Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Письмо 15 (О мире, о христианском пути, об отвержении себя)
Давно я тебе не писал. Прости, виноват. Ныне пишу, и на сей картине, по силе моей, представляю тебе всего мира позорище. Смотри на него и внимай, и рассуждай о себе, как подвизаешься, дабы потом поздно и бесполезно не раскаиваться. 1) Житие наше в веке сем не иное что есть, как путь к будущему веку. На этот путь во время рождения восходим, а во время смерти его оканчиваем. И каждый живущий на земле — путник. Путь этот для иного кратчайший, как для младенцев умирающих; для иного он дольше, как для отроков и юношей умирающих; для иного и того дольше, как для мужей и стариков умирающих. Как известен нам день и образ начала пути сего, ибо все равно рождаемся, так неизвестен день, час и образ окончания его, ибо не знаем, как и когда окончим его. Внимай сему! Кончина там нас постигнет, где не чаем, и тогда постигает, когда не надеемся. Рассуждай и помни об этом. Блажен и мудр, кто рассуждает и помнит об этом. Итак, будь на пути всегда таким, каким при конце хочешь быть, и блажен будешь! Берегись греха, и в содеянных грехах кайся, как при кончине берегутся люди греха и каются. Рассуждай о богатстве, чести, славе, утехах и о прочих мира сего вещах на пути так, как при конце люди рассуждают. Молись Богу на пути, призывай Его так и милости у Него ищи так, как при конце молятся люди, и блажен будешь. Тогда, где тебя кончина ни постигнет, и как ни постигнет, и когда ни постигнет, блаженно скончаешься. 2) Если жизнь наша на земле — путь, и мы путники, «пришельцы и странники, как и все отцы наши» (1 Пар 29:15; Евр.11:13; Пс.38:13), то Отечество наше, дом наш, место упокоения нашего, наследие наше не здесь, иначе бы всегда неисходно должны пребывать здесь. Итак, почему на пути скрываем сокровища наши? Почему на пути и в странствовании ищем чести, славы и утешений? Почему мир сей как Отечество наше принимаем? Ибо не ради сокровища, богатства, чести, славы и прочих утех рождаемся и входим в мир, но ради того, что перейти на оный век, поскольку как вошли в мир сей, так и выйти из него мы должны; и как ничего в мир не внесли, так ничего и не вынесем. «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него», — учит апостол (1 Тим 6:7). И само дело показывает это. Ибо ни богатый богатства своего, ни сановитый чести своей, ни родовитый благородства своего, ни славный славы своей и прочего не выносят с собою. Кончина всех равными делает. Ибо, где лежит в земле господин, где слуга его, где сановитый, где низкий, где богатый, где нищий, невозможно познать. Потому пишется: «собирает сокровище человек, и не знает, кому соберет его» (Пс.38:7). «Оставят чужим богатство свое. При смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его» (Пс.48:11, 18). Видишь, что от путника при кончине его все отходит, и как сам нагим вошел в мир, так нагим и исходит от мира, и если бы только нагим, а не упоенным любовью мира, которая «есть вражда против Бога» (Иак.4:4; 1Ин. 2:15), и не обремененным грехами! Посему слава мира сего, честь и богатство и прочие утехи, как тень, как сновидение, как «пар», который «является на малое время и исчезает» (Иак.4:14), и превращается в ничто. Зачем же за тенью, за сновидением и паром гоняться, а истину оставлять? Зачем искать того, что сегодня или завтра следует оставить? 3) Скажут: «Ищу, чтобы было чем питаться?» Ответ. Не возбраняется это, надобно трудиться и искать, чем питаться, но справедливо. Однако собирать и богатеть в мире этом возбраняется христианам (см. Лк 12:15-31). К тому же, естество малым довольствуется: оно требует только нужного, «пропитанием и одеждою довольствуется» (1 Тим 6:8). Похоти много надобно, она недовольна тем, что имеет, но более и более желает, как тот, у кого жар внутри, всегда жаждет и напиться не может. Смотри, не под видом ли нужды мамоне угождаешь, и где пропитание предлагается, не кроется ли сребролюбие. Похоть лукава и прелестна, много вымышляет ради себя, и всегда, под видом пищи, яд душе замышляет. Помни, что ты путник. А честь, сан, слава, похвала человеческая, которой сыны века сего не менее, чем богатства, желают, для чего нужны, к чему потребны? Какая от них польза? Тело не требует их, жизнь без них сохраняется, ибо многие без славы, чести, похвалы, сана живут. Душа без всего того в оный век пойдет. Какую здесь нужду представит человек, который желает и ищет этого? Что остается сказать и признать, как не то, что «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2:16). Видишь, что желание богатства, чести, славы и прочего — это бремя, которое путников обременяет и преклоняет к земле, и не допускает, как людям, смотреть на небо, для которого все созданы и святым Крещением обновлены. О, коль многих это тяжкое бремя обременило и погрузило в бездну! Смотри, рассуждай и берегись. 4) Кто на чужой стороне скрывает сокровище? Не посылает ли его в Отечество? Кто на пути обременяет себя? Не скорее ли свергает с себя? Кто в пленении и ссылке ищет прославления? Не более ли к Отечеству воздыхает и освобождения желает? Странник ты на земле и пришелец, почему же скрываешь здесь сокровище твое? Путник ты, зачем себя обременяешь? В плену и ссылке ты, изгнанный из рая, почему ищешь здесь прославления? Почему к потерянному Отечеству не воздыхаешь, и славы не ищешь его, где честь, богатство и слава вечная, как и жизнь вечная? Знать, чужую страну имеешь вместо Отечества и путь вместо дома, если здесь много ищешь. Горе имеющим чужую страну как Отечество и путь как дом! Ибо «где сокровище их, там будет и сердце их» (Мф.6:21). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26). Какая польза человеку, если найдет временное, которого вскоре лишится, а лишится вечного, которое, будучи найденным, никогда не потеряется? 5) Душа человеческая подобна зеркалу. В зеркале, когда оно обращается к небу, — небо, а когда к земле — земля изображается, так и в душе то изображается, что любит и о чем мыслит. Любит ли мир сей и то, что в мире, славу, честь, похвалу, богатство, сласть, — это в ней изображается. Любит ли Бога и небесное царство, — это в ней изображается. А что любит душа, того и ищет, о том заботится, о том и помышляет. Так, где есть «сокровище» любимое у человека, «там будет и сердце его». А что любила душа, в мире сем живя, чего искала, то с нею, в ней изображенное, явится в оном веке. Так за человеком последуют дела, слова и помышления в оный век, и явятся на Христовом Суде пред всеми Ангелами и человеками и Самим Судией Богом; и сам человек увидит тогда, что он делал, любил, искал, о чем заботился и помышлял в мире. Надобно же душе, как нагой от Бога произошла, так нагой от греха и от любви мира сего к Богу вновь возвратиться. Прилежно рассуждай и примечай это, душа, хотящая спастись! Вот тебе путь, вообще предложенный! 6) Путь жизни здешней двоякий: тесный и широкий. Тесен путь потому, что путники, идущие по нему, окружены искушениями, бедами, напастями, скорбями, которые должно терпеть, и они волю свою пленяют, стесняют, преклоняют и покоряют воле Создателя своего и Бога. Этим путем идут люди благочестивые, богобоязненные и верные рабы Христовы, отдавшие Ему имена с сердцами своими, и «распинающие плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24); и несут каждый свой крест, Богом, Отцом Небесным, возложенный; и следуют Христу, Сыну Божию, Господу своему, понесшему за всех нас Крест и на Кресте распятому, и ведет их в Отечество небесное. Иисус, сын Навин ввел сынов Израилевых в землю обетованную, как читаем в Библии святой, а Иисус Сын Божий, явившийся на земле во плоти и пострадавший, и воскресший из мертвых, вводит верных Своих в небо — землю, «где течет мед и молоко» (Исх.33:3) вечной сладости и утешения. Примечай здесь добре, что Иисус последующих Ему, а не непоследующих вводит в небо. 7) Широкий путь потому так называется, что путники его по воле своей живут, делают, что хотят, не взирают на волю Создателя своего и Бога, не подклоняют воли своей под иго Христово, но расширяют волю сердец своих, они отвергли крест и возлюбили век сей, и несут на плечах своих иго сатанинское, грехами и беззакониями обремененное. Сюда относятся сластолюбцы, любящие роскошь, взяточники, лихоимцы, мамоне, а не Богу служащие, блудники, прелюбодеи, хищники, воры, пьяницы, ненавидящие ближних, злобные и мстители, клеветники, злоречивые, ругатели, лживые и льстецы, сквернословцы, любящие глупые речи, кощунники, скупые, немилосердные, картежники, особенно на деньги играющие, и все творящие неправду и Бога не боящиеся, и пред словами Его не трепещущие, ибо все таковые в широте прихотей своих живут. Не войди, душа моя, в совет их. «Не ревнуй лукавы и не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро засохнут и, как зеленый злак, скоро отпадут. Покорись Господу и моли Его. Не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление. И еще немного, и не будет грешника, и поищешь место его и не найдешь. Беззаконники же будут изгнаны, и потомство нечестивых будет истреблено; праведницы же наследуют землю, и вселятся в век века на ней. Уповай на Господа, и храни путь Его, и Он вознесет тебя, чтобы наследовать землю; и ты увидишь, когда будут истреблены грешники» (Пс.36:1-2, 7, 10, 28-29, 34). «Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа» (Пс.26:14). Да будет тебе «закон уст Божиих лучше тысяч золота и серебра» (Пс.118:72). «Не Богу ли будет повиноваться душа моя? Ибо от Него спасение мое. Ибо Он Бог мой, и Спаситель мой, Заступник мой» (Пс.61:2-3). Путь нечестивых широк, но в тесноту вечных мучений ведет. Смотри об этом Святое Писание, которое есть «светильник ногам нашим», нижеозначенные места (Пс.49:17-22; 51:3-9; 1 Кор.6:9-10; Гал.5:20-21; Мф.25:41-46; Откр.21:8; Ин 3:14-15; Мф.6:15; 7:23; 8:12; 18:23-25; Еф.5:5; Ис.1:31 и прочее), которые все показывают, что беззаконная и пространная жизнь в вечную пагубу ведет. Причина тому та, что таковые люди противятся воле Божией, которая «хочет, чтобы все спаслись»; и не хотят истинно каяться, чего воля Божия хочет, но последуют воле сердец своих. И Господь явно говорит: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10:38). Если же недостоин Христа, то кого достоин как не противника Его, воле которого последует? 8) Поэтому говорит Господь: «входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Почему многие ходят широким путем? Потому что каждый хочет в пространстве воли и похотей своих жить. Почему мало кто обретает тесный путь? Потому что мало кто хочет смиряться, волю свою пленять и воле Божией покорять, и терпеть то, чего тесный путь требует. Почему тесный путь «ведет в жизнь»? Потому что ходящие этим путем истинно каются, смиряются, Бога боятся, терпят и последуют Христу смирением, терпением, любовью и прочими добродетелями. Ибо Христос только последующих Ему вводит в жизнь, а не уклоняющихся от Него. Почему «пространный путь ведет в погибель»? Потому что ходящие по нему воли Божией противятся, не хотят смириться, истинно каяться, прекратить греховную жизнь и возненавидеть то, что воля Божия ненавидит. Потому говорит Господь: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). И еще: «что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк 6:46) 9) Вот тебе позорище всемирное! Видишь и совершающих путь, но не равно, и каждый к своему центру стремится. Почести и венцы принимают только те, которые тесным и прискорбным, крестным и христианским путем идут (см. 2 Тим 2:12; Иак.1:12). Апостол Христов велит нам так идти, чтобы получить: «так бегите, чтобы получить» (1Кор 9:24). На сие позорище не земной царь и сыны века сего смотрят, но Царь Небесный с избранными Своими, Ангелами и всеми святыми «взирает с неба» (Пс.10:4-5; 32:13, 15; 13:2; 2 Пар 16:9; Зах.9:1; Иер.32:19; 16:17). Взирает Царь Небесный, и хвалит только тех, которые путем заповедей Его и терпения идут, несут благое иго Его; и венцы им не увядающие, но неувядающие, и почести не временные, но вечные готовит, а с пространного пути всех отзывает, и призывает на путь тесный. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30). 10) Послушаем, христиане Небесного Царя, пока зовет, Того, Которого непременно слушать должны. Ибо если земного царя слушаем и все исполняем, что повелевает, чтобы милости его не лишиться и гневу его не подпасть, то тем более слушать должно Царя Небесного, Бога, милости Которого лишиться — явная пагуба, и гнев Которого вечной предает казни. И совратившись с погибельного пространства, войдем на спасительную тесноту, да сей теснотой в пространство вечных утешений войдем. О, пора, пора, «время действовать Господу» (Пс.118:126)! Вот путь сокращается, вот близок конец, ближе к концу подошли сегодня, нежели вчера, и не знаем, когда окончим его. Вот «Грядущий придет и не умедлит, и воздаст каждому по делам его» (Евр.10:36; Мф.16:27). Вот Архангельская труба скоро вострубит, вот скоро «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут, и все изменятся» (Ин 5:25, 28; 1Кор.15:51). Вот скоро «придет день Господень, как тать ночью, вот небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр 3:10). «Вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:7, 12). Бди и молись, душа моя, «потому что не знаешь ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф.25:13). Тогда от лица страха грядущего Судии весь мир вострепещет. Тогда цари и князья, сильные и славные, богатые и все, в мире сем чем-то великим себя почитающие, которые здесь расширяли себя в прихотях сердец своих, пожелают скрыться в пещерах и камнях. Помяни сие, о человек, и встань на путь Христов, и утвердись. Да звенит всегда в ушах души твоей глас оный: «Встаньте мертвые, идите на Суд!» «Настави мя, Господи, на путь Твой: в пути Твоем живи мя» (Пс.85:11; 118:37). Поверь, христианин, Божиему слову. Оно истинно, достоверно, солгать никак не может, так как это слово Истинного и Праведного Бога. Оно, как светильник, показывает нам, что пагубно и что спасительно. Оно достоверно объявляет, что широкий путь ведет в пагубу, а тесный ведет в жизнь, ибо пространный путь есть сатанинский, а тесный путь есть Христов. Итак, лучше тесным путем терпения и низким путем смирения в жизнь, нежели пространным путем прихотей и высоким путем гордости идти в погибель. Лучше все терпеть временно, нежели там терпеть без конца. Если бы отошедшим и в аду мучимым душам дозволено было бы возвратиться в мир сей, то они бы — без сомнения говорю — всякую тесноту и скорбь с охотой, радостью и благодарением и многие годы захотели бы проходить, чтобы только от той беды освободиться. Захотели бы богачи в самой последней нищете быть, и все терпеть. Захотели бы сластолюбцы кореньями, и зеленью, и водой, и то в меру питаться, и все терпеть. Захотели бы любящие славу в крайнем презрении, бесчестии и поругании быть, и все терпеть. Захотели бы князья, вельможи и господа у своих рабов, которых они за подножный сор, если не хуже, имели, рабами быть и им служить. Словом, каждый, находящийся там грешник захотел бы все терпеть здесь. Но никому не будет это дано. Слышали они здесь слово Божие, и не верили; увещали их, и они не слушали; исправляли их, и они не исправились; призывали их к покаянию, и не каялись. Каются же ныне, но поздно и без пользы, и вовеки будут каяться. Слышат слово: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк 16:25). То же будет и ныне ходящим по пространному пути. Итак, лучше с Лазарем, здесь терпевшим, временно терпеть, и там вечно на лоне Авраамовом упокоеваться, нежели с богачом, здесь веселившимся, временно веселиться, и там страдать в пламени вечно (см. Л к 16:19-31). Лучше здесь смириться и там вознестись, нежели здесь вознестись и там смириться. «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:14). Лучше плакать о грехах здесь, где плач полезен, и там утешаться, нежели здесь утешаться плотью, и плакать там, где плачь бесполезен. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Лучше здесь гонение, поношение, поругание, озлобление, всякое страдание терпеть, и там с мучениками часть иметь, нежели здесь гнать, озлоблять, ругать и мучить, и там с мучителями страдать. Ибо здесь все временное, краткое, скоропреходящее и легкое, а там вечное, непрекращающееся и тяжкое. Избери, душа моя, лучшее, избери легкое и краткое, да избежишь тяжкого и непрекращающегося, и получишь вместо временной скорби вечное утешение, вместо временного бесчестия вечную славу, вместо временного бедствия вечное блаженство. Ибо надобно или здесь терпеть, или там, непременно. Надобно или тесным путем идти, и идти в жизнь, или пространным идти, и идти в погибель: одно из двух всякому, живущему на земле, предстоит избрать. 11) Встретит перемена всех, живущих на лице земли, достанется всякому свой жребий. «Праведно Богу всем воздать должное — оскорбляющим и оскорбляемым» (2 Фес 1:6-10), Богу, Который «воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27): тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое», и прочее (Рим 2:6-9). Смирятся гордые и вознесутся смиренные. Заградят уста свои ругатели и умолкнут, и покроет их срам, и станут в дерзновении, и поднимут головы свои поруганные. Будут в скорби оскорбляющие, и воспримут отраду оскорбляемые. Обнищают и взалчут богатые и насыщенные, и обогатятся нищие, и насытятся алчущие, и «ищущие Господа не будут лишены никакого блага» (Пс.33:11). Будут отвергнуты изгнавшие, и будут приняты изгнанные. Восплачут смеющиеся и радующиеся с миром сим, и утешатся плачущие. Будут унижены прославляющие себя, и прославятся унижающие себя. Возжаждут и пожелают капли воды на каждый день веселящиеся, и «насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его будут напоены» (Пс.35:9) богобоящиеся и служащие Ему. Будет каждому свое. «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). «И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Тогда начнется вечность бесконечная. Одни в небе, вожделенном своем Отечестве будут без конца, после трудов, скорбей, напастей, воспринятых здесь ради благочестия, упокоеваться, радоваться, веселиться, утешаться, царствовать со Христом-Царем, а другие в аду будут также без конца страдать и мучиться с дьяволом и ангелами его. 12) Блажен и мудр, кто здесь, в мире сем живет так, как путник, как странник и пришелец, и, «не имея здесь постоянного града, ищет будущего, которого художник и строитель Бог» (Евр.13:14; 11:10). Блажен, кто от времени и временного отвращает очи и обращает к вечности и вечному, воистину блажен! Ибо таковой не будет искать на пути богатства, славы, почестей, утешения и этим, как бременем, отягощаться (ибо какая ему нужда во всем том, что скоро или не скоро на пути оставит?), но всегда к желанному своему Отечеству и городу будет возводить очи сердечные так, как странник к дому своему, как путник к цели своей, как изгнанный и пленный к Отечеству своему, как удаленный к отцу своему, как трудящийся к покою своему, как бедствующий к блаженству своему, как сидящий в темнице к свободе своей, как подвижник к чести и славе своей. «Ибо где сокровище его, там будет и сердце его» (Мф.6:21). Туда желания свои, воздыхания свои и товары свои, для этого приличные, посылать будет. Избери и держи крепко, душа моя, блаженство сие. Безумен и окаянен тот, кто в мире сем, на пути сем, в изгнании сем, пленении и странствовании сем, как в Отечестве живет, упокоевается, утешается, наслаждается и не опасается, что, во времени живя, о вечности забывает, и оставляя небо, к земле и земному, как скот, обращается и того только ищет, что чувства видят и чем утешаются. «Отврати очи мои, Господи, еже не видети суеты» (Пс.118:37). «Блажен муж, коему имя Господне служит упованием, и он не смотрит на суету и ложные волнения» (Пс.39:5). 13) Кто с пути пространного хочет сойти и на путь христианский встать (надобно же это каждому, кто хочет спастись), тому должно от злых дел отстать и обратиться к Богу с покаянием и с сожалением о том, что в пространстве воли своей жил, и волю Божию презирал, и изменить себя, и начать новую, богоугодную жизнь. На пути христианском в самом начале требуется, чтобы человек, хотящий по нему идти, отрекся от себя, ибо так научает Господь: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мк.8:34). Что значит «отвергнуться себя»? Ответ. Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, словом, злонравному от злонравия своего отречься. Так естество то же будет, но нрав иной будет. Что Бог создал, то же будет, но что человек сам сделал, то переменится; и так человек будет иной; и иной по нраву, но тот же по естеству. Повествуется, что юноша некий жил нечисто с блудницей, и, желая от того дела скверного отстать и исправить себя, удалился от нее на время. И когда почувствовал, что в нем угасла к ней похоть, возвратился в дом и, случайно встретившись с ней, молча мимо прошел. И когда на другой день вновь с ней встретился и, ничего ей не говоря, мимо шел, она ему сказала: «Ведь я такая-то. Как ты меня не узнал?» «Но я не тот», — отвечал он. Итак, будь и ты не тот, что прежде был. Перемени себя, и не тот будешь. Не ищи славы, чести, богатства и сласти мира сего; не гневайся и не мсти, когда поносят и обижают тебя; не любуйся, не услаждайся, не утешайся и не превозносись, когда хвалят тебя; не жалей и не ропщи о похищенном имении твоем, и прочее, — и не тот будешь. И это и есть: «отвергнуться себя». Тогда пойдешь тесным путем и понесешь крест свой, и будешь последовать Христу. 14) Когда человек отречется от злонравия своего и внутреннее свое состояние исправит, тогда и внешние его дела, слова и начинания исправны будут: руки не будут делать худого, язык не будет говорить худого, ноги не будут ходить на худое, уши слышать, глаза смотреть худого не будут, так как воля не будет хотеть худого, но только доброе; и так согласие доброе будет между сердцем, или внутренним состоянием, и внешними членами и деяниями их. Ибо от сердца всякое дело и слово зависит: от праведного и доброго сердца дело и слово праведное и доброе бывает. Так от чистого колодца чистые текут ручьи. Так гусли хорошие хороший издают звук. Так добрый колокол хорошо звенит. Так сосуд с ароматами добрый и приятный издает запах. Так, по слову Господнему, «дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф.7:17). 15) Истинной добродетели последует искушение. Сатана всегда восстает на Христовых рабов, и попущением Божиим то через себя самого, то через злых людей причиняет им зло. Здесь нужно каждому благочестивому терпение, и все, что ни приключится противное, безропотно и великодушно переносить, и терпением преодолевать, и это все приключающееся, как от Бога посланное, принимать, чтобы показать, что он нелицемерно Бога почитает. Так сатана посрамляется, и человек, истинно почитающий Бога, познается и венчается. Так на Иова святого от дьявола нашедшее искушение, которое он великодушно претерпел, показало, что он истинный был богопочитатель. И дьявол не нашел более чем его оклеветать, тот, который прежде клеветал и говорил: «Разве даром чтит Бога Иов» (Иов 1:9)? И так, терпением его побежденный и посрамленный, умолк. И сие-то есть «взять свой крест», то есть быть готовым к терпению всего, что ни приключится противного, даже и до самой смерти, если это нужно будет ради Бога. Что значит «нести крест свой»? Ответ: терпеть безропотно и великодушно все, что ни приключится. 16) Так носящему свой крест должно последовать Христу, как Господь сказал: «и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34). Что значит «следовать за Христом» ? Ответ. Многие несут крест свой, но не следуют за Христом. Таковы те, которые злые дела творят и страдают, как-то: злодеи, воры, разбойники, убийцы, грабители, блудники, пьяницы, и проч. Несут они крест, то есть или поношение, или биение, или узы, или ссылку терпят, или саму смерть, но не следуют за Христом. Итак, что значит «следовать за Христом»? Ответ. Делать добро, и терпеть всякое злоключение ради воли Божией, хотящей нашего терпения, взирая на Самого Христа, так пострадавшего. Христос все праведно творил, «и греха не сделал» (1 Петр 2:22), и добру учил, но всякое бедствие и злоключение ради нас терпел и страдал, «творя волю пославшего Его Отца» (Ин 4:34), «и совершая дело Его, был послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Ин 4:34; Флп.2:8). Так научил Он нас Своим примером, как подобает нам угождать Богу, то есть делать добро и злоключение терпеть, чтобы так волю Божию творить. Ибо воля Божия хочет, чтоб мы делали добро и все противное, приключающееся от сатаны, или от злых людей, великодушно сносили, и терпением преодолевали. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. И это есть учение апостольское: то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны» (1 Петр 2:19-21). Итак, если кто добро творит и страдает неправедно, и терпит ради любви к Богу и ко Христу, Сыну Божию, то есть потому, что Христос ради любви к Отцу Своему Небесному и ради любви к нам, недостойным, так пострадал и терпел, тот следует за Христом смирением, терпением и любовью, и несет крест свой, и идет тесным и Христовым путем, и идет в вечное царствие, как говорит: «кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26). Итак, видишь, что есть тесный путь. Из этого разумей, «что мало тех, которые находят его» (Мф.7:14). Видишь, что значит «отвергнуться себя, и взять крест свой и следовать за Христом». Ведай, что мало отрицающихся себя и следующих за Христом. Все хотят с Христом прославленными быть, но с Ним страждущим мало кто хочет быть. Но Христос говорит: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10:38). И еще: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38). И еще: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19). И в Деяниях апостольских написано: «многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян.14:22). Смотри, не только скорбями, но и многими скорбями входят в царствие Божие. 17) Скажут: «Мне тяжко и несносно терпеть?» Ответ. Тяжелее будет слышать: «не знаю вас, откуда вы» (Лк 13:25); «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф.25:41). Не несносно терпеть, но не хочешь терпеть. Хотящему с помощью Божией все возможно. Истинно и действительно хотящему Бог помогает, что Сам повелевает: повелевает терпеть, и помогает терпеть (см. 2Кор 6:2; Евр.4:16; 13:5-6). Чего не делают любящие ради любимых своих? Как не страдают, чтобы им угодить? Каких бед не принимают славолюбцы, чтобы суетную славу получить? Каких напастей не подъемлют купцы, чтобы временное богатство собрать? Какой опасности не подвергаются воины, чтобы царю земному угодить и ранг получить? Тебе ли несносно ради Бога твоего терпеть и так Ему угождать, обещанную вечную славу получить от Него, Который и терпеть велит, и хочет помогать тебе в терпении твоем? К тому же, Бог не попускает на нас искушения выше силы нашей. В хрустальный и стеклянный сосуд мастер ударяет легко, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким более тяжелое искушение попускается. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил», — учит и утешает верных апостол Христов (1Кор 10:13). Потому должно нам затворить уста и с молчанием терпеть все, что ни приключится, и принимать это, как от руки Господней. Помысли, христианин, как нас ради ни пострадал и чего ни претерпел Христос, Царь и Господь наш, ради нас, говорю, рабов Своих негодных, чтобы нас «взыскать и спасти погибших» (Мф.18:11)! Прочитай Евангелие, и увидишь. Не требует ли правда того, дабы и нам, рабам Его, ради Него, Царя и Господа нашего, все терпеть, и так любовью Ему за любовь Его благодарно воздать? Ибо за любовь ничем иным, как любовью воздается, которая ни в чем так не познается, как в терпении за любимого. 18) На узком пути и в крестоношении надобно с усердием молиться, чтоб Сам Бог помог в терпении. «Ибо без Него не можем делать ничего» (Ин 15:5). Спасайся.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы