Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Период Российской империи



 

Закариас Сигнеус

В результате Северной войны территория Ингерманландии была возвращена России, при этом колонисты проявили лояльность российской власти и остались на освоенных территориях.

Часть из них (в основном жители бывшего города Ниен) была переселена в Санкт-Петербург, где в 1703 г. Пётр I позволил основать шведско-финский приход.

В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила финско-шведской общине участок в районе современного Невского проспекта, на котором была построена первая деревянная церковь во имя Святой Анны. После разделения общины в 1745 году на шведскую и финскую, финская община осталась на прежнем месте. В 1767 году финны построили церковь Святой Марии, которая стала главной финской церковью России. Помимо неё существовали отдельные приходы в финских поселениях, так что духовное окормление получало население почти 800 финских деревень.

20 июля 1819 года с целью навести порядок в евангелическо-лютеранских общинах император Александр I издал указ о создании епископской кафедры, которой подчинялись бы все евангелическо-лютеранские приходы Российской империи, и Генеральной консистории, состоящей поровну из мирян и священнослужителей. Первым президентом Генеральной консистории был назначен попечитель Дерптского учебного округа Карл Андреевич Ливен (числился на этом посту лишь номинально, поскольку указ не был реализован). Духовным главой Евангелической церкви назначался епископ, кандидатуру которого должен был утверждать император.

В январе 1820 года по приглашению императора Александра I в Санкт-Петербург приехал епископ Закариас Сигнеус из финского города Порвоо (Борго). Призвание епископа из Великого Княжества Финляндского было связано с тем, что финская церковь сохранила преемство от Церкви Швеции. При помощи архиепископа Финляндии Якоба Тенгстрёма епископ начал реорганизацию церковной жизни как Санкт-Петербурга, так и лютеранских приходов по всей России. Однако смерть Александра I помешала довести эти планы до конца. Сигнеус принимал участие в работе над новым церковным законом, но скончался до его принятия. В законе, подписанном Николаем I 28 декабря 1832 года, упоминание об историческом епископате отсутствовало.

Впоследствии основную роль в управлении Евангелическо-лютеранской церковью Российской империи стали играть немцы с сохранением автономии трех ингерманландских пробств.

Необходимо заметить, что, несмотря на существование финских приходов, отдельной лютеранской церкви для финнов не было — все приходы входили в структуру, признанную государством, что имело свои положительные и отрицательные стороны. Положительным было то, что Церковь имела поддерживаемый государством статус и государство принимало активное участие в её финансировании; с другой стороны, деятельность Церкви находилась под жёстким контролем со стороны министерства внутренних дел, которое определяло помимо места организации нового прихода и язык проповедей в нём, причём проповеди на русском языке были запрещены до 1905 года. В целом такое состояние определялось как «золотая клетка».

В 1856 году Санкт-Петербургский консисториальный округ насчитывал 224 095 прихожан, 80 духовных лиц, 164 церкви.

Советский период

 

Карта лютеранских приходов Ингерманландии
(1930-е годы)

В первые годы Советской власти отношение государственных структур к финской церкви было достаточно лояльным, что позволило финнам не только организовать собственную Церковь, но начать вести проповеди на русском языке. В январе 1919 года представители финских приходов собрались в Петрограде и сформировали Комитет финско-ингерманландских евангелическо-лютеранских общин, а в конце сентября того же года Комитет принял решение об объявлении Финской церкви Ингерманландии независимой, так как Генеральной консистории более не существовало.

Во времена НЭПа по отношению к Церкви Ингрии репрессий не проводилось, хотя её деятельность строго контролировалась.

3 марта 1921 года Российский евангелическо-лютеранский епископский совет официально провозгласил, что отныне приходы Церкви Ингрии образуют самостоятельный синодальный округ с консисторией. В Москве был организован Генеральный синод, существовавший до 1935 года, при котором позднее возник епископский совет. Его председателем стал пробст Феликс Фридольф Реландер, гражданин Финляндии, посвящённый в 1921 г. в сан епископа финских лютеранских приходов.

В 1925 году Феликс Реландер умер, а его обязанности перешли к консистории из 3 пасторов и 4 мирян. Один из этих пасторов — Селим Ялмар Лауриккала (1882—1957), настоятель прихода Ряяпювя стал председателем консистории, но епископом не именовался. При нём руководство приходами осуществлял Ингерманландский евангелическо-лютеранский Главный церковный совет состоявший по уставу из 2 духовных и 5 прочих лиц, избираемых на 3 года.

Однако такое положение сохранялось недолго. Постановлением Президиума ВЦИК от 8 апреля 1929 г. были запрещены обучение в приходах, работа с молодёжью и все виды социального служения.

C 1928 по 1935 гг. в Среднюю Азию, Сибирь и на Кольский полуостров было выселено 60 тысяч ингерманландцев. Весной 1935 г. вышел циркуляр Главного управления милиции НКВД СССР «Об очистке двадцати двух километровой пограничной полосы от кулацкого и антисоветского элемента». В результате перестал существовать Куйвозовский финский национальный район — из него выслали более 22 тысяч человек. В 1936 г. около 10 тысяч ингерманландцев переселили в Вологодскую область. В 1930-е годы все ингерманландские приходы были закрыты, пасторы и наиболее активные прихожане эмигрировали или были репрессированы, церкви и их имущество конфискованы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь