Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 43 (Обличение веселящихся)



 

Друг мой и приятель! Слышно, что в неких городах жители, подражая тем местам, где гнев Божий пока­зался через моровую язву и поразил несколь­ко тысяч, собираются и гуляют попеременно то у того, то у другого. Делается ли это у вас, неизвестно. Послушайте же, так собирающи­еся и веселящиеся.

1) Если бы ты дал кому сто или сколько-нибудь денег, и приказал бы ему, дабы он и сам довольствовался этим, и бедных снабжал, а он все это или у себя удержал, или на свои только прихоти сорил, скажи, не было ли бы тебе и бедным, коих он должен снабжать тво­им добром, данным ему, обидно и досадно? Воистину и тебе, им была бы обида! Бог дает имение и богатство людям на то, дабы они и сами довольствовались им умерен­но, и бедных им снабжали. Но когда люди или удерживают его в сундуках, или на роскоши и прихоти расточают, то они подобное, или да­же намного большее, делают досаждение Богу и бедным обиду. Ибо все богачи — приставни­ки и приказчики Божии, а не хозяева. Бог один — Хозяин и Господин всякого добра и богатства, и кому хочет, дает его, и да­ет на общую пользу. Спрашиваешь ты с при­казчика о деньгах, ему данных, куда и на что он их издержал, спрашивает и с тебя Господь о данном тебе от Него богатстве, и за каждый рубль, на что ты его издержал, дашь ответ в день Суда Ему. Итак, готовь ответ Ему. Здесь речь о богатстве праведном. А не­праведное, которое неправдой и процентом собирается, проклятию подлежит, как и соби­рающий его, как законопреступник. Тому, кто хочет спастись, надобно такое богатство рас­точать праведно, как во зле собранное, и по­каяться, иначе как богатство, так и грех его удерживается, и чем более собирает так богат­ства, тем более собирает и греха и гнева Божия. Рассуждай об этом.

2) То ли ныне время, чтобы так веселиться нам? (Хотя-то и всегда христианам не такое приличествует веселие: «ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). То ли, говорю, ныне время, так веселиться? То война, то по­жары, то язва, то прочие находят напасти на нас, и смиряют нас. Но люди этого не чувст­вуют. Чем уже более смириться нам? Беды и на­пасти умножаются, но роскошь и грехи — бед и напастей причина — умножаются, а Бог Праведный более прогневляется. Что ж отсюда? Больших бед надобно ожидать, так, как и немощному, у которого немощь не исцеляет­ся, но более раздражается, большей болезни надобно ожидать, или как пожару, который не тушится, но раздувается, более надобно умно­жаться. Пред погибелью люди более и более бесятся. Господь говорит: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк 13:3). Страшно это слово, ибо истинно: «Накажи нас, Господи, но по правде Твоей, а не в гневе, чтобы не умалить нас» (Иер.10:24).

3) Братья наши от пуль, ядер и меча на войне падают, иные во всегдашнем страхе и печали находятся, а мы здесь безумно весе­лимся!.. Надобно было им помогать против врага, но мы вместо этого гуляниями, пьянст­вом и прочими грехами изостряем иноплеменнический меч на них, и так сами против себя воюем!.. О лютое время и лукавые дни! О слепота развращенных и нераскаянных сердец! В сие ли печальное и смутное время веселиться? О как усиливается грех и оскудевает благочес­тие! Эти люди поступают так, как те несмысленные корабельщики, у которых корабль разбивается, а они пляшут; или как те безум­ные граждане, у которых город горит, а они празднуют. Отечество стонет от бед и напас­тей; юноши становится все меньше; казна истощается от войны; старцы только и отроки остаются и младенцы; и до нас дело доходит; везде матери, отцы, жены, братья и друзья се­туют и плачут по своим павшим на брани и в опасности смерти находящимся, но сии одни гуляки веселятся, будто не сыны Отечества, и со врагами нашими радуются о бедах наших, окружающих нас!.. О роскошь, роскошь! Как ты ослепляешь, делаешь безумными и ожесточаешь людские сердца! Пора очувствоваться, чтобы вечно бесполезно не раскаиваться с нечестивыми, описанными в книге Премудрости Соломона (гл. 5)*

4) Сколько в таких собраниях и гуляниях соблазнов, грехов и беззаконий бывает, не­возможно исчислить. Сколько слов и дел там, столько грехов; сколько лиц, столько законо­преступников. Далеко отсюда отходит Бог и Ангелы Его святые. Там место дьяволу и ан­гелам его злым, которые радуются с радую­щимися и веселятся о погибели их. Посему погибель их не дремлет, если вскоре не очувст­вуются. Забыли они Бога и суд его праведный, «говорят, что знают Бога, а делами отрекают­ся» (Тит 1:16). Так веселился евангельский бо­гач, но, будучи в муках, кричит и возглашает: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в во­де и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламе­ни сем» (Лк 16:24). Так тот, который вином об­ливался, капли воды просит, но не получает и вовеки не получит. Надобно опасаться и ны­нешним богачам, которые каждый день весе­лятся, и закон Божий нарушают, и на нищих лазарей и смотреть не хотят.

Рассуждай об этих пунктах, и так сообщай веселящимся. А если запутался в сети их, рас­торгни их страхом Божия Суда, и беги от них, как Лот от Содома, чтобы с содомлянами не познать испытание вечного огня. Сообщи их и прочим, дабы познали грех свой так веселящиеся, и покаялись. А если не сообщишь, то грех тебе будет, поскольку сие писано не ради тебя одного, но ради всех. Здравствуй! Ваш доброжелатель Тихон. Января 20 дня, 1774 года.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь