Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 18 (Пояснение слов: «и ближние мои вдали от меня встали» (Пс.37:13))



 

Любезный друг и брат о Христе! Написано: «и ближние мои вдали от меня встали» (Пс.37:13). Ибо белое с черным не ла­дит, тьма со светом не согласуется. И у благо­честия с нечестием непрестанная брань. Ка­кому быть там согласию, когда один на гору стремится и понуждает себя взойти, а другой под гору катится? Итак, «встали же от тебя вдали ближние», потому что ты далеко от них встал, встал же далеко, потому что не нашел в них сходного себе. От сажи и смолы удаляемся, чтоб не очерниться; и заразной болезни избегаем, чтоб не заразиться; и от прокаженных укло­няемся, чтоб и самим так же не пострадать. Потому и сказано: «выйдите из среды их и не прикасайтесь к нечистому их» (Ис.52:11; 2 Кор.6:17; Откр.18:4). Кто от таких удаляется, тот приближается к Богу, и чем ближе приближается, тем более люди от него удаляются, а чем люди более удаляются от него, тем более Бог к нему, как людьми оставленному, приближается. «Тебе предоставлен нищий; сироте Ты будь Помощ­ник», Господи Боже мой (Пс.9:35)! Должен быть нищим тот, кого люди оставляют. О Боже, в Котором все! Пусть меня оста­вят все до единого, только Ты меня не оставь! Я в Тебе все буду иметь: Ты помощь, защита, укрепление, покров, прибежище, совет мой и утешение мое. Итак, оставленный людьми, к Богу, как должно и как пишешь, прибегай. Потому что Он там находит действие Свое производить, где людей действия нет. И это первое. Второе: надобно нам скорбеть, когда Бо­га оскорбляем; эта рана таким пластырем лечится. Оскорбление Божие (о Боже! Кто мы такие? Черви, земля, прах и пепел, Твое величество оскорбляем! Не допусти впредь до сего Твоею благодатью!), оскорбление, гово­рю, Божие, скорбью по Богу исцеляется. Грех соделывает скорбь, и этой скорбью врачуется. Горькое исчадие — скорбь, но лютого своего родителя — грех — истребляет. Такова-то див­ная Божия премудрость: язва язвой лечится! «Ибо печаль ради Бога производит неизмен­ное покаяние ко спасению», — говорит апостол (2Кор.7:10). «Милость Твоя, Боже, да предварит нас во все дни жизни нашей» (Пс.22:6)! Спаси, Христе Боже, тех, кого Ты пришел спасти, и Кровь Свою пролил! Сим закончив отдавая себя ми­лости Божией, остаюсь...

 

Письмо 19 (Сочине­ние, в котором показывается, сколь великое зло есть грех)

 

По просьбе твоей посылаю тебе сочине­ние, в котором показывается, сколь великое зло есть грех, и которое слышал ты, будучи у нас в монастыре. Читай его и рассуждай.

Для человека нет ничего полезнее, чем поучаться в том, как бы грех свой узнать и признать, и за содеянные грехи, оставив их, истинное сожаление, жертву Богу — «дух со­крушенный» (Пс.50:19), приносить, а впредь против всякого греха подвизаться, и его си­лой и помощью Божией побеждать, и волю свою воле Божией покорять. Ибо этого от нас особенно Бог в Слове Своем требует. Без это­го ни молитва, ни пение, ни приношение не может быть Богу приятно. Ибо человек, пока находится во грехах, пребывает во гневе у Бо­га, потому все, что он ни делает, единою есть «мерзость пред Богом», и так от молитвы, пения и приношения его Бог «отвращается» (Ис.1:13, 15; Мих.3:4). Итак, надобно человеку оставить грехи, и жалеть, что грешил, и впредь против всякого греха подвизаться, и не допускать, чтобы им грех обладал. Обладает же грех человеком, когда человек «повинуется ему в похотях своих» (Рим 6:12). Итак, если кто блудодействует, или крадет, похищает чужое каким-нибудь образом, или на ближнего злобится и ему мстит, или льстит, обманывает, хитрит, коварствует, или проклинает, клевещет, осуждает ближнего, или иную какую неправду делает, то это знак, что таковой грехом побеждается и грех им обладает. Ибо кто кого слушает и ко­му повинуется, тот им и обладает, как апостол говорит: «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19). Так кто слушает грех и повину­ется ему, тот им и обладает, и он ему служит, по слову Господнему: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). Спросишь: как слушает человек грех и по­винуется ему? Ответ. «Из сердца человеческого исходят злые помышления» (Мф.15:18), и побуждают человека или к блуду, или к злобе и к мще­нию, или к похищению и прочее; и когда че­ловек соизволяет на это — слушает грех и по­винуется ему. Как против греха подвизаться? Ответ. Не соизволять на злое помышле­ние, и как только оно восстает, пресекать его и умерщвлять. В этом состоит весь христиан­ский подвиг. А поскольку сами по себе не мо­жем этого делать, так как весьма немощны и растленное сердце имеем, и против греха под­визаться и побеждать его — это не что иное, как собственное свое сердце, естество и са­мого себя побеждать, что для каждого весьма неудобно, как каждый может видеть, — и по­тому непременно нужна в этом помощь Божия. А чтобы помощь Божия пришла к нам и всегда нам помогала и укрепляла нас в подви­ге том, нужна частая и смиренная молитва, прошение и воздыхание. Грешить и плоти угождать так удобно, как плыть по течению реки, но против греха сто­ять, умерщвлять его и побеждать так неудобно нам самим, как против течения плыть без гребцов или паруса с ветром попутным. Плы­вущему против течения реки надобно непре­менно или гребцов, или парус с попутным ве­тром иметь, так хотящему против греха стоять, подвизаться и побеждать его, «и жить благоче­стиво во Христе Иисусе» (2 Тим 3:12), нужна си­ла Духа Святого, помогающая, укрепляющая и поощряющая. Ибо от природы всякий чело­век стремится к угождению плоти, угожде­нию воле своей, самолюбию и всякому греху; и этой склонности противиться и победить ее самому человеку невозможно. Для этого нужна, как выше сказано, усердная молитва, отвращение сердца от люб­ви к миру, частое напоминание о смерти и вечности блаженной и неблагополучной, раз­мышление о свойствах Божиих, как-то: все­могуществе, благости и величестве Его — с рассуждением, кто и против Кого грешит: че­ловек, земля и гной, против величества Божия грешит и оскорбляет Его. Такое рассуж­дение может человека устрашить, и отвратить от греха, и в истинное сокрушение привести (о чем в следующих пунктах вкратце предла­гается и объясняется, чтобы лучше понять). Также нужно чтение или слушание Свято­го Писания и прочих душеполезных христи­анских книг.

Если человек по произволению грешит, то он тяжко грешит, что в следующих пунктах познается.

1) Кто есть человек? Земля и гной. Кто есть Бог? Творец всей твари, видимых и невидимых. Как он пред Богом грешит? Воли и повеле­ния Его не хочет исполнять. Бог повелевает че­ловеку: чти отца, и мать, и все власти, не злобь­ся и не мсти, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не злословь, не осуждай, не клеве­щи на ближнего твоего, не желай чужого доб­ра, но человек этого повеления Божиего не слушает, и стоит упорно против Бога и Созда­теля своего, и заповеди Его святые, которые Он «заповедал твердо хранить» (Пс.118:4), бес­страшно и дерзновенно нарушает. И, что див­но, или скорее сожаления достойно: тот же грешник повелений царя земного или госпо­дина своего не дерзает преступать, но Бога, Царя царствующих и Господа господствующих повеления бесстрашно преступает!.. Смотри и рассуждай, человек, как тяжко согрешаешь, ибо что царь или господин высо­кий пред Богом? Как ничто, ибо все люди — «земля и пепел» (Сир 10:9). Бог один всеми обла­дает; ради Него и царю, и господину, и всякой власти повиноваться должно. Похвально, что царя и господина твоего слушаешь, но безза­конно и безбожно то, что не слушаешь Бога, пред Которым и царь, и господин, и всякая власть колена преклоняет. Ибо что сие есть, как почитать создание более Создателя и че­ловека — более Бога?

2) Бог наш на всяком месте есть, как вез­десущий и все исполняющий, и все, что ни делается, пред святыми Его очами делается. Так и святые Его заповеди пред очами Его на­рушаются. Кто дерзнет пред царем земным или господином своим бесчинствовать? Разве только безумный. Ты же, человек, дерзаешь бесчинствовать пред величеством Божиим, разоряя закон Его святой, и не воздаешь до­стойного почтения бесконечной святости Его! Видишь, как тяжко согрешаешь Господу Богу твоему. О, если бы человек рассуждал, какую он досаду и оскорбление благости Божией этим делает и своей душе пагубу причиняет, то от всякого греха со всяким прилежанием отвра­щался бы, трепетал и за прошедшие неутешно бы плакал и рыдал. Но, ослепленный злобой дьявольской, он того не видит и не замечает. Итак, перестань, человек, закон Божий пред Богом разорять, дабы не познать на себе праведный Его суд и не вкусить законной клятвы, которая временной и вечной казнью грешника поражает. Бережешься пред госпо­дином и властью твоей бесчинствовать, тем более должно пред величеством Божиим вез­десущим беречься, опасаться, бояться и бла­гочинно поступать. Господи! Открой очи наши сердечные, да увидим страшную славу Твою, и воздадим славу страшному и святому имени Твоему.

3) Бог небо, и землю, и весь мир, и тебя, человек, во всемогущей руке Своей содержит; Ему Ангелы со страхом поклоняются и волю Его исполняют со всяким усердием; Его демоны и весь ад трепещут, ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19); пред Ним «земля трясет­ся» (Пс.67:9), море бежит и реки возвращаются вспять (см. Пс.113:3); и вся тварь Ему служит и повеление Его исполняет. Ты же, человек, столь страшного Бога не перестаешь прогневлять и раздражать! Великое твое бесстрашие, дерзновение и неистовство — раздражать То­го, у Которого в руке жизнь твоя и смерть твоя, Который может тебя в самом грехе в ад низринуть!

4) Человек, согрешая, великую неблаго­дарность Богу показывает. От кого бытие свое, человек, имеешь? От Бога. От кого тело и душа твоя? От Бога. От кого весь состав твой? От Бога, как Да­вид поет Богу: «состав мой от Тебя, Боже» (Пс.38:8). Не создал тебя Бог скотом, зверем, пти­цей, рыбой, деревом и прочей бездушной и бессловесной вещью, но создал тебя челове­ком, душой разумной почтил тебя. От кого получаешь пищу, питие, одежду, дом и прочие блага? От Бога. Чей свет, солнце, луна и звезды тебя про­свещают? Божии. Чья вода напаяет и омывает тебя? Божия. Чей огонь согревает тебя и варит пищу те­бе? Божий. Чьи облака кропят тебе воду? Божии. Чьи скоты, птицы, рыбы, деревья, травы нуждам твоим служат? Все Божие. Кто различные плоды земле повелел при­носить, и ради кого? Бог, ради тебя. Кому вся прочая тварь повелением Божиим служит? Тебе. Ибо не ради себя тварь Божия служит, но ради нас. Не себе солнце, звез­ды сияют, но нам. Не себе земля плод прино­сит, но нам; и прочее. Также и не ради Бога, ибо Бог не требует служения сего. Итак, нам все создание Божие служит, дабы мы Создате­лю приносили благодарение, хвалу, словесное служение, и служили верою и любовью. Ради кого великое то дело, то есть вопло­щение Сына Божия, совершилось? Ради кого Он в мир пришел, родился Плотью, постра­дал и умер? Ради тебя, и меня, и всякого чело­века. Ибо Бог «на лица не смотрит» (Втор 10:17; Лк 20:21), но ради каждого человека, ради те­бя и меня, и ради всех, в мир Сына Своего по­слал, дабы все Его благодатью спаслись. Итак, ради кого Он родился, пострадал и умер? Ради тебя и меня, человек. Кому небо со всем сокровищем отворил смертью Своей? Мне и тебе, человек. Итак, если человек грешит и беззаконни­чает, то всеми этими Божиими благодеяния­ми пренебрегает, и Богу, Благодетелю своему, весьма неблагодарным является, и Его сильно оскорбляет, прогневляет и раздражает; и де­лает так, как тот, который ругает и поносит благодетеля своего, человека, который его питает, одевает и сохраняет. Великое безумие и неистовство наше, что мы Того, от Кого все, и бытие свое, получаем, раздражаем и огорчаем. Многие люди, и даже животные, благодетелям своим благодарны бывают: пес почитает господина своего и пи­тателя своего, это и о самих зверях читаем в историях. Но грешник окаянный так осле­пился, что Бога, Творца своего и высочайше­го Благодетеля не почитает (ибо без любви и страха Бога почитать невозможно), но всегда раздражает Его, потому бывает хуже и самого скота и зверя, хотя и разумом одарен. Такая его неблагодарность и благодеяние Божие, им презренное, обличит его в день Суда, и собст­венная его совесть против него восстанет и будет терзать, обличать и мучить. Что, если бы Бог отнял у нас свет? Не блуждали ли бы мы, как слепые? Или отнял бы огонь? Не замерзли ли бы все? Или отнял бы пищу, питие и воздух? Не исчезли ли бы все? Без воздуха человек и минуты не может жить. Такое великое добро есть всякое созда­ние, что без него и жить не можем, и познаем его тогда, когда его лишаемся. Сколь великое добро — хлеб, во время голода. Сколь великое добро — вода, во время жажды. Сколь вели­кое добро — огонь, в холоде. Сколь великое добро — свет, во тьме познаем, и прочее. Но грешник, наслаждаясь этих и прочих благ Божиих, Благодетеля своего Бога не почитает, но не перестает оскорблять и раздражать. Бог человеку благодетельствует, но чело­век Бога, Благодетеля своего, прогневляет. Не прекращает Бог благотворения, не пре­кращает и человек злобы и неблагодарности. Такой слепотой бедный человек поражен! Дивная благость Божия, которая и врагам Своим благотворит! Дивное ослепление и ожесточение грешника, который ни проще­нием, ни благотворением Божиим не умягча­ется!.. Потому человек виновен в том, что Бог у него добро Свое отнимает. «Праведен Господь, и нет неправды в Нем» (Пс.91:26; Втор 32:4). Когда мы какое зло или бедствие ни терпим, сами мы виноваты, что лишаемся благ Божиих, ибо сами себя недостойными делаем, мы, которым Бог всегда хочет благотворить, хотя и недостойным, и благотворить не перестает.

5) Бог, как преблагой и человеколюбивый, весьма хочет и жаждет спасти человека и веч­но блаженным его сделать, как из всего Свя­того Писания видно, так что и Единородного Сына Своего ради спасения нашего, о люди, не пощадил, а дьявол, как противник Божий и враг наш, хочет человека погубить и в веч­ную свою погибель, от которой Кровью Сво­ею Христос избавил человека, снова ввергнуть старается, и улавливает человека в ту погибель через сласть, роскошь и грех, как удочкой. Но ослепленный человек, оставляя волю Божию спасительную, последует пагубной воли дья­вольской и хватается за грех, как рыба за удоч­ку, и стоит в грехе, и не хочет истинно каяться, и так погибель себе более, нежели спасение, избирает (ибо без истинного покаяния невоз­можно спастись), и так Бога, Любящего нашу душу, весьма оскорбляет. Смотри, человек, как оскорбляет Бога не­раскаянное твое житие!

6) Дьявол, враждуя на Создателя нашего и не имея возможности ничего сделать, устрем­ляется на человека, и через него стремится имя Божие похулить и обесчестить, и для того привлекает человека к преступлению запове­дей Божиих, дабы так презрен был Законода­тель. Человек, не понимая этого, слушает врага, разоряет заповеди Божии и преступле­нием заповедей бесчестит Заповедавшего, как апостол говорит: «преступлением закона бесче­стишь Бога» (Рим 2:23), — и так делается ору­дием дьявольским, которым имя Божие бес­честится. Так прародители в раю, послушав дьявола и презрев Бога, давшего заповедь, обесчестили Его (см. Быт 3). Так и ныне хри­стианин, презирая заповеди Божии и слушая дьявола, бесчестит Заповедавшего. Ибо как добрыми делами, в честь имени Божия тво­римыми, имя Божие славится, так злыми де­лами христиан оно бесчестится. О, как это тяжко и страшно!.. Только «про­славляющих Меня прославлю, и уничижающий Меня будет посрамлен», — говорит Господь (1Цар.2:30). Скажи, пожалуйста, не было ли бы тебе бесчестия и великой досады, если бы раб твой, тобою почтенный, презрев твой приказ, слушал врага и противника твоего? Какое мо­жет быть большее неистовство? Так делает грешник, который, презрев заповеди Господа Бога своего, слушает противника Божия — дьявола, ибо он первый противник и бунтов­щик против Создателя своего, и в то же бого­мерзкое дело человека хитро и коварно при­влек (см. Быт 3).

7) Дьявол прельщает и приводит человека к разорению заповедей Божиих, но за это и «клевещет на человека пред Богом», почему и «кле­ветником нашим» называется (Откр.12:10). Ве­лика эта кознь, лукавство и хитрость проныр­ливого духа! Прельщает ко греху и клевещет за грех, чем не иного чего, как погибели челове­ческой ищет. Боже наш, избави нас от сего лу­кавца! Человек слепой, не рассуждая об этом, хватается за грех как за нечто приятное, и от того уязвляется и погибает, как дети малые, которые хватаются неосмысленно за горящие угли, обжигаются и после болеют и плачут.

8) Как видимый неприятель, победив про­тивника и пленив его, насмехается и смеется над ним, так невидимый наш враг дьявол, пленив христианина грехом, держит его, как пленника, смеется и посмеивается над ним, и часто от греха в грех и от прихоти в при­хоть, как пшеницу, сеет и бросает то к сребро­любию, то к славолюбию, то к сластолюбию; и так запутав его в похотях мирских, как рыбу в сети держит, и смеется над ним, пока во всеконечную погибель, в которой и сам находит­ся, не ввергнет.

9) Когда грешник благодатью Божией очувствуется и начнет каяться и милости у Бога искать, тогда враг старается в отчаяние его привести, представляя ему правосудие Божие, которое всем воздает по делам их. «Та­кое, мол, и такое зло соделал ты, как же тебе спастись? Бог не примет тебя, потому что ты заповеди Его разорил. Ведь сей Праведный Судия всем воздаст по делам, Он и тебе по злым твоим делам воздаст. Зачем же тебе на­деяться и милости от Него ожидать?» — и прочее. Так пронырливый дух, как прежде грехов милость Божию представляет челове­ку, чтобы в грехи ввергнуть его, так согрешив­шему правду Божию представляет, чтобы в отчаяние привести, и так всячески старается нас погубить. Поэтому апостол увещевает нас: «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8).

10) Святое Писание страшно говорит о беззаконничающих. «Грешнику сказал Бог: «Ты поверг слова Мои назад»» (Пс.49:16-17), — то есть слова Мои, которые должен ты иметь пред собой, помнить, любить, почитать, как слова уст Моих, и по правилу их жизнь свою исправлять и проводить, ты, грешник, назад отверг и не смотришь на них. Вот что грешник делает: назад повергает слова Божии, которые должен пред собою иметь, и на них как в зер­кало смотреть, и пороки свои очищать! Еще говорит: «не представили» беззаконные «Бога пред собою» (Пс.53:5; 85:14). И еще страш­нее говорит Бог через пророка: «обратили спи­ну ко Мне, а не лицо» (Иер.42:33). То есть долж­но им, как созданию Моему и рабам Моим, ко Мне обратившись, Меня, как Создателя, Бога и Господа своего почитать, поклоняться и, тому, что говорю и повелеваю, внимать и сие исполнять, но они, беззаконники, от Ме­ня отвратились и обратились к созданию, ми­ру, греху и дьяволу, и ему угождают. Ибо кто кого слушает, тот тому и угождает. И еще называет беззаконничающих чада­ми дьявольскими. «Ваш отец — дьявол; и вы хо­тите исполнять похоти отца вашего» (Ин 8:44; 1 Ин 3:7-10). Смотри и рассуждай, человек, чей ты, хотя и имя Христово на себе носишь. Непременно ты сын того, кого нравами свои­ми изображаешь, как Господь говорит иудеям: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин 8:39). И кому ты повину­ешься и служишь, того ты и раб. Внимай это­му и рассуждай прилежно, если не хочешь с дьяволом навечно осужденным быть и в аду страдать!

11) Человек-христианин при Крещении от­рекался от сатаны и всех дел его злых и обещал­ся служить Богу «в святости и правде» (Лк 1:75), и так, оставив сатану, пристал к Богу. И Бог принял его в высочайшую Свою милость, и омыл его от скверн греховных, освятил и оп­равдал, как написано: «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). И служитель Божий крещеному говорит: «Оправдался еси, освятился еси, омылся еси име­нем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Так омытого, освященного и оправданного принял Бог в сыны Себе и сде­лал наследником небесного царствия, как о том святое Его Слово свидетельствует (см. Рим 8:17; Гал.4:7). Христианин, когда ко греху обращается и служит прихотям мирским, опять отстает от Бога и пристает к сатане и злым его делам. Ибо «никто не может служить двум господам», — говорит Господь (Мф.6:24). И тогда бывает плачь Ангелам и всем святым, которые прежде радовались о спасении и бла­женстве его. О грешник! Чем тебе не понравился Гос­подь Бог твой, что ты оставил Его? Он тебя создал и душой разумной почтил, питает, одевает и прочими благами снабжает; Сына Своего ради тебя в мир послал и на смерть предал; омыл тебя, оправдал и освятил банею пакибытия, и наследником вечного блажен­ства сотворил было тебя; и хочет в тебе, как в доме и храме Своем жить, если только увидит угодное Ему место в душе твоей. И чем тебе нравится дьявол, который хочет тебя с собою в погибель вечную привести, что волю его ис­полняешь? Ибо это его, как истинного врага нашего, есть непрестанная забота. Итак, об­ратись к Отцу твоему от Которого отошел, и повергни себя пред милосердными очами Его, исповедайся с блудным сыном: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою! Он ждет тебя, и готов принять тебя, и в лучшую одежду одеть тебя, и будет радость на небесах» и о те­бе кающемся, по слову Господнему. Скажет и о тебе милосердный Отец Небесный: «Этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:7, 10-32). Придите, о грешники! «Восплачем пред Господом, сотворившим нас, ибо Он — Бог наш» (Пс.94:6).

12) Видишь, грешник, какое тяжкое и па­губное зло — грех. Почему же тебе это зло нравится? Почему от него не хочешь отвра­титься и бесстрашно нарушаешь Божий свя­той и вечный закон, который ради того дан нам, дабы мы его в целости хранили? Разве в сердце своем говоришь: «Нет Бога» (Пс.13:1)? Или помышляешь, что Он не видит грехов и беззаконий твоих? Или думаешь, что Он не воздаст по делам праведным и грешным? Или ласкаешь себя, что Бог в грехах потерпит те­бя? Или не знаешь и не испытал еще, что есть огонь гееннский и вечная мука. Или иное что подобное мечтаешь? Все это — беззаконное помышление. Как нет Бога, Которого весь мир пропове­дует (см. Пс.18:1-7; Деян.14:17; Рим 1:20)? Как не знает грехов твоих Тот, Который дал тебе разум, очи и уши? «Насадивший ухо не слышит ли? Или Создавший око, не увидит ли? Научаю­щий народы не обличит ли» (Пс.93:9)? Как не воздаст по делам Тот, Который есть вечная Правда? Кто водами потопил беззаконных и пра­ведника в ковчеге сохранил? Кто пожег Со­дом и Гоморру беззаконные и Лота праведно­го оттуда восхитил и сохранил? Кто Израиля сквозь море провел и фараона со всем воинст­вом потопил? Кто в печи вавилонской благо­честивых отроков спас и вокруг печи нечести­вых пожег? Кто и прочих благочестивых спас и нечестивых казнил? Бог, Бог, Который всем воздаст по делам их. Он, как Праведный, и в будущем веке воздаст каждому по делам его. Будет благочестие награждено и нечестие каз­нено. Будет праведным жизнь, а грешным му­ка вечная. Если вследствие того грешить не переста­ешь, что Бог тебя еще потерпит, как терпел, то что будет, если надежда сия солжет, если далее не потерпит, если в самом том беззаконном мечтании праведно поразит? Будет и с тобой то, что с прочими случилось: то, что случилось во время потопа, или что с содомлянам, или с фараоном, или что с Дефаном и Авироном, которых живых земля пожрала (Пс.105:17; Числ.16:31), или что с Ананией и Сапфирой солгавшими, которые нечаянно пали безды­ханными (Деян 5:5, 10), или что и ныне с беззаконничающими случается. Если же по­терпит тебя далее Бог, ибо не все здесь беззаконники, по неведомым судьбам Божиим, казнятся, то более себе собираешь гнева Божия и вечной казни. О человек! «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераска­янному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бо­га, Который воздаст каждому по делам его», — говорит тебе апостол (Рим 2:4-6). Или разве хочешь испытать, что есть гнев Божий и веч­ная мука? Испытаешь, если не перестанешь грешить и не покаешься; испытаешь, но уже от нее освободиться не сможешь, хотя и усердно пожелаешь, а будешь в ней платить за все твои содеянные грехи без конца. Ибо тог­да покаяние престанет и милосердие закон­чится, тогда будет услышан голос: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк 16:25). Ныне люди или в болезни, или в темнице, или в ссылке, или в плену, или в ином чем страдают, но от этих бедствий освобождаются или прежде смерти, или смертью, но от того бедствия, болезни, воздыхания, темницы, пленения, мучения, страдания никогда освободиться не могут. Тогда пожелают смерти, но не смогут умереть. Вот куда бесстрашие и нераскаянная жизнь ведет! Потому ныне, пока еще не ис­пытал этого, познай и признай грехи твои, и оставь их, и покайся, дабы не испытать и не вкусить горести той, но получить милость от Бога, чего как себе, так и всякому от сердца желаю. Видишь, какое лютое и пагубное зло — грех, хотя его люди и любят. Берегись же, воз­любленный, его, как яда змеиного. Спасайся.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь