит, Евсевий, Кирилл). 4 Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его. Средством к получению доступа пред лице Божие служит смирение. Оно является входными вратами в обители небесные, в храм Божий и в храм сердечный, в котором водворен Бог посредством таинства Крещения. Смирение содействует человеку исповедываться от всей души и воздавать славу правосудию Божию, карающему каждого за частные грехи. Из совершеннейшего смирения и из преданной покорности воле Божией рождается чистейшая святая молитва – жертва хваления Ему (Игнатий). 5 Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его. Как благ, Господь сострадателен и человеколюбив, и милость Его неизмерима и неизреченна ко всем притекающим к Нему. Исповедайтесь Ему как Врачу, обнажайте душевные раны чрез исповедание грехов: ибо Он благ и во век милость Его. Истина Его, начавшись от нынешнего рода, откроется в будущем роде, когда воздаст Он каждому по делам его (Златоуст, Евсевий). Псалом Давиду, 100 Богоотец пророк Давид, водимый Духом Святым, изображает в этом псалме богоугодную жизнь и показывает, каким подвигом можно достигнуть Царствия Небесного (Афанасий, Кирилл). 1 Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пророк указывает на богатство божественного человеколюбия. Милость Божия – как ожидающая покаяния грешника, а суд – как праведная угроза вечной казнью. И поскольку прежде суда поставляет милость, то милостив наш Судия еще в настоящем веке, доколе не производит суда; так что милость принадлежит нынешнему, а суд – будущему времени. Строгость судов божественной правды грешника возбуждает на подвиг, и он, страхом укрепляемый и любовию услаждаемый, с Богом беседует молитвенно и вожделевает божественного (Златоуст, Евсевий, Исихий, Максим). 2 Пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне; прехождах в незлобии сердца моего, посреде дому моего. Дивный этот муж приобрел такую чистоту, что с дерзновением взывал к Богу: когда приидеши ко мне? Незлобие сердца – есть подражание и уподобление Богу. Оно как царица превозносится над всеми добродетелями. Под домом разумей внутренний храм души, а не этот вещественный дом (Златоуст). 3 Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех. Ни пред чувственными, ни пред умственными глазами не полагал Давид дела законопреступного, но имел всегда страх Божий, хранение заповедей, дела правды. Должно не только воздерживаться от лукавых дел, но и отвращаться от делающих лукавое (Златоуст, Афанасий). 4 Не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах. 5 Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем с сим не ядях. Возлюбим прекрасную науку – не только не клеветать, но даже и не слушать осуждающих, потому что общение со злыми повреждает добрые нравы. Эти слова относятся и к диаволу. Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Ибо Писание говорит: не всякому словеси емли веры (Сир. 19, 16). Когда кто-нибудь что скажет против другого – не верь легкомысленно, но тщательно исследуй и на деле удостоверься и потом уже верь. И если ты осуждаешь даже мыслию – тем не менее делаешься виновным во грехе, когда не имея никаких доказательств, осуждаешь, как часто случается, по одному подозрению и пустой клевете (Златоуст). 6 Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Дух Святый как бы отвечает от лица Божьего такими словами: поистине, очи Божии обращены на верных, т.е. к достойным доверия по неукоризненной своей жизни и высоко чтущим божественное. Будь ангелом по жизни и все будут с удовольствием сладостно слушать слова твои и творить то, что ты повелеваешь, имея перед собою образ твоей жизни. Ибо не побудишь людей к благолюбию, если сам не явишься возлюбленным другом Божиим (Златоуст, Афанасий, Димитрий). 7 Не живяше посреде дому моего творяй гордыню: глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима. Гордых помыслов не допускал в сердце свое Пророк и из уст его никогда не исходила неправда (Афанасий). 8 Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие. Здесь сказано загадочно и прикровенно. Грешными земли называет лукавые помыслы, которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу. Градом Господним именует святую душу, по сказанному: преславная глаголашеся о Тебе, граде Божий (Пс. 89, 3) (Василий В., Афанасий, Максим).
КАФИСМА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ 1 Молитва нищаго, егда уныет, Всякий просящий и приходящий для получения просимого – есть нищий. И всякий молящийся Богу, как просящий благодати Божией, также есть нищий. Если и великий царь и пророк Давид был нищ в дарах Божиих и, познав, что у него недостает многого от Бога, приходил в уныние и великую печаль, то тем более нищим является перед Богом всякий человек. Псалом приличен всякому скорбящему о грехах и есть покаянный пятый (Златоуст, Дидим, Григорий Богослов). 2 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Этот стих есть как бы приуготовление к прочим прошениям. Пророк просит дара молитвы, чтобы сподобиться получить просимое, ибо мы имеем нужду в Духе, ходатайствующем о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8, 26) и научающем нас взывать и просить с воздыханием сердечным. Молитва означает обращение к Богу и призыв на помощь, а вопль – просьбу о том, что сам нуждающийся желает получить себе. Вопль – есть стенание сердца, плач (Златоуст). 3 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Должно упражняться в молитве и прежде скорби, а не в бедственные только времена. Святой молится не о том, чтобы не иметь скорбей, – это и невозможно, – но о том, чтобы скорби не подавили его. Но и не к каждому Господь приклоняет ухо Свое, а к тем только, кто удостоился выслушивания Его. Отвращает Бог Свое лице, т.е. благодать от человека за грехи его; но при искреннем покаянии и усердной жалости за грехи Господь вновь являет Свое милосердие к человеку (Златоуст, Евсевий). 4 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Пророк, описывая свои бедствия, говорит: что время жизни его прошло подобно дыму, без пользы, и тело иссохло, подобно хворосту, от житейских страстей. И кости моя стали сухи, как изгарь (Феодорит). 5 Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. Как подсеченная косой трава засыхает, так и подсеченный страстями человек иссыхает сердцем, лишаясь благодати Божией. Одержимый страстями – лишается духовной трапезы. Хлеб души нашей есть Божие слово; ибо как земной хлеб питает тело, так и небесное слово – существо души (Исихий, Феодорит). 6 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. От сокрушенного стенания кости прилипают к коже, так как истинное стенание иссушает и растопляет весь жир, находящийся в костях и плоти (Златоуст). 7 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. 8 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. Свойство нощного врана (совы) – издавать глас ночью. Поэтому Порфироносный, проводя целые ночи в молитве, справедливо уподобляет себя нощному врану; стремлением к уединению – пустыннолюбивой птице пеликану, а бодрствованием – птице, уединяющейся на кровле, т.е. воробью, от страха и безпокойства теряющему сон (Афанасий, Феодорит). 9 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. 10 Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. 11 От лица гнева Твоего и ярости Твоея, яко вознес низвергл мя еси. Этим показывает чрезмерность скорби и указывает на те злострадания, каким подверг себя, чтобы умилосердить Бога; ибо Господь, вознеся его на зависть других, вдруг низвергл с высоты за превозношение (Златоуст, Афанасий). 12 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Итак, не будем превозноситься житейскими успехами. Поэтому-то Пророк наименовал себя тенью и травою, чтобы не полагались мы нисколько на что-либо настоящее, зная непрочность и временность всего (Исихий). 13 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Люди по своей злобе колеблются между надменностью и уничижением и никогда не знают постоянства. Господь же непоколебим в своих обещаниях (Златоуст): 14 Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время. В этих словах заключается пророчество о явлении людям Христа, как будущей причины восстановления Сиона. Но слыша это, не разумей города на земле, не думай, что здесь указан земной Иерусалим: в глубочайшем смысле это пророчество о Новом Сионе – о Церкви верующих, которую Христос после Своего воскресения обогатил благодатью Святаго Духа (Златоуст). 15 Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. 16 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея. 17 Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей. Можешь понять ты иначе слова эти, а именно так: Бог Слово, соделавшись плотию и поселившись в нас, создал Церковь, в духовном смысле называемую Сионом, и тогда, во время обитания Его в нас, мы увидим славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1, 14). Имеющие ум очищенным именуются Сионом. Как бы с вершины горы, с высоты ума созерцают они мир и его благоустройство, а чрез них и самого Бога; созерцают они также и дела житейские и их малоценность. Ибо чистый ум имеет своим основоположником Бога (Златоуст, Василий В.). 18 Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. Смиренными называет смиренномудрых, т.е. смиренномыслящих, о которых Сам Господь сказал: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66, 2) (Исихий). 19 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. Всякий уверовавший во Христа созидается в нового человека. Созиданием разумей не творение, но изменение к лучшему – от нечестия в благочестие и от порочности в благонравие (Златоуст). 20 Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре: 21 Услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных. 22 Возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме: 23 Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви. Будучи безтелесным и духовным Существом, и даже выше того, Господь нигде не помещается и не ограничивается местом, но силой Своей распространяется на всю тварь. Ему приписывается пребывание в лучших местах мира не в смысле пространства, но в смысле присутствия Его в Своих делах Своей неизреченной силой. Итак, будучи в таком смысле на небе, Он призрел на землю (Златоуст). 24 Отвеща ему на пути крепости его: умаление дней моих возвести ми. Предполагая, что не много времени осталось прожить, Пророк просит Господа возвестить ему умаление, т.е. малочисленность дней, чтобы употребить тщательнейшее старание о душе (Дидим). 25 Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. Возведением Давид называет здесь разлучение души от тела, которая ведется через воздух. Смерть посылается по исполнении пределов жизни, которые для каждого назначил праведный суд Божий, благовременно предусматривая пользу для каждого из нас (Василий В.). 26 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. То, что сказано у Давида об Отце, как Создателе, то Павел говорит о Сыне, как Творце (см. Евр. 1, 10), будучи уверен в равночестности Отца и Сына. Земля не есть начало всего и не из нее все произошло, но основания ея имеют какое-то мысленное начало. Сказанное о Боге: повешаяй землю ни на чемже (Иов. 26, 7), – показывает, что она занимает место в средине Вселенной (Златоуст, Дидим). 27 Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Пророк показывает – сколько ни прекрасен и велик мир, однако же – тленен, и именно по вине человека, по причине грехопадения. Так как человек получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию и тварь из-за человека претерпела зло и стала тленною; но когда тело человека будет нетленным, тогда и тварь сделается соответственно благообразию тела. Так Бог облекает тварь нетлением в свободу славы чад Своих (Златоуст). 28 Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. 29 Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится. Все видимое творение временно и непостоянно – один только Вседержитель Господь Бог наш безначален и без конца. Отсюда размысли, что если все так тленно и ненадежно, то, приходя «пред лице Бога», ничего иного не приноси и не проси, кроме смирения и уничижения своего: ибо первый шаг к приобретению Божией милости есть смирение и покорность (Златоуст, Дидим). Псалом Давиду 102 В этом прекрасном псалме Пророк описывает благодеяния Божии и неизреченную милость Господню к боящимся Его. Песнословие это приличествует всему человечеству в целом и каждому человеку в частности (Златоуст, Феодорит). 1 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Давид возбуждает всего себя к прославлению Бога и святого имени Его, Которое освящает славословящих Его. Словом внутренняя дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всей крепостью и всем помышлением своим (Афанасий, Василий В.). 2 Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: Царе-пророк через повторение более сильнее возбуждает к прославлению Бога. Ибо получив от Него величайшие блага, человек, чрез непослушание воле Божией, отблагодарил Своего Благодетеля злом. Но Господь не воздал ему должным возмездием, а как милостивый и долготерпеливый ко всем беззакониям человеческим продолжает оказывать Свои благодеяния на безблагодатныя и злыя (Лк. 6, 35) (Афанасий). 3 Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, Пророк перечисляет все благодеяния в отдельности. Очищается человек через искреннее покаяние и усердную молитву ко Христу, Который язвен бысть за грехи наша, и мучен быстъ за беззакония наша, и... язвою (Которого) мы исцелехом (Ис. 53, 5) (Псалтирь с толкованием). 4 Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, Бог, соединяя человеколюбие и милость Свою с добрыми делами человека – восполняет их недостаток и, таким образом, спасает человека. Когда и ты будешь сострадателен и милостив к ближним, то и тебя Он увенчает в Царстве Своем, ибо: блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7) (Исихий). 5 Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Тела праведных в будущем веке восстанут подобообразными телу славы Христовой – Этого разумного Орла. Обновление всех праведных будет однажды, и останутся они навеки живыми, юными и нестареющими. А обновление птицы орла совершается ежегодно, и опять она стареет; хотя это и царственная птица, и считается царем пернатых, и достигает в своем полете наибольшей высоты, и есть единственное из всех животных, способных смотреть на сияние солнечного света, не закрывая глаз. Поэтому-то Пророк справедливо сравнивает с природой орла обновление души, ее полет от земли на небо и будущую жизнь в высочайшем свете (Златоуст, Максим Грек). 6 Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Господь творит Свою милость и праведный суд тем, которых обижают (Евсевий). 7 Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. Рукою дивного Моисея Господь изобразил спасение для нас как бы на картине: море – образ крещения, манна – образ небесной пищи. Сказа пути своя Моисеови, Господь открыл ему и значение образов закона и тени по отношению к будущим благам: что такое иудеи в таинственном смысле, что такое обрезание сердца, и жертва хвалы и оправдания. Получение закона есть дело милостыни, сострадания и благодати (Златоуст). 8 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Человек сотворен по образу Божию с той целью, чтобы подвижнической жизнью унаследовать признаки Богоподобия. Я, – говорит Господь, – щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив (Пс. 108, 8; Иоил. 2, 13) и соблюдаю правду. Вот черты Божественного Лика, по которым узнается душа, причастившаяся Богоподобия. По любви к Богу восприемлет она труды на труды в стремлении к очищению себя, пока не преуспеет обрести черты божественного Богоподобия (Нил). 9 Не до конца прогневается, ниже во век враждует. Если бы Господь тотчас наказывал по тяжести греха, то уже давно бы род человеческий был бы истреблен (Златоуст). 10 Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Давид здесь повторяет ту же мысль о милости Божией различными словами, чтобы показать этим чрезмерность человеколюбия Божия. Когда Господь поразит тебя сильною скорбью, или болезнью, или бедою, – тогда будь благонадежен, что Он верно пошлет тебе и отраду, и, соответственно твоим страданиям, подаст тебе благодать мира, силы и радости (Иоанн Кронштадтский). 11 Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. 12 Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Если бы Псалмопевец нашел еще большие расстояния, он указал бы их, желая показать необъятность божественной благости. Но ни выше неба, ни шире пространства мысль человеческая не нашла измерения (Златоуст, Феодорит). 13 Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Не потому, чтоб это было только так; но потому, что он не имел другого более сильного подобия в виду – для изображения Своей крайней сострадательности к боящимся Его, и чтобы ты знал, что Его любовь много превосходит и любовь матери и отца к детям (Златоуст). 14 Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. По справедливости Бог милостив к нам; ибо знает, что мы созданы из праха, ничтожнейшей земной пыли слабыми, почему и сожалеет о нас. А потом и воплотившись, и сделавшись подобным нам человеком, Сам искушен быв может и искушаемым помощи (Евр. 2, 18) (Исихий). 15 Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет. Прекрасно рассуждает о нашей немощи божественный Давид. Такова временная наша жизнь, братие! Таково забавное появление наше на земле – возникнуть из ничего и, возникнув, – разрушиться! Мы то же, что беглый сон, полет птицы, корабль на море, следа не имеющий, прах, дуновение, цвет... Видех всяческая, – говорит Екклесиаст, обозрел (я) мыслию все человеческое: богатство, роскошь, могущество, непостоянную славу, мудрость, чаще убегающую, нежели преобретаемую, сластолюбие, сады, множество имения, многочисленность рабов, виночерпцев и виночерпиц, певцов и певиц, оружие, оруженосцев, коленопреклонения народов, собираемые дани, царское величие, и все излишества, и необходимости жизни, все, чем превзошел я всех до бывших царей: и что же во всем этом? – вся суета суетствий, всяческая суета и томление духа (Еккл. 1, 2, 14), т.е. какое-то неразумное стремление души и развлечение человека, осужденного на это, может быть, за древнее падение. Но конец слова, – говорит он, – все слушай, Бога бойся (Екк. 12, 13). Здесь предел твоему недоумению; вот единственная польза от здешней жизни – самым смущением видимого и обуреваемого руководиться к постоянному и вечному. Итак, будем оплакивать не мертвых, о которых знаем от какого зла они избавились, но себя самих: ибо знаем, для каких бедствий оставлены мы, и какие еще соберем для себя, если не предадимся искренне Богу, если не будем искренно последовать Духу, возводящему на небо. Это прискорбно для малодушных, но легко для мужественных духом (Григорий Богослов). 16 Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Духом называет душу, в присутствии которой тело живет и действует, а когда она отлетает – тело умирает и разлагается, так что не узнаешь прежних черт, не различишь, что это тело одного, а это – другого, потому что дух проходит через него, и потом уже – нет его – как перевел этот стих иной (Златоуст, Феодорит). 17 Милость же Господня от века и до века на боящихся Его: 18 И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Божественное человеколюбие даже до отдаленных потомков сохраняет воздаяние правды и милости, заслуженное предками. По заслугам только патриархов удостоил Господь Своего избрания и особенного попечения происшедший от них еврейский народ, что и показал через Моисея, говоря: не рцы: правд ради моих (избра мя) Господь: яко людие жестоковыйнии есте: (но за еже любити отцы ваши) (Втор. 9, 4-6). Так и великому Давиду сохранил Господь искру семени его неугасимой, несмотря на то, что много нечестивых следовало в его роде. Наследует же обетования не тот, кто помнит заповеди, но кто исполняет их (Златоуст, Феодорит). 19 Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Сказано же: всеми обладает, а не царствует над всеми, потому что не все достойны Его царства. А поэтому, и Небесное Царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни, и державствует Господь над достойными (Афанасий). 20 Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Поскольку природа человеческая слабая к достойному прославлению Бога, поэтому Давид призывает святых ангелов, сильных крепостию и имеющих жизнь свободную от страстей – достойно воспеть Благодетеля. Но хотя и безсильна по достоинству душа, однако, насколько возможно, прославляет Творца (Златоуст, Феодорит, Григорий Богослов). 21 Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Все небесные чины Пророк назвал ангелами и силами. Поскольку есть и противные силы, то весьма прилично присовокупил Давид: слуги Его. Кто посвящает себя на прославление Бога, тот получит ангельское достоинство и будет предстоять вместе с ними Богу. Ибо у кого занятие одно, у тех одинаковое и достоинство (Златоуст, Афанасий, Евсевий). 22 Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа. Этими словами Пророк убеждает душу не уклоняться от восхваления Творца, под предлогом слабости сравнительно с небесными силами, потому что всем заповедано благословлять Господа по своей силе. Не место дает цену благословению, но добрые дела. И всякое неодушевленное и безсловесное существо, хотя бы оно казалось и вредным, но по неизреченной мудрости полезно в общей гармонии создания, так как участвует в славословии Бога по достоинству места, какое занимает в мире. И ты, хотя бы тебе случилось находиться на торжище, хотя бы в бане, хотя бы в темнице, хотя бы в царском доме, вспомнив, что ты ходишь по земле, принадлежащей владычеству Божию, непрестанно благословляй Творца, чтобы каждое место было для тебя Церковью Божиею и собранием ангелов. И божественный апостол нам предписывает: хочу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления (1 Тим. 2, 8) (Златоуст, Феодорит, Исихий). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы