Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
V истоков искусства силуэта
В глубокой древности, при мерцающем свете костра первобытный человек замечал, как по стенам пещеры метались тени, то становясь огромными, зловещими, то исчезая. Тени возникали в лунную ночь и солнечный день. Достаточно было обвести контуры на земле или стене, как появлялся силуэт. ГЛАВА I 21
Не случайно с возникновением первых силуэтных изображений античные легенды связывают зарождение живописи. Чтобы помнить о том, кто уехал, или о том, кто умер, по обрисованной тени вылепляли портрет или делали тень как бы живой. По древнегреческой легенде, создательницей первого силуэта была дочь царя Дибутада, которая обвела на стене тень возлюбленного. В древнейших рисунках, как и в рисунках маленьких детей, нет тени. Постепенно в истории живописи появляются попытки показать объем предметов (оттенить) и дать изображение в перспективе (для этого тоже нужна тень). В Древней Греции еще в VI в. до новой эры в вазовой росписи использовались профильные фигуры: сначала черные на красном фоне, а потом красные на черном. Однако искусство силуэта в его настоящем виде подлинное свое рождение получило во Франции в первой половине XVIII века и очень быстро распространилось по всей Европе. Во Франции же утвердилось и само название «силуэт». Происходит оно от фамилии «главного контролера над финансами» при дворе Людовика XV -Этьена Силуэта (1709-1767). Этот расчетливый финансист, разумеется, никогда не изобретал силуэта - это было сделано задолго до него; не он даже ввел на него моду - это тоже было значительно рань Первоначально слово «силуэт» имело ясно выраженный иронический смысл. Дело в том, что, стараясь поправить расстроенные финансы, Э. Силуэт не только провел реформу по сокращению пенсий и уничтожению податных привилегий, но и предложил сократить личные расходы короля и двора. В результате таких мероприятий незадачливый министр, потеряв поддержку высшего общества, вынужден был уйти в отставку и стал предметом всеобщих насмешек. Тогда ему осталось одно утешение - вырезать из черной бумаги свои ТЕНЕВОЙ ТЕАТР 22 стым, скромным, мизерным. За лаконичными черно-белыми изображениями, которые казались несколько бедноватыми по сравнению с нарядными яркими живописными полотнами или даже акварелями, это название укрепилось окончательно и даже дошло до наших дней. Во второй половине XVIII столетия в России работали два силуэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Сидо и Ф. Антинг, исполнявшие великое множество силуэтных портретов своих современников. Одно из первых силуэтных изображений принадлежит крупнейшему русскому скульптору Ф. И. Шубину (1740-1805) - это портрет неизвестной молодой женщины, выполненный черной тушью на золотом фоне. Техника исполнения силуэтов была различна: их рисовали тушью, вырезали из бумаги, иногда гравировали на дереве, а с начала XX века и на линолеуме. Большей частью силуэты вырезали из черной бумаги маленькими острыми ножницами и накладывали на доску, стекло или цветную бумагу. В XIX веке для оживления силуэтов, придания им большей выразительности художники начали оставлять внутри черной плоскости белые пустые места. Это были небольшие прорези различной формы, которые могли передать в силуэте волнение морской стихии или блеск солнечных лучей, кружево осенней листвы или легкость падающих снежинок... Все это обогащало возможности силуэта и делало его одним из своеобразных видов графического искусства. В Историческом музее Москвы и в частных собраниях сохранилось огромное множество силуэтов, свидетельствующих о широком распространении этого вида искусства в России.И действительно, многие семьи мечтали иметь портреты близких людей. Но заказать живописный портрет имели возможность лишь богатые вельможи. Силуэтные же портреты были сравнительно недороги. Силуэты играли ту же роль, что и возникшая позже фотография. Когда еще не изобрели фотографию, профиль, обведенный на бумаге по тени, считали самым точным изображением человека (в отличие от живописного портрета, куда художник всегда мог привнести свое отношение к личности). Существовало искусство угадывания характера по профилю.
ГЛАВА I 23
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы