Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Народы и этническая история
Ларин Параске (Параскева Никитина), ижорская сказительница, проживавшая на севере Ингерманландии Древнейшим населением Ингерманландии были лопари (саамы) — древний оленный народ финно-угорского происхождения, некогда населявший всю Карелию, в том числе — Карельский перешеек. О его древнем присутствии на территории Ингерманландии остались в основном, свидетельства в топонимике края, в частности, в Ореховском уезде Водской пятины, в XV—XVII века занимавшем восточную часть Ингрии, существовал Егорьевский Лопский погост (лопь — летописное название лопарей), а также лютеранский приход Лоппи (XVII век). Затем появляются карелы, водь и чудь, позднее славяне: сперва это были кривичи, потом новгородские славяне. Наиболее ранним населением Ижорской земли, сохранившемся и поныне, можно считать народ водь: по мнению ряда исследователей памятники культуры каменных могильников на западе Ижорского плато начала I тыс. н. э. находят преемственность в средневековой водской культуре. С XII века по письменным источникам известно о проживании здесь ижор, примерно в это же время начинается земледельческое освоение Ижорского плато славянскими переселенцами. По мнению П. Е. Сорокина, с 1323 года начинается массовое заселение русскими побережья Невы. С XIII века население края обращается в православие, хотя значительные пережитки прежних верований ощущались ещё в середине XVI века. На рубеже XV—XVI веков по данным писцовой книги население Ижорской земли носило полиэтнический характер: в списках встречаются жители с прозвищами «чудин», «ижерянин», «корелянин», в основном же крестьяне носили православные имена и прозвища от них образованные. В начале XVII века на территорию провинции Ингерманландия шведская администрация начинает переселять финноязычных лютеран — эвремейсов из провинции Эуряпяя (фин. Äyräpää) и савакотов из провинции Саво, а также прибывает незначительное количество шведов и немцев. При этом, из-за притеснений шведских властей, сильно сокращается православное население, в первую очередь русское. После возвращения Ингерманландии в состав России в начале XVIII века происходит новое заселение края русскими крестьянами, в конце века начинается переселение немцев-колонистов. C запада в XVIII и XIX веке происходило некоторое незначительное переселение эстонцев. В целом этнические процессы XVIII—XIX веков характеризовались ростом доли русского населения в Ингерманландии, и сокращением доли прибалтийско-финского населения. В XX веке этот процесс усилился, и к настоящему времени на территории Ингрии водь, ижора и ингерманландские финны составляют лишь незначительное меньшинство, основное же население — русские. Финны-ингерманландцы Этническая группа финнов-ингерманландцев представлена потомками финноязычных лютеран, переселённых шведской администрацией в XVII веке с запада Карельского перешейка и из провинции Саво (восточная область современной Финляндии). По подсчётам этнографов, переселенцы из Финляндии в 1656 году составляли 41,1% от общего населения Ингерманландии, в 1671 году — 56,9 %, а в 1695 году — 73,8 %. Потомки этих переселенцев, говоривших по-фински и исповедовавших (в отличие от ижоры и води) лютеранство, составили самостоятельную этническую группу, которая стала называться ингерманландцы или ингерманландские финны. В настоящее время в границах Ингерманландии проживает около 20 тыс. финнов-ингерманландцев. Раньше из их среды особо выделялись две группы: эурямёйсет и савакот. Они отличались друг от друга по происхождению, говору, обычаям и одежде. Финны-ингерманландцы всегда были тесно связаны с городской культурой. Во время репрессий по этническому и социальному признаку в 1930-е годы, а также во время Советско-финской войны 1939—1940 годов и Второй мировой войны, их численность резко сократилась. Массовые депортации финнов-ингерманландцев в Среднюю Азию и Сибирь происходили в 1935 году, одна из наиболее массовых высылок состоялась конце марта 1942 года. В 1943 году в соответствии с соглашением между Германией и Финляндией ингерманландцы (а также ижора и водь) были выселены в Финляндию, а после перемирия с Финляндией были возвращены в СССР и расселены в центральных областях РСФСР (Калининская, Ярославская и некоторые другие). Те, кто попытался вернуться в свои деревни, были выселены вторично в 1947 году. Возвратиться в родные деревни в конце 1950-х годов удалось только части ингерманландцев, и по данным переписи 1959 года в Ленинградской области проживало 20 043 финна, в Ленинграде 3150, в Карелии 27 829, в Эстонии 16 699 финнов. В 1990 году финны-ингерманландцы получили право на репатриацию, в связи с чем около 30 тыс. человек эмигрировали в Финляндию. Сколько среди них было собственно ингерманландцев, а сколько членов их семей других национальностей — неизвестно, так как в Финляндии не ведётся учёт населения по национальности. По оценочным данным на 2002 год в Финляндии проживали 16 500 ингерманландцев. С ингерманландцами исторически связана деятельность лютеранской Церкви Ингрии (ЕЛЦИ). Водь Водь (самоназвание ва́ддялайн (водск. vaďďalain), вадьякко, водь, редк. вожане) — малочисленный финно-угорский народ в Российской Федерации, коренное население Ленинградской области. Относится к списку исчезающих народов России. По переписи 1926 года на территории Ингерманландии, включая Ленинград, води проживало 694 человека, всего в СССР в 1926 году води проживало 705 человек. По данным переписи населения 2010 года води осталось 64 человека Ижора Ижо́ра (ижо́рцы, самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн, ижор. inkeroin, ižora, ižoralain) — финно-угорский народ, в древности — основное (наряду с водью) население Ижорской земли. До середины XX века сохраняли свой язык и некоторые своеобразные черты материальной и духовной культуры (в одежде, пище, жилище и др.). В отличие от лютеран-ингерманландцев, проживавших на тех же землях с XVII века, исповедовали православие. К настоящему времени почти полностью ассимилированы, количество говорящих на родном языке — незначительно. Численность ижоры на 2010 год — 266 человек. Эстонцы До конца XVIII века, присутствие эстонцев в Ингерманландии было незначительным. Основной поток эстонских крестьян-переселенцев приходится на XIX век. Причинами переселения являлись недостаток и низкое качество земли в Эстляндии и Лифляндии. Эстонцы-лютеране создавали свои религиозные общины. Так, например в конце XIX века они насчитывали: в Гатчине — 4000, в Царском Селе и Павловске — 300 и в Стрельне — 60 прихожан. Также эстонцы присоединялись к финским лютеранским приходам ЕЛЦИ: в Марккова-Ярвисаари их было 580, Серепетта — 1154, Молосковица — 2000 человек. Самым большим в Ингерманландии был эстонский приход западно-ингерманландского пробства Тешково, насчитывавший в 1904 году 8500 прихожа
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (фин. Inkerin Evankelis-Luterilainen Kirkko) (Церковь Ингрии, ЕЛЦИ) — российская лютеранская церковь скандинавской традиции. Большинство приходов расположены на территории Ленинградской области и Карелии. Юридически создана в 1992 году, однако свою историю отсчитывает с 1611 года (года основания одного из старейших лютеранских приходов на территории Ингерманландии). История Шведский период По итогам Ливонской войны и Столбовского мира земли северо-запада России перешли под контроль Швеции. В результате значительная часть русского населения и часть обрусевших местных жителей покинула данную территорию. Пустующие земли по решению короля Швеции были заселены жителями центральной Финляндии. Здесь был организован ряд приходов, начато строительство церковных зданий. Первым, в 1611 году, был создан приход в Лемболово. Вновь созданные приходы являлись частью Церкви Швеции и в 1618 году были включены в состав Выборгской епархии. В 1639 году выборгский генерал-губернатор разделил территорию Ингрии на Ниенское и Ивангородское пробства. В 1641 году в Нарве была создана суперинтенденция, ведавшая всеми делами, касающимися поставления священников и содержания храмов. Четыре асессора при суперинтенденте представляли интересы, соответственно, финского, шведского, русского и немецкого населения. Ко времени возвращения Ингрии в состав России здесь насчитывалось 28 приходов, имевших многочисленные капелланские филиалы и разделённых на три пробства. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы