Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 27 (Как относиться к подаваемому богатству, чести и славе)



 

Ты пишешь: «Что же мне делать, когда да­ется богатство, честь и слава?» Правильный твой запрос этот. Ибо многие ищут этих мир­ских сокровищ, но не обретают, а многие об­ретают, но во зло употребляют, и так не на пользу, но на вред свой ищут и обретают. А иные не ищут, но даются им. Им нужно уз­нать на примере, как их употреблять. Поэто­му я вкратце отвечаю тебе. И, во-первых, от­сылаю тебя к письмам, написанным тебе ра­нее: ты учись из них, каковы сокровища эти. Во-вторых, рассуждай о себе и познавай, что ты есть и каково твое достоинство. Пророк святой поет, или скорее плачет, о человеке: «Че­ловек, будучи в чести, не уразумел (сего), срав­нялся с несмысленными скотами и уподобился им» (Пс.48:13). Был в чести, почтен Богом человек, но не уразумел чести своей и потому уподо­бился «несмысленным скотам». Недоволен был тем, что образом Божиим почтен, но захотел Богом быть, чему быть было невозможно, по­этому и то потерял, что имел, и сыскал то, че­го не хотел; потерял красоту образа Божия и сделался безобразным и несмысленным, как животное. Рассуждай об этом прилежно и тогда будешь правильно рассуждать о богатстве, чести и славе подаваемой. Чего достоин человек, если скоту уподо­бился, разве что того же, что и скот твой? До­стоин ли богатства, чести и славы тот, кото­рый жить на земле и ломтя хлеба недостоин, как я тебе некогда писал... Что же сказать о таком, который, будучи Крещением омыт и освящен, опять испоганил себя и скотскими нравами осквернил? С таковым «случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр 2:22). Рассуждай об этом и о се­бе и тогда увидишь, что есть богатство, честь и слава для нас. Спасайся.

 

Письмо 28 (О том же)

 

Дивишься ты тому, что я тебе написал. Поверь, друг, что все это истинно: те, которые ныне недостоинства своего не познают и не признают, тогда его познают, когда вместо бо­гатства, чести и славы временных, которых себя достойными быть вменяли, будут в веч­ной нищете, бесчестии и бесславии. Тогда по­знают, что как недостойны всего того были, так и недостойно искали. Совесть их покажет им, каково их достоинство. Тогда откроется им величество Божие, которое они прогневляли, и собственная их подлость и ничтоже­ство, которого не хотели познавать и призна­вать. Увидят, как грех человека недостойным, подлым, бедным, окаянным и уничиженным делает. Ибо всякий грех величество Божие ос­корбляет. А то, что Бог подает нам блага Свои, так это потому, что благ, подает по одной Сво­ей благости и милости, даром и без всякой на­шей заслуги. А наше достоинство не иного че­го достойно, как временной и вечной казни. Возьми это в правильное и верное рассужде­ние, и тогда увидишь истину, и от сердца при­знаешь. Спасайся.

 

Письмо 29 (О том же)

 

Ныне тебе по порядку на тот же вопрос от­вечаю. Первое. Когда подается тебе богатство, то поступай следующим образом: 1) Благодари Бога, Который подает тебе, недостойному. 2) Не прилагай к нему сердца твоего, по уве­щанию пророка: «если богатство притекает, не прилагайте (к нему) сердца» (Пс.61:11), но к Богу единому прилепляйся и люби, с пророком гово­ря: «Мне же прилепляться к Богу благо есть» (Посл. ко Св. Причащению). Ибо должно лю­бить Благодетеля, а не благодеяние, и Подате­ля, а не дарование, и Создателя, а не создание. 3) Употребляй богатство не на прихоти мирские и плотские, не на богатые трапезы, дома, кареты, сосуды, одеяния и прочее, как обычай есть у миролюбцев и плотоугодников, но со страхом и смирением, как не свое, но Божие добро, умеренно и воздержано, на нужды, а не на угождение плоти. Помни, что за расход его ответ Богу отдашь: распоряди­тель ты, а не хозяин; раб, а не господин. Ибо один только Господь есть Господь имений на­ших, как и всего мира, пред Ним следует нам явиться и ответ за все отдать. 4) Снабжай нищих, убогих, храмы святые и служащих в них, училища, богадельни. Да­ется тебе богатство, чтобы и ты давал. Бог да­ет его, отдавай и ты Божие во славу Божию. Будь как рука, которая принимает и отдает. Будь строителем, а не хранителем или расто­чителем богатства. 5) Не гордись, не возносись богатством, поскольку не твое, на время оно тебе дано, на твою и ближнего пользу, и со временем отой­дет от тебя. Помни, что ты нищ и убог, как и прочие люди. Ибо все нагими рождаемся в мир, нагими и отходим от мира.

 

Второе: когда честь и сан дается тебе, вни­май себе: 1) Сан или честь христианину есть иго на­ложенное, которое должно носить во славу имени Божия и пользу ближнего. Надобно разумным и мудрым быть тому, кто хочет людьми управлять, и лучшим по сравнению с другими быть, чтобы многим пример доброго жития собою представлять, ибо все это от са­новитого требуется. Овца овец не пасет, но человек, разумом одаренный, и тьма тьму не просвещает, но свет, и слепец слепца не ведет, но видящий. Несмышленый и неисправный человек, принимающий начальство, подобен бесноватому, взявшему нож, которым и себя и других уязвляет и закалывает. С таким случа­ется по истинной притче: «слепой, когда ведет слепого, то оба упадут в яму» (Лк 6:39). Итак, надобно научиться прежде собой управлять, а потом других в управление принимать. Рас­суждай об этом. 2) Если тебе необходимо быть на почетной должности, то в ней ищи Божией чести, а не своей, и ближних твоих пользы, а не своей ко­рысти. Будь слугой рабам Божиим, а не господином, ищи их пользы, а не господствуй над ними, искореняй неправду и насаждай прав­ду. Что приказываешь им, то сам прежде ис­полняй. К наказанию, когда оно нужно, или сло­вом, или делом приступай, как благоразумные лекари к лечению, которые или жилу секут, или член какой отсекают, или лекарство дают ради того, чтобы человека излечить, а не заму­чить. Наказывай и ты подчиненного, а не гнев и ярость свою совершай. Наказывая, сожалей о нем, как о подобной тебе плоти, а не гневай­ся на него, и Божию честь, а не свою защи­щай, и его пользу смотри, а не за свою обиду мсти, но притом всегда внутри себя думай и помни, что ничем ты не лучше того, которого наказываешь словом или делом. Ибо все мы люди, всяким немощам и грехам подлежим, или падаем, или спотыкаемся, и всегда будем падать, если рука Божия не удержит нас. 3) Всегда памятуй, что тебе следует ответ дать Судии и Царю Христу о тебе самом и о подчиненных тебе, как ты сам жил и с ними поступал. Все христиане истязаны будут в день суда, но начальники особенно, ибо не только о себе, но и о подчиненных своих воздадут ответ, по Писанию: «строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилование, а силь­ные (начальники) сильно будут истязаны» (Прем 6:5-6). Рассуждай об этом и сохранишь­ся в страхе Божием и смирении. 4) Честь твоя пускай смиряет тебя более, а не возвышает, как со многими случается, так как ты такой же человек, как и подчиненные твои, а может быть, что многие и лучше тебя, как и бывает, но тебя рука Вышнего постави­ла над ними. Сходи часто умом ко гробам умерших, и они научат тебя, что ты такой же человек, как и подчиненные твои. Там уви­дишь, что все люди, начальники и подчинен­ные, равны, и где лежит раб, где господин его, где властелин, и где подвластный, узнать не­возможно. Все в равном истлении. А если там равны, то и здесь на земле живущие все рав­ны. Те же люди, без душ, там лежат, которые по земли ходили. Помни об этом и смирен бу­дешь, и благодать Божия поможет тебе. Ибо «смиренным дается благодать» (1 Петр 5:5). 5) Когда так на почетной должности бу­дешь поступать, то честь твоя большую на не­бесах исходатайствует честь.

 

Третье: Когда тебя люди славят и хвалят, то делай следующее: 1) Помышляй, что ты того недостоин, буду­чи грешником. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17), по словам Спасителя нашего, Который один всякой похвалы и славы достоин. 2) Вменяй славу и похвалу как ветер, кото­рый приходит и отходит, ибо люди часто того, которого ныне хвалят и славят, после хулят и ругают. Видишь, что людская слава суетна и, как дым, исчезает. Будь же подобен мертвому, который ни хулению, ни хвалению не внима­ет; подобен дереву, которое плоды подает, но молчит; подобен кладезю, который источает воду, и от хуления не оскудевает, и от похвалы не изобилует. 3) Что похвальное делаешь, то все приписы­вай Богу единому, Который «производит в нас и хотение и действие доброе» (Флп.2:13), потому что «без Него не можем делать ничего» (Ин 15:5). Тому одному пусть будет похвала и слава, от Ко­торого все доброе происходит. Пусть будет все­гда в памяти и устах наших слово Псаломника: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай сла­ву, по милости Твоей и истине Твоей» (Пс.113:9). 4) Ищи славы на небесах, которую обещал Бог любящим Его. Та слава — истинная, и од­нажды найденная, никогда не отходит. Вот тебе мой ответ о богатстве, чести и славе, подаваемой человеку. Ты рассуждай об этом и не сообразуйся сынам века сего, кото­рые о том все тщание полагают, чтобы здесь обогатиться и прославиться. У таковых ни ма­лейшей искры христианства нет, хотя и хрис­тианами называются. У истинных христиан все замыслы, усердие, начинания и попече­ния о вечной жизни. Они там себе наследия, богатства, чести и славы ожидают, как путни­ки, странники и пришельцы в мире этом. Ибо там их и отечество, о котором воздыхают, и ум и сердце и желание свое к нему возводят. Спасайся.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь