Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 46 (Пастырское увещевание)



*Христиане! Суд Христов приближается и уже близко, и, как «тать ночью», нечаянно «при­дет день» тот (2 Петр 3:10), ив чем кого заста­нет, с тем тот и явится на Суде оном Страш­ном. Иного в блудодеянии застанет, и с тем явится; иного в убийстве, и с тем явится; ино­го в пьянстве застанет, и с тем явится; иного в злоречии, иного в клевете, иного во лжи, хит­рости и лицемерии застанет, иного в обиде и оскорблении ближнего застанет — и с тем каждый явится. Иных во время банкетов и пиршеств, иных в картежной игре, иных в операх и маскарадах застанет, и так явятся там. Иных в ссоре и брани, и так явятся там. Иных в мздоимстве и пагубных взятках заста­нет, и с тем явятся там. Иных в плясках, в тан­цах, играх и в прочих бесчинствах застанет, и с тем явятся там. Иных в иных беззакониях, и с тем явятся там.

Благочестивая и богобоязненная душа! Радуйся, ибо тебе вечное спасение приближа­ется. Ты станешь одесную Судии, Царя Не­бесного, и услышишь вожделеннейший глас: Придите, благословенные Отца Моего, на­следуйте царство, уготованное вам от созда­ния мира (Мф.25:34). Горе вышеназванным и прочим беззаконным христианам! Они будут праведным Судом Божиим казнены, будут посланы в вечный огонь и с дьяволом и анге­лами его будут мучимы во веки веков, более, нежели не знающие Бога, турки и идолопо­клонники.

Итак, молю вас, возлюбленные, молю вас тихостью и кротостью Христовою: пощадите души ваши и покайтесь, чтобы навечно не по­гибнуть. Бог еще ожидает нас, еще долготерпит. Блажен будет тот, кто истинно обратится и покается; окаянен будет, кто в ожесточении пребудет. Каяться, плакать и рыдать будет в тот час, но уже поздно и бесполезно, ибо с плачем и отойдет в вечную муку. Я сие пишу вам от христианской любви и сожаления. Примите краткое, но полезное увещание. Не смотрите на тех, которые уже явно безбожны, и законом Господним прене­брегают, так как не поучаются в нем. Итак, послушайте меня, спасения вам же­лающего, как и себе, а более послушайте Са­мого Христа, Который алчет и жаждет спасе­ния нашего, Который ради того и в мир при­шел, пострадал и умер, чтобы нас спасенны­ми видеть. Исполните же, возлюбленные, святое и спасительное хотение Христово, и спасения вечного, ценою Крови и смерти Христовой оцененного, не потеряйте. Возра­дуются о нас Ангелы Божии на небесах и свя­тые души, когда обратимся и будем каяться. Христос Господь с радостью примет нас и все нам отпустит согрешения наши. Итак, по­каемся и будем во всегдашнем приготовлении к встрече Христа Господа, Царя славы, гряду­щего судить живых и мертвых. Скоро «придет и не умедлит» (Евр.10:37) Судия всех. «Вот гря­ду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воз­дать каждому по делам его», — говорит Господь (Откр.22:12). Ему слава во веки веков. Аминь.

 

* К написанию этого пастырского «увещания», как называет его святитель, он был возбужден дошедшим до него слухом, что «некоторые из следовавших прежде его наставлениям, лишен­ные в последние годы его жизни (по его болезни) личной бесе­ды с ним, начали ослабевать в вере и оскудевать в добродетелях» (Записки Ивана Ефимова). Святитель пишет, лежа на одре бо­лезни, это послание, на которое мы можем смотреть, как на по­следнее.

 

ПИСЬМА

О злопамятстве

 

Высокородный господин, И. В-ч, мне о Христе брат любезнейший! Слышно, что у вас суд был с капитаном Ф. Л-ым, якобы он каким-то словом обесчестил вас, и сей Л-н уже давно умер. Слышно также, что покойный к вам посылал просить прощения, и вы, не простив его, ныне на сы­не его ищете бесчестия. Ежели то правда, прошу терпеливо послушать и по совету мое­му поступить. Знайте же, что памятозлобие — первая в человеке корысть дьяволу, и он ни о чем так не радуется, как о злобном сердце. Ибо памятозлобный человек от Бога в согрешении проще­ния не получает, поскольку сам не прощает. Так Христос научает в Евангелии: «Если не бу­дете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Как и молиться будете Богу: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:15, 12), если сами не оставляете? Брат наш такой же, как и мы. Он словом обесчестил нас, оскорбил, а мы — черви, земля, пепел (см. Пс.21:7; Сир 10:9), грязь смрадная — Бога, Создателя своего, Господа великого и страшного, Которого сами Силы Небесные ужасаются и трепещут, каждый день сколько раз прогневляем!.. Итак, какое мы надеемся получить от Бога прощения, ес­ли мы подобных себе не прощаем? Друг про­тив друга согрешаем, друг друга и прощать должны. Прочитайте притчу у евангелиста Матфея в 18-й главе: написанное в конце гла­вы страшно слышать таковым, которые дол­гов ближним не оставляют. Вот вы знаете и то, что и вы умрете, а ког­да — неизвестно, может быть, или сегодня, или завтра, а что если в сей злобе смерть за­станет? Л-н свое смирение показал и ваше бесчестие тем наградил, что просил у вас про­щения и тем у вас из долга вышел. Чего же вы более ищете теперь? На вас тот долг лежит, чтоб брату своему отпустить. Если же не оста­вите и в долгу сем умрете, на какую у Бога ми­лость надеетесь? А сын Л-н перед вами в чем виноват? Ес­ли бы вы искали долга денежного, то должно сыну за отца отвечать и платить, потому что отцовское имение осталось. А то отец обесче­стил, а на сыне бесчестие ищете, будто сын сообщник в бесчестии отцу был и научал от­ца, чего быть не может. Прошу покорно ос­тавьте, рассеките весь узел памятозлобия, простите брату согрешение, оставьте покой­ному долг, или более, свой долг с себя сложи­те и не останетесь в долгу до смерти, а с сы­ном его, как с невинным, помиритесь Бога ради. Поверьте, что все это происходит от беса, который людей приводит к вражде. Оплюйте же вы сего шепчущего лукавого духа, мысль мстительную влагающего, а послушайте Хри­ста, Спасителя нашего, Создателя мира, Ко­торый и о Своих распинателях Отцу Небес­ному молился, и нам то же делать повелел, говоря: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас» (Мф.5:44). Простите ближнему, да сами от Христа прощение получите; и на какое прощение на­деетесь, если сами не прощаете? Тот, на кого вы ныне обратили гнев свой, — сын умерше­го отца, — со смирением к вам придет и будет просить прощения. Если с ним помиритесь, будет ваша любовь до смерти поминаться, о вашем мире ваши друзья возрадуются, рабы ваши вас возлюбят, прочие соседи ублажат, сатана будет мучиться (ибо христианская лю­бовь сильно его мучает, как вражда увеселя­ет), Христу, Сыну Божию, любящему мир, это будет благоугодно, я, недостойный ваш пас­тырь, услышав, буду благодарен, и духом воз­радуюсь, и ваше милостивое имя в памяти за­пишу. Сделайте же сию милость, во-первых, себе, чтобы вам тем самым от Бога милость получить, потом брату своему, со смирением приходящему, чтобы успокоиться, и мне сде­лаете милость, ибо желание мое исполните. Бог Милостивый и Податель мира да умягчит и преклонит ваше сердце. Это вам по должности своей написал. Каждый искомую милость да получит! Вот вам посылаю пресвятой образ Спасателя моего и твоего: через сие имя молю вас. Сие имя Анге­лам дивно, апостолам, мученикам, святите­лям и преподобным любимо, нам, грешным, сладко, поскольку в нем нам только и надежда и упование. Оставьте памятозлобие, я вас про­шу еще раз об этом по своему долгу. И если это исполните, мне сделаете одолжение, потому что мне польза будет, когда вы примиритесь. Впрочем, так заключаю: сия моя худая и недостойная бумажка мне во свидетельство, вам во изобличение будет на Страшном Суде Христовом. А если вам кто противное этому посоветует, не слушайте его, ибо то от духа лу­кавого происходит. Прочитайте все Еванге­лие, и все сможете увидеть. До ответного письма остаюсь, Вашего высокоблагородия, моего милос­тивого государя покорный слуга, недостой­ный молитвенник, недостойнейший епископ Воронежский, Тихон. Декабря 4 дня, 1764 года. Воронеж.

Прошение молитв старца

 

Преподобнейшие отцы, отец строитель, и прочая о Христе братия! За писание ваше благодарствую. Что же изволите в письме мне приписывать, того я, ей, недостоин. А люди отчего предприняли меня хвалить пред вами, я не знаю, поскольку я им ничего достойного, что касается моего пастырского дела, не показал. А прошу о мне, недостойном, по христианской любви к обще­му нашему Милосердному Богу сотворить мо­литву, и ныне и по смерти моей да помилован буду Его благодатью. Вас же Тот же Отец ще­дрот да сохранит от всех козней вражьих.* Ваш слуга и брат, недостойнейший епископ Воронежский, Тихон. Апреля 14, 1765 года. Воронеж.

 

* Отец строитель, к которому обращается святитель Тихон в письмах II, IV и V, был известный в то время саровский старец о. Ефрем. По замечанию издателя книги, в которой в первый раз были напечатаны эти письма, иеромонаха Сергиевой Лав­ры, отца Авеля, «святитель задонский питал к старцу Ефрему столь искреннюю любовь и уважение, что вел с ним духовную переписку», уважая в нем искушенного в жизни подвижника. По преданию, этому старцу, отличавшемуся высокими душев­ными качествами, питавшему в голодный 1775 год ежедневно целые тысячи окрестного народа, суждено было вынести неза­служенно тяжкое шестнадцатилетнее заключение в крепости.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь