Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литературное направление, течение, школа. Общая характеристика.
В современном литературоведении термины «направление» и «течение» могут трактоваться по-разному. Иногда они употребляются как синонимы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм называют как течениями, так и направлениями), а иногда течение отождествляется с литературной школой или группировкой, а направление - с художественным методом или стилем (в этом случае направление вбирает в себя два или больше течений). Как правило, лит.направлением наз-ют группу писателей, сходных по типу худ.мышления. О существовании лит.направления можно говорить в том случае, если писатели осознают теоретические основы своей художественной деятельности, пропагандируют их в манифестах, программных выступлениях, статьях. Так, первой программной статьей футуристов стал манифест «Пощечина общественному вкусу». Группы писателей, особенно близких друг другу по своим эстетическим взглядам, образующиеся внутри какого-либо направления, принято называть лит.течением. Например в рамках символизма можно выделить два (по другой классификации три) течения: «старшие» символисты, «младшие символисты» и декаденты. Лит.направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм) Классицизм – худ.направление в европейском искусстве рубежа 17-18 – н.19 века, сформировался во Франции в конце 17 в. Осн.черты: высокая гражданская тематика; изображение не того, что есть, а того, что должно быть ;разделение высоких и низких жанров в форме строгих канон; культ разума; разделение героев на положительных и отрицательных (говорящие фамилии), столкновение личных интересов и гражданского долга. Сентиментализм – лит.направление второй половины 18в., пришедшее на смену классицизма. В России зародился в 1760-е (Радищев). Осн.черты: акцент смещается с общества на личность, частную жизнь; культ чувства; идеализация семейных отношений; повествование обычно от первого лица. Романтизм – худ.направление в европейской и американской культуре к.18-первой половины 19 в. Для него характерно: новое представление о творчестве; стремление создать мир идеальным; конфликт между мечтой и действительностью (принцип двоемирия); культ ребенка, детства. Два течения: § Революционный романтизм (прогрессивный). Рылеев. § Реакционный (консервативный) - Жуковский Реализм – худ.направление, воплотившее принципы, устремленные к худ.познанию человека и мира 19 века. Для реализма хар-но: изображение действительности, как она есть; глубокий анализ негативны сторон жизни; изображение типичных характеров в типических обстоятельствах. Модернизм – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве возникшее на рубеже 19-20 вв. Черты: максимально свободное и открытое самораскрытие авторов, их настойчивое стремление обновить худ.язык, усилить, сделать более объемным и утонченным впечатление от поэтического текста. Модернизм крайне неоднороден, он заявил о себе в ряде направлений и школ. Наиболее значимые направления русского модернизма: § Символизм – нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточенное в основном на худ.выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. (Мережсковский, Брюсов). Черты: единственное «оружие» познания мира – духовный опыт человека и творческая интуиция художника; двойственный мир: идеальный и материальный; постижение идеального мира с помощью символов. Три течения: § «старшие» символисты (Брюсов,) § Декаденты-индивидуалисты (Мережсковский) § «младшие» символисты (Блок, Белый) § Акмеизм – модернистское течение в русской поэзии 1910-х гг. (Ахматова, Гумилев) § Футуризм – одно из основных авангардистских направлений в европ.искусстве начала 20 века, получившее наибольшее развитие в Италии и России. Четыре течения: § «Гилея» - кубофутуристы (Маяковский, Хлебников) § «Ассоциация эгофутуристов» (Северянин) § «Медонизм поэзии» (Шершеневич) § «Центрифуга» (Пастернак) Постмодернизм - литературное направление, сложившееся в 60-70-ые гг. 20 в. Основывается на культивировании художественной цитаты, заимствованного сюжета, языкового упрощенчества, ориентируется на плебейский вкус.
Литературная школа — небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически — в статьях, манифестах, научных и публицистических высказываниях, оформленных как «уставы» и «правила». Нередко такое объединение литераторов имеет лидера, «главу школы» («щедринская школа», поэты «некрасовской школы»). 1. Биографическая школа в литературоведении. 2. Психологическая школа в литературоведении. 3. Филологическая школа в литературоведении. 4. Социологический школа в литературоведении. 5. Сравнительно-историческая школа в литературоведении. 6. Мифологическая школа в литературоведении. 7. Неомифологическая школа. 8. Культурно-историческая школа в литературоведении. 9. Формальная школа в литературоведении. 10. Марксиска-лениниская школа.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы