Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 21 (Что значит: «не кради»)



 

Хочешь ты от меня знать, что это слово значит: «не кради» (Исх. 20:15), и требуешь объ­яснения этого. Ответ. Краткое это слово, но широко рас­пространяется, и многие в нем погрешают: иные от невнимания и неведения, иные от бессовестности и беззаконного произволе­ния, что тяжелее первого. Итак, как распро­страняется воровство или хищение, внимай:

1) Воровство всем известное, как-то: или тайно люди обкрадывают лавки, житницы и прочее, или насильно отнимают чужое, как это делают разбойники или сильные, но бесстрашные и бессовестные люди. О таком хи­щении каждый знает, и самые грубые люди и не знающие писаний, и самые юные и малые дети. 2) Воровство и хищение — когда судьи и приказные люди по мзде, а не по долгу хрис­тианскому судят. 3) Воровство и хищение — когда помещи­ки или излишними оброками, или работами крестьян своих отягощают, поскольку отни­мают у них потребное к пропитанию и содер­жанию жизни их и их домашних. И это хище­ние лютое и бесчеловечное, хотя люди и не замечают. Бедный крестьянин целое лето тру­дится и потеет, но кормиться и одеваться ему с его домашними нечем. Один господин все пожирает. Горе таким господам! Столько они слез проливают, сколько излишнего на крес­тьян налагают. Бог, Праведный Судия, видит эти слезы и проливающих их. 4) Воровство и хищение — когда не спол­на дается или совсем не отдается плата наем­никам. И это лютое и бесчеловечное хище­ние, так как бедный обижается. 5) Воровство и хищение — когда наемни­ки, взяв достойную цену, или не работают, или лениво работают. 6) Воровство и хищение — когда слуги от господ получают жалованье или пропитание, но или лениво работаю, или совсем не рабо­тают. 7) Воровство и хищение — когда власте­лин у подчиненного удерживает или не спол­на дает жалованье, без всякой причины, и его себе присваивает. И это лютое хищение, так как бедный обижается. 8) Воровство и хищение — когда купец ху­дую вещь за добрую и дешевую за дорогую продает, или воду в вино мешает и продает как цельное вино. 9) Воровство и хищение — когда человек лошадей или иную скотину немощную и ху­дую нарочно выкармливает, чтобы за добрую продать и так покупателей обмануть. 10) Воровство и хищение — картежная игра на деньги, ибо кто выигрывает, тот гре­шит против заповеди: «не кради». А кто не вы­игрывает, тот, хотя и все имение свое, и себя самого проигрывает, также похищает волею своею, ибо желает чужого добра, и грешит против заповеди Божией: «не пожелай» (Исх.20:17). Также и всякий, кто желает чужую вещь похитить и присвоить, хотя самим де­лом и не похищает, есть похититель, ибо че­ловек волею грешит или не грешит. И такой человек, который желает чужого добра, уже волею похищает, хотя бы делом и не похищал, ибо в воле и произволении человеческом со­стоит грех. Когда хочет человек похитить чу­жое, уже похищает волею своею; хочет блудодействовать, уже будодействует; хочет убить человека, уже убил волею своею. А если в воле греха нет, то и в самом деле нет. Когда воля человеческая добрая, то и че­ловек добрый, а когда воля злая, то и человек злой. По воле своей каждый или зол, или добр. Итак, зол человек, волю злую имеющий, хотя бы внешних злых дел и не делал. В воле и сердце человеческом пребывает убийца, блуд­ник, вор и прочее зло. И чего в сердце нет, то­го и в самом деле нет. Надобно волю и сердце исправить, и тогда добрый будет человек. 11) Хищение — когда господин у раба и крестьянина, и властелин у подвластного ка­кой-либо вещи домогается и просит. Ибо под­властный с властелином спорить не может, и потому и нехотя отдает то, что он просит; при­нужден и нехотя дает, а не вольным изволени­ем. Правильно люди ученые научают: высшие, когда низших просят, повелевают. 12) Хищение и воровство — когда кто возьмет у кого деньги, или иную какую вещь на сохранение, или в заклад, и не отдаст, и сказывает, что или отдал, или не брал. 13) Хищение — когда кто возьмет что взаймы и не отдает заимодавцу ни этим, ни чем-то другим. 14) Хищение — когда кто возьмет у кого деньги или иное что на подаяние милостыни, и удержит у себя, или на иное что употребит. 15) Хищение — когда кто найдет потерян­ную вещь и не объявит об этом, но у себя удерживает. 16) К хищению относится лихва, или про­цент, а лютейшее хищение — когда с убогих берется, ибо так нагой обнажается и бессиль­ный в большее бессилие приводится, а тако­вому, по христианской любви, без возврата должно помогать. 17) К хищению относится, когда люди, притворяясь нищими и имея чем питаться, или притворяясь немощными, будучи здоро­выми, просят милостыню, дабы этим как не­мощным, а тем как скудным и не имеющим пропитания, люди подаянием милостыни по­могали. 18) Хищение — когда подводы хитро и без указной цены берутся. 19) Хищение — когда слуга не допускает до властелина приходящего человека без де­нег и с него за доклад домогается взять деньги. 20) Хищение — когда кто, не желая тру­диться, будучи здоров, дома обходит и чужой хлеб поедает. 21) Хищение — и то, когда богач богатство, от Бога ему данное, или держит взаперти, или расточает на непотребные расходы, а нищим не уделяет, как должно христианину. Ибо Бог дает богатство людям не ради них самих толь­ко, но и ради бедных и скудных людей. «Если кто, — говорит свт. Василий Великий, — пла­тье сдирает с его хозяина, нахальником и мо­шенником называется. Не одевающий нагого, будучи в состоянии это делать, не больший ли нахальник и мошенник? Хлеб алчущего — тот хлеб, который у тебя находится; одежда наго­го — та, которую ты хранишь в своей клети; босого обувь та, которая у тебя гниет; бедного серебро то, которое ты хранишь, закопав в землю. Вот сколько много людей ты обижа­ешь, когда, будучи в состоянии, не делаешь никакого вспомоществования» (Слово о ми­лостыне). Пусть рассуждают скупые и живу­щие в роскоши богачи, и внимают тому, что написано (см. Мф.25:41-46). 22) Видишь, сколько есть родов хищения. От них и прочие роды хищения познавай, ко­торых я здесь не коснулся. 23) Из этого видишь, сколько на свете во­ров и похитителей! 24) Если кто хочет от хищения сохранить­ся и как хищник на Суде Страшном не быть осужденным, тому должно себя исправить и внимать всеобщему правилу: чего не хочешь себе, того ближнему не твори; и чего хочешь себе, то ближнему делай (см. Деян.15:20, 29). Этому закон Божий и пророки святые, и От­цы наши блаженные, и учителя церковные научают. Спасайся.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь