Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 31 (О покое и о познании себя)



 

Друг мой и брат во Христе! За письмо ваше, к нам присланное, благо­дарю, а на ваше отвечаю по силе моей.

1. Истинно ты признаешь, что нет ничего более приятного, чем спокойствие, это пер­вейшее на этом свете блаженство. Без покоя ничто не приятно нам. Познаем это во время брани, когда находит зло, страх и смущение всякое, как познаем, сколь великое добро — здоровье, когда отнимается здоровье. Но по­коя в сем веке найти невозможно. Море не­постоянно: то приходит, то отходит, и почти всегда волнуется, — так и жизнь наша. Ищет человек покоя и с места на место переходит ради него, но нигде его не обретает, так как ищет того, чего на этом свете нет. От молвы житейской удаляется в пустыню, но там боль­шие и более жестокие встречают нас искуше­ния от помыслов и нахождений бесовских; в городах и селах окружают нас соблазны, кото­рые всегда трогают и разжигают сердца наши. «Горе миру от соблазнов» (Мф.18:7)!

2. Христиане, хотя внешне и не обретают покоя, ибо всегда то внутренние, то внешние беспокоят их искушениями, однако же внут­ри могут и должны иметь покой всегда и на всяком месте. Совесть добрая, которая в злых делах, словах и помышлениях не обличается, и душа, все противное преодолевающая, и терпением себя укрепившая, в покое, как в тихой гавани стоит. Это наше в сем веке блаженство; сие есть превожделенное субботство, которое не толь­ко в один день седмицы, но и каждый день и час праздновать должны. Сей субботы Бог наш от нас требует. Пусть иудеи, враги Хрис­това Креста, празднуют свою субботу, а нам должно сей держаться субботы и хранить ее крепко. Плоть, мир и дьявол разорить ее в нас стараются, но нам должно ее всеми силами с Божией помощью защищать и сохранять. В сем субботстве вожделенном !правда и мир об­лобызаются» (Пс.84:11). Сего тебе и себе от сердца желаю.

3. Мы познать себя лучше не можем, как от искушения, изнутри и извне приключаю­щегося. Искушение наше нас нам показыва­ет, что мы есть и что внутри нас кроется. Ис­кушение, как лекарство рвотное открывает, чем болеет наша душа; как от ударения позна­ется звон в колоколе и крепок ли горшок, вновь сделанный, и каким воздухом мех на­дут, от сжимания познается, так и человек не познает себя, пока не будет различным обра­зом искушен. Многие нечто мечтают о себе прежде ис­кушения, но, искусившись познают, что они такое, и потом иного мнения держатся. И мне задумалось было уклониться от сего места, но, рассудив, остался и положился на Божий Промысл, признав, что лучше мне сие, чтобы себя познать. У нас пословица простая во всех: «искушен­ный все знает». Итак, нет лучшего средства познания себя, как искушение. Благодарение Богу, что Он посылает на нас искушения! Так Он приводит нас к познанию себя самих, а познать себя есть начало христианского бла­женства. Итак, чем более претерпишь иску­шение, тем более себя познаешь.

4. Второе средство, или даже первое, есть рассуждение о Святом Писании, которое представляет нам ветхого и нового человека с делами, да первого совлечемся, во второго об­лечемся (см. Кол 3:9-10). Все Святое Писание их двух представляет. Но здесь нужно искуше­ние, потому что открывает в нас живущего ветхого человека.

5. Третье средство — это размышление о Создателе и создании, о вечности и времени, о Христе и воплощении Его. Ради чего мы ро­дились и живем в мире сем? Не ради сего ве­ка, но ради будущего рождаемся в мир сей, ибо жизнь наша в мире этом не иное что, как непрестанное путешествие к будущему веку. Но этот путь — пространный или тесный. Пространный — к погибели, а тесный в жизнь вечную идет. Пространный потому называет­ся пространным, что люди, путники, идущие им, по своей воле живут, и что хотят, то и де­лают, а тесный называется тесным, так как люди, по нему идущие, волю свою воле Божией покоряют и пленяют, и он утеснен терпе­нием бед, скорбей и всяких противностей. На тесноту идет новый, но от тесноты от­влекает ветхий человек. Тут надлежит искать нового, чтобы укрепиться и не совратиться. И горе нам, что мы преклонны на зло, «плоть всегда хочет противного духу» (Гал.5:17). Боже, поставь и укрепи на сей спасительный, тес­ный, который влечет в вечное пространство, и влеки по нему за Собою, да наследуем по­кой!

6. От чего видим, что всякое и место, и время для познания себя удобно? Потому что во всякое время и на всяком месте встречает нас искушение, и всегда и везде можем о вышеписанном помышлять и размышлять.

7. Правду ты пишешь, что время дорого, и нет ничего его дороже. Все найти из потерян­ного можем, но времени потерянного отыс­кать невозможно, как слова сказанного не возвратить. И меня много это тревожит. Но постараемся хотя бы то, которое следует, не потерять, и потерянное наградить, чем на­граждается. Бог Своей благодатью да воспол­нит кающимся и молящимся. Боже, обрати ум наш к вечности!..

8. Вам по причине вышенаписанного нет более удобного места, чем место уединенное, куда вам советую переселиться и начать сна­чала святую Библию читать, с рассуждением о разных Божиих делах, которые она тебе пред­ставит, и всегда, и поутру, и ночью, в ней по­учаться, и «Арндта» прочитывать, а в прочие книги, как в гости, прогуливаться, и острить ум и волю во благое, и ждать призвания Божия, куда и когда вас Бог позовет, и так буде­те покойны.

 

Письмо 32 (Советы желающему обрести будущие блаженства)

Письмо твое я через твоего отца получил. Благодарствую, что меня помнишь. Помни же и то, что я тебе вкратце говорил. Приметил я твоего молодого сердца вос­хищение к будущему блаженству. Желаю, чтобы оно в твоем сердце действовало и плод показало. Путь к тому блаженству не тот, ко­торым нынешнего века христиане идут, но описанный в святом Евангелии, которое ты у себя имеешь. Читай его с почтением, внима­нием и молитвой, и оно тебе укажет, и, взяв за руку, поведет тебя к тому блаженству, только слушай его. Однако же и совет мой тебе пред­лагаю, внимай тому, что пишу.

1) Помни, что в Петербурге живешь, где столько видишь того, что от пути благочести­вых отводит, сколько ни выходишь из своей квартиры. Берегись же! 2) Помни: развращенных, как моровой яз­вы, берегись. Не скоро узнаешь язву, получен­ную от них, на себе, но она намного вреднее, нежели моровая язва. 3) Бога при всяком начинании, деле и сло­ве поминай. Он все дела, слова и помышле­ния наши примечает, и в книге Свой записы­вает, и воздает каждому по делам его. 4) Спать ложась и вставая от сна, молитвы не оставляй. 5) Пищу, и питие, и прочие блага с благо­словением и благодарением принимай, и не подражай тем, которые, как скоты поступают: едят, пьют Божие добро и не благодарят Бога. Таковые люди — заблудшие овцы, и идут, за­крыв глаза, в вечную погибель. 6) Чести не ищи, но если она тебе дается, и против твоей силы, принимай, и о ней не радуйся, но имей ее так, как скот носит наложенный на него мех, мех, говорю, наполнен­ный чем-нибудь. Будь в чести, как простой, но только делай то, что тебе честь твоя указы­вает и присяга. 7) Ласково со всяким обходись, но ласко­вое и сердце имей. Ибо ласковое обхождение без ласкового сердца есть лицемерие и лукав­ство. Его берегись! 8) Обиду и оскорбление прости и не поми­най, и за содеявшего их в тайне сердца твоего молись. 9) Смерть, как неизвестного звателя ко Господу, всегда поминай. Ибо не знаем, когда нас Господь наш к Себе позовет; а Он через смерть всякого к Себе зовет. Также Суд Бо­жий, муку и жизнь вечную ежедневно, а осо­бенно поутру и спать ложась, поминай. Это тебе не попустит развратиться. 10) Роскоши всякой в пище и платье, как яда берегись. 11) Уши затворяй от слухов, и глаза от то­го, чтобы видеть лица соблазнительные, как от страшилищ отвращай. 12) Береги язык свой, и ни о ком не гово­ри, кроме нужд. 13) Наконец помни всегда, что все здесь, в мире, оставим и пойдем нагими в оный свет. Краткое сие, но тебе полезное посылаю, и остаюсь, желая тебе милости Божией, Ваш доброжелатель, Тихон.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь