Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Процедура сдачи интегрированного экзамена.



Процедура сдачи интегрированного экзамена.

    В экзаменационные билеты включены три вопроса: два вопроса выборочно из разделов библеистики, теоретического и практического богословия и специальных дисциплин, третий вопрос – конкретная практическая задача.

Вопросы из первых двух разделов даются студенту заранее для предварительной подготовки, о практической задаче студент узнает из выбранного билета прямо на экзамене.

 

    Во время экзамена студент в течение 3-х часов письменно отвечает на вопросы билета, затем в течение 30-40 минут выступает перед экзаменационной комиссией. На каждый экзаменационный вопрос необходимо отвечать в развернутой форме.

    По результатам ответа студента члены комиссии задают уточняющие и/или дополнительные вопросы, на которые студенту также необходимо ответить. После прослушивания всех студентов приемная комиссия оценивает их ответы и выносит общее решение относительно от сдачи или несдачи каждым из студентов экзамена.

    Ведется протокол заседания экзаменационной комиссии. К протоколу прилагаются ответы студентов в письменной форме.

БИБЛЕИСТИКА

Обзор Ветхого Завета, Обзор Нового Завета, Библейские инфосистемы,

Толкование Ветхого Завета, Толкование Нового Завета

 

Какие выводы можно сделать из сравнения различных переводов Священного Писания на русский язык?

Переводы- конфессиональный наклон в зависимости от того кто переводит. Р Мызипич. Не означает, что им(переводом) надо пользоваться. Товрат, Инжил- со спецификой перевода для средней азии.

5000 папирусов текстов ВЗ и НЗ. Какие выбрать фрагменты? С помощью Текстологии выбрали критический тест. (12 критериев).

АГАПЕ-Хоскин Роберт Геральдович. Его перевод – большая ошибка. – сводный текст 4х евангелий.

За это Оригена от церкви отлучили.

Сравнение переводов из них можно извлечь много полезного.

Институт перевода библии-2002г. Перевод в Заокском.-Семинария Адвентистов-этот перевод окрашен деноминационно.

Нужно принимать во внимание несколько обстоятельств;

-точность перевода (подстрочник или вольный-пересказ)

-исполнитель перевода(индивидуальность или коллегиальность)- Кузнецова или РСП66(коллегиально). Индивидуально сделанный перевод хуже коллегиального.

-образование переводчика.(должен делать ученый знаток языка оригинала)

-цель(некоторые пишут поэтично, другие деноминационность,благовестие)

-источник перевода(с критического текста NA или с других текстов-Текстус ресептус или даже с переводов) Текстус ресептус 1550г.-критич текст греческого яз.(это устаревший)

Касьян(Безобразов)-за ним стоит коллегиальность.

NASB- лучший английский перевод. 1993г.

Перевод-это толкование…приходится выбирать слова переводчику.

Какие критерии в оценке перевода?

- с какого текста делался перевод.

-кто делал перевод

-конфессиональность

-цель перевода

Мы часто делаем заключение о переводе сравнивая его с другим переводом. Но так нельзя.

Но можно открыть по тексту, какого богословия держится переводчик(наприм большие и малые буквы)

О орфографии и это может влиять на смысл сказанного(казнить нельзя помиловать)

 

Что можно извлечь из сравнения переводов.

Цели при сравнении переводов.

1. Выявление спорных элементов при сравнении переводов Ин9\31-РСП66, Соврм. Пер., Лутковский пер, Касьян. В проповеди различные переводы объединять нельзя.

2. Выявление богословия переводчика. Мф1\16- РСП66 от Которой(с большой буквы)-почитание Девы Марии, Ин1\1-перевод Нового мира богом-с маленькой буквы(непризнание Иисуса Богом)

Ограничения на сравнения переводов.

1. Из сравнения перевода нельзя сделать вывода о качестве перевода.

2. Нельзя представить себе более широкую картину спектра значения слова.(чтит, предан, благочестив, боится-это не синонимы, их сложить вместе нельзя)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Богословие святости, Систематическое богословие

История Церкви, История евангельских движений на Востоке

 

Гностицизм.

"Это учение, как высшее, духовное, составляло для людей, создавших его, истинное религиозное знание, истинное религиозное ведение. В основе его лежали начала греческой философии, иудейского богословия и восточных религий, особенно Зороастра". "Как обладающие единственно истинным знанием (гносисом), гностики в своих системах предлагают безусловное решение всех вопросов бытия и жизни".

Первым и наиболее известным представителем гностического учения был Симон Волхв. Он прославился тем, что хотел купить у апостолов силу Святого Духа через рукоположение. Современник Симона Керинф стал первым идеологом гностицизма. "По началам гностицизма он учил, что творение видимого мира совершено не Богом, а демиургом, низшим духовным существом. Вместе с евионитами он признавал Христа простым человеком".

"Исходным пунктом миросозерцания большей части гностиков был дуализм: основными началами бытия и жизни они признавали, с одной стороны Верховное Существо или Высочайшего Духа, с другой – материю". Через эманацию они создают других духовных вечных существ. Материя противопоставляется этим живым существам и представляется "как самостоятельное, независимое начало чувственной, материальной жизни и зла". Крупнейшими деятелями гностицизма являются Василид, Валентин, Тациан, Маркион и Карпократ

Манихейство.

"Оно представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра".

Один из магов, по имени Манес, обладавший большим авторитетом, нашёл сходство между христианством и зороастризмом. Манес был когда-то пресвитером в Агваце, но был отлучён от Церкви за персидский дуализм.

"От вечности существуют два царства: царство духа – добра и света и царство материи – зла и мрака. Первое состоит из пяти чистых стихий: огня, воздуха, света, воды и земли, второе из пяти нечистых: бури, тины, тумана, дыма и бессветного жара".

Христос в манихействе – это только первый Человек. Но Иисус не однороден, существует бесстрастный Иисус, бесстрастный Сын человеческий, и страждущий Иисус, страждущий Сын человеческий.

Материя в манихействе также противопоставляется Духу. Материя воспринимается как Зло. "Средство к освобождению от материи – это строгий аскетизм".

Антитринитарии.

Если манихейство и гностицизм являются в целом движениями одного рода, то антитринитарии – это ересь совсем другого порядка. "Оно составляет результат стремлений человеческого ума уяснить одним разумом, без пособия веры, Богооткровенное учение. Другими словами это была попытка рационально объяснить веру, что само по себе представляется невозможным. "Предметом её был главный христианский догмат о единстве и троичности Бога". Антитринитарии считали Бога единым существом, а Христа и Святой Дух – не лицами Божественными, "имеющими отдельное, личное бытие". Антитринитарии – это первые еретики непосредственно внутри христианства. Большинство их идеологов были членами церковной общины и зачастую имели пресвитерский сан.

Самым известным из антитринитариев был епископ Самосаты Павел, утверждавший, что "Иисус Христос в строгом смысле не есть Бог". За ересь его лишили епископского сана, что однако не отпугнуло его последователей, получивших название павлиан.

Ересь антитринитариев стала первой ересью официально осуждаемой на специально собранных по этому поводу соборов: Александрийского (261 г.) и Римского (262 г.).

Арианство.

Среди Раннесредневековых ересей арианство – наиболее крупное движение, реальное конкурирующее с ортодоксальной верой.

Основателем этой ереси был Александрийский священник Арий, который "начал в церковных собеседованиях проводить мысль, что Сын Божий не есть сын по существу, а только по благодати, есть творение, хоть высшее и существовавшее прежде других, но не одного существа с Богом".

За распространение еретического учения епископ Александр в 323 году отлучил Ария и его последователей от Церкви.

Впервые в истории Церкви раскол произошёл внутри неё. Несколько епископов, в том числе Евсевий Никомидийский, очень уважаемый епископ, Ария поддержали. Для переговоров с Арием был послан епископ Осия, но тот, убедившись, что Ария не разубедить, по свидетельству епископа Арсения "подал императору Константину мысль о созвании в 325 году Вселенского собора".

На соборе произошло изобличение арианства, особенно удачным было выступление святого Афанасия, говорившего: "Бог вочеловечился, чтобы человек обожился".

Однако те же самые епископы свидетельствовали, что "Арий остался в своих мнениях непреклонен". Деятельность Ария продолжилась, в 336 году он даже встретился с императором Константином, после чего император постановил вернуть Ария в лоно Церкви.

С этого момента арианство колебалось от ереси до практически признанной части христианской религии. Окончательным поражением арианства принято считать Второй Вселенский собор 381 года, но такая точка зрения не совсем верна. Изобличение арианства на втором Соборе было более крупномасштабным и ряды поддерживающих ариан представителей духовенства серьёзно уменьшилось, но тем не менее ещё довольно долго, фактически до конца V-го века арианство осталось серьёзной силой, с которой приходилось считаться и с которой необходимо было бороться.

Несторианство.

"За добродетельную жизнь Иисус был удостоен усыновления от Бога". Бог не может быть рождён (а ведь Иисус рождён Марией), он не может страдать и испытывать боль ( а Иисус был распят).

Поскольку в то время вокруг фигуры Иисуса велись многочисленные споры Церковь поначалу не выступала с осуждением нового учения. Но "когда архиепископ Константинопольский Несторий возымел мысль сделать своё учение общецерковным", Церковь этому воспротивилась и официально объявила несторианство ересью. И в дальнейшем ситуация с несторианством напоминала арианскую. Окончательное осуждение несторианства произошло в 431 году, на Третьем Вселенском соборе в Эфесе.   

Монофизиты.

Монофизитство очень тесно связано с несторианством, хотя сами корни учения у него несколько другие. Монофизиты признавали в Иисусе две сущности, но соглашались почитать только его божественную часть.

Церковное епископство вновь разбилось на две партии – за и против. Но и те и другие признавали, что пора установить ясность в вопросе относительно сущности Христа.

По обоюдному согласию через 20 лет после предыдущего собора был созван новый Вселенский собор в Халкидоне. На нём Христос был признан "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно в двух естествах".

 

Мы рассмотрели ереси двух основных родов: ереси, построенные на корнях античной философии, зороастризма и иудаизма; и ереси внутрихристианские, связанные с разным толкованием церковных догматов. В качестве примера третьей и последней группы еретических учений, также частично связанных с догматами, но другого рода можно привести павликианство.

Ересь павликиан.

Главой павликиан был Константин, человек, чьего социального статуса мы не знаем, видимо очень образованный и знакомый с религиозными книгами. "В посланиях апостола Павла он встретился с учением о христианстве, как религии преимущественно духовной". Он осудил всевозможные христианские обряды и даже поставил под сомнение существование самой Церкви, как преграды между человеком и Богом. Константин попытался создать новую религиозную общину, которую он хотел сделать апостольской. Первая подобная община возникла в Армении. в городе Кивоссе. Но его община имела силу только при его жизни. В 684 году сам Константин был схвачен и казнён, а его последователи большей частью от ереси отказались, а некоторые с новым лидером Титом повторили судьбу монофизитов, сбежав далеко на Восток.

 Средневековые ереси, в свою очередь, включают ереси XI–XIII вв., а также XIV–XVI вв. К ересям XI–XIII вв. относятся павликиане, богомилы, катары, альбигойцы и др. К ересям XIV–XVI вв. – лолларды, табориты, апостольские братья, анабаптисты и проч. Все эти ереси были массовыми движениями плебейско-крестьянского или бюргерского характера, направленными против папства и феодализма. Ересь павликиан и богомилов, проникшая с Востока, была манихейского толка, она делила мир на две половины: чистую, духовную, Божью и греховную, материальную, сатанинскую. Ко второй части еретики относили и католическую церковь, в которой видели сосредоточение зла. Себя они называли катарами, т.е. чистыми. Во Франции катары были известны под именем альбигойцев (по названию города Альби – центра движения). У катаров было свое духовенство, которое, по их мысли, ведет начало от апостольской церкви, и свои обряды. Это была антицерковь с учением, представлявшим собой антикатолицизм. Во всех этих ересях материальный мир был миром зла, и не только официальная церковь, но и все государственные учреждения рассматривались ими как порождения злого духа. Поэтомукатары и альбигойцы отказывались признавать государственные установления, военную службу, принимать присягу.

Савонарола.

П оздней осенью 1490 года у ворот Флоренции стоял доминиканский монах. Джироламо Савонарола, уроженец Феррары, большую часть своих тридцати трех лет провел в учебе и преданном служении. В монастыре святого Марка, куда он поступил, Савонарола проводил для своих братьев-монахов лекции с толкованием Писания. Вскоре на эти лекции, перенесенные из сада в церковь и превратившиеся в проповеди, стали приходить многие другие. Ко времени великого поста 1491 года он достиг такой известности, что его пригласили проповедовать в главной церкви Флоренции. То, что он говорил там о пороках своего времени и о пропасти, разделяющей истинную христианскую жизнь и любовь к роскоши, раздражало многих богатых людей. Особенное недовольство это вызывало у Лоренцо Медичи, и он нанял другого проповедника для противоборства с Савонаролой. Но из этого ничего не вышло, так как простой народ встал на сторону Савонаролы. Когда Савонаролу избрали настоятелем монастыря святого Марка, монахи сказали ему, что обычно в таких случаях наносят визит Лоренцо и благодарят его за помощь монастырю. Новый настоятель ответил, что на эту должность его поставил не Лоренцо, а Бог и что он возблагодарит Бога в молитве. Вскоре он продал значительную часть имущества монастыря и вырученные деньги раздал нищим. Он внес такие изменения во внутреннюю жизнь общины, что начали говорить о святости и духе служения монахов. К проведению реформ присоединились и другие монашеские обители. Даже Лоренцо на смертном одре призвал к себе праведного монаха. Французский король Карл VIII объявил о своих претензиях на неаполитанскую корону и шел на юг. Пьетро не захотел или не сумел организовать оборону Флоренции, расположенной на пути Карла, и попытался от него откупиться. Узнав об этом, флорентийцы возмутились и отправили собственную делегацию во главе с Савонаролой. Одновременно они изгнали Пьетро из города. Когда Карл вошел во Флоренцию и предъявил ей неразумные требования, опять вмешался Савонарола, и в результате флорентийцы стали союзниками Франции. После ухода Карла и его войск из города авторитет Савонаролы так возрос, что флорентийцы обратились к нему за советом о выборе формы городского управления. По его рекомендации они избрали республиканский строй и предприняли меры для восстановления хозяйственной жизни города. Он также посоветовал продать золото и серебро для оказания помощи бедным.

Именно в этот период реформаторская программа Савонаролы принесла наибольшие плоды. Его часто изображают фанатичным и невежественным монахом, но он считал, что реформы должны основываться на знании. Поэтому под его руководством монахи в монастыре святого Марка изучали латинский, греческий, древнееврейский, арабский и арамейский языки. Но он был также убежден, что роскошь и все другие вещи, которые так ценят богатые, не имеют никакого значения и что пристрастие к ним лежит в корне всех пороков, которые он порицал. Поэтому по его инициативе периодически проводились сожжения "суетных вещей". На главной площади сооружалась большая деревянная пирамида, под которую закладывались охапки соломы и дрова, посыпанные порохом. По бокам пирамиды люди раскладывали свои "суетные вещи" - одежду, драгоценности, парики, дорогую мебель и тому подобное. Затем под пение с торжественным шествием все это сооружение поджигали. Эти большие костры как бы заменяли запрещенные костры масленицы.

Падению Савонаролы способствовали политические обстоятельства. Александр VI, один из самых неудачных пап за все времена, заключил союз против Франции, в который вошли значительная часть итальянских и германских государств, а также Испания. Флоренции было выгодно присоединиться к папским сторонникам. Но Савонарола считал необходимым соблюдать верность обещаниям, данным Карлу VIII. Папа предпринял ряд резких мер в отношении сначала Савонаролы, а затем и всего города. Многим флорентийцам стало ясно, что из-за упрямства их проповедника, не желающего нарушать слово, они теряют значительную часть рынка сбыта.

Особенно сильное сопротивление Савонароле и его политике оказывали зажиточные граждане города. А его сторонники все увереннее считали, что он - пророк, и требовали от него чудес. Когда что-то из его предсказаний сбывалось, они еще больше превозносили его. Но когда он не совершил чудес, которых от него ждали, они тоже выступили против него.

В конце концов толпа ворвалась в монастырь святого М арка. Савонарола не стал защищаться и не позволил своим друзьям вступиться за него с оружием в руках. Толпа схватила его, избила и передала властям, которые этого как раз и добивались.

Теперь надо было найти основание для обвинения. Его несколько дней пытали, и самое большее признание, которое палачи смогли вырвать у него, заключалось в том, что он не может предсказывать будущее, на что, впрочем, он никогда и не претендовал. Для участия в суде папа направил своих легатов, и они тоже пытали Савонаролу. Они добились всего лишь "признания", что он намеревался обратиться к собору. Отказавшись от надежды выдвинуть какие-то конкретные обвинения, судьи в конце концов решили осудить Савонаролу и двух его ближайших помощников как "еретиков и схизматиков", не уточняя природы их ереси. Для совершения казни они обратились к "мирским палачам", так как церковь убивать не должна. Единственное снисхождение к ним выразилось в том, что их сначала повесили, а затем уж сожгли. Все трое смерть приняли мужественно.

Уиклиф.

Мы увидели, что в реформаторских намерениях концилиаристов основной упор делался на нравственные и пастырские вопросы, такие как симония и абсентеизм. Но в то же самое время были другие движения, стремившиеся реформировать не только жизнь церкви, но и ее учение. Двумя наиболее выдающимися выразителями такого типа реформаторских взглядов были Джон Уиклиф и Ян Гус. Уиклиф жил во времена авиньонского папства и умер в самом начале великого раскола. Гус, которому мы посвятим следующий раздел этой главы, был осужден Констанцским собором.

О ранних годах Уиклифа известно мало. Большую часть жизни он провел в Оксфорде, где был известен своей эрудицией и безукоризненной логикой мысли, но не чувством юмора, которое у него полностью отсутствовало. В 1371 году он окончил университет и поступил на королевскую службу. Сначала он выполнял дипломатические миссии, а затем стал известным полемистом. Все это происходило во времена авиньонского папства, служившего интересам Франции. Поэтому английские власти благожелательно относились к аргументации Уиклифа о природе и границах владычества и власти. По его взглядам, вся законная власть исходит от Бога. Но эта власть должна строиться на примере Христа, Который пришел, чтобы служить, а не чтобы служили Ему. Власть, используемая в интересах правителя, а не тех, кем он управляет, - не истинная власть, а ее узурпация. То же самое относится к власти, пусть даже законной, которая выходит за пределы своих полномочий. Таким образом, нельзя считать законной любую так называемую церковную власть, которая собирает налоги ради собственной выгоды или вмешивается в дела, выходящие за рамки духовных вопросов.

Естественно, такие взгляды находили понимание гражданских властей в Англии, постоянно конфликтовавших с папством именно по вопросам налогообложения и мирской власти пап. Но Уиклиф относился серьезно ко всему, что он говорил, и вскоре логика подвела его к утверждению, что сказанное им о церковной власти распространяется и на власть гражданскую. Ее тоже надо оценивать по тому, как она служит подданным. В результате Уиклиф потерял поддержку тех, кому раньше нравилась его прямота.

К этому времени его позиции стали еще более радикальными. Позорные перипетии великого раскола придали ему новые силы, и он начал учить, что истинная Церковь Христа - не папа и не видимая иерархия, а невидимое Тело, состоящее из людей, предопределенных для спасения. Эту мысль он позаимствовал у святого Августина Гиппонского. Точно знать, кто именно предопределен, невозможно, но кое о чем можно судить по плодам, которые производит человек, и такого рода суждения подводят к выводу, что многие церковные иерархи предопределены не к спасению, а к погибели. В конце жизни Уиклиф заявил, что папа, по всей видимости, тоже лишен спасения.

По мысли Уиклифа, Писание действительно принадлежит церкви и только церковь может правильно истолковывать Библию. Но церковь, которой принадлежит Писание, состоит из предопределенных, поэтому Библию надо вложить в их руки на их собственном языке. После смерти Уиклифа его последователи, воспринявшие этот призыв, позаботились о переводе Библии на английский язык.

Но наибольшие споры из всех теорий Уиклифа вызывало толкование им присутствия Христа в обряде причащения. В 1215 году IV Латеранский собор утвердил учение о пресуществлении. Уиклиф отвергал его, усмотрев в нем отрицание принципа, проявившегося в воплощении. Когда Бог соединился с человеческой природой, божественная природа не уничтожила человеческую. Равным образом, в обряде причащения тело Христа действительно присутствует в хлебе, но не уничтожает его. Тело Христа присутствует "евхаристическим", или "таинственным" образом. Но остается и хлеб.

Эти взгляды противоречили официально принятому догмату церкви, поэтому в Оксфорде, куда он вернулся, когда его популярность у гражданских властей пошла на убыль, многие объявили его еретиком. Некоторое время его держали под стражей, но он пользовался таким авторитетом, что вскоре ему разрешили продолжить писать и заниматься богословскими вопросами.

Наконец, в 1381 году он удалился в свой приход в Люттерворте. Тот факт, что у него был приход и что он получил его от короны в знак благодарности за оказанные услуги, свидетельствует о размахе в церкви злоупотреблений, порицавшихся реформаторами. Даже такой горячий приверженец реформ, как Уиклиф, жил в Оксфорде на доходы от церковной должности. А позднее, когда ему понадобились деньги, он поменял эту должность на менее доходную, получив разницу.

Уиклиф умер от апоплексического удара в 1384 году. Его похоронили в освященной земле, так как умер он в церкви. Но позднее Констанцский собор осудил его, и его останки были выкопаны из могилы и сожжены. Прах его бросили в реку Свифт.

Ян Гус.

Его лидером был Ян Гус - известный проповедник и ученый, ставший в 1402 году ректором Пражского университета. Как ректор и ведущий служитель расположенной неподалеку Вифлеемской церкви, он отстаивал реформаторские идеи, сходные с теми, которые предлагали концилиаристы того времени. Он не имел в виду изменение традиционных учений церкви, он хотел лишь привести христианскую жизнь, прежде всего жизнь духовенства, в соответствие с ее высшими идеалами.

Сочинения Уиклифа в Богемию привезли чехи, учившиеся в Англии, - король Ричард II был женат на богемской принцессе. Эти сочинения произвели в университете сенсацию, хотя поначалу споры касались в основном особенностей философских взглядов Уиклифа. В университете существовало две группировки - немецкая и чешская, и вскоре это разделение отразилось на отношении преподавателей к философским концепциям Уиклифа - чехи принимали их, а немцы отвергали, ссылаясь главным образом на то, что они устарели. Затем немецкие ученые привнесли в дискуссию новую тему, касавшуюся ортодоксальности взглядов Уиклифа, поставив тем самым чехов в трудное положение, так как им пришлось защищать сочинения человека, чьи богословские концепции внушали сомнение и с которыми они сами были не вполне согласны. Гус, например, отстаивая право ученого изучать и обсуждать работы Уиклифа, признавал свое несогласие с ним в вопросе о присутствии Христа в обряде причащения и заявлял о своей приверженности учению о пресуществлении. В конечном счете при поддержке короля Богемии чехи одержали верх, а немецкие учителя ушли из Праги и основали свой университет в Лейпциге. Перед уходом они заявили, что делают это только потому, что Прага стала рассадником ереси, прежде всего - уиклифовской. Таким образом, дискуссии о взглядах Уиклифа способствовали созданию представления о чехах как о еретиках.

Собор в Пизе попытался положить конец великой западной схизме, но в результате появилось три папы. Богемия поддерживала пизанских пап - сначала Александра V, а затем Иоанна XXIII. Архиепископ Пражский, враждебно относившийся к Гусу, добился от папы принятия эдикта о предании анафеме трудов Уиклифа, а также о разрешении проповедовать только в соборах, приходских церквах и монастырях. Поскольку Вифлеемская часовня не подпадала ни под одну из этих категорий, папский эдикт практически принуждал Гуса к молчанию. После глубоких размышлений Гус решил не подчиняться и продолжал проповедовать. В 1410 году его вызвали в Рим, где он должен был ответить за этот и другие акты неповиновения. Он отказался явиться в Рим и в 1411 году был отлучен от церкви. Но он пользовался поддержкой короля и народа Богемии, поэтому папский приговор особых последствий не имел.

Конфликт с пизанским папством привел Гуса к более радикальным взглядам. Прежде всего он пришел к выводу, что недостойному папе подчиняться не следует. Он не ставил под сомнение законность избрания пизанских пап. Сомнения у него вызывал их авторитет, так как было ясно, что они действуют в собственных интересах, а не в интересах церкви. Он пришел также в выводу, что высшим авторитетом обладает Библия, сверяясь с которой следует оценивать действия как папы, так и любого другого христианина. Нельзя повиноваться папе, который не повинуется Библии.

До сих пор Гус не говорил почти ничего, с чем не согласились бы наиболее радикальные концилиаристы. Но затем Иоанн XXIII объявил о походе на Неаполь, руководствуясь главным образом политическими соображениями, и решил финансировать его за счет продажи индульгенций. Гус, купивший индульгенцию двадцать лет назад, затем пришел к выводу, что дать прощение может только Бог и что продажа принадлежащего только Богу означает узурпацию. В данном же случае его возмущало, что ради удовлетворения своих амбиций папа объявляет священной войну между христианами.

Король, нуждавшийся в поддержке папы Иоанна, приказал Гусу молчать. Но к тому времени его взгляды были уже широко известны, и происходили выступления протеста против угнетения чешского народа папством. Иоанн XXIII еще раз отлучил Гуса от церкви, и на этот раз реформатор, не хотевший втягивать в полемику весь народ, оставил Прагу и свою кафедру и удалился в сельскую местность, где продолжил писать сочинения о необходимости реформации. Там он узнал, что в Констанце собирается большой собор, что император Сигизмунд приглашает его выступить на нем в свою защиту и выдает ему для этого охранное свидетельство.

Собор обещал стать зарей нового века церкви, поэтому Гус не мог отказаться от приглашения. Возможно, думал он, ему удастся внести свой вклад в реформацию, которую начнет проводить собор. Но по прибытии в Констанц он убедился, что Иоанн XXIII намеревается судить его сам, а не на соборе. Гуса привели в папскую консисторию и приказали покаяться в ереси. На это он ответил, что с удовольствием покается, если кто-нибудь докажет ему, что он еретик. После бурной беседы его стали держать под арестом, сначала в его собственной резиденции, затем в дворце епископа и, наконец, в кельях различных монастырей. Император заявил протест в связи с неуважением к его охранному свидетельству. Но, поняв, что позиция Гуса не встречает отклика и что его могут счесть сторонником еретиков, он предусмотрительно умыл руки.

5 июня 1415 года Гуса привели на собор. За несколько дней до этого сбежавшего из города Иоанна XXIII под арестом привезли назад. Появилась надежда, что собор отнесется к Гусу как к противнику Иоанна и снимет выдвинутые против него обвинения. Но собор, как и император, хотел выглядеть стойким защитником ортодоксальности. Поэтому Гус предстал перед собором в цепях. Его организаторы хотели, чтобы Гус покорился собору, и заявили, что ему надо просто покаяться в ереси. Он ответил, что никогда не придерживался учений, в которых его обвиняют. Они повторили, что ему надо просто покаяться. Но этого Гус сделать не мог, ибо тем самым он признал бы еретиками не только себя, но и своих чешских друзей и последователей. В конце концов, убедившись, что честного суда от присутствующих добиться невозможно, он заявил: "Я взываю к Иисусу Христу, единственному всемогущему и совершенно справедливому судье. Предаю свое дело в Его руки, так как Он судит каждого на основании не лжесвидетельств и неверных советов, а истины и справедливости". Его отвели в тюрьму, где уговоры продолжились, так как организаторы собора ставили целью отречение, которое укрепило бы его авторитет, а не вынесение приговора, который побудил бы многих усомниться в его мудрости.

Наконец, 6 июля Гуса привели в собор. Там его одели в священнические одежды, которые затем с него сорвали. Голову обрили, чтобы лишить тонзуры, и надели на нее бумажную корону с изображением бесов. По пути к месту казни его провели мимо костра, в котором пылали его книги. Уже привязав Гуса к столбу, ему в последний раз предложили отречься, но он опять отказался.

Затем он вслух помолился: "Господи Иисусе! Ради Тебя принимаю эту жестокую смерть.

Прошу Тебя о милости к моим врагам". Слышно было, как перед самой своей смертью он пел псалмы.

 

Нестяжатели

15-16 век-церковь окрепла материально,монастыри были центрами мат богатств.

Сыграло вероучение что заупакойные молитвы явл условием спасения христианина пусть даже во грехе. Богатые люди завещали монастырям свое богатство.

Игумены монастырей и церковная иерархия смотрела поразному на это

Иосиф Волоский ввел устав для монахов. У монаха нет собственности-келия, иконы.

Безукоризненное послушание. Иосиф Волосский считал, что монастыри должны быть богатыми. Тогда монастырь может благотворить бедным. Нищий монастырь не сможет выполнять этой задачи. И у Иосифа это работало. У Иосифа нашелся противник-Нил Сорский. Он выступал за нестяжательство -иначе монастыри забудут слова Христа. Он пошел дальше Иосифа в том, что считал, что монастыри должны быть отделены от государства. Деятельность Гос. властей была на стороне Нила Сорского, т.к. не хотели чтоб монастыри влияли на гос. политику. Серьезнее разногласия были с теми группами христиан, кто критиковал учение православной церкви.

 

Учение Матвея Башкина. И Феодосия Косого.

Великий пост 1553г. Пришел на исповедь боярин Матвей Семенович Башкин и завел беседу о вере в процессе которой он стал поучать священника с призывом жить по Христу. Он ввел священника недоумения. Как учение о любви к ближнему как себе относится к тому что они держат холопов.?

Если Христос называет братьями, почему тогда накладывают кабалу и если кто-то не отдает, то почему забирают силой?

Он стал поучать священника в его обязанностей-не держать учение Христа в себе, а проповедовать людям. 

Башкин не хотел признаваться в ереси-он стал бесноваться, кричать голосами(со слов противников)…якобы он услышал потом глас Богородицы с призывом во всем сознаться и выдать единомышленников. Что Башкин и сделал.

1-Башкин считал, что Христос сын Бога, но не Бог. Т.е. троица отрицалась.

2-Он считал что причастие не заповедь, а просто хлеб и вино, а не кровь и тело Христа.

3-церковь-это не здание, а собрание возрожденных душ

4- Отрицание икон.

5- Покаяние-это не исповедь…это отречение от греха и перемена все жизни.

6-Отеческое предание отрицает в том числе житие святых.

7-Им приписывалось вольное толкование апостольских посланий.

Такое учение он принял от некого Матюшки из Литвы. Русь не осталась без влияния реформаторских идей. Башкин был посажен на пожизненное заключение.

 

Феодосий Косой-беглый дворовый человек, монашествовал в Белозерском монастыре.

Принцип единобожия был превратно понят. О Д Св. нет упоминания.

 Он считал, что Богу надо поклоняться внутренне, а не внешним образом- поклоны, крестное знамение… Церковь-отрицание церкви с иерархией, таинствами и церковной практикой.

Он призывал в храмы не ходить. Не причащаться от священников, кресты и иконы сокрушать, святых не призывать и не поклоняться их мощам, преданий не читать,

Он считал что истинное христианство не во внешней набожности а в соблюдении заповедей Христа. Он отменил ветхий завет. Тк считал что Христос отменил закон,чтоб поклоняться Богу духом. Вместо обрядов поднял нравственную заповедь-Люби ближнего как самого себя.

Его смущало, что религии стали национальной. Для властей это был серьезный выпад.

Феодосий спасся, сбежав в Литву.

 

Игумен Троицкого монастыря Артемий.

Считал,что то,что не оговорено в евангелии и апостольких учениях-исполнять не нужно.

Артемий не приследовал Новгородских еретиков-был с ними заодно. Положительно относился к латинянам. После дознания еще 4 монаха были осуждены с Артемием 1554 были отправлены в соловецкий монастырь. Артемий бежал и скрылся в Литве. Эти выпады против православия были локальными и непродолжительными и не получили массовую поддержку.

Это произошло потому:

Что это было мощью церковно гос аппарата и все подавлялось

Народ воспитывался в мощной покорности. Люди боялись репрессивных мер.

Люди были не знакомы с евангельскими истинами и не могли оценить правильно говорят проповедники или церковь.

Есть и положительные моменты:

Русь не была так изолирована от Запада как казалось. Эти нововведения просачивались через приезжающих торговцев.

 

Стригольники и жидовствующие.

Они зародились в Новгороде и Пскове. Там была особенная ситуация. Оно находится на севере с Балтийским морем Нева 72 км, река Волхов, Ладога. Балтика-туда сходились все морские пути.

Они выходили на Новгород. До Новгорода Монголо татары не дошли. Новгород обнаглел и не испытал нищеты и завоеваний. В Новгороде существовала демократическая республика. ВЕЧЕ

Народ сам принимал решения. Князь имел формальные полномочия и во время войны водил войско, а в мирное время никто его не слушал.

Могли ли гос власти влиять? Не так. И новые вероучения не могла подавить РПЦ.

Стригольники- крупное внецерковное учение. В Пскове и Новгороде. В конце 14го века.

Симония в этих местах была велика у РПЦ. Покупка церковных должностей за деньги. Ставленные пошлины…фактически покупка должностей. И это было ощутимо. 1273г уже известны факты-в небольших размеров со всех поставленных служителей снималась мзда. Борьба с симонией пошла из среды низшего духовенства.

Псковские дьяконы Никита и Карп -развратники христинской веры в Новгородской летописи 1375

Они подали голос против таинстств людьми которые получили свои должности за деньги.

Все таинства таких людей не действительны.

Они увидели отклонения от евангелия. Они стали отрицать поповщину- т.е. признавали всеобщее священство согласно 1Петра.

Всеобщее священство.

Отрицание икон.

Стали отрицать исполнение церковных обрядов.(совершение молитв по усопшим)

Отрицание крещения младенцев.(стригольники) выстригали на 3 перста волосы под ухом.

Проповедовали только на основании священного писания и отрицали предания церкви.

Они направили усилия на чистоту евангельского учения.

Они действовали в Пскове и Новгороде.

Они для молитв собирались по домам и на улицах.

Они в отличие от православных вели строгую жизнь. Они не предавались крайностям аскетизма.

Они не ссорились не мздоимствуют, не пьянствуют и хорошо знали библию. Их проповедников называют книжными. Это семена евангельского пробуждения в России.

В Новгороде власть князя ограничена поэтому стригольники чувствовали себя свободнее.

Стригольников терпели но в 1375 г против них начинаются гонения. Никита и Карп и еще один они были утоплены в р. Волхов. Но движение не прекратилось. Еще 50 лет 1380-1430г власти занимались борьбой со стригольниками. Д. Донской просил в Новгороде войска. В 1382 г войска Тохтамыша ворвались в Мск и сожгли и Д. Донской принимает решение платить дань.

Возможно это повлияло на отношение к стригольникам. Духовенство РПЦ приписывали гневу Божьему и винили стригольникам. После 1430г стригольники не упоминаются.

 

Жидовствующие.

Метрополит Филипп 1470г …

Они возникли в Пскове и Новгороде. Киевский князь Александр приехал в Новгороде он беседовал со священниками. Они ставили ВЗ выше НЗ. Кто то на них повлиял. Это учение не очень согласовалось с учением РПЦ. Они сслылались на слова Христа что он учил на отменять закон но исполнить. Жидовствующие учили что догмат о троице противоречит библии, иконы –это идолы,

Жидовствующие вели благочестивый образ жизни. Алексия и Денис протопопы были приглашены в Мск и их взяли на служение. В 1480г кончилась монголо-татарское иго.

Денису и Аллексия берут в Мск храмы и они успешно распространяют учение и слушали их великий князь…и стало быстро распространяться. Д и А не сразу открывают свои взгляды на иконы. В 1487г в Мск несколько священников напились и в пьяном виде стали срывать иконы и тут открылось что это учение не только против икон но против догматов РПЦ. Епископ Геннадий стал вести борьбу с жидовствующими. Власть же не поощряла эту борьбу . В 1490 г собрался собор.

Им руководил Иосиф Волосский. Он вынес осуждение жидовствующим. Жидовствующих казнили и пытали. Власть же пошла на попятную. В 1505 г начались серьезные гонения на жид.

На них произнесена была анафема. Часть жид. Была сожжена а часть была сослана в монастыри.

Оставшиеся собирались в тайные кружки…они досуществовали до 70х годов 20го века.

В этот период 14-16веков на Руси возникали люди которые предпочитали еванг учени учению официальной РПЦ. Большинство этих учений было навеяно учением запада из-за торговых путей. Эти учения имели общие черты выведенные из евангелия и апостольских посланий.

Отрицание икон

Крещение как сознательное обращение к Богу.

Отрицание обрядов

Обращение к библии как богодухновенному писанию

Отрицание предания.

 

Эти движения не были свободны от специфических взглядов

Отрицая поклонение святым они отрицали догмат о троице…

Они не получили своего распространения. Это было предтечей духовного побуждения.

 

ЕХБ в период 1941-1945

Ст29-41г –период жесточайших гонений на церковь. С 1939 года было объявлено, что у СССР нет лучшего друга чем Германия, что там социализм, хоть и национал, что там соц. партия, что там красный как и у нас флаг, и вожди. 28 сент. 1939 был заключен о дружбе с Германией.

Когда 2 преступника сходятся вместе, то они что-то не поделят. 22 июня 44г Германия напала на СССР. Была вручена нота советскому послу в Германии. 3 претензии Германии.

-СССР подтянул свои войска к границам Германии

-СССР сближается с странами –врагами социализма Англией и США

-СССР создал Коминтерн

Положение Ев церквей нельзя рассматривать в отрыве от политике нацистов.

Фактор при помощи которого можно привлечь на свою сторону население СССР-это религ фактор.

Оккупанты баллансировали между 2 мя противоположностями.

-между рассовой теорией(люди-немцы,англичане,итальянцы,потом-недочеловеки-славяне,нелюди-животные-евреи и цыгане)

-христианство не знает различий меж людьми(все имеют бесценную душу,за кого умер Христос)

Нацизм и христианство диаметрально противоположно. Основателями христианства были евреи.

Но фашистам пришлось пойти на сотрудничество с оккупированным населением СССР.

Еще до войны в 37 году была подготовлена записка о результатам антирелиг. работы-что работа не повлияла на религ. людей-большинство осталось верующими.

В оккуп. областях немцы начали проводить агитацию за открытие разных церквей.

Немецкие власти демонстрируют благоприятное отношение к религии. Но это был тактический шаг. Но в будущем фюрер заявлял, что христианство –это не меньшее зло, чем коммунизм.

Наряду с поддержкой религ движения предусматривалось их дробление с целью недопущения консолидации их руководящих элементов. Чтоб религия не стала объед фактором населения СССР

11апреля 1942г Гитлер заявил о том что в каждой деревне нужно иметь различные даже шаманские культы. Они подогревали это. ЕХБ оказались в более выгодном положении чем РПЦ

Как силу протводействующую РПЦ.

Гитлер не опасался ЕХБ. В этом деле считал он нельзя ломать через колено. Он ждал когда религии сами сгниют изнутри. Он считал чтоб поддерживать малые церкви и не поддерживать крупные церкви.

Он хотел внедрять сеть агентов в церкви ЕХБ. В июле 41 г. Гитлер запрещает военным поддерживать религ. течения- это не их дело. Но немцы помогали строить и реставрировать храмы. Восстанавливать священников, проповедников в их должностях, из тех кто сидел за религ. убеждения. В тех местах, где отсутствовали мол. Дома там верующим передавались клубные, колх. и обществ помещения. Еваг. верующие были в более выгодном положении.

Был всплеск религ активности. Советсткие партизаны и НКВД давали этому другую трактовку.

Быть неверующим опасно, но лучше назваться верующим и принимать мнимое участие в религ. культе. Это было не убедительно. Религ. пробуждение шло не сверху, а снизу.

Молитвенные дома были переполнены.

Народ ждал евангельской проповеди-был духовный вакуум, однако, православные священники утратили способность проповедовать или служили по старинке. Церкви РПЦ не сильно посещались, а собрания еванг. церквей были полны и оживлены. В проповеднических кадрах Еванг. Христ. не было недостатка. Юрид. оформления деятельности Ев. церквей, то они незамедлительно получали регистрацию а иногда даже и не требовалось.-достаточно коллективного заявления верующих. Это способствовало поддержанию русских нац. настроений.

Деятельность ЕХБ была направлена на Христа, не занимаясь политикой, что вызывало нарекания советских партизан.

ЕХБ подвергались ограничениям со стороны нацистов- запрещалось проводить мероприятия вне молитвенных домов. Чтоб власти могли легко контролировать.

Нередко молитвенные дома использовались для удовлетворения нужд нацистов.

Иногда немцы закрывали глаза на активность протестантов. Возродилось движение книгонош.

Водное крещение было несколько раз в год, а полицаи обеспечивали порядок.-скопление было поразительным.

На оккуп. территориях это напоминало духовное возрождение. Противоположную точку зрения выразил Я.И.Жидков. Который работал в Мск. С 1942года союз ЕХБ возобновил свою работу.

Но это не объективная точка зрения Жидкова.

С середины 1943г это переломный момент между церковью и гос-ом.

В начале 43г в январе подняло голову русское освободительное движение генералом Власовым.

Количество желающих перейти на сторону РУА зашкалило. Сталин был озабочен, что это может выбить козыри из его рук. Советское правительство тут же признало свои ошибки в притеснении верующих и тут же снимает все ограничения для проведения богослужений.

За год до этого 42г были освобождены все руководители еванг. христиан.

Временный совет начал действовать, а партизаны получили указание не расстреливать служителей Еванг. церквей. До этого они приравнивались как пособники оккупантов.

Сталин в 43г эксплуатировал чувства народного себялюбия под маской патриотизма.

В 43г произошла знаменитая встреча Сталина с митрополитом Сергием.

Он предложил им созвать собор РПЦ, избрать патриарха, наладить выпуск периодич.

издания открыть учебные заведения. Освободили всех служителей. Открыть духовную академию и не одну. И семинарии. Дали здание под патриархии в центре Москвы и автотранспорт.

Ему нужен патриарх для демонстрации всему миру. Октябрь 44г-объединение ЕХБ в единый союз.

Рукоположение-печать святого Духа…взаимный отказ от практик которые не имеют значения для спасения. Многие плакали, что большинство проголосовали за объединение.

ВСЕХБ или ЕХБ + пятидесятников. Два раза в год стал выходить журнал Братский вестник.

Это был информационный журнал для служителей.

Стали открываться по стране молитвенные дома. По стране прошла регистрация Ев церквей. Было зарегистрировано 1500 церквей. 500 церквей на территории РСФСР. Было создано 2 совета контролировавших церкви . Союз по делам РПЦ возглавлял Г. Карпов НКВД и второй –протестантские неправославные течения… Каждый совет имел 10 сотрудников. Эти советы не имели права принимать самостоятельных решений, а только те, что спускал аппарат КПСС.

Церкви были в жестким рамках

-нельзя шефствовать над госпиталями и больницами.

-детскими домами.

- иметь неработающих пресвитеров(налог на зарплату 70%)-пресвитеры работали на производство.

Духовный подъем был, что не скрывали даже атеисты.

Церковь благодаря оккупации смогла отстоять право на существование.

Деньги положить в банк можно, а изъять для пользования нельзя.

В 51 году снова стали закрывать молитвенные дома и арестовывать верующих.

Говорили, что в 1965 году мы покажем последнего верующего по ТВ.

Писания

Существует откровение в ИХ… Что с этим сделала церковь-облекла в устную форму преданий, а затем только в книжную. И так мы получили НЗ. Это отражение Божьего откровения о опыте встречи с ИХ.

Основной источник веры- ИХ. Писание-это свидетель откровений.

Писание-самый незамутненый источник преданий. Это первый источник богословия. 1Тим3\16

2Пет1\20-говорит о ВЗ

Дух БГ вдохновляет тех кто читает писания. Дж Уэсли…

Как мы понимаем Богодухновенность писаний?

-фундаментализм-свод обязательных верований. Связан с буквализмом.

-либерализм-писание сочинил человек, поэтому в нем много ошибок.

-динамическая-вера в то что есть сотрудничество Бг. и чело-ка. Дух Бога+ чел. язык. Апостолов.

В главном- единство, во второстепенном-свобода, во всем-любовь.

Предания.

Роль предания- устный опыт.

Иуда- подвизаться за веру преданную святым…держитесь предания, завещаю вам удаляться от брата живущего не по преданию нашему.

Предания- свод учения принятого апостолами от Христа и передаваемого дальше и только потом появились письменные источники НЗ.

Практики, которые мы используем везде и повсеместно в христианской жизни были привнесены из того, что апостолы приняли и привнесли в церкви.

Библия нуждается в истолковании- нужна охрана убеждениям. 27 книг совпадает ли с апостольским преданием, символом веры, церковными практиками.

Невозможно обращаться к библии без предварительного понимания её. Верующий не появляется ниоткуда, а всегда в церкви и через церковь и понимает библию от тех кто был до него.

Община продолжает формировать подпорки для того чтоб толковать писания.

Предания- это во что верили все, всегда и повсюду. Предание позитивно сказывается на хр. опыте.

Истинное предание имело определенные рамки и параметры…не всякое предание верно.

Существуют крайности- это когда мы руководствуемся преданиями деноминаций.

Нельзя превращать учения и частные мнения в догмы.

Другая крайность-легкость освещения какого-либо исторического выражения библейской веры.

Например-американское запекание индейки на День благодарения. 2кг индейка…мы придерживаемся традиции-не более2 кг.

Как избежать крайностей? Смотреть на опыт церкви, изучать историю, чем было обосновано. Разум не может выступать в качестве независимого источника толкования библии.

Разум

Экзегезиз- из-объяснять из

Эйзегезис- класть в …

Мы должны заниматься экзегетикой.

Но разум помогает нам понять где мы занимаемся экзегезой или эйзегезой.

Логикой нельзя пересказать сущности духовного порядка.

Богословие не строится на разуме, но оно не строится без разума.

Движение должно идти от веры к пониманию…

Разум не является источником откровений, но помогает упорядочить откровения. В сочетании с преданием разум дает нам необходимое оружие для защиты от вольного толкования писаний. К Вильямс.

Он предохраняет от логических противоречий.

Дмитрий, если выпускник МСЕХ то он прослушал курс Библейских инфосистем. Это правильное утверждение, но не наоборот.

Разум помогает вырабатывать понятийные понятия в богословии.-иманентный, трансцендентный,…

Опыт

Опыт- сын ошибок трудных… Многосторонее взаимодействие между личностью и различным уровнем рельности.

Мы пережили опты обращения, встречи с ИХ, опыт покаяния…

Но опыт не может быть источником нашего богословия. Опыт –это лишь средство, подпорка к правильному богословскому заключению. Опыт-это не просто переживание, но еще и истолкование. Задача испытывать духов от Бога ли они…не всякий опыт является христианским и продиктован библией.

 

Процедура сдачи интегрированного экзамена.

    В экзаменационные билеты включены три вопроса: два вопроса выборочно из разделов библеистики, теоретического и практического богословия и специальных дисциплин, третий вопрос – конкретная практическая задача.

Вопросы из первых двух разделов даются студенту заранее для предварительной подготовки, о практической задаче студент узнает из выбранного билета прямо на экзамене.

 

    Во время экзамена студент в течение 3-х часов письменно отвечает на вопросы билета, затем в течение 30-40 минут выступает перед экзаменационной комиссией. На каждый экзаменационный вопрос необходимо отвечать в развернутой форме.

    По результатам ответа студента члены комиссии задают уточняющие и/или дополнительные вопросы, на которые студенту также необходимо ответить. После прослушивания всех студентов приемная комиссия оценивает их ответы и выносит общее решение относительно от сдачи или несдачи каждым из студентов экзамена.

    Ведется протокол заседания экзаменационной комиссии. К протоколу прилагаются ответы студентов в письменной форме.

БИБЛЕИСТИКА

Обзор Ветхого Завета, Обзор Нового Завета, Библейские инфосистемы,

Толкование Ветхого Завета, Толкование Нового Завета

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.221 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь