Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ П. БУРДЬЕ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.



Пьер Бурдье (1930-2002) àзакончил Высшую педагогическую школу, служил в армии в Алжире, вернулся во Францию, читал лекции К. А. Леви-Стросса, был ассистентом Р. Арона. Директор института культуры в Высшей практической исследовательской школе. В 1968 году – руководитель Центра европейской социологии + руководитель журнала «Ученые труды в социологических исследованиях»à заведующий кафедры социологии в Коллеж де Франс. На Бурдье повлиял Ж.-П. Сартр (значение акторов в социальной жизни), Леви-Стросс + Ф. де Соссюр à структурализм à в обеих тенденциях он видел ограниченность, пытался их объединить + влияние марксизма (акцент на практике и т. д.), но причина структурного марксизма + влияние Вебера, Дюргейма.

Основные работы: «Социология Алжира» (1961), «Начала» (1994), «Практический смысл», «Социология политики» (1993), «социология социального пространства», « Нищета мира» (1993), «Ремесло социолога» (1968), «Наука о науке и рефлективности» (2001) и др.

Ритцер с. 451

Главный стимул творчества Б. преодолеть противопоставления объективизма (социальные факты Дюркгейма, структурализм Соссюра, Леви-Стросса + структурный марксизм) и субъективизм (социальное конструирование, деятельность, роль социальных агентов и т. д.) Бурдье стремился вернуть в структурадизм социального агента à обращается к эгзистенционализму (Сартр, Шюц, Блумер, Гарфинкель), но эти направления игнорируют объективные структуры, концентрируются только на деятельности. Бурдье использует диалектическую взаимосвязь двух подходов à понятие практики (связь структуры и действия). Бурдье называл этот подход «Конструктивистским структурализмом», «Структуралистским конструктивизмом», «Генетическим структурализмом» à признает и существование структур в социальном мире + рассматривает схему восприятия, мысли и структура действия субъектов. Структура в социальном мире + рассматривает схему восприятия, мысли и структура действия субъектов. Но все-таки у Бурдье уклон в сторону структурации. Его, наряду с М. Фуко, называют постструктуралистом. Конструирование мира людьми стимулируется и сдерживается структурами. Попытки соединить объективизм и субъективизм à концепция габитуса (существует в умах авторов) и Поля (вне сознания авторов). Габитус (получается в результате продолжительного опята) – это ментальные когнитивные структуры, посредством которых люди действую в социальном мире. У людей есть схемы, через которые они воспринимают, понимают, оценивают мир à производят практики, воспринимают и оценивают их. Габитус – продукт категоризации структур социального мира. Он приобретается в результате длительного занятия определенного положения в социальном мире. Габитусы различаются в зависимости от позиции субъекта à у людей с аналогичными позициями сходные габитусы. Имеющийся в каждое конкретное время габитус создается на протяжении коллективной истории (индивидуальный габитус – индивидуальная история, но в контексте всей социальной истории). Люди могут иметь и несоответствующий габитус ( пример: человек, ведущий аграрный образ жизни, отправлен на Уолл-Стрит, ему будет трудно). Габитус порождает социальный мир и одновременно сам порождается им. Связующее звено между габитусом и социальным миром – практика. Через практику создается габитус + в результате практики создается социальный мир. Габитус не меняет мышление и выбор действий индивидов, он только «предлагает», что людям думать и какие поступки совершать à габитус дает людям жизненные альтернативы, люди руководствуются «логикой практики». Мы не осознает габитус, но он проявляется в наших действиях.

Поле – сеть отношений между объективными позициями (существует независимо от сознания и воли индивида). Мир – совокупность полей – многомерное пространство позиций. У каждого поля своя логика, своя степень значимости. Поле – арена борьбы à в нем используются различные виды капитала (экономический, культурный, социальный, символический). Главное поле – власти, политики à иерархия властных отношений в рамках политического поля структурируются все другие поля. Позиция агентов в поле à количество и относительный вес их капитала. Капитал обеспечивает контроль над собственной судьбой и судьбами других. Четыре вида капитала: экономический, культурный (знание), социальный (устойчивые социальные отношения между людьми), символический (почет, престиж, власть создавать и навязывать лигитивное видение социального мира). У агентов в поле разные стратегии, которые зависят от позиций. Чтобы сохранить, улучшить свое положение и навязать тот тип иерархии, который наиболее благоприятен для них. Государство – место борьбы за монополию над символическим насилием (навязать лигитивное видение социального мира через образование, язык, значение и т. д.). Таким образом мир – борьба между очень неравно вооруженными агентами + концентрация наиболее дефицитных благ и их собственников в определенных местах физического пространства.

Политическая власть – власть навязывать определенные видения деления à создавать группы и манипулировать объективные структуры общества à нужна власть, полученная от группы, нужно признание + доверие. История – овеществляется и инкорпорируется (приводится в действие). Виды капитала государства: символический, юридический (судья, чиновники), физического принуждения (армия, полиция), экономический (налоги), информационный. Позиция – реальное положение индивида в социальном пространстве; диспозиция, его представление о своем положении, схемы поведений, мышление и оценивание. Социальный мир еще и совокупность позиций и диспозиций.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь