Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 35 (О познании себя и о покое)



 

Иван Михайлович!* Письмо твое я получил. За переписку тетрадей благодарю, и ответствую на это и пер­вое письмо. На это. По моему мнению, нет тебе луч­шего места, как Липовка. Там и особливая ке­лья для тебя готова, и уединенное место, при­годное для чтения, размышления, молитвы и сочинения умного всякого дела, словом, по науке нашей, место весьма выгодное. Там и мой племянник живет, можешь с ним временами тоску разгонять, и разговором с ним и себе доставлять пользу**. Quia qui docet, bis docetur***. А когда захочешь проехаться, то и в Ксизово можешь с детьми на сутки проехать­ся. Я бы, ей, там безвыходно жил: так мне ме­сто то нравится. Но люди, Potissimum inimici mei arripiunt causam calumnandi ibi viveyntem****, потому в монастыре себя заключил, и чуть ли никуда без крайней нужды не выйду. А если по причинам, известным тебе, там жить не нравится, то Никандру Алексеичу**** говорил я, и он тебе хотел в саду хижину сделать, ради покоя, в Ксизове. Впрочем, я даю совет, а ты поступай предусмотрительно.

На первое письмо ответ. 1) Познание себя и своего сердца бывает от Писания Святого и прочих христианских книг. Но более всего и действеннее приводит нас в познание себя самих искушение, кото­рое, как извне, через дьявола и злых людей, так и изнутри, через злые помыслы бывает. Искушение подобно лекарству, называемому рвотное, которое, принятое внутрь, извергает из желудка соки и пищу: так искушение пока­зывает, что внутри сердца нашего кроется. И это среди прочих причина того, ради чего по­пускает на нас Бог искушение: дабы мы по­знали, что в сердце нашем кроется. Часто мним о себе нечто, но искушение нашедшее показывает, что мы ничто. 2) Отсюда видим, что и истинного покоя нет в мире сем. В городе и среди людей жи­вем — соблазны и злые люди нас беспокоят; в пустыню и уединение вдаемся — тут большие и многочисленнейшие от сатаны и от помыс­лов беспокойства. Испытанному верь. И так мир сей, как море, всегда колеблет нас и вез­де беспокоит. 3) Если какой в мире сем покой есть, то он заключается только в чистой совести и терпе­нии. Это есть гавань нам, в море мира сего плавающим. Совесть чистая не боится, пото­му и человек покоен. Терпение движущееся и волнующееся сердце укрощает и усмиряет, и так человека поставляет в тишину. 4) Терпению без бед и искушений научить­ся невозможно, ибо терпение — это зла и бед терпение, а не добра и благополучия. Также и совести доброй иметь невозможно, пока чело­век истинно не покается, и не будет по прави­лу слова Божиего житие свое исправлять. 5) Совесть чистая и терпение истинное неразлучны. Совесть чистая хранит слово Божие, а терпение стоит против всего того, что противится Божиему слову, и хранит совесть, чтобы преступлением не замаралась, и так бы оно ее не беспокоило. 6) Истинный, всегдашний и безмятежный покой хранится для нас в вечной жизни, по­чему и называется в Писании «покоем» (Евр.4:11). Чего и себе и тебе желаю. Тихон беспокойный.

 

* Сведений об Иване Михайловиче, к которому пишет святи­тель, в предании не сохранилось. Из самого письма видно толь­ко, что Иван Михайлович трудился иногда над перепиской тет­радей, всего вероятнее, собственных сочинений святителя. Видно также, что он не лишен был классического образования и ученых стремлений, чем конечно и объясняется употребление в письме латинского языка, к которому, заметить надо, святи­тель почти никогда не прибегал в своих писаниях. Настоящее письмо было написано святителем, между прочим, в ответ на вопрос Ивана Михайловича относительно выбора места жи­тельства, которое «способно было бы к чтению, размышлению, молитве, и сочинению умного всякого дела». Как на такое, свя­титель указыает на Липовку. Липовка — село в 15-ти верстах от г. Задонска.

* *Там и мой племянник живетсын старшего брата святителя Тихона, Евфимия, бывшего дьяконом в Короцке, Филипп. Святитель, как видно, чувствовал себя особенно обязанным своему брату (См. Записки Чеботарева). Помня братнее добро, святитель сам в свою очередь, позаботился о детях своего брата. При отправлении своем в Воронежскую епархию, он взял с со­бой вышеупомянутого племянника, тогда еще 14-ти летнего мальчика, и воспитывал его в семинарии до самого философ­ского класса, далее которого в то время и не простиралось уче­ние в Воронежской семинарии. По удалении своем на покой, святитель продолжал следить за племянником, и, чтобы лучше приготовить его к предстоявшему ему служению, держал моло­дого человека некоторое время у себя в келии, и потом поселил его в Липовке. В настоящем письме святитель хочет, как видно, сблизить Ивана Михайловича со своим племянником, чтобы «пользовали они себе взаимно».

*** uia qui docet, bis docetur — кто учит, вдвойне учится.

**** Potissimum inimici mei arripiunt causam calumnandi ibi viveyntem — особенно враги мои в этом находят повод к клеве­те на меня, когда я там живу.

***** Никандр Алексееич — сын помещика вышепомянутого села Липовки и Ксизова, Бехтеев.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь