Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ Н. ЛУМАНА



Ритцер.

Никлас Луман (1927-1998) – самый выдающийся теоретик систем, немец. Разработал социологический подход, объединяющий структурный функционализм Т. Парсонса с общей теорией систем + что-то из когнитивной биологии и кибернетики.

Два недостатка в подходе Парсонса:

  1. Нет места для самонаправленности (для Лумана способность общества обращаться к себе – центральное для понимания его как системы);
  2. Парсонс не признает случайность à Луман в своей теории принимает самонаправленность в качестве центральной характеристики и фокусируется на случайности, все могло бы быть иначе.

Основные работы: «Социальные системы» (1984), «Социология права» (1972), «Функция религии» (1977), «Любовь как страсть» (1982), «Общество общества» (1997).

Луман создает теорию системной референции социальных систем, Ключ к понимаю системы – различение системы и ее внешней среды. Система всегда менее сложна, чем внешняя среда. Основные положения теории:

Система:

Саморефлектная – самонаправленная, то есть она осуществляет рефлексивные процессы, направленные на саму себя.

Аутопоэзисная (самоорганизующаяся) – система создает базовые элементы, которые в свою очередь, составляют систему, она организует свои собственные границы и свои внутренние структуры, свои собственные границы она организует, различая то, что составляет система, и то, что относится к внешней среде.

Окружающий мир – это «все остальное», окружающий мир необходим, так как события в системе прекращаются каждый момент, а дальнейшие могут быть произведены лишь при помощи различия системы и окружающего мира. Итак, система проще, чем ее окружающая среда à упрощение = необходимость выбора, выбор подразумевает варианты, так как всегда можно сделать другой выбор, а случайность означает риск. Системы создают свои внутренние подсистемы, чтобы сложность окружающей среды их не поглотила.

Четыре характеристики аутопоэзисной системы:

  1. Создает базовые элементы, которые составляют систему (деньги в экономической системе);
  2. Самоорганизация (своих границ + своих внутренних структур);
  3. Самонаправленный характер;
  4. Замкнутость (между системой и ее внешней средой нет прямой связи).

Общество – это автопоэзисная система, так как удовлетворяет этим четырем характеристикам. Это социальная система включающая в себя все социальное. Базовый элемент общества – коммуникация, которая порождается обществом. Члены общества обращаются к нему при помощи коммуникации à все, что не коммуникация – внешняя среда общества (сюда входят и биологические, и психические системы). Индивид как организм и как сознание не часть общества à индивид не часть общества. Коммуникация – единство информации, сообщения и понимания. У психических и социальных систем – общее свойство – опора на значения. Элементы психической системы значений – концептуальные представления; элементы социальной системы значений – концепция. Основанная на концепции социальная система создает социальные структуры чтобы решить проблему двойной контингентности (возможности). В отношении каждого сообщения должно учитываться то, как оно принимается. Но способ получения будет зависеть от оценки отправителя получателем à замкнутый круг («самореферентный круг») à получатель зависит от отправителя, а отправитель от получателя.чем меньше нам известно об ожиданиях друг друга, тем более серьезна проблема двойной возможности. У каждого из нас – различный набор норм à нужна коммуникация, а так как в коммуникации существует проблема двойной возможности, мы разрабатываем набор норм à структура общества (законы нормы) порождают его элементы (коммуникации), а элементы создают структуру à система образует собственные элементы.

Социальная система прекращает существование если нет стратегии будущей коммуникации à необходимы структуры, позволяющие более расширить коммуникацию, связать с последующими.

Эволюция социальных систем: эволюция – процесс проб и ошибок à нет преднамеренной цели, идея прогресса не имеет смысла. Эволюция не процесс, а набор процессов. Незначительная вероятность возникновения некого явления. Эволюция трансформирует в высокую вероятность его сохранения. Эволюция возможна лишь благодаря случайности. Она использует преходящие, мимолетные условия- выстраивание невероятного временного порядка .

Три механизма (функции)

  1.  Варьирование – нестандартные проблема à разные решения, какие-то из них эффективные, какие-то – нет. Отбор (селекция) – выбор определенного решения, которое легче всего воспроизводить как устойчивую структуру.
  2. Рестабилизация – приспособление всех элементов системы к новому решению. Как только завершила фаза стабилизации, достигнута временная цепь эволюции. Возможной эволюцию делает дифференциация системы и внешнего мира à основное свойство современного общества à это репликация в пределах системы различия между системой и ее внешней средой.
  3. От-дифференциация – возникает различие между частной системой и окружающим миром. Таким образом, что с точки зрения частной системы остальная часть охватывающей системы теперь представляет собой окружающий мир. Система в самой себе умножается посредством все новых различений между системой и окружающим миром внутри системы à частные системы формируются как аутопоэтические замкнутые системы.

Внешний мир постоянно меняется, дифференциация помогает с этим справиться à возрастает сложность системы. à большое внутрисистемное разнообразие для реагирования на разнообразие среды – лучшая реакция à более быстрая эволюция.

Формы внутренней дифференциации:

1. сегментарная à деятельность системы на основе необходимости снова и снова выполнять одинаковые функции à равенство частных систем в общей à они друг для друга внешние миры à Уклад, при котором люди знают свое место (значение семьи, религии, стереотипов и т.д.);

2. центрально-периферийная à социальная сегментация и трансформация дифференциации à допускается неравенство à это империи – признана и значительна лишь небольшая часть населения à освобождение центров, в периферии сохраняется сегментарная дифференциация семейных хозяйств à сначала город + сельские периферии, потом внешние империи и остальной мир.

3. стратификационная à вершинная дифференциация в соответствии с уровнем, статусом в системе – это иерархия. У каждого уровня – специфическая функция, здесь ранги à знать (высший слой) и простой народ à пример: средневековая Европа à сословное общество (+ касты в Индии).

4. Функциональная à самая сложная дифференциация – характерна для современного общества. У каждого отдельного элемента – своя функция à совокупность взаимозависимости и независимости. Но повышается уязвимость à если функция выполняется плохо – система может разрушиться à от дифференциации политической системы – появляется государство; от дифференциации хозяйства – рынок; от дифференциации семьи – малые семьи à происхождение уже не играет значительной роли.

«Язык» функциональной системы – код – способ отделения элементов системы от элементов, которые системе не принадлежат à каждая система выполняет лишь собственную функцию, у каждой системы свой код.

Функциональная дифференциация – лишь форма современного общества, в нем сохраняется и сегментация и стратификация и центр – периферия.

Проблемы, порождаемые функциональной дифференциацией à функциональная система не в состоянии обеспечить того, что необходимо для общества в целом + система не может выбрать код, который умеет представить проблему адекватным образом + проблемы во внешней среде порождают слишком большой и, одновременно с этим, слишком малый резонанс о функциональных системах. Пример: экологический кризис промышленность не стремится снизить загрязнения воздуха и т. д.).

Луман задает вопрос – что есть общество? à общество – всеобъемлющая социальная система, включающая все прочие социетальные системы. Социальная система порождает коммуникацию; социетальная система – функциональная система в пределах системы общества à это мировое общество которому нет аналогов, оно всеобъемлюще. Его можно наблюдать только изнутри, то есть через функциональную систему общества. Но ни одна функциональная система не обладает «правильной» позицией для наблюдения общества à ни одна точка зрения не имеет главенства над любой другой à проблема безграничного разнообразия одинаково законных способов наблюдения общества. Но по Луману социологи способны делать выводы об отношениях между обществом и его самоописании à нужно наблюдать коммуникации общества, его семантику. Пример: морали, личности, права. Это часть социологического знания по Луману.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь