Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОДЕРНА И ПОЗДНЕГО МОДЕРНА: Ю. ХАБЕРМАС, Э. ГИДДЕНС, Ф. ФЕРРАРОТТИ.
Полякова с. 259 + по лекциям. Осмысление современности à общества конца 20 в. – нач. 21 в. в терминах постмодерна было подвергнуто серьезной критике + созданы теории современного общества, включающие их внутреннюю соотнесенность как с модерном, так и с постмодерном à диагноз – современность следует охарактеризовать как поздний радикализированный модерн. Строятся социологические теории модерна. Предлагаются теории что такое модерн. Три основные теории (+ теория Алена Турена): Юрген Хабермас. Модерн – становление капиталистического, индустриального, промышленного, демократического обществ + классовое неравенство à процесс рационализации общества à среди типов социального действия преобладает практический тип действия (формальное действие в науке, в технике) à происходит колонизация жизненного мира системой. Система (совокупность социальных институтов и структур) – труд, власть, стратегический (формальный) тип действия. Жизненный мир – семья, сфера привычности и публичности (коммуникация, культура, традиция); ориентация на понимание, взаимодействия через культуру, через апелляцию к ценностным нормативам общества – это коммуникативное действие. Прогресс – система колонизирует жизненный мир à рациональность проникает в семью, в сферу привычности и публичности à это зрелый модерн, это диагноз общества. Основные принципы общества модерна реализованы. Но это кризис – патология, так как рациональное действие предполагает эгоизм, инструментализм à взаимодействие людей искажается + технократизм à это инструментальный разум, это плохо à торжество системы над жизненным миром à необходима критика такого общества à необходимо возродить в нем коммуникативное действие. Франко Ферраротти. Главный стержень обществ модерна – наука à + капитализм, классовая структура, социальный конфликт à все это развивалось под влиянием Просвещения («Миф о неизбежном прогрессе») à идеология Просвещения à наука прогресса, главное – знания и наука, рационализация à экономические базовые ценности утрачены. Два основания к этим обстоятельствам: 1. Антитехнологические протесты (нужно вернуться к восстановлению цельного человека, отказ от технологий); 2. Технократическое мышление (общество не достаточно рационально, нужно убрать все иррациональное). По Ф. недостижимо ни 1 ни 2 à общество не способно контролировать господство технологического разума. Терциум дато à третье дано. – сердцевина между технологическим разумом и восстановлением деятельности человека à необходимо демократическое планирование и усилия народа. Таким образом, мы живем в рамках общества модерна, но он исчерпал себя, так как исчерпана идеология Просвещения. + про «дух времени» (см. 49 вопрос). Энтони Гидденс Его теория радикализированного модерна наиболее яркая. Он создает ее в противовес концепции постмодерна. См. работу «Последствия модерна» (1990). Капитализм и индустриализм – различные институциональные измерения модерна. Капитализм – отношения между человеческой собственностью и рабочей силой à формируется главная ось классовой системы + конкурирующие рынки, цены. Индустриализм – использование неживых источников материальной энергии в производстве благ, связанной с центральной ролью машинной технологии в производстве à регуляция организации производства + координации деятельности à он определяет и производство эпохи электронного машиностроения, и рабочее место, и передвижения, коммуникации, личную жизнь. Индустриальное капиталистическое общество – 1 из типов общества модерна à определяет его специфические институциональные черты: 1. капитализм и индустриализм, 2. экономика отделена от других сфер, особенно от политики; 3. признание частной собственности на средства производства; 4. автономия государства, опора на процесс накопления капитала, который оно не контролирует. Капиталистическое общество является обществом, т.к. оно – национальное государство à контроль над территорией + аппарат надзора (контроль над деятельностью населения, главным образом в политике) прямой (школы, тюрьмы и т.д.), но чаще косвенный, через контроль над информацией + контроль над средствами насилия (это есть только в обществах модерна). Таким образом, это 4 институциональных измерения общества модерна: - капитализм; - индустриализм; - развитый административный аппарат надзора; - контроль над средствами насилия. Комбинация этих четырех факторов делает невозможным сопротивление экспансии Запада. Феномен глобализации модерна à вопрос об отношениях между локальной вовлеченностью (отношения соприсутствия) и взаимодействием на расстоянии à в современную эпоху возрастает уровень пространственно-временного дистанцирования à растянуты отношения между межличностными и отдаленными социальными формами и событиями à это глобализация à это интенсификация повсеместных социальных отношений, которые связывают отдаленные районы таким образом, что локальные феномены формируются под влиянием событий, происходящих на огромном расстоянии от них, и наоборот. 4 составляющих глобализации: - мировая капиталистическая экономика, - система национальных государств, - мировой военный порядок, - международное разделение труда. 3 основные черты общества позднего модерна: 1) возросла скорость изменения и протекания всех процессов (особенно в технологии); 2) сфера изменения à различные районы мира социально и информационно втянуты во взаимодействие друг с другом; 3) символическая и экспертная природа современных институтов. Три основных источника динамизма модерна: Разрыв пространства и времени à отношения с отсутствующим «другим», удаленным от любого взаимодействия лицом к лицу à понятие локального уходит в прошлое; Механизм «высвобождения» à социальная деятельность больше не привязана к локальным контекстам, социальные отношения по всему объему пространства и времени à создание символических знаковых систем (средства обмена – деньги и т.д.) и экспертных систем (профессионалы, специалисты, их услугами мы пользуемся постоянно). Рефлексивное усвоение знания à использование элементов экспертного социального знания людей. Трансформация внутренней жизни индивида и его идентичности: человек выбирает свою идентичность среди множества альтернатив. Если в традиционном обществе последовательно создаются психовозрастные характеристики, то современный индивид использует все образы своего Я, так как социальный контекст постоянно меняется à множество рекомбинаций à человек постоянно корректирует свою идентичность. Мы являемся тем, что мы сами из себя создаем + существует многоэтапный жизненный цикл, верность самому себе (нравственная задача) + саморазвитие. Таким образом, главной чертой радикализированного модерна является рефлексивность. Но Г. видел за модерном постмодерн à постдицифитная экономика (глобальный порядок, ликвидация угрозы войны, создание системы планетарной экологической службы, специализированной эк. организации); политическое участие множества непрофессионалов в управлении обществом (разного рода общественные движения); демилитаризация мира, гуманизация технологии. Но будущее общества открыто, может быть и общество риска, контрфактичность нашей повседневной жизнью. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы