Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Разложение первобытного строя и закономерности возникновения государства.
1) Радикальные, бесповоротные изменения в состоянии первобытного строя происходят с переходом догосударственного общества от низшей к средней ступени варварства(появление родов). Этот переход был связан в восточном полушарии с приручением домашних животных, на Западе и в Америке – с появлением оросительного земледелия. Вместе со скотоводством развивается огородничество – «предвестник земледелия». 2) На средней ступени варварства впервые появляется ткацкий станок и начинается плавка метала (олово и медь; железо еще не научились). Средняя ступень варварства – это «бронзовый» век. Труд человека с переходом к скотоводству и земледелию стал давать ему больше продуктов, чем нужно было для поддержания его жизни. Возникла частная собственность и открылась возможность эксплуатации человека человеком – появилось рабство. Начинается разложение первобытного общества, появляется патриархальный род (причина – переход к скотоводству, мужчина приобретает главенствующее положение в семье как владелец стад, как скотовод и воин). Занятие домашним хозяйством теряет свое прежнее значение, а вместе с тем падает и то значение, которое имела прежде женщина. Однако общественная собственность и при патриархальном родовом строе остается основой производства. Земля признается собственностью племени и рода, отдельные участки ее передаются в пользование семей. Образование патриархальной семьи и возникновение частной собственности отцов семейств на имущество семьи создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась грозной силой, противостоящей роду. Но с появлением скотоводства происходит первое крупное общественное разделение труда: пастушеские племена выделяются из остальной массы людей. У пастушеских племен появляется не только достаточное количество пищи – молока, молочных продуктов, мяса, но и все возрастающие массы сырья – шкур животных, кожи, шерсти и т.д., и это создает возможность обмена. Первоначально обмен происходит между племенами и родами, а с возникновением индивидуальной собственности глав семей на скот возникает обмен между отдельными лицами. Общественное разделение труда и рост его производительности обусловливают возможность накопления и делают возможным возникновение имущественного неравенства и «возвышение» одного человека над другим. Таким образом, первое крупное общественное разделение труда повлекло за собой возникновение рабства и, следовательно, разделение общества на разные группы людей, касты и др. Общество разделилось на группы господ и рабов, на касту подневольных и управляющих другими, властвующих. Эти процессы разрушили первобытный строй и обусловили возникновение государства. 3) Высшая ступень варварства является уже в полной мере периодом разложения первобытного общества и перехода к цивилизации. В первобытном обществе создаются противоречия, приводящие к образованию государства. Начинается добыча и употребление железа, изобретается плавка железной руды, появляются железный меч, железный плуг, железный топор. Возникает второе крупное общественное разделение труда – ремесло отделяется от земледелия. Возникают города, окруженные каменными стенами, рвами и башнями, города – центры новой племенной жизни. Растет и крепнет производство для обмена – товарное производство. Появляются металлические деньги, которые пока еще не чеканятся, а обмениваются по весу. Все это влечет новое разделение общества на особые группы людей, элиты, классы: наряду с делением общества на свободных и рабов среди самих свободных появляется различие между богатыми и бедными. Земля перестает быть общинной собственностью и переходит постоянно в частную собственность отдельных семей. Переход от первобытного строя к более цивилизованному обществу сопровождается образованием территориальной, или сельской, общины, состав которой определяется уже не родственными отношениями (действительными или предполагаемыми), а расселением в одном месте, соседством. Возрастающая плотность населения вызывает образование союзов родственных племен. Во главе союза становится военачальник рода. Родовой строй приобретает характер военной демократии, так как война становится обычным явлением жизни. Войны усиливают власть верховного военачальника и военной аристократии. Родовое общественное устройство теряет свою почву, и его органы из средств родового самоуправления превращаются в орудия новой безжалостной власти. Богатство концентрируется в руках немногочисленной группы людей, наряду с этим все возрастает количество бедняков. Число невольников непомерно увеличивается. Первобытный строй оказывается совершенно бессильным перед лицом этих сдвигов. Торговая деятельность, отчуждение земель и перемена промысла создали подвижность населения. Роды и племена перемешались друг с другом; среди свободных граждан жили невольники, среди местных жителей – чужестранцы, в округе фратрии и племени селились чужаки, члены других фратрий и племен. Антагонизм богатых и бедных, конфликты свободных и невольников-рабов, эксцессы и др. влекут за собой разные столкновения в обществе, а порой открытую и непримиримую борьбу между людьми. Так, в результате указанных процессов из внутреннего развития первобытного общества возникает государство. Экономически господствующие группы людей при помощи государства становятся и политически господствующими группами людей. Признаки, характеризующие государство в его отличии от родовой организации: 1) это территориальное деление населения. 2) публичная власть 3)признак государственной казны
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы