Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 40 (О всеведении Божием)



 

Желая (полнее) изобразить всеведение Божие как в твоем, так и в своем разуме, по­скольку сие весьма нужно для истинного богопочитания и для нашей пользы, еще о том тебе (рассуждение) предлагаю, дабы глубже вкоренилось в сердцах наших. Ты, как только хочешь что-либо начинать и делать, то вспомни, что Бог с тобой есть, и уже знает твою мысль, и так рассуди, соглас­но ли воле и закону Божию начинание твое, или противно. Если согласно, то в помощь Его призови и молись, говоря: «Господи, бла­гослови и помоги», — и начинай, и делай. Когда явно видишь, что это противно Ему, то удержись от того и также молись Ему, говоря: «Господи, помоги мне». Бог же, видя твое хо­тение и желание добра, и отвращение от зла, и старание, подаст руку помощи Своей. Люди, желая беззаконие сделать, ищут со­кровенных мест. Блудники и воры ночь и тьму любят. Лихоимцы и мздоимцы тайно берут мзду. Лукавцы, хитрецы, льстецы, лицемеры и злобники внутри себя скрывают зло свое, и все дела темные во тьме делают, как сыновья тьмы. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились де­ла его, потому что они злы» (Ин 3:20). Все тако­вые стараются укрыться, но обманываются бедные, ибо они от людей скрываются, но от Бога, Который есть свет, светлее всякого све­та, и свидетель их злодеяний, укрыться не мо­гут нигде и никак, так как Он везде с ними, и всякое их злодеяние видит, и в книге Своей записывает, и воздаст им по делам их. Пророк Божий вопиет к таковым: «Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «Кто увидит нас? и кто узнает нас?» (Ис.29:15). «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? — говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь» (Иер.23:24). Ты держи в уме всегда вышеприведенное слово: «Куда пойду от Духа Твоего», и прочее, — и то, что от Бога не только в доме, во тьме, в но­чи, в земле и под землей, в глубине и в аду, но и в тайне сердца скрыться невозможно, ибо «все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр.4:13). Также, когда захочешь что-либо сделать, вспомни, что Бог знает, ради чего ты хочешь это делать и для чего. Если уклоняешься от зла и творишь добро, то подумай еще, что и какая цель тебя к тому побуждает, а именно, Божия воля и честь, или своя польза, и люд­ская похвала, и тщеславие; страх Божий, или страх человеческий, — все это Бог знает. Знай точно, что все то Богу неугодно, что не ради Бога делается. Потому и от зла уклоняться, и добро творить должно ради Бога, потому что Он одно запретил, а другое повелел, одного не хочет, а другого хочет, одним оскорбляется, а другим благоугождается. И человеку, как ви­дим, неприятно то, что не ради него делается, а тем более Богу, Который тонко и совершен­но проницает дела наши и начинания. Итак, надо исправить сердце и учить его, чтобы воле Божией покорялось и волю Бо­жию любило, и ей следовало, а не своему мудрованию и похотению. Рассуждай об этом, и что творишь и начинаешь творить, то все к этому правилу прикладывай. Спасайся.

 

Письмо 41 (О пре­мудрости Божией)

 

Ныне хочу немного тебе написать о пре­мудрости Божией, или точнее, подивиться о ней. Да будет мне в том предводителем сама ипостасная Божия премудрость — Иисус Христос, «Который сделался для нас премудрос­тью от Бога» (1Кор.1:30). Премудрость Божию познаем из создания и устроения мира и дивного о нем Промысла; видим и в святом Его слове, где различно она нам представляется. Пророк поет Ему: «Все премудростью Ты сотворил» (Пс.103:24). «Гос­подь премудростью основал землю, небеса ут­вердил разумом» (Притч 3:19). Дивное смотрение ее видим в твари: нет ничего из сотворенного, что бы не было уст­роено к надлежащей цели и пользе нашей и славе Самого Творца. Для солнца устроил Творец непрестанное течение, и приближе­ние к нам, и удаление от нас: «солнце познает запад свой» (Пс.103:19), — чтобы оно то ночь, то день, то утро, то вечер делало. Заходит солнце — и оставляет ночь для упокоения нам и скотам нашим. Восходит солнце — и про­буждает нас к деланию. «Выходит человек на де­ло свое, и на делание свое до вечера» (Пс.103:23). Отходит от нас солнце на юг — и оставляет нам осень и зиму, и делается свободный путь через реки, озера и болота, морозом стянутые, и остается земля и земледельцы в покое. Зем­ля снегом, как одеянием, покрытая почивает, и готовит себя к произведению плодов своих, а земледельцы собирают в покое новые силы и ждут наступающей весны. Приближается к нам солнце — и делает весну и лето. Земля по­чившая, и напоенная влагой снежной, и луча­ми солнца согретая, производит плоды свои, одевается благоцветущими травами и подает нам, как мать сосцы свои чадам, вкушать бла­гости и щедрот Божиих, которыми обогатил ее Творец всех. Так устроила дивная премудрость Божия, чтобы все дивным Его созданием и устроением пользовались. Солнце высоко постановил Тво­рец, чтобы всю поднебесную просвещало. Тон­чайший воздух сотворил, чтобы солнце сквозь него на землю лучи свои испускало и птицы удобно по нему летали. Без воздуха невозмож­но животным жить, плодам расти, поэтому воз­дух к оживлению всего дивная премудрость Бо­жия устроила, а без воздуха все бы исчезло. Лу­ну сотворил для различения и познания вре­мен: «Он сотворил луну для (указания) времен» (Пс.103:19). Звезды сотворил для сияния в ночи и прочих причин, астрономам известных. Земля создана плотной, толстой и твердой, чтобы бы­ла обиталищем людей и скотов; плодовитой, чтобы, как мать, питала плодами своими лю­дей и скотов. Деревья насадил на земле, чтобы мы имели чем созидать дома наши и согревать их; леса и дубравы, чтобы были жилищем для зверей. Озера, реки и источники создал, что­бы напаивали нас и скотов наших. Травы на­садил, чтобы служили для врачевания немо­щей наших и для насыщения скотов наших. Огонь подал нам для устроения хлеба, варения пищи и согревания покоев наших. Так и про­чие твари устроил премудрый и благой Созда­тель наш для доброй цели; и нет такой вещи, которая не была бы создана для нашей поль­зы. Самая последняя вещь, если возьмешь ее в рассуждение, подаст тебе повод весьма удив­ляться премудрости и благости Божией, так что с пророком убедишься исповедаться Ему: «Все премудростью Ты сотворил» (Откр.4:11). Но Тот же премудрый и преблагой Созда­тель как премудро сотворил мир, так премуд­ро и промышляет о сотворенном мире, и все дивно к надлежащим целям направляет. Возь­мем здесь в рассуждение историю о святом Иосифе и удивимся дивному о нас Божию смотрению и Промыслу, о котором в книге Бытия и псалме 104 поминается. Позавидовали ему братья его, так как он весьма был любим отцом по причине своего добронравия. Ибо зависть всегда благополу­чию другого завидует и тогда исчезает, когда проходит благополучие его. Продали святую и непорочную душу в Египет. Сделался рабом в доме Пентефрия египтянина. Оклеветан не­повинный похотливой женщиной, и ввергнут в темницу, и сидел в узах праведный. В то вре­мя увидел сны дивные Фараон, и не нашлось никого, кто бы их царю рассудил и истолко­вал. Тогда поведали ему об Иосифе, искусном в таком деле, но заключенном в темнице. Из­вели из темницы Иосифа по повелению царе­ву, истолковал сны царю и предвозвестил прежде урожай, а потом голод. Познал и при­знал царь истинным толкование его, как и было оно истинным, уразумел, что в Иосифе Дух Божий живет и что он способен к управ­лению царством его, и поставил его господи­ном всего Египта. И собрал Иосиф довольно и преизобильно хлеба во время урожая, и про­питал во время голода не только Египет, но и дом отца своего. Об этом в Псалме 104-м так написано: «И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлеб­ный истребил. Послал пред ними (праотцами) человека: в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его, по­ка не пришло (во исполнение) слово его, слово Господне воспламенило его. Послал (за ним) царь, и разрешил его; владетель народов, и осво­бодил его. Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его, как себя, и старейшин его учил мудрости». Видим здесь премудрый и дивный Про­мысл Божий о рабе Своем и о людях Своих. Братья его умышляли против него зло, но Бог это обратил ему в добро, и всем людям в доб­ро, как сам же Иосиф признал это. «И сказал (братьям) Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обра­тил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт 50:19-20). При рассуждении о премудрости Божией учимся: 1) Предавать себя Промыслу Его и не вол­новаться умом туда и сюда, но ждать конца в напастях наших. 2) Учимся терпению в злострадании и но­сить крест, на нас от Него возложенный. 3) Учимся надеяться не на себя, и князей века, и прочие создания, но на Него, ибо Он один может нам помочь. 4) Учимся и сами дела наши с помощью Его направлять к доброй цели, то есть к славе имени Его святого. 5) Учатся власти подвластных, господа ра­бов, родители чад наказывать для доброй це­ли, то есть для исправления и созидания их, тело и плоть их свирепеющую сокрушать, но душу исправлять. 6) Все христиане должны внимать апосто­лу: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа вре­менем, потому что дни лукавы» (Еф.5:15-16). Рассуждай об этом и поучайся в том. Пре­мудрый и преблагой Иисус да умудрит нас во спасение наше. Спасайся.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь