Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Искусство тени и света в России
Принято считать, что в дореволюционной России теневого театра не было. Изредка из-за границы наезжали на гастроли передвижные теневые театры. Это подтверждает и первая в истории русского театроведения статья «О позорищ-ных играх или о комедиях и трагедиях», напечатанная в 1733 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Автор уделил в ней место и театру теней: «Иные подражания позорищным играм делаются одною только тенью, которыя в темной камере на намазанную маслом бумагу наводится. И хотя таким способом показанныя фигуры ничего не говорят, однако ж от знаков и других показаний познава-ется, что оныя знаменуют. Сею тенью изображаются многия зело дивныя виды и их применения, что в других позорищных играх не так хорошо учиняться может». Но еще в XIX веке довольно распространенным стало увлечение постановками любительских теневых спектаклей в отдельных домах и школах. Очень способствовали этому различные издательства, которые выпускали настольные теневые театры с подробными инструкциями для самостоятельной постановки спектаклей. Можно с уверенностью сказать, что никто не сделал больше для развития и пропаганды теневого театра в нашей стране, чем супруги Ефимовы. Иван Семенович Ефимов (1878-1959) и его жена - Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877-1948) начали свою деятельность в области теневого театра еще в дореволюционные годы. Нина Яковлевна родилась в Пе тербурге , училась в Париже в сту диях Коларосси и Делеклюза , затем - в Московском училище живописи , ваяния и зодчества . С 1906 года начала выставляться в Московском товариществе художников . В 1918 году Нина Яковлевна создала театр кукол и силуэта художников Ефи мовых , действовавший до 1940 года и давший около 2000 спек таклей на темы народных сказок и произведений Пушкина , Крылова , Андерсена , Боккаччо , Шекспира . В 1924 году участвовала в Между народной выставке в Венеции , в 1926-1928 годах участвовала в вы ставках обществ «Четыре искус ства» и «Маковец» . Автор книг «За писки петрушечника» (1925), «Кук лы на тростях» (1940), «Воспоми нания о В . А . Серове» (1964) и др . Нина Яковлевна Симонович - Ефимова и ее муж , известный скульптор Иван Семенович Ефимов , во время Великой Отечественной войны остались в Москве , отказав -
24 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР шись от эвакуации . Каждому из них было за шестьдесят лет . Они жили зимой у Красных во рот , в доме 19 по Садово - Спасской улице , летом - на Новогиреевской улице , вблизи Измайловского парка ( в письмах - Измайлово ), в доме , построенном перед войной худож- никами Ефимовыми , Фаворскими , Кардашевыми для жизни и работы вдали от суеты московского центра . При доме был небольшой сад , где во время войны художники занимались огородничеством . В настоя щее время в доме организованы мемориальные мастерские худож ников Ефимовых и Фаворского Художница Нина Симонович с юных лет полюбила искусство силуэта. Часто бывая в семье выдающегося художника Валентина Александровича Серова - своего первого наставника в живописи, которому приходилась двоюродной сестрой, она любила показывать детям Серова «китайские тени». Вместе с детьми она ставила маленькие пьески, которые сама вы- думывала: «Катанье со снежной горки», «Цирк», или на литературные темы - «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова, сказку «Красная Шапочка». Позже она стала показывать теневые спектакли для взрослых. В 1905 году Н. Симонович была свидетелем расправы полиции над восставшими рабочими и под этим впечатлением сделала серию силуэтов «Красная Пресня». Серову очень нравились теневые представления, он всегда присутствовал на них, иногда сам делал силуэты. В книге «Воспоминания о В. А. Серове» Н. Симонович-Ефимова писала: «Для начала нового дела нужна, прежде всего, непоколебимая вера в него. Отношение к этому виду театра такого человека, как Серов, имело для меня большое значение». Много силуэтов из домашних спектаклей со временем вошли в книгу «Детский сад», которую написала А. С. Симонович (мать Н. Симонович), известный в то время педагог, организатор первых в дореволюционной России детских садов. Художница не раз показывала теневые представления в школах, на вечерах, устраиваемых художниками в Москве, Париже (1909-1911), ставила небольшие сценки своего сочинения, часто шутливые, используя литературные темы, а также народные песни. В 1916-1917 годах супруги Ефимовы с успехом показывали разные теневые постановки с большими силуэтами из фанеры (высота некоторых фигур достигала 50-60 см). В 1918 году они приняли
ГЛАВА I 25
участие в создании первого детского театра в Москве, инициатором которого была Наталия Сац. Наталия Сац подобрала коллектив художников, среди которых, кроме Ефимовых, был и В. А. Фаворский - выдающийся советский график. «Программа первого спектакля, -вспоминала позже Н. Сац, - куклы, силуэты, речь и манера игры Ефимовых были очень русскими, приветливыми, широкими. Спектакль был в двух отделениях: в первом петрушки представляли самые любимые из ранее поставленных басен Крылова, во втором отделении действовал театр теней, были показаны русская сказка «Мена», «Масленица в деревне», отрывки из поэмы Н. Некрасова «Крестьянские дети». Когда начался спектакль теней, раздались возгласы: «Ой, как красиво!», «Это как волшебный фонарь!», «Нет, лучше!..». Знакомство с искусством силуэта на Западе, изучение теневого театра Востока, собственный большой опыт работы с тенями позволили Н. Симонович-Ефимовой действительно поднять культуру силуэтного представления, создать теорию теневого театра. Она верила, что за теневым театром большое будущее, стремилась открыть в нем новые возможности. Одним из таких открытий было применение черных и серых силуэтов на одной картине - перед экраном и за ним (что было сделано в силуэтных композициях для Музея охраны материнства и младенчества в 1933 году в Москве). Ефимовы пробовали также де- 26 лать цветные тени или подцвеченный экран и убедились, что это весьма эффектный прием, который, однако, требует разумного использования цвета, чувства меры. Была у Нины Яковлевны мечта создать новый вид искусства -тенемузыку . Если композитор А. Скрябин в начале века пытался осуществить постановку единого цветомузыкального произведения, то Симонович-Ефимова, в свою очередь, предлагала сопровождать музыкальные произведения теневыми картинами, которые должны были не просто иллюстрировать содержание звучащей музыки, а составлять с ней единое целое - тенемузыку. Н. Симонович-Ефимова считала, что некоторые сцены большого оперного спектакля выиграют, если будут показаны тенями актеров на экране, в «теневой окраске», что при отсутствии реальных декораций, бутафории, загримированных актеров значительно лучше будут восприниматься, напри- ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
мер, такие романтические произведения, как опера-балет «Млада» Н. А. Римского-Корсакова, где главное действие принадлежит «душе» умершей героини; некоторые эпизоды «Ромео и Джульетты», «Франчески да Римини» П. И. Чайковского, «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки. Н. Симонович-Ефимова была еще и прекрасным педагогом. О ее безотказной помощи любому, кто желал посвятить себя театру кукол, помнят многие актеры, ставшие профессиональными кукольниками (и в их числе Сергей Владимирович Образцов). Со страниц различных изданий 20-40-х годов Нина Яковлевна говорила о пользе, своеобразии, высоких художественных качествах театра кукол и теней. Мысли Симонович-Ефимовой о теневом театре, основанные на огромном личном опыте, всегда яркие, эмоциональные и точные, содержатся во множестве ее статей в различных изданиях. Вот лишь некоторые из них, говорящие не только о глубоком понимании особенностей искусства теневого театра, но и о беспредельной, восторженной любви к нему. Теневой театр - « ... самый условный из театров , но условность его сразу принимается как реальность» . « ... На тени все видится без излишних подробностей . Одна суть дела . Никаких рассеивающих вни мание впечатлений ... Движение и форма» . Симонович-Ефимова считала силуэт современным видом искус- ства, так как он способен передавать эпос, героическое. «Горизонт берется в силуэте низко, под ногами. .. Фигура поэтому проецируется на фоне светлом. Как памятник, как монумент». «Простой художественный язык теневой картины доступен малень ким детям . Более того , четкость силуэта не требует от них напря жения при усвоении . [...] Надо только , чтобы силуэты были сде ланы выразительно , без мелких подробностей и живо в смысле движения» . « ... Посмотрите хоро ший силуэт , нарисованный на бу маге , - одно впечатление . Посмотрите вырезанный - это иное , более сильное . Посмотрите вырезанный этот силуэт сквозь бумагу ( против света ), и это впечатление по силе убьет все предыдущие» . «Когда в теневом театре силуэт движется по светящемуся фону ,
ГЛАВА I 27
сила художественного воздействия его на зрителей громадна ... Не ка жется , чтобы эти строгие по фор ме , выкованные фигуры были плос кими : не переставая быть графи кой , они положительно имеют ка кую - то глубину , теплоту вещей и повернуты к зрителю наиболее интересной стороной» . « ... Теневой театр не мрачный - наоборот , нет ничего более радостного на земле ! »
((... Теневой театр должен быть праздником для глаз ! » б создании теневого спектакля осо бая роль принадлежит художнику . Вот как сказала об этом , со свой ственными ей убежденностью и экспрессивностью , Н . Симонович - Ефимова : « ... читатель , сделавшийся постановщиком , или постановщик ... если хочешь трудиться над теневым театром ... - запасись прежде всего художником , настоящим Художни ком . Если его нет , дождись , вырасти его , научи любоваться на голубую тень лыжника ... на вазовую роспись классической Греции , на силуэты творческих , романтических времен XVIII - X 1 X веков» . Нина Симонович-Ефимова записала кратко содержание трех теневых постановок, шедших в разные годы, и это позволяет хоть в какой-то степени представить себе, как выглядели всего лишь три из большого количества поставленных теневых спектаклей. Вот эта запись. «...Воспользовавшись личным опытом, дам пример нескольких простейших постановок. 28
скачут драгуны с шашками наголо. Едут сани со страшным грузом, покрытым рогожей... Эту постановку я сделала с сыновьями Валентина Александровича Серова и показывала у него на квартире в том же 1905 году. «Пушкин вТригорском». Источник света закрыт голубым целло- ТЕНЕВОЙ ТЕАТР фаном. Двухэтажный деревенский дом на фоне лунного неба. Липы кругом. Кто-то ходит со светом по дому - освещаются подряд окна верхнего, нижнего этажа... Иные окна освещены тускло (издали), другие - ярко (светом вплотную -подносить огарок в жестяной коробочке, прибитой к палке. Коробка закрыта, прорезана лишь дырочка величиной в три копейки). В саду показываются среди деревьев сбоку лошади: едут сани, лошади цугом. Сзади вьется длинный кнут ямщика. Фигуры закутаны. Гости подъезжают. В доме начинается оживление. Музыка. Показываются у окон те, другие... А от дома отъезжает всадник. Мчится. Развевается шарф, пелерина. На дорогу выходит мрачная фигура старого барина с кружевным воротником и брыжами, с хлыстом в заложенных за спину руках. Он смотрит долго вслед поэту. Это Сергей Львович, отец, подсматривающий за сыном. В доме, между тем, оживление, мелькают тени: проходят девицы, молодые люди. Потом темнеют окна вверху, осветилась зато внизу столовая. Пар поднимается из самовара. Но вот уезжают. Большие те же сани цугом, за ними маленькие. Теперь в окне видна Арина Родионовна с банкой красного варенья, за ней деревенская прислуга несет поднос с графинчиком и фруктами. Потом в комнате делается совершенно пусто. Молодой человек со встрепанным коком и книжечкой в руке показывается у окошка, другой ходит, останавливается - спорит. Раздаются стихи, стихи со всех сторон... Этой сцене предшествовала теневая картина, изображавшая молодость Пушкина в садуЛицея: фонтан «Разбитый кувшин», садовая скамейка, проходят важная дама с собачкой, сидит на скамейке Пушкин-лицеист с тетрадкой в руке, но в нее не смотрит. «Зима». Постановка шла в 1918-1919 годах в Москве, в Детском театре. Избы, сугроб, деревья. В окне одной избы красная занавеска. Идет кататься с горы девочка с саночками на веревке. Съезжает. За ней мальчишки на козульках, на коньках, на лопате, на лыжах. В одиночку. Кучами. Опрокинулись... Ноги в валенках(отдельный силуэт) торчат из снега в разных комбинациях. Одна из ног, в группе торчащих (отдельный силуэт), делает движения. (Или две отдельные группы ног, наложенные одна на другую, качаются в противоположные стороны. Это создает впечатление барахтанья.) ГЛАВА I 29 В 1929 году в Ленинграде вышла книжка для детей, занявшая особое место в ряду лучших образцов книжного искусства. На ее обложке было написано: «Ив. Ефимов. «Мена». Народная побасенка с применением ее для теневого театра». Это была книжка не только для чтения, она радовала не только необычными иллюстрациями. Эта книжка еще и подсказывала, как самим сделать теневой театр, как заставить фигурки, которые нарисованы на ее страницах, сойти с листов и начать жить, то есть двигаться на сцене, на экране. В сущности это был маленький учебник для детей и их родителей по одному из разделов театрального искусства. Теневой спектакль «Мена» Ефимовы неоднократно и с успехом показывали московским детям в первые годы после Октября. Среди сказок разных народов нетрудно найти сюжеты, построен- ные по тому же принципу, что ис-| пользован в «Мене». «...Купался богатый купец в реке. Попал на глубокое место и стал тонуть. Шел мимо мужичок, бросился в реку и купца вытащил. Купец мужичка угостил хорошенько и подарил кусок золота с конскую голову, А дальше сказ о том, как мужичку предложили обменять кусок золота на коня. Взял он славного коня, поблагодарил и пошел. Затем он променял коня на вола, вола на барана, барана на свинью, свинью на гуся, гуся на иголку. Стал у своего дома через плетень перелезать, да иглу и потерял. Вышла встречать его старуха. «Здравствуй, старик! Ну, сказывай, где был?» Все рассказал ей старик, и про то, как иголку потерял. «Ну, ничего, голубчик! Спасибо, сам-то жив и здоров вернулся! Пойдем в избу ужинать». С появлением в нашей стране профессиональных кукольных театров в некоторых из них начали ставить отдельные теневые спектакли.
30 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы