Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 25 (Рассуждение о человеке)



 

Вот тебе, по желанию твоему, и о челове­ке пишу. Но поверь мне, что сколько раз о человеке рассуждаю, столько раз в великое прихожу удивление благостью и любовью Божией к человеку, так что побуждаюсь со Псаломником восклицать: «Господи! Что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человече­ский, что яко помышляешь о нем» (Пс.143:3)? Воистину дивное создание Божие — чело­век! Все создание Божие дивно, но намного удивительнее всех человек! Дивен и Промысл Божий о нем: создан он не так, как прочие твари, создан особливым советом Святой Троицы: «сотворим человека» (Быт 1:26); создан «по образу Божию и по подобию» человек (Быт 1:27). Все вещи созданные — свидетельства всемогущества, благости и премудрости Божией, но человек, кроме того, образ Божий в себе носит. Воистину прекраснейшая красо­та, любезное благолепие, высочайшее досто­инство, драгоценнейшее благородство! Ниже Бога, но выше всех созданий человек. Обра­зом Божиим почтен человек. Красиво небо, солнце, луна и звезды, и все создание Божие, но самый красивый — человек, так как по об­разу Божию созданную красоту в себе носит. Рассуждай и размышляй, сколь прекрасен Бог, несозданная и вечная Красота. «Господи Боже мой! Ты дивно велик, в славу и великоле­пие Ты облекся. Ты одеваешься светом как одеждою» (Пс.103:1-2). Отсюда несколько по­знаешь, сколь прекрасна душа человеческая, по образу Божию созданная. Ибо образ дол­жен быть подобен первообразному. Все создание подчинено человеку. «Небо и земля с тем, что их наполняет» (Пс.23:1), служит человеку, ибо ни Богу, ни Ангелам, ни себе са­мим, но единому человеку служат создания Божии. Но когда пал и погиб человек, чудным и непостижимым образом восставлен и взыс­кан человек. Сам Бог — что всякий разум и удивление превосходит, — Сам Бог ради чело­века в исполненный многими бедами мир сей пришел, и человека (о благость и любовь Божия к человеку! о честь и достоинство челове­ческое!), человека «образ принял» (Флп.2:7), по­жил на земле, трудился, болезновал, страдал и умер святейшею Своею Плотью за человека. Не послал ни Ангела, ни ходатая, но «Сам пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Так, познав милостивый, человеколю­бивый и чудный о себе Промысл Божий, ка­кой еще милости человек не сподобляется от Бога! Был осквернен, опорочен, грешен, без­законен, сын гнева, но «омывается, оправды­вается именем Господа нашего» (1Кор.6:11), делается духовным членом пренебесной Гла­вы — Иисуса Христа; причащается таинст­венно животворящего Тела и Божественной Крови Его; удостаивается быть жилищем Бо­жиим и храмом Святого Духа; сподобляется иметь общение с Отцом и Сыном Его Иису­сом Христом, «быть чадом Божиим» (1 Ин 3:1) верою о Христе Иисусе, «наследником Богу, со­наследником же» Иисусу Христу (Рим 8:17). Читай апостольские послания и увидишь, что все это и прочее приписывает Дух Святой человеку, истинному христианину. Чего еще недостает человеку? Такой великой милости, человеколюбия, чести и блаженства сподобил Бог человека!

Вот тебе о том, что есть человек и в какой он чести у Бога! О, если бы помнил и рассуж­дал об этом человек, и так бы почитал Бога, как он почтен от Бога! Если так почтил Бог человека, то кто против человека? Весь свет, весь ад и все дья­волы ничто не могут против человека. Бог в человеке и за человека. «Если Бог за нас, кто против нас?» — дерзает и вопиет Павел святой (Рим 8:31). Но что будет в будущей жизни человеку, по неложному обещанию Божию! Какое доб­ро, какое блаженство, какая честь, какая сла­ва! Как река, непрестанно потечет умом непо­стижимое и языком неизреченное вечное его блаженство. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор 2:9). Вос­сияют люди Божии, как солнце в царствии Отца Небесного; будут как Ангелы, будут как боги вторые; будут царями и господами; будут царствовать во веки веков. За это все да будет слава Отцу и Сыну и Святому Духу, так поч­тившему и возвеличившему род наш! Видишь блаженство человеческое. Но знай точно, возлюбленный, что все это бла­женство губит человек, когда оказывается Богу неблагодарным, и беззаконничает, и бы­вает ниже и беднее всякой твари. Итак, бере­гись греха, как ядовитого змия, да не лишит тебя христианского блаженства и не ввергнет в беднейшее состояние. Спасайся.

 

Письмо 26 (Почему еписко­пы и пресвитеры называются пастырями?)

 

Спрашиваешь ты у меня: почему еписко­пы и пресвитеры называются пастырями?

Ответ. Почему пастухи скота называются пастухами, потому и епископы и пресвитеры называются пастырями. Пастухи выбираются всем селом или де­ревней, чтобы пасли скот их. Так пастыри, епископы и пресвитеры избираются от Церк­ви, чтобы пасли души христианские. Пастухи пасут скот бессловесный, а пас­тыри пасут овец Христовых словесных, то есть людей, Кровью Христовой искупленных. Пастухи выгоняют скот на поле, на траву и на доброе пастбище и там питают его, а па­стыри питают овец Христовых словом Божиим и Тайнами Святыми. Пастухи стадо свое берегут и защищают от волков и прочих зверей, а пастыри стадо овец Христовых берегут и защищают от дья­вола, демонов, еретиков, суеверов и прочих врагов — душевных зверей. Пастухи, если какая скотина от стада отлу­чится и заблудится, ищут ее и в стадо загоняют, а пастыри, если какой христианин заблудится от пути истинного, стараются его обратить словом Божиим и увещанием, и присоеди­нить к стаду Христову. Пастухи пасут стадо свое на поле и в сте­пи, а пастыри пасут стадо Христово в пустыне мира сего. Пастухи пригоняют стадо свое с поля в до­ма к хозяевам, а пастыри стадо Христово от мира сего в небесную ограду ко Христу Госпо­ду предпосылают. Пастухи за труды и за то, что пасут, плату получают от хозяев, а пастыри от Христа Гос­пода за труды и за то, что пасут стадо Его, примут награду — «неувядаемый венец славы» (1 Петр 5:4). С пастухов, если какой скотины не приго­нят в дом, хозяева спрашивают: «Где моя эта и та скотина», а от пастырей, если какой хрис­тианин погибнет и не явится в небесной огра­де, спросит Христос Господь: «Где Моя такая-то овца? Где овца, которую Я тебе поручил па­сти, и ты принял в целости в Крещении? Где овца, которую Я не серебром и золотом, но Своей Кровью стяжал?» Пастух не может сказать хозяину: «Не знаю, где», потому что взял стадо, чтобы хра­нить его, и пастырь не может сказать Христу-Господу: «Не знаю, где овца», потому что стражем был стада Христова и взял стадо, что­бы хранить его. Пастух лишается от хозяина платы за по­терю скотины, а пастырь лишается от Христа награды за погубление словесной овцы, и от­дается в наказание. Пастух невиновен бывает, если не по его нерадению, но каким-либо другим образом скотина погибнет, а пастырь не виноват будет и от Христа Господа не истяжется, если хрис­тианин не по его нерадению и несмотрению погибнет, но по своему небрежению и своево­лию, то есть, когда пастырь учил, наставлял, увещевал и образ добрых дел ему показывал, но тот его, как пастыря своего, не слушал. Вот тебе, почему епископы и иереи пасты­рями называются. Итак, рассуждай об этом, и испытывай себя, пасешь ли ты стадо Христо­во по надлежащему. Отсюда следует: 1) Как разумны и учительны должны быть пастыри. 2) Какими добродетелями украшены, что­бы примером быть стаду. 3) Какую должны заботу и попечение иметь о стаде Христовом. 4) Как прилежно должны читать Святое Писание, откуда наставление и учение почер­пается. 6) Идти в пастыри должно им не столько ради хлеба, сколько ради спасения душ хрис­тианских. 6) Когда учишь людей, то старайся, что­бы тебе не сказана была притча: «Врач! Исце­ли самого себя», — и от Бога не услышал бы ты в совести твоей сказанного грешнику: «Зачем ты проповедаешь уставы Мои и держишь завет Мой во устах твоих? Ведь ты вознена­видел наставление поверг слова Моя назад» (Пс.49:16-17). 7) Лучше единому Богу угождать, нежели всему миру, и единого Бога волю творить, не­жели всех людей. Никто тебя пред Богом не защитит, когда Он тебя судить будет; скроют­ся тогда князья и вельможи, и сильные, и ца­ри, одна совесть твоя или оправдает, или осу­дит. Помни это. 8) Хорошо и людям «угождать», но «во благо» (Рим 15:2). А в противном случае лучше всему миру в ненависть впасть, нежели Божией ли­шиться милости и праведному Его подпасть гневу. Я хочу и полагаю так. Пусть меня весь свет ненавидит, если ему хочется, а только бы один Бог в милости Своей содержал. Кого Бог любит и в милости содержит, тому гнев и не­нависть всего света и всех дьяволов никак не повредит. Ибо Бог несравненно сильнее и на­дежнее, нежели весь свет. Его повелению и воле все повинуется. Рассуждай это, и углуби в сердце твоем. Спасайся.

 

Письмо 27 (Об отчаянии)

 

Слышно, что совесть твою смущают по­мыслы и влекут к отчаянию. Вот плоды гре­хов! Сладко человеку грешить, но горько пло­ды грехов вкушать. Берегись отчаяться! Отчаяние — тяжкий грех, и грех против милосердия Божия. Бог Человеколюбивый «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4). Чего же отчаиваться? Бог призывает всех к покаянию, и кающимся обещает и хочет явить милость (см. Мф.4:17; 11:28). А если грешник от грехов обратится, и в грехах кает­ся и о них жалеет, и прочих грехов бережется, этого Бог хочет, и это Ему угодно, и на такого грешника Бог милостиво призирает, и грехи ему все отпускает, и тех не поминает уже. Так Сам Бог свидетельствует об этом в Писании Святом, говоря: «Если беззаконник обратится от всех беззаконий, будет иметь жизнь и не умрет; все согрешения, какие со­творил, не помянутся ему» (Иез.18:21-22). Что утешительнее этого грешникам кающимся? Все грехи и беззакония их уже не поминают­ся пред Богом. Слава человеколюбию Божию, что Он грехов наших и беззаконий не поминает, когда от них отвращаемся и каем­ся! А поскольку грехи и беззакония кающих­ся не поминаются, то и прежняя жизнь безза­конная не вредит им. Ибо они как вышедшие из рва и ходящие по земле ровной, или как вышедшие из тьмы на свет, или как освобо­дившиеся из плена и темницы и получившие свободу. Ибо грешник, пока беззаконничает, ходит во тьме и находится как во рве погибе­ли, но, если начнет каяться в грехах и всякого греха бережется, то от всего того бедствия ос­вобождается. А что помыслы тебя смущают, это тебе по­лезно. 1) Таковые помыслы смиряют и сокруша­ют твое сердце, что для покаяния нужно. 2) Удерживают тебя от грехов, прежде бывших и прочих. Как будешь грешить, вку­шая такие горькие плоды греха? Кто не бере­жется змия, зная ядовитое жало его? Кто ка­сается огня, ведая, что он жжет и палит? Как и человек будет грешить, чувствуя, что так го­рек грех? 3) Таковые помыслы отвращают человека от мира, суеты и прелести его. 4) Подвигают к сердечной и усердной мо­литве, которая нужна христианину, и прочее.

Итак, кайся, и против отчаяния подвизай­ся, и милости Божией ожидай, только бере­гись крайне, чтобы к прежнему не возвра­титься. Сатана будет тебя всеми силами влечь к прежнему беззаконному житию, но ты стой в том, что начал, мужайся и крепись, и об этом усердно молись. Читай почаще со вни­мание и усердием: «помилуй мя, Боже», и прочее (Пс.50), и другой псалом: «Боже, в помощь мою вонми», и прочее (Пс.69). Худых компаний и дружеств уклоняйся. В монастырь не ходи. Дом твой и уединение да будет тебе вместо монастыря. Отлучайся часто от своих домаш­них и в уединении колена пред Богом прекло­няй, и падай пред Ним со смирением, и мытаревым гласом молись Ему: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк 18:13)! И еще повторяю: берегись горького отчая­ния, и берегись к прежнему житию возвра­титься, но иди тем путем, которым начал, и дойдешь до блаженной кончины и вечной жизни, чего тебе усердно желаю. Поминай и меня, грешного, в своих коленопреклонени­ях. Господь да поможет тебе во всем, Ему себя и тебя поручая, остаюсь Ваш доброжелатель, Тихон, недостойный епископ.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь