Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Письмо 11 (Значение слов «единое на потребу»)
Братья мои и друзья! Зовете вы меня к себе. И я хотел было к вам приехать, но немощь моя, и расстояние дороги, и другие причины не допускают. Простите же, что остался дома. Желаю я вам, как и себе, спастись во Христе, ибо это «едино есть на потребу», по слову Господнему (Лк 10:42). Пусть мир мирское любит, пусть иные здесь ищут чести, иные славы, иные сокровищ, пусть иные о земном и вотчинах заботятся, и стараются оставить имена свои на землях; пусть иные созидают богатые дома, сады, галереи, пруды, украшают кареты и коней, и прочие принадлежности к утешению своему устраивают, но нам, о христиане, Христос наш предлагает «единое на потребу». Что же это такое? Вечное спасение, и велит его искать так, как «единого на потребу», ибо без него нет никакой пользы, хотя бы кто и все имел. И кто вечное спасение имеет, тот все имеет, хотя и все прочее потеряет. В нем заключается все, что только может быть желаемо. Без него и весь мир ничто, по слову Господнему: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26) Если мир весь ничто, то тем более богатство, хотя и великое, тем более честь и слава, хотя сильно гремит, ибо всякое богатство, всякая честь и слава — ничто против всего мира. Однако и мир весь ничто есть, если душа своего сокровища, спасения вечного, лишится. О, сколь дорого вечное спасение! Мир весь ничто против него. О, как беден тот христианин, который, оставив это неоцененное и всего мира дражайшее сокровище, ищет в мире этом обогатиться и прославиться! Беден таковой и слеп, и подобен тому, который, находясь на чужой стороне и собираясь скоро возвратиться в дом и отечество свое, начал бы там созидать богатые дома, сады, пруды и прочие недвижимые вещи заводить, — что все ему вскоре надо будет оставить, и без всего того в отечество возвратиться. Так, кто в мире этом живя, собирает, а не «в Бога богатеет», таковому Бог говорит: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12:20) Кому достанутся сундуки твои с деньгами? Кому дома твои? Кому кони, кареты, сады, галереи, пруды, земли, вотчины, платье многоценное и весь убор кому? Тебе гроб готовится один, и земли только на сажень, а куда слава и честь твоя приобретенная подевается? Кончится все, как и жизнь твоя. «Умирая, он ничего не возьмет с собой, и не сойдет с ним (в землю) слава его» (Пс.48:18). Зачем же то искать, что как ничто есть против спасения, и для чего за тем гоняться, что как тень от нас отходит? Пришельцы и странники мы на земле чужой. Отечество наше не здесь, о христиане! Зачем же сокровища собираем здесь так, будто бы во веки нам здесь жить? Почему напутствия к отечеству небесному не ищем, а гоняемся за тем, что нам закрывает путь к тому отечеству? Кто пожелает все богатство мира сего и славу иметь, а жизни лишиться? Что пользы в богатстве и славе без жизни? Ибо жизнь всего дороже. Если временная жизнь всего дороже, то тем более вечная, против которой и временная ничто есть и ради которой и временной жизни, когда нужда будет, щадить не должно. И если все оставляем, чтобы временной жизни не лишиться, как это бывает во время пожара и при нашествии врагов и прочих случаях, то тем более все оставить должно, чтобы вечной не лишиться. Недосуг тому заботиться о вечной жизни, кто старается прославиться и обогатиться на земле. «Ибо где сокровище его, там будет и сердце» его (Мф.6:21). Такое попечение есть терние, которое заглушает семя Слова Божия, «и оно бывает бесплодно» (Мф.13:22). Желающему получить вечную жизнь надо принять семя Слова Божия в сердце и плод сотворить. Потому надо исторгнуть терние от сердца, чтобы свободным было и удобным к восприятию семени Слова Божия. Надо сосуд опорожнить, чтобы другим наполнить, иначе одно с другим не поместится, — надо и сердце освободить от излишних житейских попечений, чтобы Слово Божие могло в нем поместиться. Надо выдворить из сердца любовь к богатству, чести, славе временной, если кто хочет в него допустить святое Божие Слово и плод сотворить, а иначе одно с другим не поместится. Исторгнем же, возлюбленный, тернии попечений о чести, славе и богатстве временном из сердец наших и дадим место в них Слову Божию, чтобы, вселившись в них, принесло плод свой, плод истинного покаяния, — чего Бог от нас хочет, и дело спасения нашего требует. К вечной жизни мы Богом позваны и в святом Крещении обновлены, ее одной усердно поищем, к которой позваны. Она, однажды найденная, никогда не потеряется, и потерянная никогда не отыщется. Честь, слава, богатство и весь мир оставляют нас, отсюда отходящих, а вечная жизнь, однажды найденная, всегда с нами будет. Зачем ищем богатство, которое от нас вскоре отойдет? Бог нам обещал блага, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор 2:9). И они вечно и неизменно с нами будут. Зачем ищем здесь чести и славы, которая, как дым, исчезает? Бог нам обещал вечную славу на небесах, с которой слава всех царей мира сего сравниться не может. Поищем же сего неоцененного и недвижимого сокровища. Оно «едино есть на потребу». Велико и неоцененно сие сокровище, ибо «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца», приобретена нам (1 Петр 1:18-19). Это сокровище мы потеряли было, но Христос нам Кровью Своею приобрел и подает истинно кающимся и верующим в Него. Поищем же истинным покаянием, которое плоды достойные включает. Покаемся же, дабы найти его. Ибо «грешнику сказал Бог: обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои» (Пс.49:21). Слушайте, грешники! Бог обличит нас и представит пред лицом нашим грехи наши, которые мы только ни творили, явно или тайно, словом или делом или помышлением. Покаемся же и загладим грехи наши слезами, чтобы не обличились грехи наши и чтобы не услышать кому-либо из нас: «Вот человек, и дела его!». Вот человек, который назывался христианином, но христианских дел не творил. Вот человек, который «имел вид благочестия, силы же его отрекался» (2 Тим 3:5). Вот человек, который «говорил, что знает Бога, а делами отрекался» от Него (Тит 1:16). Вот человек, который обещал при Крещении служить Богу и имя Христово на себе носил, но служил миру, греху! Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха», по слову Господнему (Ин 8:34). Вот человек, и дела его! О, как стыдно и страшно будет слышать обличение это! От кого? От Судии Бога. Кому? Христианину, который христианским именем назывался, но дела языческие творил. Ибо «низведет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный — часть чаши их» (Пс.10:6). Покаемся же, грешники, чтобы и нас не постигла сия участь. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Сотворим, любезные, добрые плоды покаяния, дабы и нас суд Божий, как бесплодных, не посек и в огонь не послал. Сотворим, дабы и нам не услышать от Судии Христа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть» (Мф.25:41-42). О, сколь страшно будет слышать глас сей! Страшно и отойти в огонь вечный, где «дым мучения грешников будет восходить во веки веков» (Откр.14:11); где «червь их не умирает, и огонь не угасает» (Ис.66:24; Мк.9:44), где «люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр.9:6). Бог ныне ожидает всякого на покаяние, не желая, чтобы кто погиб, ибо Он благ и человеколюбив. Слава Его непостижимому человеколюбию! Но грешник слепой, о том не помышляя, небрежет и старается в мире обогатиться и прославиться, а не покаяться и спастись, и так волю Божию исполнить. О человек! «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 2:4-5). Обратимся же, грешники, к Богу, пока ждет нас, послушаем Его, пока зовет нас. Оставим искать чести, славы и богатства, ибо все это отойдет от нас, и поищем того, что вовеки с нами будет. Ныне зовет нас Бог и обещает нам милости, но вот скоро позовет нас и будет судить нас. Ныне говорит: «Покайтесь», — а тогда скажет: «Отвечайте Мне!» Ныне говорит: «Приидите ко Мне», — а тогда скажет: «Отойдите от Меня!» Ныне кающихся и молящихся и ищущих милости у Него слушает, а тогда кающимся и молящимся ответит: «Не знаю вас» (Лк 13:27), поскольку тогда будет время суда и испытания, а не покаяния и молитвы. Покаемся же, дабы не услышать и нам: «Не знаю вас». Близок же день тот страшный, и нежданно придет. «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк 16:26-30). «День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес 5:2-3). В тот день «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр 3:10). Тогда неожиданно услышится вопль: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф.25:6). Тогда «от лица Его побежит небо и земля, и не найдется им места» (Откр.20:11). «И небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор, и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:14-17) Примечайте, сколь страшен будет день тот для грешников, которые ныне бесстрашно живут и не хотят каяться. Тот же Христос, Который ради грешников в смирении на земле пожил, тогда явится в Божественной славе; и Тот же, Который «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5), — за грехи и за беззакония будет судить непокаявшихся грешников. Христос за грехи наши, которые взял на Себя, так сильно и ужасно страдал, удовлетворяя за нас правде Божией, — как же сильно возгорится гнев Божий на грешников, а особенно на христиан, которые знали Христа, пришедшего в мир, и имя Его исповедовали, но не хотели Его слушаться и истинного творить покаяния, и так благодатью Его спастись, но обратились сердцем к суете мира, и заботились не о спасении душ своих, а о снискании чести, славы, богатства, и ходили по прихотям сердец своих, — изобразить того гнева Божия невозможно! Читайте вышеприведенные места из Святого Писания и рассуждайте! Обратимся же, христиане, от суеты и покаемся, дабы не познать на себе гнев Божий, но получить от Него и здесь и там милость. Напишем на мысли нашей Страшный Суд Христов, на котором всем нам явиться подобает. Страшно и стыдно виноватому стоять на суде человеческом, и слышать выговор от присутствующих людей, и осужденному быть по законам, и казнь терпеть; всякий того избегает. Насколько страшнее будет стоять на суде том страшном, где Ангелы и все люди, от создания мира пожившие, соберутся, и услышать выговор и осуждение от Бога пред всем светом, и осужденному быть на вечную казнь и мучение с дьяволом и ангелами его злыми. Боже, пощади нас, создание Твое! Истинно покаявшийся всего того бедствия избежит, чего я и вам и себе от сердца желаю. Да подвигнет всякого грешника благость Божия к покаянию. Рассуди, человек, чей ты, чье дело, чье создание и чей раб? Божия тварь и Божий раб ты: «руки Его сотворили тебя и создали» тебя (Пс.118). Почему же Создателя твоего не слушаешь и не почитаешь? От кого всякое добро на всякий день и час получаешь? От Бога. Хлеб, которым питаешься, питье, которое пьешь, одежда, которой одеваешься, огонь, которым согреваешься и на котором пища твоя варится, вода, которой омываешься и прохлаждаешься, дом, в котором отдыхаешь, свет, которым освещаешься, воздух, которым сохраняется жизнь твоя, скот, который служит тебе, имение, которым довольствуешься и прочее добро, которым пользуешься, — чье? Все Божие добро. Все это Бог тебе подает. Бог тебе Свое добро подает, а ты Его не почитаешь! Человека-благодетеля, например, отца своего, господина своего и властелина своего почитаешь и слушаешь, а Бога, высочайшего Благодетеля и Господа и Властелина и Отца своего, не хочешь почитать и слушать! Ибо Бог без страха Божия и истинного покаяния и творения заповедей Его истинно почитаться не может. Лицемеры те, которые устами только Бога почитают, к каковым Бог говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). Надо Бога не только устами, но и сердцем почитать, то есть бояться, любить Его и от усердия заповеди Его творить. Особенно должно подвигнуть нас к покаянию, послушанию Ему, любви к Нему и благодарению сердечному Его человеколюбие, то, что Он ради нас, грешных, отверженных, погибших, и Единородного «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32), чтобы благодатью Его мы спаслись. Сия великая Его и непостижимая любовь к нам да уцеломудрит нас, и от суеты мира обратит к Нему и к любви Его, и к сердечному благодарению и послушанию да поощрит. Без чего ничего угодного Ему сотворить не можем, что бы ни делали. Спасайтесь во Христе, и пусть кто-нибудь из вас, боящихся Бога, обо мне, грешном, помолится.
Письмо 12 (Размышлением над словами: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»)
Братия моя и друзья! Послушаем, что Христос Господь наш говорит нам: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31). Из этого следует, что чего не хочешь себе, человек, не твори того и другому человеку; и чего себе хочешь, то твори и другому. 1) Не хочешь, чтобы кто тебя обидел, оклеветал, осудил, обругал, обесчестил, прельстил, обманул, побил, уязвил, убил, ненавидел, злился на тебя, мстил тебе за обиду свою, на суд тебя влек, или иным каким образом, словом или делом тебе мстил, — не хочешь всего того себе. Не хочешь, чтобы кто ложе твое осквернил, имение твое похитил, украл, и что-нибудь твое без твоей воли взял бы и присвоил себе, не хочешь, — как хотеть себе зла? Не твори же, человек, и сам того никому, чего себе не хочешь, поскольку и он того себе не хочет, чего ты себе не хочешь. 2) Хочешь, чтобы кто в нужде твоей не оставил тебя, то есть голодного напитал, нагого одел, болящего и в темнице сидящего посетил и послужил, странствующего в дом свой ввел и упокоил, дома не имеющему тебе хижину построил, согрешившему простил и обиду твою стерпел, и прочее; хочешь всего того, — как не хотеть добра? Делай же и сам, человек, то другому, чего себе хочешь, поскольку и он того себе хочет. 3) Этому закон Божий, и пророки, и апостолы учат нас, по слову Господнему: «Ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). Ибо закон, и пророки, и апостолы учат нас уклоняться от зла и творить добро, как святые книги их свидетельствуют. К этому и святые отцы, пастыри и учителя церковные увещевают нас, как видим в книгах их. 4) Следовательно, кто обиду ближнему делает (как в первом пункте изображено), тот делает ему то, чего себе не хочет, и так самолюбием недугует и слепотствует, и не знает сам, что делает, и совесть свою наполняет грехами. И кто в нужде другому не помогает (как во втором пункте сказано), а может помочь, тот не делает того другому, чего себе хочет, и также самолюбец и слепой есть, и совесть свою обременяет, о чем на втором Христовом пришествии своей совестью обличится и безответен будет. Потому читаем, что Судией праведным Христом отсылаются в огонь те, которые братии Его меньшей, то есть христианам бедствующим, не сотворили милости (Мф.25:41, 45). Поэтому безответны будут богачи скупые, которые бедным людям от имения своего не помогают, а расточают имение свое на прихоти свои, на богатые строения, богатые столы и прочее, или в сундуках удерживают его, и хранят его, как сторожи; безответны те, которые в дом свой странствующих не пускают, и прочие, которые милости ближнему не делают, ибо все таковые не делают ближнему того, чего себе хотят. 5) Послушаем, христианине, пророков, апостолов, учителей церковных, особенно же Самого Христа Бога, через них нас поучающего и увещевающего; сотворим истинное покаяние и, «уклонившись от зла, будем творить добро» (Пс.33:15); начав же творить добро, до конца в том пребудем, дабы в том застала нас кончина, и так спасемся благодатью Христовой. Ибо начавший, но не до конца претерпевший, не спасется. «Претерпевший же до конца спасеется», по учению Христову (Мф.24:13). 6) Начавшим творить добро и творящим апостол говорит: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6:9). Время нынешнее — это время сеяния, а будет время жатвы, то есть время воскресения из мертвых. Тогда всякий, что ныне сеет, то и пожнет. Как земледелец какое семя сеет, такой и плод от него возросший пожинает; сеет ли рожь, или пшеницу, или овес, или иное что, такой и плод пожинает, — так и христианин, какие семена ныне сеет, то есть добрые дела или злые, такой и плод во время воскресения пожнет, как апостол говорит: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал 6:8); и в другом месте: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:23; Мф.25). Уклонимся же, возлюбленные, от плотских страстей, которые воюют на душу нашу, и сотворим «дела достойные покаяния», дела добрые, дабы пожинать плод в воскресение праведных. Тогда нам воздастся щедро от руки Господни (Лк 14:14). 7) Еще говорит апостол: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал 6:10). Что это значит: «доколе есть время?» Ответ. Нынешнее или настоящее время, пока в мире этом живем, удобно для делания добра, а не будущее, по смерти, ибо тогда будет время воздаяния. Кто что сделал здесь, живя в мире, добро или зло, с тем и явится на суде Христовом. Тогда «каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое», как учит апостол (2Кор 5:10). По смерти же делание добра престанет, но будет тогда воздаяние по делам всякому. Потому настоящее время уподобляется сеянию, а будущее — жатве (как в 6-м пункте упомянуто). Как земледельцы в приличное время сеют семена и потом в следующее приличное время собирают плоды, так и христианам в нынешнее, приличное к тому время, подобает сеять семена, то есть добрые дела, дабы в будущем веке пожинать плоды добрых дел — семян. Земледельцы сеют семена, но гораздо больший плод собирают благословением Божиим, как видим. Так благочестивые души делают добрые дела во имя Господне, но сторицею за те дела воздаяние, как плод изобильнейший, примут от руки Господней в будущей жизни. Земледельцы, собирая плоды посеянных семян, радуются, так христиане, ныне сеющие семена добрых дел, с радостью пожнут плоды благословенных трудов своих. Ленивые земледельцы и гуляки во время жатвы без плода остаются, потому что не трудились, не сеяли, но лежали или прогуливались во время посева, и потому в нищете и стыде остаются, и, видя других, братию свою, собирающих плоды и радующихся, печалятся и ругают себя. То же случится и с христианами, которые нынешнее время пропускают и не делают добра, но время это употребляют на гуляния, забавы, пиршества и прочие прихоти, и Богу неугодные, и себе вредные; постыдятся и они на втором Христовом пришествии, и, видя себя в крайней и вечной нищете, убожестве и бедствии, а прочих в вечном блаженстве, восплачутся горько и возрыдают, — возрыдают, видя себя нищими и убогими, хотя в мире этом были богатыми и славными. «Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная» (Прем.5:6-9). Уподобимся же, возлюбленные, земледельцам трудолюбивым и посеем, пока время имеем, семена добрых дел, дабы в будущей жизни с радостью и сторицею пожинать плоды, вовеки бесконечно пребывающие. 8) «Будем делать добро всем», — говорит апостол. Что значит это слово: «всем»? Ответ. Должно делать добро всем, добрым и злым, друзьям и врагам, родным и чужим, землякам и чужеземцам, — словом, всякому человеку, кто бы ни требовал от нас и просил чего, как Христос говорит: «Всякому просящему у тебя дай» (Лк 6:30). Будем же делать, христиане, добро всем, дабы быть истинными христианами, сынами света, сынами Отца нашего, Который на небесах, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), — к Которому каждый день молимся: «Отче наш, иже еси на небесех»; — и будем творить добро по силе нашей и возможности. Много имея, много подадим, а мало имея, и от того да уделим и подадим, как увещевает Товия (Тов 4:8), дабы и за малое и за великое сторицею принять от щедрого и богатого в милости Бога нашего. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы